Урок по курсу "Окружающий мир". "Тундра". 4-й класс
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
Оборудование: карта "Природные зоны России"; мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Разгадывание кроссворда.
1. Короткое название ледяной зоны.
2. Птица с небольшим красным клювом.
3. Название острова, на котором расположен заповедник.
4. Арктика - царство снега и :.
5. Растения, живущие в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.
III. Целеполагание.
- Что хотите узнать об этой природной зоне?
- Местонахождение
- Погодные условия
- Растительный мир
- Животный мир
- Занятия населения
IV. Работа по новой теме.
Работа с картой.
- Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)
Слайд 5. Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная".
- В каком тепловом поясе находится эта природная зона? ( За линией северного полярного круга)
- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
Слайд 6. На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения.
(Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)
- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия.
Слайд 7. - Как растения приспособились к суровым условиям тундры?
- Как растения приспособились к жизни?
Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.
- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.
Слайд 8. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
V. Физкультминутка
VI. Работа по новой теме.
Рассмотрите иллюстрацию "В тундре весной" на с. 88-89 учебника.
Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
(В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.)
Слайд 9. Серый журавль.
Слайд 10 Северный олень.
Слайд 11 Белая сова.
Слайд 12 Белая куропатка.
Слайд 13 - Определи о каком животном идет речь.
VII. Физкультминутка
VIII. Работа по новой теме.
1. Работа по учебнику. С. 91-92
2. Сообщение учащихся.
Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.
Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.
Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.
В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.
Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.
Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.
Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.
Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.
IX. Работа в рабочей тетради на печатной основе.
С.28-29 задание 3, 5,6.
X. Работа по учебнику.
Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью "Тундра и человек" на с. 93-95 учебника.
Учащиеся самостоятельно читают.
- Какое основное занятие населения тундры? (Основное занятие - оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.)
- Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?
(От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.
Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
- Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических связей в тундре?
(Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.)
XI. Закрепление.
- Разгадайте кроссворд.
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: "краснозобая:"
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года.
6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами.
7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину.
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.
9. Основное занятие населения тундры.
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.
11. Олений мох.
12. Редкая птица с длинной шеей.
13. Самое крупное травоядное животное тундры.
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами.
Слайд 17 Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
XII. Домашнее задание.
XIII. Итог урока.
Игра "Да" - "Нет".
XIV. Оценивание.
Конспект составлен по материалам сайта "Фестиваль педагогических идей "Открытый класс".
|