Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Мастер и Маргарита" как "роман-лабиринт" со сложной философской проблематикой

Фото пользователя Татьяна Александровна Бардина
Submitted by Татьяна Александровна Бардина on Fri, 08/06/2012 - 11:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панфилова Валентина Вениаминовна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы  МБОУ Гимназия №1 города Балаково 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Проектная деятельность учащихся способствует глубокому изучению художественного произведения, выходу на более высокий уровень его анализа. Вашему вниманию и использованию предлагается презентация учащихся как итог проектной деятельности по роману М.А. Булгакова &quot;Мастер и Маргарита&quot;. Руководитель - учитель МБОУ Гимназия №1 г. Балаково Панфилова В.В.<span style="display: none;">&nbsp;</span></p>

2 слайд

Главный, последний, “закатный” роман Булгакова — “Черный маг”, “Копытo инженера”, “Консультант с копытом”, “Великий канцлер”, “Князь тьмы”, ставший в итоге “Мастером и Маргаритой”, — писался тринадцать лет, ждал публикации двадцать шесть, читается уже почти полвека.

3 слайд

“Мастер и Маргарита” — роман - лабиринт. Скорее даже — три романа, три лабиринта, временами пересекающиеся, но достаточно автономные. Действие романа охватывает время от античности до начала XX столетия. Оно разворачивается на огромном пространстве — от древней Иудеи, минуя европейские скалистые вершины, до Москвы. Читая книгу Булгакова, мы долго идём к конечному смыслу, протягивая ариаднину нить, чтобы не заблудиться, все время сопоставляя его образы. Вот тащат на крест Голгофы бродягу, а вот Воланд творит зрелище сценических переодеваний. Вот идет представление в московском театре "Варьете". И вдруг мы вместе с черными всадниками мчимся по воздуху! А чего стоят чудеса в ресторане МАССОЛИТА, в подвале, в квартире Лиходеева?! Так что, как говорил Шекспир, "весь мир — театр".

Но все-таки можно выделить три плана этого произведения: исторический, реальный и фантастический. Они примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.

4 слайд

С первым планом связана история Понтия Пилата и Иешуа. Рассказывая о том, что произошло две тысячи лет тому назад, развертывая действие среди пейзажей древней Иудеи, Булгаков как бы вводит читателя в живое тело Истории. Пилат, грозный властитель, наместник могучего Рима, прокуратор Иудеи, — человек, наделенной огромной властью. Иешуа уверен, что "рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины". Возникает спор о том, что же есть жизнь, вера в добро, истина. Иешуа — прообраз Иисуса Христа, пришедшего возвестить миру высокие истины, научить добру и милосердию. Не случайно вся эта историческая часть романа возникает тогда, когда Воланд прошептал Бездомному и Берлиозу, что "Иисус существовал". У булгаковского пророка, как и у Христа, есть свои ученики и последователи, например, Левий Матвей. Следуя за сюжетом романа, мы оказываемся свидетелями Голгофы. Тут начинает свой новый отсчет времени сама История.

Сильной стороной романа является тема бессмертия. На каменной вершине две тысячи лет сидит в своем каменном кресле Понтий Пилат, обреченный на бесконечную мучительную жизнь в лунном свете и тягостную славу за низменность своего поступка — трусливую казнь пророка. Напротив, жизнь Иешуа прерывается на двадцать седьмом году, но в памяти людской живет возвышенность его мысли, мечты и смерти. Он обретает подлинное бессмертие.

5 слайд

Самой увлекательной темой романа, безусловно, является история любви Мастера и Маргариты. “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” Так начинает писатель главу “Маргарита”. Здесь трудно что-либо добавить и прокомментировать.

Фигура Мастера в романе озарена светом возвышенного, ей свойственна жажда познания, поиск истины. Мастер ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным, и проникает в толщи истории, чтобы разобраться в вечном. Он ведом Сатаной и влюбляется в Маргариту.

Мастер близок и самому Булгакову (не зря его имя Мастер пишется с большой буквы). Он весь живет во власти творчества, его занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается. Не случайно судьба его в романе становится трагической. Мастер сжигает свою рукопись. Он отрекается от своего творения, от любви, от самого себя. Лишь после того как он услышал от мессира фразу “Рукописи не горят”, он понял, что за свои произведения надо бороться, что настоящее искусство не исчезнет бесследно. Главное — надеяться и верить.

