Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Крымская война"

Submitted by Марина Леонидовна Наумова on Sat, 02/06/2012 - 13:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Наумова Марина леонидовна
Место работы, должность: 

ФГКОУ "Казанское суворовское военное училище МО РФ", преподаватель истории и обществознания

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Урок разработан в рамках технологии развивающего обучения. В ходе урока ученикам предлагаются задания как для постановки учебных задач на отдельных этапах урока, так и для самостоятельного разрешения познавательных проблем. Материал содержит детальный план урока и презентацию для интерактивной доски Smart Board. За методическую разработку урока автор награжден дипломом победителя Всероссийского конкурса &quot;Современный мультимедийный урок&quot;, проводимого журналом &quot;Преподавание истории в школе&quot; и ООО &quot;Мир знаний&quot; в 2010 г.</p>

 

Методическая разработка урока «Крымская война». История России. 8 класс

Методическая цель урока:

развитие навыка самостоятельного решения учебных задач.

Задачи урока:

 образовательные:

        познакомить учащихся с основными событиями Крымской войны, рассмотреть особенности Синопского сражения и обороны Севастополя; 

   способствовать формированию представления о Крымской войне как особом событии в ряду всех войн России с Турцией;

развивающие:

развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, таблицы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать и анализировать факты и делать вывод; умение определять причины поступков людей и явлений);

развивать компетенции, связанные с решением проблем;

развивать навыки работы с компьютерными информационными технологиями

воспитательные:

развивать интерес к отечественной истории;

способствовать развитию у учащихся чувств гордости за героическое прошлое и сопереживания трагическим событиям отечественной истории;

привлечь внимание к личностям выдающихся российских военачальников XIXв.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: беседа с элементами лабораторной и практической работы. 

Основные понятия: Восточный вопрос; «палестинские святыни».

Оборудование урока:

   Хронологическая таблица «Крымская война 1853 – 1856 гг.». Карты «Крымскаявойна»; «Оборона Севастополя». Схема «Синопский бой».

   Репродукции картин, гравюр И.К. Айвазовского «Синопский бой», «Синопский бой. Ночь после боя», «Русская эскадра на Севастопольском рейде», «Смотр кораблей Черноморского флота в 1849 г.», И. Владимирова «Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде», Франца Рубо «Оборона Севастополя», К.Н. Филиппова «В осажденном Севастополе»,  Григория Шукаева «Бой на Малаховом кургане», Гельмольта Ханса Фердинанда «Парижский конгресс», французская гравюра XIX века «Взятие Малахова кургана», фрагмент панорамы «Оборона Севастополя» («На перевязочном пункте Малахова кургана - хирург Н.И. Пирогов»).

   Фотодокументы: фото Джеймса Робертсона «Севастополь. Константиновский форт», «Укрепления вокруг Севастополя»и  другие; фотографии памятников в Севастополе В.А. Корнилову, П.С Нахимову, В.И. Истомину, П. Кошке, памятника затонувшим кораблям.   

   Фрагмент  художественного фильма«Адмирал Нахимов» (режиссер В. Пудовкин. 1946 г.).   Отрывки из документов.  

   Интерактивная доска.

 

План урока

 

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

I. Опрос

по теме «Внешняя политика в 1820-е – 1840-е гг.»

3 минуты

1. Фронтальный опрос.

 

 

2. Организация задания 1 «Основные события внешней политики России»

 

1. Краткие устные ответы.

 

 

2. Выполняют задание на интерактивной доске

II. Постановка учебной задачи урок

5 минут

Учащиеся подводятся к формулированию проблемы - учебной задачи урока:

В первой половине XIXв. Россия вела успешную внешнюю политику.

В середине ХIXв. Николай Iначал Крымскую войну и был полностью уверен в победе. Россия проиграла Крымскую войну. Почему?

Формулируют учебную задачу урока.

Записывают тему урока

 

 

III. Изучение нового материала (самостоятельная учебная деятельность учащихся)

25 минут

1. Причины войны. Повод к войне.

   Организация задания 2

 «Цели государств в Восточном  вопросе».

  

1.Выполняют задание на экране интерактивной доски.     Отвечают на вопросы.

 

Рассказ преподавателя о религиозном споре, послужившем поводом к войне.

   Слушают рассказ преподавателя.

   Показывают на карте вступление российских войск в Дунайские княжества.

2. Общий ход войны

   Организация задания 3 «Основные этапы и события Крымской войны».

