Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Культура и духовная жизнь общества»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова Елена Вячеславовна
Место работы, должность: 

МКОУ Григорьевская СОШ. учитель истории и обществознания

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Закрепить знания о духовной культуре, об основных формах культуры и ее разновидностях.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

Л.Н. Боголюбов "Обществознание" (10 класс), Москва, "Просвещение",2011

Используемая методическая литература: 

Поурочные разработки по обществознанию.10 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.Базовый уровень.Под редакцией Л.Н. Боголюбова. Москва, "Просвещение", 2009

Используемое оборудование: 

Учебник по обществознанию (10 класс), карточки для групповой работы, компьютер, проектор, экран;

Используемые ЦОР: 

Презентация "Духовная культура"

Краткое описание: 
<p> <span style="display: none;">&nbsp;</span></p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> Тема рассчитана на 2 часа.<span style="display: none;">&nbsp;</span></p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> После изучения темы учащиеся должны:</p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> - уметь разъяснять понятие &laquo;культура&raquo;;</p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> - уметь объяснять пути формирования культуры;</p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> - знать сущность основных форм культуры;</p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> - знать особенности молодежной субкультуры;</p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> - уметь анализировать субкультуру и контркультуру.</p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> - давать определения следующим понятиям: культура, материальная и духовная культура, элитарная, народная, массовая культура, доминирующая культура, субкультура и контркультура.</p> <p style="margin-bottom: 0cm;"> &nbsp;</p>

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Повторение изученного по теме: «Человек в системе социальных связей». Групповая работа.

Учащиеся получают карточки с 2 вопросами и работают по

ним в течении 3-4 минут. На ответы и подведение итогов по

теме 5-6 минут.

  1. Изучение нового материала. (30 минут).

 

В ходе объяснения нового материала демонстрируются слайды презентации «Духовная культура».

Вопросы к классу:

- Вспомните, перечислите и кратко охарактеризовать основные сферы общественной жизни.

- Приведите примеры взаимосвязи отдельных сфер на конкретных исторических примерах.

Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. В связи с этим американский поэт и философ Ральф Удолфо Эмерсон утверждал «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека воспитываемого страной» (слайд № 2). Высшей святыней Эмерсон провозглашал неповторимость духовной культуры человека.

Цель нашего урока: закрепить знания о духовной культуре, об основных формах культуры и ее разновидностях. Для того чтобы достичь своей цели мы будем работать по следующему плану: ( Слайд 3)

  1. Духовная деятельность.

  2. Что такое культура?

  3. Традиции и новаторство в культуре.

  4. Функции культуры.

 

Элементами духовной сферы являются соответствующие социальные институты и деятельность людей. Духовная культура – своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии .(слайд 4).

 

Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «культура»? (ответы учащихся).

А у меня слово «культура» ассоциируется с «возделыванием и культивированием почвы». Да – да, не удивляйтесь. Термин «культура» латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Рассмотрим некоторые из них. В социологии самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.(слайд 6)

Самостоятельная работа учащихся. (Работа с текстом учебника с. 79-81) Выявить существенные признаки культуры и сформулировать собственное определение.

(слайд 7)

Культура – явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры-процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства. (слайды 8-9)

Вспомните французских художников-импрессионистов. Сколько они выслушали насмешек и ругани, порицаний и издевательств! Но прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т.е влились в культурную традицию.

Культура – неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции. (слайд 10).

Учащимся предлагается ознакомиться с содержанием текста учебника с. 81-82 и раскрыть сущность каждой функции

ІV. Подводим итоги урока:

Какие практические выводы каждый может сделать для себя из того факта, что культура - сложное явление, обыденные представления о котором зачастую примитивны?

Ответы учащихся.

Учитель читает стихотворение. (слайд 11)

 

Светом озарять должна Культура,
Она источник Света, несёт в себе высокие понятия,
Такие, как любовь и уважение к людям ,
И сердце наше Светом наполняет.

Ведь, где Культура - там и Мир,
И Мир придёт через Культуру,
Культура в сердце, в духе нашем.

Культура ведь не внешний этикет,
А наше внутреннее содержание,
Когда в душе глубокий, чистый Свет,
Зовет на творческое созидание.
 

V. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: ««Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт» - Александр Круглов.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Духовная культура.ppt 607 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Нина Ивановна Дубилко

На: «Культура и духовная жизнь общества»


Уважаемая Елена Вячеславовна, спасибо Вам за прекрасный материал, хорошую красочную презентация, разработку урока с разнообразными видами деятельности.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн