Submitted by Светлана Александровна Захарова on Tue, 05/06/2012 - 22:13
Ход урока.
Погружение:
Послушайте три истории, которые случились прошлым летом в нашем городе:
История первая. Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда наступила темнота, Иван подкрался к сидящему на берегу реки Николаю и со словами: «Я ведь предупреждал, что убью тебя!» — нанес ему удар по голове принесенным с собой топором. Николай скончался на месте.
История вторая. Вечером во дворе Костя и Миша устроили в шутку потасовку, они бегали друг за другом, боролись. Мише надоела эта игра, и когда Костя в очередной раз попытался его повалить на землю, он со словами: «Да отстань ты от меня!» — сильно толкнул Костю. Миша не заметил, что сзади лежат сваленные в кучу кирпичи. Костя \ упал, ударился виском о кирпич и скончался на месте.
А вот третья история. Игнатов, вооруженный охотничьим ружьем, распивавший спиртные напитки всю ночь, захватил в заложники воспитанников детского сада. Он требовал деньги на выпивку. Многочасовые переговоры с Игнатовым никаких результатов не дали. Тогда сотрудник правоохранительных органов ради спасения детей из снайперской винтовки убил Игнатова.
В первом случае суд признал Ивана виновным в совершении умышленного убийства и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет.
Во втором случае суд признал Михаила виновным в причинении смерти по неосторожности и назначил наказание в виде лишения свободы сроком 6 месяцев.
А в третьем случае сотрудник правоохранительных органов вообще не привлекался к уголовной ответственности.
А теперь подумайте, почему, несмотря на то, что во всех случаях погибли люди, последствия были разные? (Ответ)
Вы научились хорошо ориентироваться в вопросах уголовного права, поэтому какова цель нашего урока?(научиться применять на практике знания по уголовному праву)
Уголовное право- сложная, многогранная отрасль права. К концу урока вы должны ответить на вопрос: Почему так важно для каждого человека изучать уголовное право?
Фронтальный опрос:
1. Что такое Уголовное право?
2. Чем отличается уголовная ответственность от других видов юридической ответственности?
3. Кто является участниками уголовных правоотношений?
Предлагаю вашему вниманию описание одного случая в тайге:
Фрагмент 1:Это произошло в тайге, где работали две геологические партии. Участник одной из экспедиций Петров, умываясь утром на речке, услышал на противоположном берегу треск кустов, а затем различил неясный силуэт. Медведь? Наверняка медведь. Медведи в последние дни стали часто наведываться к геологам. Петров бросился за своим товарищем Широковым, оба схватили ружья(одинаковые, купленные в одном магазине) и прибежав на берег, не раздумывая выстрелили одновременно в темное пятно. Финал трагичен. На другом берегу был не медведь, а человек- начальник соседней геологической разведочной партии Копылов, возившийся в кустах с большой рыбой.
Вопросы учащимся:
1. Имеет ли место в этой ситуации юридический факт, который порождает уголовно – правовые правоотношения?
2. Назовите этот юридический факт.
3. Между кем возникли уголовно – правовые отношения? Назовите участников или субъектов этих отношений.*
4. Почему вы решили, что совершено преступление? Какие признаки преступления налицо?
5. К какой группе преступлений может относится то, что описано в данном отрывке? Какие виды преступлений существуют?
6. Попробуем разобраться: есть ли в данном случае состав преступления? Что такое состав преступления?*
После ответа разбирают данное преступление по схеме:
Состав преступления
Объективные признаки
Субъективные признаки
объект
Объективная сторона
субъект
Субъективная сторона
Форма вины
умысел
неосторожность
7. Есть ли основания для уголовной ответственности?
А теперь мы систематизируем знания с помощью решения дифференцированных тестовых заданий(часть1).
Учащимся предлагается познакомиться с дальнейшим развитием событий.
Фрагмент 2:
Налицо преступление, подпадающее под признаки статьи уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за причинение смерти по неосторожности. При этом в суде было установлено, что смерть Копылова наступила только от одной пули. Другая же пуля, ударившись в патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. чья пуля оказалась смертельной установить оказалось невозможно. Суд признал виновными в убийстве обоих. Стреляли они одновременно, оба проявили преступную неосторожность. И уж чистейшая случайность, что одна из пуль ударила в патрон для ракетницы. И Петров, и Широков были осуждены к лишению свободы.
