Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправляемся в литературное путешествие в край голубых озер, т.е. в Карелию.
Маршрут нашего путешествия начинается с города Петрозаводска, затем мы отправляемся на остров Кижи, побываем на Киваче, пригласим вас на Валаам, а затем вернемся в родную Питкяранту.
III. Новый материал.
üУчащийся читает наизусть стихотворение А. Авдышева «Приглашение в Карелию»;
Слово учителя:Путешествие наше начинается «у самой онежской воды, из города, который «красив и силен», который «разросся из той слободы далеких петровских времен»…т.е. с города Петрозаводска.
Краткая историческая справка:Петрозаводск основан 29 августа 1703 года по указу Петра I. В 2003 году мы праздновали 300-летие этого замечательного живописного города. Сегодня Петрозаводск – столица Республики Карелия, крупный промышленный, туристический, научный и культурный центр Северо–Западного федерального округа Российской Федерации. Раскинувшись на берегу Онежского озера, по системе каналов город имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Каспийское и Черное моря. Через Петрозаводск проходит автомагистраль Москва – Санкт–Петербург – Петрозаводск – Мурманск. Все это привлекает в город много туристов.
üУчащийся читает наизусть стихотворение Б. Шмидта «Белые ночи Петрозаводска»
üЗвучит песня о Петрозаводске.
üУчащийся делает сообщение о Б.Шмидте. Краткая биографическая справка.
Из Петрозаводска мы отправляемся на сказочный остров, на чудо-остров, Кижи:
Кижи – не памятник, не крест,
Не храм и не природа.
И мне твердить не надоест –
Кижи-душа народа.
Пока мы добираемся до острова Кижи, вспоминаем слова А.Авдышева:
Карелия – светлейшие озера.
Ее незамутненная душа –
Смолистый запах сказочного бора,
Дремотная недвижность камыша,
И Ладоги простор, и ширь Онего,
И шторм, и штиль таящая вода,
И в небесах мерцающая Вега –
Вечерняя любимая звезда.
üУчащийся делает сообщение об А. Авдышеве (краткая биографическая справка).
И вот мы с вами приблизились к деревянной сказке.
üУчащийся читает наизусть стихотворение А. Авдышева «Кижи»
üВыразительное чтение учащимся сообщения о Кижах «Деревянная сказка»
üЗвучит песня о Кижах
üУчащийся читает наизусть стихотворение А. Прокофьева «Кижи»
üВыразительное чтение учащимся сообщения о Преображенской церкви, о Покровской церкви.
üУчащийся читает наизусть стихотворение М. Сысойкова «Кижский собор»
üУчащийся читает наизусть стихотворение Е. Авдышевой «В Кижах»
üУчащийся делает сообщение о М. Сысойкове (краткая биографическая справка).
Слово учителя: Кижи – это сказка. Строили Кижи не для туристов – для себя, строили то, что сложилось веками в народном представлении о прекрасном. В Кижах – как бы завещание нам от прошлого: думать глубоко, строить прочно, жить красиво!
А теперь наш путь лежит на водопад Кивач. По пути на Кивач мы любуемся нашим краем голубых озер.
üУчащийся читает наизусть стихотворение Б. Шмидта «Лес да перелески».
А вот и Кивач
üСообщение учащегося о Киваче («Водопад Кивач – сердце карельской земли»)
üСлово учителя о Киваче (Зачитать высказывание К.К.Случевского из книги «Путешествие по северу-западу России» глава «Поездка на Кивач»).
üСообщение учащегося о Г. Р. Державине.
üЗвучит отрывок из оды Г.Р. Державина «Водопад» (1 учащийся читает наизусть первые четыре строфы; 2 учащийся – наизусть три последние строфы).
üСообщение учащегося о Ф.Н. Глинке.
üУчащийся читает наизусть отрывок из поэмы Глинки «Карелия» со слов «Но что шумит?.. В пустыне шепот растет, растет, звучит и вдруг…» и до конца.
üСообщение учащегося о водопаде Кивач («Кивач – одно из чудес Карелии).
Покидая Кивач, хочется обратиться к Борису Шмидту и прочитать
Слово учителя:Из страны, полной чародейства и волшебства, наш путь лежит в город, название которого в переводе с финского означает «длинный берег», по-карельски это звучит «питкÿ ранду», т.е. в Питкяранту.
На: «Литературное путешествие в край голубых озер»
Спасибо! Урок заслуживает внимания.