Слово «относится к действительности, отражает её и выражает своё значение не само по себе, а лишь через всю систему значений, образующих семантический строй языка»,- писал В. В. Виноградов. Изучая раздел «Лексика» учащиеся должны получить представление о системности лексики, её открытом характере, обусловленном связью языка с жизнью человеческого общества.
Словарно-семантическая работа предполагает усвоение учащимися таких понятий, как «системные отношения». От этого зависит обогащение словарного запаса, развитие речи и мышления школьника. Дети должны усвоить, что слова – это элемент лексической системы. Знание системных отношений помогает ученикам раскрыть лексические значения многозначного слова в полном объёме.
Действия со словом выполняются в два этапа:
1). Разграничение различных значений многозначного слова ( на синтаксической основе: через словосочетание, предложение). Эти значения дают лишь общее представление о слове.
2). Семантизация разных значений этого слова через логическое толкование, через комбинацию с другими способами. Опора должна идти на примеры из текстов, из стихотворений, иллюстрирующих разные значения слова. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Необходимо каждое слово провести через сознание несколько раз в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и память, и сознание.
Изучение лексики реализуется при рассмотрении следующих тем:
- Общеупотребительные и профессиональные слова.
- выписывание из словаря общеупотребительных однокоренных и разнокоренных слов;
- для объяснения словообразовательной роли приставок В-, ВНЕ-, НАД-, подбор примеров, обоснование использования разнокоренных слов для этой цели;
- растолкование значения слов при помощи однокоренных
- Слова исконно русские и заимствованные.
- доказательство того, что корень обнаруживает иноязычное значение и происхождение слова;
- доказательство того, что многие слова, похожие по звучанию не являются однокоренными ( например, слова «такт» и «тактика», «фанатизм» и «фантазия» - не родственные, слова «космодром», «космос», «космодром» - однокоренные )
- Многозначные и однозначные слова.
- определение значений слов, подбор к ним синонимов, антонимов;
- раскрытие лексического значения несколькими способами;
- подбор слов, более уместных в данном контексте;
- замена повторяющихся слов близкими по смыслу;
- составление тематических словариков синонимов, антонимов;
- словообразовательные анализы.
- Неологизмы, устаревшие слова.
- доказательство того, что значения неологизмов раскрываются на основе опоры на составляющие их значимые части ( например, автодоилка, непроливайка, партнёрство, предвечерье, вклейка, выкройка…);
- определение способа образования неологизмов.
Изучение лексики с учётом взаимоконтактов и словообразования даёт возможность убедиться в связи языка с явлениями внешнего мира, установить пути освоения заимствований в русском языке а также отметить факт постоянного пополнения словарного состава русского языка.
|