1.Согласны ли вы с решением суда.
2. А раз вопрос спорный поработайте в парах. Найдите аргументы так, если бы вы были:Iряд- прокуроры
IIряд- адвокаты
IIIряд- судьи
Организация небольшой дискуссии.
А теперь мы систематизируем знания с помощью решения дифференцированных тестовых заданий(часть2)
Учащимся предлагается познакомиться с дальнейшим развитием событий.
Фрагмент 3:можно ли признать правильным такой приговор суда? Как будто бы да. С точки зрения закона все логично. Но Верховный суд с ним не согласился. Не согласился потому, что смерть потерпевшего наступила только от одной пули и, следовательно, приговором возложена ответственность на лицо, которое не причиняло смерти потерпевшему, а значит, заведомо является невиновным. Верховный Суд освободил от ответственности…. И Петрова, и Широкова.. Как же так? Почему обоих?
Какой конституционный принцип был применен судьями Верховного Суда?
(ст.49 «неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу»)
А теперь мы систематизируем знания с помощью решения дифференцированных тестовых заданий (часть3)
Проверка тестовых заданий (самоконтроль)
Чтобы не стать жертвой преступления, надо всегда быть в тонусе и вести здоровый образ жизни- проведем физкультминутку.
Кроме приведенного выше случая, какие обстоятельства также освобождают от уголовной ответственности?
(ответ). Одновременно раздаются дифференцированные карточки с задачами. Ученики читают предложенные им задачи и решают их.
Задача 1. (*)
Ночью несовершеннолетние Сурков и Погодин проникли во двор дома, где стояла автомашина, принадлежащая Кондратенко. Услышав подозрительные звуки, Кондратенко произвел два выстрела из охотничьего ружья в сторону Погодина и приказал поднять ему руки. Выполнив его просьбу, перепуганный Погодин просил не стрелять. Однако, Кондратенко произвел еще два выстрела в сторону Погодина, ранив его, причинив тяжкий вред его здоровью. Как поступит суд в отношение Кондратенко, ведь он заявил, что действовал в пределах необходимой самообороны.?
Задача 2.(*)
Участковый Панков требовал, чтобы подозреваемый в краже Левченко открыл дверь. Но Левченко забаррикадировался в квартире, взяв в заложники свою жену. Тогда участковый Панков, услышав шорох за дверью, выбил ее плечом. Дверь упала на подозреваемого Левченко, причинив ему средний вред здоровью. Будет ли участковый нести материальную и уголовную ответственность?
Задача 3.
Гражданин Петров разобрал бревенчатый сарай соседа. Из бревен сделал плот и помог переправить детей из пострадавшего от половодья района. Будет ли Петров нести материальную и уголовную ответственность?
Задача 4.
Кассир Мамонтова под воздействием шантажа, выдала из кассы своей организации 400 000 рублей в обмен на свободу и жизнь своего 5- летнего сына. Подлежит ли Мамонтова уголовной ответственности?
За уголовное правонарушение наступает уголовное наказание. Какие основные и дополнительные наказания предусматривает УК РФ? (ответ)
Существует также понятие уголовная ответственность несовершеннолетних. Предлагаю вам заполнить сравнительную таблицу:
Категория преступлений/
наказаний
Возраст наступления уголовной ответственности
несовершеннолетний
совершеннолетний
Тяжкие преступления
14 лет
До 10 лет
Пожизненное заключение
Преступления средней тяжести
16 лет
Помещение в специализированное учреждение (спецшколы)
Реальное лишение свободы
Преступление небольшой тяжести
-
Освобождение от уголовной ответственности, принудительные меры воспитательного характера
Условное наказание
Смертная казнь
-
Не применяется к женщинам и мужчинам старше 60 лет
Проверка результатов.
Решение задачи: На дискотеке несовершеннолетние Марченко и Николаев принимали наркотические вещества. Затем между ними произошла драка, в результате Николаев был доставлен в больницу с переломом ребер и сотрясением мозга. В кабинете следователя Марченко говорил: «Честное слово, я ничего не помню! Мы укололись, и я отключился!» Будет ли Марченко привлечен к уголовной ответственности? (ответ)
Вернемся к главному вопросу нашего урока - Почему важно изучать уголовное право? (чтобы знать как не приступить норму закона и не стать жертвой преступления)
Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.