Повторение изученного по теме: «Человек в системе социальных связей». Групповая работа.
Учащиеся получают карточки с 2 вопросами и работают по
ним в течении 3-4 минут. На ответы и подведение итогов по
теме 5-6 минут.
Изучение нового материала. (30 минут).
В ходе объяснения нового материала демонстрируются слайды презентации «Духовная культура».
Вопросы к классу:
- Вспомните, перечислите и кратко охарактеризовать основные сферы общественной жизни.
- Приведите примеры взаимосвязи отдельных сфер на конкретных исторических примерах.
Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. В связи с этим американский поэт и философ Ральф Удолфо Эмерсон утверждал «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека воспитываемого страной» (слайд № 2). Высшей святыней Эмерсон провозглашал неповторимость духовной культуры человека.
Цель нашего урока: закрепить знания о духовной культуре, об основных формах культуры и ее разновидностях. Для того чтобы достичь своей цели мы будем работать по следующему плану: ( Слайд 3)
Духовная деятельность.
Что такое культура?
Традиции и новаторство в культуре.
Функции культуры.
Элементами духовной сферы являются соответствующие социальные институты и деятельность людей. Духовная культура – своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии .(слайд 4).
Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «культура»? (ответы учащихся).
А у меня слово «культура» ассоциируется с «возделыванием и культивированием почвы». Да – да, не удивляйтесь. Термин «культура» латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Рассмотрим некоторые из них. В социологии самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.(слайд 6)
Самостоятельная работа учащихся. (Работа с текстом учебника с. 79-81) Выявить существенные признаки культуры и сформулировать собственное определение.
(слайд 7)
Культура – явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры-процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства. (слайды 8-9)
Вспомните французских художников-импрессионистов. Сколько они выслушали насмешек и ругани, порицаний и издевательств! Но прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т.е влились в культурную традицию.
Культура – неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции. (слайд 10).
Учащимся предлагается ознакомиться с содержанием текста учебника с. 81-82 и раскрыть сущность каждой функции
ІV. Подводим итоги урока:
Какие практические выводы каждый может сделать для себя из того факта, что культура - сложное явление, обыденные представления о котором зачастую примитивны?
Ответы учащихся.
Учитель читает стихотворение. (слайд 11)
Светом озарять должна Культура,
Она источник Света, несёт в себе высокие понятия,
Такие, как любовь и уважение к людям ,
И сердце наше Светом наполняет.
Ведь, где Культура - там и Мир,
И Мир придёт через Культуру,
Культура в сердце, в духе нашем.
Культура ведь не внешний этикет,
А наше внутреннее содержание,
Когда в душе глубокий, чистый Свет,
Зовет на творческое созидание.
V. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: ««Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт» - Александр Круглов.
Уважаемая Елена Вячеславовна, спасибо Вам за прекрасный материал, хорошую красочную презентация, разработку урока с разнообразными видами деятельности.
На: «Культура и духовная жизнь общества»
Уважаемая Елена Вячеславовна, спасибо Вам за прекрасный материал, хорошую красочную презентация, разработку урока с разнообразными видами деятельности.