… Наступило воскресенье. В этот день даже сказочные весёлые человечки отправляются на прогулку.
Накануне они договорились сходить в кино.
- Вот тебе деньги, малыш,- сказал папа Карло, провожая Буратино. Желаю вам хорошо провести время. Я слышал, что в кинотеатре показывают поучительный фильм. И пожалуйста, будь осторожен!
Весело распевая, Буратино зашагал по улице.
- Буратино! Эй, Буратино. На дорогу выёхал мастер Самоделкин на автомобиле какой-то удивительной конструкции.
- Вот это да! – воскликнул Буратино и побежал навстречу Самоделкину.
Но Самоделкин давно проехал мимо.
- Придётся догонять.
Не разбирая дороги, Буратино бежал и бежал. Уже далеко позади остались городские улицы.
Стуча по булыжнику деревянными башмаками, Буратино мчался по дороге.
- Догоню! Я же непременно его догоню.
Но вдруг дорогу ему перегородили Винтик со Шпунтиком.
- Ты куда так торопишься?
- Братцы, помогите мне, пожалуйста, найти Самоделкина.
- Конечно, поможем.
Они привели Буратино на самую оживлённую улицу.
- Мастера Самоделкина ищи на улице Юных техников.
Но когда Буратино прибежал на улицу Юных техников, Самоделкина там уже не оказалось.
- Он уехал, - сказал ему юный техник. Сегодня в кинотеатре показывают новый фильм.
- Это очень хорошо, очень я люблю кино,- распевал Буратино.
А те временем Самоделкин искал Буратино.
- Ну и ну,- гремел он железным голосом, - куда же запропастился этот мальчишка.
Самоделкин поставил автомобиль на стоянку и стал искать Буратино среди прохожих. И тут он увидел Лису Алису и хромого Кота Базилио.
- Лиса, Кот , вы не встречали Буратино?
- Ах, добренький Самоделкин, мы с радостью покажем тебе, где сидит и горько рыдает наш бедненький Буратино. Только ты уж отвези нас туда.
- Скорее в машину!
И автомобиль Самоделкина помчался на самой большой скорости. Лиса Алиса скромненько поджала хвост, а кот фыркнул в усы:
- Здорово же обманула его… Ух, и покатаемся!
- Молчи, старый кошачий хвост!
Но Самоделкин уже всё понял.
- Ах вы плуты!
Хитрая Лиса выскочила из автомобиля и в два прыжка оказалась на тротуаре. А глупый Кот Базилио завизжал не своим голосом и кинулся через дорогу прямо перед машиной. Но Самоделкин был отличным водителем, он нажал на тормоза, машина остановилась. Перепуганный Кот дрожал от страха и ныл.
- Отпусти ты меня, отпусти!
Самоделкин был очень добрым, к тому же у него было хорошее настроение. Поэтому он простил их и решил взять с собой в кино.
А в это время Буратино был уже возле кинотеатра. Купив билет, подпрыгивая от радости, он направился было в зрительный зал. Но тут услышал, как его окликнули. Деревянный мальчишка оглянулся и увидел Самоделкина. Буратино хотел рассказать о своих приключениях, но фильм уже начался и они поспешили в зал. А фильм был действительно очень поучительным. Он рассказывал о том, чем гордится Россия, о том, что любой иностранец, побывавший в нашей стране, непременно везёт к себе на родину в качестве сувенира или подарка – об изделиях народных умельцев: о богородской, каргопольской , дымковской, калининской, филимоновской игушках, о русской матрёшке, об изделиях гжельских мастеров. Весёлые человечки, конечно же, знали и видели эти удивительные изделия русских мастеров, и им было интересно узнать о том, как они создаются. Вот о чём они узнали.
Богородская игрушка.
Село Богородское окружено лесами и находится вблизи города Сергиев Посад. Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Сейчас их там проживает около сотни. В их умелых руках бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Режут игрушки из липы. Перед тем как стать игрушкой, липа должна сохнуть два года. Богородские игрушки чаше бывают некрашеные и совсем редко расписные. Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Поверхность готовых изделий отделывают резьбой, которая ритмично ложиться на поверхность и украшает изделие. Некоторые части игрушки делают подвижными.
Традиционным образом является медведь. Он выступает в роли спокойного, доброго зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью
Каргопольская игрушка.
Каргополь – древний русский город, окружённый лесами. С давних времён жители этого города занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, крынки, миски. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.
Среди игрушек много образов полуфантастических, а также игрушки-свистульки, без которых не обходится ни один праздник.
В основном в игрушке отражается деревенская тема: бабы-крестьянки с корзинами или птицами в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Есть и многофигурные композиции – весёлые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке. Одеты люди просто: бабы в юбки и кофты, иногда в платья, на голове – платок или шляпка, мужики – в кафтаны. Любят каргопольские мужики изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся, утку. Расписывают игрушки чёрными, зелёными и коричневыми красками. Для оживления вносят жёлтый, голубой, оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются пересекающиеся линии, круги, веточеи без листьев, ёлочки, точки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище же удлинённое.
Лепят игрушки по частям. Туловище вместе с головой прикрепляются к заранее вылепленной юбке.
Филимоновская игрушка.
Удивительно разнообразны глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит о том, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.
Игрушки смешные, причудливые. Это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях, из животных – коровы, бараны с туго закрученными рогами, лиса с петухом, таинственные существа. У всех фигурок упругие тела, вытянутые шеи с маленькими головками. У барынь высокие колокообразные юбки. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Солдаты длинноноги в френчах в талию и полосатых штанах. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так есть чудовище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, на хвосте – цыплёнок.
Роспись яркая: преобладают жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий цвета. Мастера создают удивительные орнаменты из точек, полос, дуг, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Коней, коров, баранов окрашивают полосами. Каждая игрушка свистит.
Калининская игрушка.
В городе Торжок сравнительно недавно начали изготавливать игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера используют эмалевые краски синего, голубого, белого, чёрного, зелёного, оранжевого цветов. Узор состоит из мазков, кругов, точек. Среди игрушек есть лебеди с резко повёрнутыми шейками, петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.
Русская матрёшка.
Возникла эта игрушка в конце девятнадцатого века. Начали её делать в Сергиевои Посаде. Каждый мастер стремился иметь свой, ни на кого не похожий, особенный товар. Поэтому сразу после рождения первой матрёшки появилось много вариантов популярной игрушки. Матрёшка как правило наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит корзинку, цветы. Но есть матрёшки в образе Наполеона, Кутузова, Василисы Прекрасной, Конька-горбунка… на фабриках матрёшек расписывают по-разному: одни матрёшки в ярких сарафанах, другие – в зимних шубах, иные сплошь разрисованы цветами и ягодами.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её, да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри шестая.
А в шестой –
Седьмая,
А в седьмой –
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сёстры-куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!
Синие цветы гжели.
Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарным ремеслом занимались здесь издавна, примерно с 14 века. Делали разную посуду и игрушки. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали широкую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. В орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны, ландыши. Рисуют мастера так быстро, что не успеваешь за ними следить, а мазки ложатся ровно, и кажется, что все они одного цвета. Но после обжига окраска приобретает множество тонов и оттенков. Посуда удивительна по своей фантазии: миски с причудливыми ручками, иногда посуда украшена скульптурой, квасники в виде петуха. Кроме посуды в Гжели делают и малую скульптуру, игрушки. Среди них можно увидеть сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером Волке, Емелю с щукой…все скульптуры тонко расписаны и выглядят весело и изыскано.
Дымковская игрушка.
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычайным по яркости узором. Всем нравятся праздничные пышные барыни, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел этот зародился в далёком прошлом. Вначале были свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Всю зиму жители Дымкова лепили их для ярмарки. И так каждый год. Много лет. Есть на вятской земле народный праздник – Свистопляска., во время которого продаются расписные глиняные куклы с позолоченным узором. На гулянья люди приносят свистульки и свистят в них.
Когда лепят кукол, то сначала делают юбку, потом голову, шею и верхнюю часть туловища из одного куска глины. Детали одежды – рюши, шляпы, манжеты лепят отдельно. Затем фигурки высушивают и обжигают в печи. Далее разводят на молоке мел и белят их. И тут-то наступает время расписывать изделия. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые. А в конце предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото». После этого игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором.
Весёлым человечкам так понравился фильм, что они никак не могли расстаться, обменивались впечатлениями.
…Домой Буратино добрался без приключений и целый вечер рассказывал папе Карло о том, как в России делают красивые игрушки.