Маргарита является сильной натурой в отличие от Мастера. Она — носительница поэтической и вдохновенной любви. И чем более непривлекательным, "скучным, кривым" является переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, "вспыхнувшее молнией". Маргарита способна и на преданность, и на подвиг верности. Кроме того, она способна бороться за своего Мастера. И вот эта женщина-птица продаёт свою душу дьяволу и спасает своего возлюбленного. Любовь служит ей опорой в таком решении. Вместе с со своим Мастером — под раскаты грозы, которые являются признаком космической катастрофы, — Маргарита переходит в мир иной.

6 слайд

В центре фантастического плана — фигура Воланда. Образ Воланда является ключом к философии романа Булгакова. Недаром рукопись романа называлась самим автором романом о дьяволе.

Воланд появляется в первой главе книги и уходит в вечность вместе с главными героями в самом ее конце. Это настоящий Князь Тьмы, Сатана, он никогда и ни в чем не терпит поражения, он всесилен. Недаром его называют также Князем Мира Сего. У Воланда широкие полномочия: он вершит судьбы, решает вопросы жизни и смерти... По его воле совершается ряд мелких апокалипсисов. Именно он стоит во главе той силы, которая осуществляет мотив возмездия — суда. А этот мотив является главным мотивом всего произведения.

Знаменательна глава “Бал у Сатаны”. На бал съезжаются убийцы и палачи, висельники, отравительницы. Все они — лишь посредники между злом и людьми. Это чиновники, служащие “темной канцелярии”, имеющие право на искушение человека злом. Но выбор всегда за человеком! И это один из важнейших выводов романа. Но, к сожалению, чаще всего человек поддается на соблазны. Воланд осуществляет одну большую компрометацию Москвы. Он искушает советских “новых” людей деньгами и ширпотребом на сеансе черной магии. Он показывает, что зло лишь спит в людях. Свита Воланда (Коровьев, Азазелло и кот Бегемот) разоблачает всех и вся.

Таким образом, функции Воланда не ограничиваются обычным “репертуаром” чертей и темной силы. Покарав зло, весь этот мир убогого московского быта, Воланд и его свита взмывают вверх над "грустной вечерней землей" и устремляются в небеса.

7 слайд

Три мира романа «Мастер и Маргарита» соответствуют трём рядам персонажей, причём представители различных миров формируют своеобразные триады. Лишь три персонажа не входят в состав триад: Иешуа Га-Ноцри, Мастер и Маргарита. Иешуа и безымянный Мастер образуют диаду, то есть пару, потому что и учение Иешуа, и роман Мастера – это своеобразные нравственные и художественные центры произведения. Маргарита занимает уникальное положение, что подчёркивается неповторимостью её любви к Мастеру. Образ Маргариты олицетворяет милосердие. Он выполняет роль монады – основной структурообразующей единицы бытия в романе, ибо Булгаков призывает положить в основу человеческих отношений милосердие и любовь.

8 слайд

В основе романа лежат три понятия: всепрощение, милосердие и справедливость. Всепрощение – полное прощение всего и всех. Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания и человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Справедливость – беспристрастное действие в соответствии с истиной; соответствие человеческих отношений, законов и порядков морально-этическим и правовым нормам. В романе Булгакова, как и в романе Мастера, милосердие выше отмщения. Все три эти определения образуют одно общее понятие – истина. Справедливость – 1-я ступень истины, милосердие – высшая.

9 слайд

Тема совести – одна и центральных тем в романе. Совесть – внутренний компас человека. Совесть – возможность внутреннего очищения и искупления вины. Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, Булгаков ставит вопрос о нравственной ответственности человека за свои проступки. Самой большой порок – трусость, а главная нравственная опора – совесть.

10 слайд

Итак, перед нами вырисовывается главная тема романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — тема нравственного выбора. Здесь человек свободен, ибо выбор всегда за ним. Мастер и Маргарита выбрали свой путь: они покинули этот бренный мир и обрели вечный покой. Но главная мысль Михаила Булгакова заключается в том, что сделать правильный выбор невозможно без веры. Поэтому нам решать, с кем мы? Добро и Зло, Тьма и Свет — вот те вечные сакральные темы, к которым подступился Михаил Булгаков в своей последней и главной книге.

Прикрепленный файл Size
Мастер и Маргарита (конкурс).pptx 1.74 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн