Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Аттестация педагогических работников в сфере культуры и искусства. Проблемы. Перспективы...

Фото пользователя Алексей Петрович Моргунов
Submitted by Алексей Петрович Моргунов on пн, 04/06/2012 - 00:19

 

Не мысля гордый свет забавить…

А.С. Пушкин.

Прежде чем перейти к изложению тех мыслей, которые роятся в голове после пройденных курсов, хочу отметить высокий уровень профессионализма сотрудников ИПКРО. Преподаватели института с честью выдержали то испытание, что было уготовано им в схватке с деятелями культуры, которые никак не хотели поддаваться на вливания новых образовательных стандартов, подчиниться которым были вынуждены. Суть непонимания состояла в отсутствии коррелирования между требованиями, разработанными для преподавателей системы общего образования, и спецификой работы в музыкальных, художественных, хореографических и др. школах искусств. Далее речь пойдет о тех острых вопросах, которые после пройденных курсов все сильнее и сильнее волнуют, ставя вопросы о будущем системы дополнительного образования.

Большое опасение вызывает тот факт, что новые требования и методы аттестации могут поставить вопрос о профессиональной компетентности заслуженных, авторитетных преподавателей. В виду приближающегося праздника Победы волнует то двоякое отношение к пожилым людям, которое навязывается нашему обществу. С одной стороны, это формальное календарное чествование ветеранов ВОВ, с другой, вытеснение из профессии преподавателей, заслуживших самоотверженной работой на протяжении всей жизни Высшую категорию. Почему же мы пытаемся переаттестовать «ветеранов» педагогического фронта, стоявших на защите Культуры и национального самосознания всю свою жизнь? Может быть следующим шагом будет переаттестация ветеранов ВОВ, может быть они уже не так храбры, доблестны, уже не являются носителями духа, чести, славы России? «Абсурд!»,– скажете Вы и будете правы.

Подобное неуважение к старшему поколению ведет страну к потере национального самосознания и др. подобным явлениям. Не могу себе представить, чтобы В.К. Мержанов или С.Л. Доренский, воспитавшие всемирно известных пианистов победителей конкурса им. П.И. Чайковского (Д. Мацуева, Н. Луганского и др.), были вынуждены проходить унизительную процедуру аттестации, сидя за компьютером. Неужели кто-то сомневается в их профессионализме? Проблема состоит в том, что в каждой области, городе, районе, селе есть свои Мержановы, и Доренские, те мэтры, чье профессиональное мастерство стало основой современной культуры, хранители традиций. Какими математическими методами можно измерить то, насколько в их присутствии меняется «выправка» у молодых педагогов? Еще вчера эти мастера были непререкаемыми авторитетами, а сегодня рискуют не пройти даже процедуру соответствия занимаемой должности. И все это на глазах собственных учеников, составляющих цвет педагогического сообщества. Все это с трудом согласуется с основной задачей эстетического образования, лежащей в области сохранения и преумножения традиционных ценностей культуры, в приобщении к ним подрастающего поколения. Любые инновации в нашей сфере должны проходить тщательный отбор, но та форма, в которой они в данный момент реализуются, грозит разрывом преемственности. Необходимо проводить серьезную апробацию любых механизмов, в т.ч. процедур аттестации педагогических кадров.

Не нужно забывать того факта, что образование есть лишь один из механизмов Культуры, один из способов ее достижения, приобщения к ней. Обучение – процесс передачи знаний, умений и навыков. Воспитание же есть привитие системы ценностей. В совокупности они должны составлять образование. О каком воспитании в рамках образовательного процесса может вообще идти речь, если одна из главных ценностей, уважение к старшим, поругана. Кажется, что давно прошли те экстремистские авангардные времена, призывавшие «сбросить старых великих с парохода современности», но, видимо, не достаточно мы выучили уроки истории. Может быть, пора вспомнить, что подобные взгляды авангардистов начала ХХ века стали ферментами революции в России, привели к фашизму в Италии…

Кризис воспитательной функции общеобразовательной школы в современной России никто не отрицает. Очевидно также, что Минобрнауки собирается решать эту проблему за счет вливания в систему общего образования кадрового потенциала сферы культуры. Рассмотрим этот процесс внимательнее. На сегодняшний день школы искусств остались в нашей стране теми оазисами культуры, которые еще способны бороться с волной безнравственности и бездуховности. В школах искусств поддерживается та уникальная аристократическая атмосфера, которая и является основой воспитательного процесса. Это те небольшие островки, где еще реализуется конституционное право граждан на доступ к национальному и мировому культурному достоянию. Наши дети не только не разговаривают, но даже не ругаются матом, у нас не курят в туалетах. И это лишь метафорически обрисованная верхушка айсберга. Что же планируется сделать? Передав в общеобразовательные школы дополнительное эстетическое образование, предполагается одной каплей «святой воды» освятить весь котел? Это невозможно не только из-за технической неприспособленности общеобразовательных школ к специфике работы, но и потому, что в музыкальной, художественной, хореографической и др. школе ученик попадает в особую среду, созданную поколениями преподавателей. Среду сохраняемую, оберегаемую, академическую, аристократическую, элитарную, если хотите. В процессе обучения 5-7 лет ребенок постепенно приобщается к сформированной в школе системе ценностей.

