Формирование портфолио заместителя директора школы по ИКТ
Ни для кого не секрет, что до сих пор в процессах информатизации школ остается еще много хаотичности, спонтанности. Существующие программы на деле во многих школах не работают. Планы заместителей директоров по ИКТ и руководителей центров информатизации образования (ЦИО) также нельзя считать «руководством к действию». Одна из причин сложившейся ситуации связана с отсутствием необходимой информационной базы принятия решений для управления процессами информатизации в школе. Выход же — в формировании информационной базы процессов принятия решений путем создания портфолио.
Полностью публикация приведена в формате PDF:
Скачать/Просмотреть
(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Пока что не существует жестких параметров по форме и составу портфолио, поэтому можно говорить только о практических рекомендациях, которые основаны на обобщении имеющегося опыта. Они не являются жесткой инструкцией, необходимой к исполнению, их можно рассматривать как вариант предложения по разделам, способам сбора и комплектования, определению значимости и необходимости комплектующих материалов, критериальной оценке разделов и прочим специфическим особенностям, которые, возможно, проявляются только в ходе практической реализации идеи создания (комплектования) портфолио.
Портфолио заместителя директора по информатизации — это комплексная модель, состоящая из различных разделов, которые представляют собой рабочие файловые папки, содержащие информацию в соответствии с названием (тематикой) раздела. Материалы этих папок документируют приобретенный опыт и достижения.
Попробуем описать портфолио, состоящее из четырех разделов: «Документы», «Работы с использованием ИТ», «Достижения в области использования ИТ», «Мониторинг использования ИТ» (в образовательной деятельности и в управлении школой).
Раздел «Документы»
Нормативно-правовая база деятельности
Положение о школьном ЦИО (если такое структурное подразделение в школе создано). Должностные инструкции: руководителя ЦИО, методиста, лаборанта, инженера, учителя информатики.
Кадровое обеспечение ЦИО
Распределение нагрузки. Приказы о назначении ответственных за ведение баз данных. Сведения по кадрам ЦИО (ФИО, образование, квалификационная категория, стаж, курсовое обучение и др.).
Программы и учебные планы
Образовательная программа, программа развития школы, учебный план. Программа информатизации школы. Календарно-тематическое планирование учителей, использующих ИКТ с указанием урока и формы использования ИКТ.
Изучение информатики и ИКТ
Программы по информатике, планирование, результативность, выполнение программ, развитие дополнительного образования учащихся в области ИКТ, план работы с мотивированными детьми, конкурсы и олимпиады по информатике (план конкурсов, материалы предыдущих конкурсов, детские работы и др.).
Техника безопасности, здоровьесбережение
Журнал инструктажа учащихся по технике безопасности в компьютерном классе. Инструкции по охране труда при проведении занятий в компьютерном классе (для преподавателей и учащихся), заверенные и подписанные директором школы. Правила эксплуатации мультимедийного комплекса. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете информатики. План пожаротушения в кабинете информатики. Правила оказания первой медицинской помощи. Здоровьесберегающая деятельность в области использования ИКТ: материалы для уроков на тему «Организация рабочего места пользователя персонального компьютера», творческие работы учащихся по данной тематике и так далее.
Использование сети «Интернет» в образовательной деятельности и в управлении школой
Типовые правила использования сети «Интернет». Должностная инструкция ответственного за организацию работы по доступу к образовательным ресурсам сети «Интернет». Инструкция о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети «Интернет». Регламент по работе учащихся и учителей в сети «Интернет». Журнал учета работы в сети «Интернет». Мониторинг, статистика работы в Сети.
Курсовое обучение педагогов и администрации в области ИКТ
Ксерокопии документов, подтверждающих прохождение курсового обучения в области ИКТ. Сводные таблицы, отражающие динамику прохождения курсового обучения (лучше группировать по методическим объединениям).
Раздел «Работы с использованием ИКТ»
Содержит удачные проекты учащихся и учителей, которые в дальнейшем могут быть использованы в работе. Работы из этого раздела становятся частью школьной медиатеки.
Раздел «Достижения в области использования ИКТ»
Творческие, проектные, исследовательские работы учащихся и учителей с использованием ИКТ, а также «оценивающие» их документы (указывается тема проекта, дается описание работы, возможно, приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте). Документы, подтверждающие участие в научных и практических конференциях по вопросам использования ИКТ в образовательной деятельности, «круглых столах» и тому подобное (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем сотрудников школы). Копии свидетельств, сертификатов и прочих документов, подтверждающих участие учащихся в конкурсах с использованием ИКТ.
Раздел «Мониторинг использования ИКТ»
Для качественного проведения мониторинга использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе учителям в начале учебного года выдаются специальные бланки для записей уроков с использованием новых технологий. Бланк может иметь следующую форму (1).
Для удобства заполнения столбца «Форма использования ИКТ» в конце таблицы на каждом листе имеет смысл напечатать сокращения, например:
ГПП (МП) «Название» — готовый программный продукт (обязательно указать название), демонстрация с использованием мультимедийного проектора;
ГПП (ПК) «Название» — готовый программный продукт (обязательно указать название), индивидуальная работа учащихся с использованием персонального компьютера;
ПС — презентация собственного проекта;
ПУ — презентация ученического проекта;
ПЧ — презентация чужого проекта;
ТГ — тестирование учащихся с использованием готовых программных тестов;
ТС — тестирование с использованием тестов, оцифрованных учителем.
В столбце «Примечание» можно указывать количество детей, участвовавших в тестировании, фамилии учащихся, которые выступали на уроке с собственным проектом и так далее.
По мере заполнения этих листов ксерокопию необходимо вкладывать в файл учителя в папке «Педагогическая активность».
Также по итогам I полугодия, II полугодия и года для достоверности и удобства составления отчетов по информатизации учителя заполняют сводные таблицы (форма 2).
Ведение таких отчетов позволит выделить слабые места, покажет необходимость разнообразия форм использования ИКТ, позволит определить классы, в которых на уроках слишком часто используются компьютерные технологии, и, наоборот, те, где этого использования недостаточно. Кроме того, это упростит заполнение мониторинговых отчетов по использованию информационных технологий в образовательной деятельности, которые проводятся ежегодно весной.
Примечание
Каждый раздел имеет различия по подходам к его наполнению, преимущества и недостатки в комплектовании и вероятные ограничения. В процессе разработки портфолио на местах возможно изменение структуры: внесение дополнительных разделов с точки зрения собственных приоритетов и необходимости вкладываемых в портфолио материалов.
Создание подобного «портфолио информатизации» помогает сформировать необходимую информационную базу для управления информатизационными процессами в школе, на основе которой можно будет планировать дальнейшую работу, создавать работающие программы информатизации. Кроме того, это может стать мощной мотивирующей и стимулирующей составляющей информатизационных процессов в школе.
Вера МОРОЗОВА, аспирант кафедры управления образованием Академии постдипломного педагогического образования, руководитель ЦИО школы №368, Санкт-Петербург
|