Официальный сайт jetune 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Хочешь, я открою для тебя... музыку?..

Фото пользователя Наталья Станиславовна Матвеевская
Размещено: Наталья Станиславовна Матвеевская - вс, 10/06/2012 - 12:41

 

В наше стремительное время невозможно не чувствовать ветра перемен.

Мир шагает семимильными шагами вперёд к новым открытиям и свершениям. Поток новейших технологий захлестнул человеческую жизнь, требуя духовного, мыслительного, креативно-созидательного соответствия и дальнейшего продвижения. Не смогла остаться в стороне от этого процесса и современная педагогика.  

Началась эпоха культуры личности, которой мало энциклопедических знаний и вызубренных назубок урочных заданий. Она должна вырасти и жить в режиме развития и самоконструирования, исследования и работы на результат,  декларируя неравнодушие к своей судьбе и судьбе своего государства.

До сих пор многие даже очень хорошие учителя не могут осознать, чем плоха была старая добрая советская школа, чем она так провинилась перед обществом, что теперь требуется кардинальная перемена методических подходов, свежее наполнение дидактического банка и разработка новых  приёмов проведения уроков и внеурочных мероприятий.

Ответить на этот вопрос просто: всему своё время!

Время очень хороших уроков-лекций, замечательного, но авторитарного учителя, заполняющего собой учебное пространство, время воспроизведения слово в слово тем параграфа  закончилось. Настала пора партнёрских отношений, в которых один (более опытный) научит другого (менее опытного) глубоко исследовать научный вопрос, решить проблемную ситуацию, прийти к результату деятельности, и тем самым научиться продуктивно жить дальше. (Впрочем, хорошую лекцию никто не отменял, и она имеет право на существование). – Н.М.  

Вот она – наша глобальная методическая цель. Разве можно её сравнить с локальными целями и задачами каждого предмета, изучаемого в школе в прошлом?

Теперь наши главные задачи несут  НАДПРЕДМЕТНЫЙ характер – научить детей деятельности.  

Иначе мы рискуем остаться без новейших открытий, интересных идей и технологий, и как следствие – без какого-либо прогресса. Неужели это та судьба, которую каждый представляет себе перспективой для наших детей и государства? Конечно же, нет!

В российской школе работает много специалистов разных научно-предметных направлений, способных поднять нелёгкую, но архиважную задачу по образованию деятельной личности, обладающей рядом ключевых и специальных компетенций.

Среди них находится и творческая когорта учителей музыки. С одной стороны, специалисты обучения азам узкого направления мирового и отечественного искусства, с другой – оплот школьного духовно-нравственного воспитания, наряду с преподавателями литературы, мировой художественной культуры и изобразительного искусства.         

 

Прошло много лет с тех пор, как в 70-е годы предыдущего столетия пресловутое школьное «Пение» под руководством великого композитора,  педагога и просветителя Дмитрия Борисовича Кабалевского превратилось  в высоко-духовный интегративный предмет «Музыка», подкреплённый функциональным методическим банком, поставленный на научную и духовную основу. Учитель музыки стал вестником искусства, проводником светлых и добрых чувств, музой сотворчества на уроке. Это было событие, которого дожидались все учителя музыки. Шёл активный эксперимент, уроки Д.Б. Кабалевского и его соратников транслировались по телевидению, учебные учреждения массово и системно обучали тогдашних новых специалистов, которых уже ждали в школах. Метод музыкального обобщения стал основным в музыкальном воспитании школьников наравне с методами забегания вперед и возвращения к пройденному, методом эмоциональной драматургии и др.. Художественно-педагогическая концепция автора и пропагандиста программы уроков музыки в общеобразовательной школе утверждала необходимость создания музыкальной культуры детей как неотъемлемой части их общей и духовной культуры.

Мысль Антуана де Сент-Экзюпери, выраженная в словах «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» стала основополагающей для учителя на уроке музыки.

На протяжении последующего времени, чем дальше, тем больше, репертуар, техническое оснащение, методы и приёмы устаревали. Учебно-методический комплекс, созданный великим композитором и его учениками, ветшал и становился неконкурентоспособным и несовременным, но зёрна музыкально-педагогического творчества, посеянные в те, канувшие в лету времена, проросли.

На основе созданного были рождены новые замечательные программы учителей – практиков и их научных руководителей, а также лучших представителей научных школ, занимающихся подготовкой молодых специалистов для современной общеобразовательной школы и повышением квалификации состоявшихся учителей музыки: Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.,  Шмагиной Т.С.; Алеева В.В., Кичак Т.Н.; Усачевой В.О., Школяр Л.В.; и других.