Что же произойдет в общеобразовательной школе? В среду, технически неадаптированную для решения поставленных задач, делается прививка «культуры» в виде кружков, студий и др. Трудно предсказать эффективность подобной точечной инъекции, а вот опасность разрушения функционирующей системы школ искусств, при передаче их функций в образование, вполне реальна. В рамках общеобразовательной школы чрезвычайно сложно, если вообще возможно, достигнуть той концентрации (эссенции, если хотите) ценностей, которая была бы способна бороться с влиянием алкоголизма, наркомании, порнографии и т.д. Поясню: в ДМШ №2 г. Тамбова на 800 учащихся приходится более 90 штатных преподавателей, а во время индивидуального занятия в классе специальности (струнные, духовые, народные инструменты) ученик взаимодействует сразу с двумя квалифицированными преподавателями (вторым является концертмейстер). Именно для подобной специфики индивидуальных занятий в первую очередь не адаптированы общеобразовательные школы. Очень странной в такой ситуации видится и перспектива организации обучения для детей из общеобразовательных школ на собственной базе школ искусств. Какой нормативно-правовой базой мы должны руководствоваться для того, чтобы использовать наши помещения, инструменты и др. для обучения сторонних школьников, которые не будут у нас числиться в контингенте учащихся? Что за странное социальное партнерство, когда наши преподаватели будут осуществлять учебный процесс на базе одного заведения (школе искусств), а зарплату получать в другом (общеобразовательной школе)? И, как выяснилось, финансирование уже идет: на каждого учащегося общеобразовательной школы заложено 4 часа допобразования в неделю. Возникает резонный вопрос, не влечет ли такая система финансирования к разрушению функционирующей системы дополнительного образования.

Автор этих строк не понаслышке знает о сложности приобщения подрастающего поколения к национальным и мировым культурным ценностям. С 2004 года он являлся одним из организаторов проекта по возрождению традиций оперного искусства на Тамбовщине. В рамках проекта было проведено более 30 оперных спектаклей в Тамбовской области. Участниками просветительских акций стали более 500 учащихся и студентов Тамбовщины, которые вместе с профессионалами жанра оказались на сцене (пели в хоре, танцевали в балетных сценах, участвовали в мимансе) и в оркестровой яме (исполняли адаптированные оркестровые партии). Если на первых спектаклях детей, готовящихся к выходу на сцену, нужно было успокаивать за кулисами, чтобы они вели себя пристойно, то к 4-5 спектаклю, а иногда и ранее, происходящее на сцене стало занимать их гораздо больше, нежели возможность пообщаться друг с другом, обсудив последние новости «Дома 2». И такая реакция была отмечена не среди подготовленных участников из школ искусств, которые уже имели представление о том, что их ждет в опере, а среди учащихся общеобразовательных школ, интернатов, детских домов, колледжей и университетов области.

В текущем учебном году руководимый автором этих строк оркестр народных инструментов стал обладателем I, а квинтет – IIпремии Интернет-конкурса, проводимого Ассоциацией музыкальных педагогов Сербии. Это позволило, не выезжая за пределы Тамбова, стать лауреатом международного конкурса. Однако сама возможность адекватной оценки видеозаписи выступления конкурсантов членами жюри вызывает большие сомнения, т.к. размещенный на сайте конкурса видеоматериал с трудом можно называть соответствующим тому звучанию, которое являет слушателю «живой» оркестр. Представляется достаточно туманной перспектива развития данной технологии, а тем более ее обязательное использование в нашей отрасли вряд ли можно считать целесообразным. Музыкальный конкурс превращается в битву технологий, а точнее технической оснащенности учебных заведений. Это в то время, когда школам катастрофически необходимы не видеокамеры, а музыкальные инструменты.

Последний год в ДМШ №2 прошел под эгидой подготовки оркестра народных инструментов к поездке в Санкт-Петербург для участия в VIIМеждународном конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н.Н. Калинина. Результатом кропотливого труда целого коллектива преподавателей народного отдела стал Гран-при, завоеванный учащимися в состязании с 68 конкурентами от Камчатки до Таллина. На подготовку ушло около сотни общих репетиций, не считая огромного количества индивидуальных занятий. Все время, пока шли курсы экспертов, меня терзала одна мысль, каким образом в эту сложную, многоуровневую деятельность по воспитанию юных артистов можно включить пресловутые ИКТ. Перед поездкой участникам оркестра было предложено выступить с докладами о достопримечательностях города на Неве. Категорически запрещено было использование Интернет-ресурсов (рукописные экземпляры докладов тестировал системой Антиплагиат). Доклады принимались в форме рассказа перед остальными участниками оркестра. Выяснилось, что для подготовки выступления половина оркестрантов впервые в жизни (!!!) воспользовалась библиотекой. Дети не имеют представления о том, что скачивание готового материала из сети является нарушением законодательства РФ.

Несомненно, изменения в нашей отрасли нужны. Они неотвратимы, но, может быть, прежде чем заполонить интерактивными досками и компьютерами классы фортепиано и скрипки стоит задуматься о том, чтобы оснастить их качественными фортепиано и скрипками взамен безнадежно устаревших и выработавших весь возможный ресурс? Может быть стоит задуматься о том, чтобы сохранить педагогические кадры, тех корифеев, на достижения которых ориентируется молодежь. А тем временем воспитать и принять на работу смену, которая естественным образом обновит «кровь» коллектива, не нарушив преемственности? Более 70% сотрудников нашей школы пенсионеры и только четверо не достигли тридцатилетнего возраста. Молодежь не идет не потому, что ее нет, а потому, что работа сложна и материально малопривлекательна. Может быть, не стоит еще более усложнять ее?  Может быть, стоит начать с того, чтобы сделать профессию престижной, повысить ее статус в обществе, создать условия для конкуренции? Большое опасение вызывает отсутствие механизма аттестации, адаптированного к нашей специфике, получается ситуация, когда Аннушка уже пролила масло…  Что-то удалось сделать во время работы курсов, но большая часть остается за рамками нашей (экспертов) компетенции.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн