Submitted by Алла Александровна Сиденко on Sat, 09/06/2012 - 11:02
План-конспект урока в 5 классе
школа №283 СВАО г.Москвы
учитель: Хачатурова Наталия Генриховна
предмет: история Древнего мира
Тема: «Культура Древнего Египта».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей в объектах изучения.
Задачи урока.
1.Образовательная:
- четко различать понятия – пирамида, храм, гробница в подземелье,
папирус, иероглиф.
- формирование умения логически и полно выстраивать ответ;
- быстро и четко работать с таблицами соответствия.
2. Воспитательная:
- формирование собственного взгляда на события;
- научиться уважать чужое мнение;
- понимать, что наши знания о Древнем мире не так обширны, как
хотелось бы.
3. Развивающая.
- развивать устную речь, зрительное и слуховое восприятие;
- анализировать информацию и выделять главное;
- делать предположения и выводы на их основе, т.е. формировать
умения мыслить гипотетически.
Оборудование к уроку: карточки с выписанными основными поня-
тиями, таблицей соответствия, тестом, заданием «Найди ошибки в тексте»; компьютер; учебник В.И.Уколова, Л.П.Маринович «История Древнего мира» стр.58; мультимедийный проектор; презентация на основе «PowerPoint2».
Основные понятия:
План урока.
№
п/п
Этап урока
Время
(мин).
1
Организационный.
2
2
Актуализация знаний.
1
3
Изучение нового материала.
25
4
Первичное закрепление.
7
5
Дополнительная информация.
2
6
Подведение итогов урока.
2
7
Инфрмация о домашнем задании.
1
Здравствуйте!
Меня зовут Наталия Генриховна.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на север-восток Африки.
Слайд №1.Карта Египта вдоль реки Нил.
Это река Нил (самая протяженная река в мире), берущая начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю. Пять с половиной тысяч лет назад в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация – ровесница Древнего Шумера.
Поднимите руку, кто догадался в какую страну мы направляемся?
Молодец! Да, мы направляемся в Египет.
Слайд №2.Культура Древнего Египта.
Цель нашей экспедиции познакомиться с культурой Древнего Египта.
Слайд№3.Пирамиды.
Первая остановка. Пирамиды.
Из семи чудес света пирамиды – единственное сохранившееся до наших дней. Строили пирамиды на западном берегу Нила.
Как вы думаете почему?
Запад выбран не случайно:
египтянам казалось, что Солнце каждый вечер умирает, заходя горизонт.
Поэтому, запад они считали страной смерти. Египтяне верили в загробную жизнь и считали, что душа после смерти вновь вселяется в тело.
Слайд №4.
Чтобы тело не подвергалось тлению, его тщательно бальзамировали. Получалась мумия. Мумию клали в саркофаг – гроб, сделанный в виде человеческой фигуры, на лицо клали маску, повторяющую черты лица умершего, чтобы душа узнавала хозяина и хоронили в гробнице. Фараоны Древнего царства строили гробницы в виде пирамид.
Слайд №5.
В гробницу помещали предметы, которые могли понадобиться человеку в загробной жизни: оружие, украшения, мебель и прочее.
Чтобы пирамиды не разграбили, входы делали высоко над землей и маскировали их, также делали ложные ходы, ведущие в тупик, создавали колодцы в которые проваливались грабители.
Слайд №6.Пирамида Джосера.
Древнейшая из сохранившихся, ступенчатая пирамида Джосера, ее называли «матерью египетских пирамид», высота 60 м.
Слайд№7. Хеопс, Хефрен, Микерин.
Всего в Египте около 100 парамид.
Самые знаменитые из них – Хеопса …
Слайд №8.Сфинкс.
Покой Великих пирамид охраняет Сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека, в уборе фараона. Древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура, высечена из монолитной скалы.
К сожалению, великий страж не уберег пирамиды от разграбления. В связи с чем история понесла большие потери.
Узнав о нашей экспедиции, отряд российских космонавтов предоставил нам фото пирамид из космоса.
Слайд №9.Снимок пирамид и Сфинкса из космоса.
А теперь отдохнем. Сделаем привал. А пока мы отдыхаем, возьмите карточку «Привал №1».
Слайд №10.Отгадаем загадку.
Слайд №11.Храмы.
Архитектура Древнего Египта представлена не только пирамидами, но и храмами. Первый на нашем пути храм Гора в Эдфу. Пройдем в храм и послушаем рассказ.
Далее отправимся в Луксор.
Слайд №12.Храм Амона-Ра.
Самый знаменитый храм в Луксоре.
Начнем нашу экскурсию. Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму – два ряда сфинксов. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни в виде усеченных пирамид – пилоны. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. За воротами широкий двор, окруженный колоннами.
Слайд №13.Колонны.
Со двора виден крытый зал с рядами колонн. Эти сооружения вызывали благоговение и трепет.
Немного отдохнем. «Привал №2». Во время отдыха проверим не перепутали ли вы полученную информацию.
Слайд №14.Задание.
Слайд №15.Ответы.
Молодцы вы ответили правильно!
Слайд №16. Горобницы в скалах и подземельях.
Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды, они хоронили в гробницах вырубленных в скалах и подземельях.
Слайд №17.Изобразительное искусство.
Вы увидели яркие и хорошо сохранившиеся рисунки, и большое количество надписей в гробнице Нефертити. Искусные художники создавали эти произведения. Египтяне верили, что это изображения оживут и умершие будут вечно наслаждаться видами Египта и пользоваться всем, что изображено на стенах. Вельможи, военачальники и жрецы.
Благодаря росписям мы узнали очень многое о жизни древних египтян.
Эти изображения словно летопись Древнего Египта, красочно и довольно детально рассказывают нам о прошлом.
Слайд №18.Музыка и театр.
Изображенные музыкальные инструменты и танцовщики подсказывают нам о существовании в Древнем Египте музыки, танцев и театра. Актерами в театрах были жрецы и даже фараоны.
Слайд №19.Каирский музей.
Посмотрим сокровища гробницы 19 летнего фараона Тутанхамона. Эта гробница единственная дошла до нашего времени не разграбленной.
Слайд №20. Каирский музей. Сокровища Тутанхамона.
Слайд №21. Каирский музей. Сокровища Тутанхамона.
Слайд №22. Письменность.
Об истории Древнего Египта мы узнаем не только по сохранившимся пирамидам, храмам, гробницам. Историю Египта помогают изучать древние рукописи мудрецов и записи писцов. Знаний у египтян накапливалось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать другим. Это привело к изобретению письма.
В основу египетского письма легли иероглифы, которых было более 700.
«Иероглиф» означает священное письмо, священный знак.
Как вы думаете, кому легче учиться, вам или ученикам в Древнем Египте?
Писали египтяне на папирусе, т.к. бумаги еще не было.
Рассказ о папирусе, свитке и письменных принадлежностях и школе.
Слайд №23. Медицина.
Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчеты для строительных работ нужны были математические знания. Египтяне уже знали четыре арифметических действия, заложили основы алгебры и геометрии. Изучали астрономию, создали календарь похожий на современный. Изобрели водяные часы. Медицина.
Мы познакомились с великой культурой древнего мира, осталось познакомиться с самими создателями.
Слайды № 24, 25,26,27. Египтяне.
Отправляемся домой. Узнав, что мы побывали в увлекательном путешествии к нам подошел хвастунишка, который решил блеснуть своими познаниями.