На первой же страничке учебника УМК по предмету «Музыка» Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. написано посвящение «нашему Учителю Д.Б. Кабалевскому». А значит, задача современного учителя музыки –  не ломать мастерски сотворенное и апробированное, а совершенствовать методику преподавания предмета, пополнять свою методическую и дидактическую базу, постоянно учиться, «расти над собой», искать, формировать собственную креативность и вести к красивым личностным и культурологическим результатам своих любознательных учеников. Кроме того, как говорил  Д. Б. Кабалевский о профессиональных позициях предметника, ведущего курс музыкального искусства: «Любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен».

Скоростная насыщенная высокотехнологическая современная жизнь требует от современного учителя широких универсальных знаний и умений от общепедагогических до узкоспециализированных.

Так каким же должен быть учитель музыки XXI века? Какой психолого-педагогический инструментарий он обязан использовать в своей урочной и внеурочной работе? Какое методическое наполнение его деятельности культуросообразно нынешнему историческому моменту?

Вопросов много. Попробуем создать искомую модель.

Современный учитель музыки – это Человек и Профессионал, Гражданин и Патриот, Педагог и Музыкант, Просветитель и Учёный, Поэт и Композитор, Исполнитель и Слушатель, Психолог и Философ, Инициатор и Творец, Управленец и Подчинённый, Ученик и Учитель, Пользователь и Технолог, Исследователь и Проектировщик, Авторитет и Лидер.

Возможно, дойдя уже до середины списка, кто-то из читателей гневно нахмурит брови – не велика ли нагрузка, и не слишком ли идеальным выписан образ учителя!?.. Но не нужно торопиться!

Разве, идя на курсы повышения квалификации или получая дополнительное образование, мы не рассчитываем на встречу с интереснейшими энергичными людьми от науки или своими «продвинутыми» коллегами, разве не хотим услышать что-нибудь новое, увлекательное, методически и технологически отличное от того, что слышали уже много раз?! Разве не стремимся мы обогатить нашу жизнь событиями, которые заставляют нас остановиться, задуматься, переосмыслить свои позиции, пересмотреть планы, проанализировать результаты своей педагогической и человеческой деятельности? Разве сами мы любим тратить драгоценное время, с трудом выделенное нами на самосовершенствование, на контакт с посредственностями, полными равнодушия и  душевной пустоты и холода?

Но ведь наши дети хотят того же: общаться в школе с наставниками – универсалами, мастерами своего дела, людьми с большой буквы, которые приведут их к вершинам личностного успеха и научат любить учиться, проносить развитие через всю свою жизнь и прививать это качество своим детям. Только находясь рядом с человеком, поднявшим высоко духовно-нравственную планку можно вырасти самому, стать профессионалом, научившись у профессионала, ощутить себя творцом, будучи рядом с создателем, раскрыть талант, восхищаясь талантом своего учителя. И тогда наша школа превратится в креативное пространство, из которого будут выпускаться личности, готовые учиться, меняться, принимать решения в разных ситуациях вплоть до нестандартных, брать на себя ответственность за эти решения и понимать свою роль в общемировом пространстве.

Учитель музыки, как и любой другой предметник, кроме педагогических умений и навыков должен иметь специальную подготовку: владение музыкальным инструментом, мастерство вокалиста, обладание знаниями языка дирижёрского жеста, теоретическая подкованность сольфеджиста и музыкального литератора, практика чтеца и любознательного исследователя. Все узкие музыкальные специальности и прогрессивные педагогические технологии должны слиться в общее умение вести урок музыки в школе на современном уровне.

К сожалению, учительское понимание необходимости комплексности своих профессиональных качеств встречается не всегда, что снижает результативность музыкально-эстетической работы в школе на урочном и внеурочном уровне. Также непросто обстоит дело с непрерывным педагогическим образованием, курсовой подготовкой и постоянной мотивацией к этой необходимой деятельности.     

Давно кончилось время, когда люди, поступившие и окончившие вуз, были цветом нации и интеллектуальными героями, когда институтский диплом был не у всех и считался признаком хорошего академического образования на всю жизнь.

Термин «непрерывное образование» впервые применяется в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а позже принята резолюция, утвердившая непрерывное образование ключевым принципом для введения инноваций или реформ образования во всех странах мира. Непрерывное образование – долговременный и сложный процесс. Идея необходимости обучения «через всю жизнь» (lifewide learning) в настоящее время принята во всём мире и становится не частью образовательной системы, а основополагающим принципом образования.  

Первостепенными задачами современных системы образования в частности и общества в целом является формирование сознательного индивида, готового с постоянному внутреннему и внешнему обучению, изменению, самопознанию, саморазвитию, самопреобразовыванию и самосовершенствованию, воспитание исследовательской личности, умеющей генерировать идеи для будущего продвижения общества. Концепция непрерывного образования основана на провозглашении идеи образования человека как органичной неотъемлемой частицы его жизни независимо от возраста и имеет своей целью пополнение креативного потенциала личности.

Эти, на первый взгляд громкие и сложные слова, относятся в равной степени и к учителям, и к ученикам.

Когда-то Я. А. Коменский выдвинул теорию о «всеобщем воспитании» и погружении всех людей без исключения в контекст культуры («пампедия») для достижения всеобщей общественной гармонии, представив систему развития человека от рождения до смерти.

В своих педагогических сочинениях Д.И. Писарев писал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». 

Научить учиться ребёнка может умеющий и любящий учиться преподаватель, постоянно повышающий свой педагогический и музыкальный уровень.

Учитель музыки как человек творческий не может себе позволить не знать истории музыки и не уметь объяснить себе и детям новых тенденций в музыкальном мире, не интересоваться премьерами знаковых музыкальных постановок, не знать и не слушать лучших представителей вокального и инструментального творчества, не уметь отличить высокие образцы от массового музыкального творчества. Ему нужно научиться самому регулировать уровень   повышения  своей квалификации, наличия нужных для жизни компетенций, вырабатывания анализа как главного двигателя его личностного и профессионального совершенствования.

Кроме того, жизнь современного учителя музыки высокой квалификации просто невозможна в отрыве от информационного пространства.

Даже в самых далёких уголках нашей огромной страны, в самых маленьких и ещё недостаточно оборудованных сельских школах благодаря государственной программе появился интернет. А, значит, у каждого учителя музыки есть волшебная шкатулка с материалами для своих уроков: аудио и видеофайлами, фильмами-операми и балетами, мюзиклами, нотным материалом и портретными изображениями, презентациями, репродукциями шедевров изобразительного искусства. Нужно только одно – большое желание это использовать и научить детей искать, находить, систематизировать и, присваивая знания об искусстве, научиться его любить и передавать эту любовь последующим поколениям.

Последние исследования общемировых педагогических тенденций показали, что по сравнению с представителями других стран, наши ученики сильны в фундаментальных знаниях, но слабы в решении практических вопросов, нестандартных ситуаций, генерировании идей.

 В связи с этим стоит задуматься о глобальной реорганизации школьной методологии, том числе и применении продуктивных методов на уроке музыки. Для продвижения системы обучения в сторону прогресса актуально использование таких творческих методов и приёмов обучения и воспитания, как методы развивающего обучения, методы критического мышления, игровые методы, проектные методы и методы практического моделирования, исследовательские методы, и др. Данная  методологическая база хороша в работе не только с учениками, но и с педагогическим коллективом – как с молодыми, так и опытными специалистами.

Вход в проблемную ситуацию понуждает ученика, применяя различный жизненный опыт и логические принципы, при помощи команды, инициативно создавать новые познания.Ситуации, возникающие в процессе работы внутри интерактивного метода, помогают ребёнку сегодня решать практические образовательные вопросы, а завтра адаптироваться к взрослой профессиональной и семейной жизни. Кроме того, нельзя умалить важность коммуникационного опыта, приобретаемого на протяжении всего времени обучения в интерактивном поле.

Такие методы критического мышления как мозговой штурм, парная работа, двухчастный дневник, дебаты, «телеграфный» опрос позволяют организовать продвинутую современную обучающую среду. Графические методы  типа «Колесо идей», «Кластер», «Инсерт», «Синквейн» и другие связаны с развитием нелинейного типа мышления, задействуют оба полушария мозга и научают ребёнка выбирать, анализировать, детализировать, структурировать и резюмировать информацию, сопоставлять новый материал с ранее изученным, вырабатывать идеи и учиться исследовать проблемы.

Организатором и помощником обучающихся в активной творческой работе на уроке и во внеурочных условиях является учитель, координирующий творческий процесс, создающий эмоциональную поддержку, компетентно планирующий каждый урок как мини-открытие.       

Учитель музыки нового века должен уметь создать грамотную формирующую личность среду, содействующую обучению и изысканиям, активизирующую развитие творчества учеников, вырабатывающую общественные и коммуникативные качества, способствующую обмену взглядами и сведениями, прививающую привычку к постоянному обучению через всю жизнь.

Как известно, люди не любят эпоху перемен, но именно в это время можно сделать себя и своих учеников лучше, выше, духовней ради себя самих, ради будущих поколений и процветания своей страны.

 

От автора:

 

Поздравим друг друга – перед нами столько целей для выполнения, что не хватит целой жизни! Мы принадлежим профессии, которая требует, чтобы мы не просто учили, но и постоянно учились сами! А с учителями, которые много знают, умеют и многого хотят, и при этом профессиональны и человечны,  всегда будет здорово и интересно детям!

Откройте ученикам дверь в большую страну Музыку, научите понимать её, любить её, сопереживать ей и тогда из школьника вырастет Человек, умеющий понимать, любить и сопереживать в жизни людям!  

К вершинам творческих свершений! Вперёд, только вперёд!

 

 

                                                                                                                                           Наталья Матвеевская, учитель музыки ГБОУ ЦО № 1486, 

                                                                                                                                                                                                                          СВАО, г. Москва


Поиск

Loading

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн