Самостоятельные и служебные части речи
Цели урока:
1) Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи;
2) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;
3) Доказать значимость служебных частей речи.
Ход урока.
1.Орг. момент
- Здравствуйте, ребята!
2. Озвучивание темы урока. (1-2 слайд)
Сегодня наш урок посвящен теме: «Самостоятельные и служебные части речи». Для того чтобы узнать какие цели урока у нас стоят, мы поможем нам помочь двух ребят (выходят 2 ребенка)
Андрей:
- Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?
Вика:
-Нет, Андрей, ты очень сильно ошибаешься. Существует много различий самостоятельных частей речи от служебных. Но это так быстро не объяснишь. Ты должен внимательно послушать наш урок и тогда ты всё поймешь. А мы с ребятами тебе в этом поможем.
-Правда, ребята?
+ Да.
Учитель:
- Ребята, кто из вас после этого диалога сможет сказать цель урока?
+ Нам необходимо выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи и доказать значимость их.
(учитель озвучивает все цели урока)
- Ребята, какие разделы русского языка вы знаете?
- А какой раздел русского языка изучает части речи?
(Ответы детей)
Открываем тетради и записываем число, классную работу.
3. Работа в группах.
- Итак, мы с вами разделились на две группы. 1 группа будет работать там, где написано самостоятельные части речи, а 2 группа – служебные части речи. (3слайд)
1задание.
- Вам необходимо за 1 минуту написать все части речи и перечислить их функции.
-Ваше время истекло, перечисляем части речи и их функции. (4-5 слайды)
4. Работа с интерактивной доской. (6 слайд)
-Перед нами отрывок из сказки Ершова «Конек-горбунок».
2задание.
Вам нужно восстановить текст, добавляя служебные части речи.
(Дети зачитывают варианты ответов) (7 слайд)
- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (ответы детей)
- Правильно, без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно.
3 задание.
Из этого текста 1 группа выписывает себе в тетрадь все самостоятельные части речи, а 2 группа – служебные.
5. Дополнительный занимательный материал.
-Ребята, а вы знаете о частоте употребления служебных частей речи в русском языке?
Оказывается, по частоте употребления предлоги занимают 4 место, союзы 7 место, роль частиц тоже велика.
6. Работа по карточкам.
4 задание.
- Вам надо начертить таблицу и выполнить задание из карточки, т.е. распределить все слова по частям речи.
Карточка.
Чтобы, сад, прекрасный, он, всё-таки, над, хорошо, мочь, же, говорить, и, в, что, один, который, ещё, от, к ,у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, бы, с, наш, но, а, зато, кто-то,, очень, иной, уже.
(проверка самостоятельной работы)
7. Подведение итогов.
- Чем мы занимались на уроке?
-Надо ли вам это было?
-Какой раздел русского языка изучает части речи?
-Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
-Андрюша, ты теперь понял, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Повтори нам ещё раз.
8.Заключительная часть.
-У вас на столе лежит рука, вырезанная из бумаги. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок вам понравился, поставьте на ней +, если считаете, что информация бесполезна и урок не понравился -.
9. Д/з.
Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи» или «Какие отличия самостоятельных частей речи от служебных я знаю» (8слайд)
10. Выставление оценок за урок.
Спасибо всем за внимание. (9 слайд)
|