Submitted by Ольга Павловна Закирова on вс, 03/06/2012 - 22:30
Методическая разработка урока «Добро и зло» (урок1)
Цель урока:обобщить понятия добра и зла, формировать у учеников потребность в понимании другого человека, способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Оборудование: медиапроектор, компьютер – для демонстрации презентации «Добро и Зло».
Ход урока
1.Определение темы урока
Учитель предлагает детям отрывок из сказки Л.Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там, наверху, всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Как вы думаете , чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах)
Поделитесь с классом , зачитайте ваши ответы.
Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.
Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах? Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевые слова, относящиеся к понятию «добро».
В чём же главная причина хорошей жизни белок?
Попробуйте догадаться, о теме нашего урока.
(Слайд 1)
2.Основная часть урока.
Что такое «добро»?
Дети выдвигают свои определения, учитель обобщает сказанное. (Слайд 2)
- Что такое зло? Определения детей, обобщение. (Слайд 2)
С темой добра и зла связано много пословиц. Предлагаю вам подумать, что означают некоторые из них. (Слайд 3)
Доброму добрая память.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброта лучше красоты.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. Добрые или злые герои одерживают победу в сказках?
Давайте посмотрим на слайды и вспомним, как это происходило в разных сказках? (Слайды 4, 5, 6, 7)
Какие ещё сказки вы можете назвать? Обсуждение.
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)
Мы говорили о сказках, а сейчас обратим внимание на нашу повседневную жизнь.
(Слайд 8)
Что отличает доброго человека в нашем невыдуманном мире? ( Ответы детей.)
Какие добрые дела можем сделать мы с вами? Ученики дают примеры добрых дел.
3. Итог урока
Есть старая поговорка: «Если можешь сделать доброе дело сегодня, то не откладывай его на завтра, ведь на следующий день у тебя может появиться возможность сделать ещё одно доброе дело». (Слайд 9)
Не только добрые поступки делают человека добрым. В жизни очень важны добрые слова: они создают настроение радости, повышают самооценку и даже помогают человеку в трудную минуту. А вы знаете такие слова?
Учитель обращает внимание учащихся на слова приветствия: доброе утро, добрый день,добрый вечер.
В противоположность им грубые слова ранят человека, вызывают у него огорчение, обиду, злость. Не забывайте об этом, общаясь друг с другом, с другими людьми.
4. Задания на дом:
Подумайте, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, на природе?
Обсудите с родителями, сложно ли быть добрым и что для этого нужно.
Используемые материалы при разработке урока:
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы светской этики. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011