 

2.Знакомятся с хронологической таблицей «Крымская война». Извлекают информацию из таблицы, делают выводы.

Организация задания 4 «Крымская война в картинах художников».

 

Соотносят картины и их названия. Устанавливают последовательность изображенных на картинах событий войны. Называют фамилию создателя подводных мин.

3. Синопское сражение.

   Организация задания 5 «Синопское сражение». Учащиеся подводятся к проблеме: победа российского флота в Синопском сражении впечатляет: у России

было 8 судов (все - парусные),

у Турции – 14 судов, из них два – паровые. Потери Турции составили около 3 тыс. человек; Россия потеряла 36 человек убитыми и 240 ранеными.

   Почему Россия победила в Синопском сражении?

3.Формулируют учебную задачу данного этапа урока. Анализируютдокументы. Отвечают на вопросы.

   Рассказывают о сражении, используя и дополняя схему Синопского сражения на экране доски

 

4. Второй этап войны.

   Учащимся предлагает вернуться к таблице «Основные события Крымской войны» и ответить на вопрос:

 – как изменился ход войны

    весной - летом 1854 г.?

4.Определяют с помощью таблицы, что Великобри-тания и Франция высту-пили против России на стороне Турции. Попытки атаковать границы России  были отбиты на всех направлениях

5. Третий этап войны. Оборона Севастополя

– Какое событие стало главным на третьем этапе войны?

– Почему целью союзников  Турции стали Крымский полуостров и Севастополь?

 

5.Продолжают анализировать таблицу.  

  Рисуют на карте на экране доски путь эскадры союзников к Евпатории и к Балаклаве.

 

   Постановка учебной задачи:

командующий силами России в

Крыму А.С. Меншиков отвел сухопутную армию от Севастополя.

Узнав о разделении наших сил, командующий французским корпусом Сент-Арно заявил: «В условиях штиля я покончу и с  Севастополем, и с Крымом за несколько часов». Но оборона Севастополя продолжалась 349 дней. Почему противники так долго не могли овладеть Севастополем? И почему Севастополь все-таки пал?

Формулируют учебную задачу данного этапа урока.

 

 

Демонстрация фотографий и репродукций картин, посвященных обороне Севастополя. Комментарии и вопросы преподавателя.

Организация задания 6 «Оборона Севастополя».

Знакомятся с фотографиями и репродукциями картин. Отвечают на вопросы.

Анализируют отрывки из документов. Отвечают на вопросы.

Демонстрация фрагмента художественного фильма «Адмирал Нахимов» (режиссер В. Пудовкин. 1946 г.). Вопросы к фрагменту.

Просмотр фрагмента «Тяготы обороны Севастополя».

Отвечают на вопросы.

 6. Парижский мир.

Организация задания 7«Парижский мир»

 

  6. Выясняют с помощью слайда условия Парижского мирного договора. Определяют наиболее тяжелые из них

IV. Контроль и коррекция

10 минут

Организация задания 8

«Линия времени».

Выполняют задание на интерактивной доске.

Располагают символы основных событий Крымской войны на «линии времени»

Заключительное слово учителя.

Демонстрация слайда «Памятники в Севастополе»

 

V. Домашнее задание

2 минуты

§14  (А.А. Данилов. История  России,

XIXв. 8 класс. М., 2008);

ответить на вопросы к документам;

составить хронику событий войны

Записывают задание

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I. Опрос по изученной на предыдущем уроке теме «Внешняя политика в 1820-е – 1840-е гг.»

   Учитель: назовите основные направления внешней политики России в годы правления Николая I.

   Ученик:  можно выделить три основных направления:

   европейское (задачи: сохранить ведущую роль России в Европе; подавление революционного и освободительного движения);

   кавказское (задачи: утверждение России на Кавказе и закрепление в Закавказье);

   участие России в решении Восточного вопроса.

   Учитель: выполните задание «Основные события внешней политики России» (слайд 1)Установите соответствие между событиями и датами.

   Учащиеся выполняют задание 1  на экране интерактивной доски, перемещая даты к событиям.

   – Какие из этих событий связаны с решением Восточного вопроса?

   Ученик: русско-турецкая война 1828–1829 гг., Ункяр-Искелессийский договор; Лондонские конвенции.

   Учитель: какие из этих событий свидетельствуют об успехах, а какие – о неудачах внешнеполитической деятельности  России?

   Ученик:  пожалуй, единственной, но серьезной дипломатической неудачей России явились Лондонские конвенции, закрывавшие проливы для российских военных кораблей.  

II. Постановка учебной задачи урока

   Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи (проблемы) урока.

Исходное противоречие:

1. В первой половине XIXв. Россия по праву считалась великой,  могущественной державой, одержав ряд побед: над Наполеоном при   

   Александре I; активной и успешной была внешняя политика Николая в  20-е – 40-е гг. XIXв.

2. В середине ХIXв. Николай Iначал Крымскую войну и был полностью уверен в победе.

Учебная задача урока:Россия проиграла Крымскую войну. Почему?

Чтобы решить эту задачу, нужно ответить на два основных вопроса:

Вопрос 1:Каковы события Крымской войны?

Вопрос 2:Что привело к поражению России?

III. Изучение нового материала (самостоятельная учебная деятельность учащихся)

1. Причины войны. Повод к войне

Учащиеся вспоминают алгоритм изучения темы, связанной с войной.

   Учитель: в чем различие между причинами войны и поводом к ней?

   Ученик: причины – спорные вопросы, противоречия между странами. Они могут длительно накапливаться. Повод – конкретное обстоятельство, «искра», подталкивающее конфликт.

   Учитель: почему войну назвали «Крымской»? С кем воевала Россия? Можете ли вы предположить, в чем причины войны?

   Ученик: Россия воевала с Османской империей. Война была направлена на дальнейшее решение Восточного вопроса.

   Учитель: выполните задание «Цели государств в Восточном  вопросе» (слайд 2)Определите, каким государствам принадлежат изображенные здесь флаги. Соотнесите государства и цели, которые они преследовали в Восточном вопросе.

  Учащиеся выполняют задание   на экране интерактивной доски, перемещая изображения флагов к целям государств.

Ответ: цели России –  В; цели Османской империи – Д; цели Великобритании – А; цели Франции – Б; цели Австрийской империи – Г.

   Учитель: каков характер назревавшей войны?

   Ученик: Крымская война начиналась как захватническая со стороны всех стремившихся к ней государств.

   Учитель: формальным поводом к войне послужил спор из-за ключей от палестинских храмов, находившихся на территории Османской империи. Часть ключей от храмов принадлежала католикам, которым покровительствовала Франция; часть – православной общине, поддерживаемой Россией. На ночь храмы даже не запирались, все верующие могли беспрепятственно молиться там. Но дипломаты превратили спор из-за ключей в неразрешимую проблему: обе стороны хотели обладать всеми ключами.

   В декабре 1852 г. султан передал ключи от храмов католикам. Канцлер России Нессельроде заявил: «Россия не потерпит такого оскорбления!». В июне 1853 г. Россия ввела войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Николай Iбыл уверен, что Турция уступит, войны удастся избежать. Но в октябре 1853 г. Османская империя объявила России войну.

   Ученик показывает на карте вступление российских войск в Дунайские княжества – рисует стрелки на экране интерактивной доски.

2. Общий ход войны

   Познакомьтесь с хронологической таблицей, отражающей общий ход Крымской войны (слайд 3). Извлеките максимум информации из этой таблицы.

   Учащиеся выполняют задание  «Основные этапы и события Крымской войны»,работая со слайдом на экране доски. На столах имеется такая же таблица в распечатанном виде. Ответы учеников сводятся к следующему:

    война началась в октябре 1853 г., окончилась в марте 1856 г. В ходе войны выделяются три этапа. Вначале России противостояла лишь Турция, затем её поддержали сильнейшие европейские державы – Великобритания и Франция, а также Сардинское королевство. Важнейшими событиями войны стали победа России в Синопском сражении и трагические для России оборона и падение Севастополя. В ходе войны Россия как одерживала победы, так и терпела поражения.

     Учитель: героическим и трагическим страницам Крымской войны посвящены произведения писателей, режиссеров, художников. Познакомимся с некоторыми из них.

   Выполните задание «Крымская война в картинах художников» (слайд 4). Соотнесите картины и их названия. Расставив картины в последовательности изображенных на них событий войны, вы узнаете имя создателя российских подводных мин, впервые применявшихся в Крымской войне.

   Учащиеся выполняют задание   на экране интерактивной доски. Определяют фамилию изобретателя - Якоби.

3. Синопское сражение

   Учитель: познакомимся поближе с основными событиями. Война началась одновременно на двух фронтах – Балканском и Закавказском.

   Ученик наносит  на карту основные театры военных действий (слайд 5).

   На Балканском направлении Россия действовала неудачно. Турции удалось добиться почти двукратного превосходства в живой силе. Но главное – российская армия почувствовала свою уязвимость: её готовили к парадам, внешнему блеску. Отсталость ощущалась в тактике: наши войска шли в бой плотными колоннами, а турецкая артиллерия применяла разрывающиеся бомбы, которые разом убивали и ранили множество солдат.

   На Кавказе Россия действовала более успешно. Здесь офицерам и солдатам отдельного кавказского корпуса уже несколько десятилетий приходилось проявлять инициативу. Армия воевала, а не занималась парадами, смотрами. Одержаны первые победы: в ноябре 1853 г. отряд в семь тысяч человек наголову разбил восемнадцатитысячный турецкий отряд.

   – Назовите главное событие первого этапа войны.

    Ученик: 18 ноября 1853 г. Россия одержала победу в Синопском сражении.

   Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи данного этапа урока:

Исходное противоречие:

1. В Синопском сражении у  России было восемь судов (все - парусные), у  Турции – четырнадцать  кораблей, из них два – паровые.

2. Потери Турции составили более 3 тыс. человек; Россия потеряла 36 человек  убитыми и 240 ранеными.

Учебная задача: почему Россия победила в Синопском сражении?

   Учитель: Прочитайте отрывки из документов. Ответьте на вопросы.

    Учащиеся выполняют задание «Синопское сражение» (Приложение 1),  анализируют отрывки из сочинений историков и воспоминаний участника боя мичмана Сатина. Отвечают на вопросы.

   Ответы учеников сводятся к следующему:

    Нахимов решил нанести удар по Синопу, чтобы уничтожить приготовленные к переброске на Кавказ турецкие корабли.

   Причины победы русского флота:

1. Внезапность нападения на Синопскую бухту. Турки не допускали такой возможности  в условиях ожидаемого шторма.

2. Тактический просчет командующего турецким флотом. «Неправильно» расположенные корабли оказались «заперты» в бухте. Возможность действия береговой артиллерии была значительно ограниченна. Турки придерживались традиционной тактики, ожидали, что атакующие русские корабли остановятся и бросят якорь до открытия огня.

3. Полководческий талант П.С. Нахимова. Он проявился в следующем:

   вице-адмирал пошел на риск, не зная расположения неприятельских кораблей. Наступая двумя линиями, развернул корабли и блокировал турецкий флот у берега. Отказался от традиционных приемов боя – отдал приказ с ходу, не крепя парусов, не вставая на якорь, открыть огонь.

   Ученики рассказывают о сражении, используя и дополняя схему Синопского сражения на экране доски (слайд 7).

   Учитель: нельзя не сказать о героизме и бесстрашии российских моряков. Например, когда поврежденный корабль «Три святителя» стало относить ветром на мощную батарею противника, Корабль «Ростислав», сам под сильным обстрелом, направил огонь всех своих пушек на эту батарею. «Три святителя» был спасен. «Ростислав» чуть было не взлетел на воздух из-за начавшегося пожара…

   «Лебединой песней» эпохи парусного флота называют Синопское сражение. Когда эскадра Нахимова после бурного перехода через Черное море причалила в Севастополе, нескончаемое «Ура, Нахимов!» неслось со всех судов. Николай Iдал Нахимову редчайшую награду – Георгия второй степени – и щедро наградил всю эскадру.

4. Второй этап войны

   –  Как изменился ход войны весной - летом 1854 г.?

   Ученики определяют с помощью таблицы, что победы России подтолкнули Великобританию и Францию к союзу с Турцией.

   Учитель: в январе 1854 г. англо-французская эскадра вошла в Черное море. Согласно планам английского лорда Пальмерстона, Россия должна была оказаться охвачена боевыми действиями «со всех сторон». Организована грандиозная вооруженная демонстрация у берегов России: предприняты попытки атаковать границы России на Балтийском, Белом, Баренцевом и Черном морях. Все они были отбиты пограничниками.

   Широкую популярность тогда приобрело в России стихотворение Алферьева, напечатанное в «Северной пчеле». Оно начиналось четверостишием:

                             Вот в воинственном азарте

                             Воевода Пальмерстон

                             Поражает Русь на карте

                             Указательным перстом…

5. Третий этап войны. Оборона Севастополя

   –  Какое событие стало главным на третьем этапе войны?

   – Почему целью союзников  Турции стали Крымский полуостров и Севастополь?

   Ученик: в Севастополе находилась главная военно-морская база черноморского флота. Уничтожение севастопольской базы лишило бы Россию возможности вести активные действия как на Черном море, так и на других фронтах – на Балканах и в Закавказье.

  Ученики продолжают работать с хронологической таблицей. Рисуют на карте на экране доски путь эскадры союзников к Евпатории (слайд 12).

   Учитель: Севастополь был первоклассной военно-морской базой, неприступной с моря. Но он почти не имел сухопутных укреплений. Командующий силами России в Крыму А.С. Меншиков действовал странно: он отвел сухопутную армию от Севастополя, «чтоб сохранить связь с внутренними губерниями»…

   Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи данного этапа урока:

Исходное противоречие:

1. Узнав о разделении наших сил, командующий французским корпусом Сент-Арно заявил: «В условиях штиля я покончу и с  Севастополем, и с Крымом за несколько часов».

2. Но оборона Севастополя продолжалась 349 дней.

Учебная задача: почему противники так долго не могли овладеть Севастополем? И почему Севастополь все-таки пал?

    Учитель: проследите путь англо-французской эскадры из Евпатории. Почему они не высадились у Севастополя, а двинулись к Балаклаве?

   Ученики анализируют карту «Оборона Севастополя (слайд 13)» и приходят к следующему выводу:

   несмотря на хвастливые заявления, союзники не решились начать штурм Севастополя немедленно. Они пошли в обход Севастопольской бухты, чтобы обеспечить себе базу в Балаклаве и действовать против Севастополя с юга.

   Учитель: защитники Севастополя использовали передышку и укрепляли город. 5 линейных кораблей были затоплены перед входом в Севастопольскую бухту.   

   – Почему были затоплены корабли?

    Учащиеся возвращаются к картине И. Владимирова «Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде».

   Ученик:  это ещё больше укрепило город с моря. Сошедшие на берег моряки встали в ряды защитников города, корабельные пушки перевезли на берег.

   Учитель: посмотрите внимательно на фотографии и репродукции картин, посвященных обороне Севастополя. Руководил сооружением оборонительных укреплений военный инженер Тотлебен.

   – Какие способы и средства применялись для укрепления города?

   Учащиеся знакомятся с фотографиями и репродукциями картин, посвященных обороне Севастополя, демонстрируемых на экране интерактивной доски (слайды 16 - 18).

   Ученик: мы видим наскоро сделанные укрепления из мешков с песком, корзин с землей, земляные валы, траншеи. Вокруг Севастополя были возведены несколько линий укреплений. В ход шло все, что было под рукой: земля, доски, домашняя утварь. Город превратился в неприступную крепость.

   Учитель: Враги не решились на штурм и решили предварительно разрушить укрепления артиллерийским огнем. 5 октября 1854 г. состоялась первая бомбардировка Севастополя. Всего город пережил шесть бомбардировок. Наши потери составляли по 900 – 1000 человек в день; в августе 1855 г. – до 2 – 3 тыс.

   27 августа союзники предприняли штурм и захватили Малахов курган – главную высоту города. Это означало окончание героической обороны. Начался планомерный отход русской армии. Были затоплены последние корабли…

   – Выполните задание  «Оборона Севастополя (Приложение 2)».

       Учащиеся анализируютотрывки из документов и отвечают на вопросы, отмечая стойкость защитников и причины падения Севастополя.

   Учитель: познакомьтесь с фрагментом художественного фильма «Адмирал Нахимов» и ответьте на вопросы:

   – О каких проблемах русской армии можно узнать из фильма?

   – Какую роль в обороне Севастополя играл вице-адмирал Нахимов?

   Ученики смотрят  фрагмент и выявляют главную проблему – катастрофическая нехватка оружия и снарядов: женщины в осажденном городе вынуждены собирать вражеские бомбы, помогая таким образом мужьям, отцам и братьям.

    Само присутствие на передовой Нахимова (он не прячется от свистящих рядом пуль, уверяет, что врага не пропустят: «Уныния у нас нет и просто быть не может!»), поднимает боевой дух защитников Севастополя. Лица матросов светлеют при виде Нахимова.

   Учитель: вице-адмирал Нахимов погиб в июле 1855 г., за два месяца до падения города.

   В ноябре 1855 г. русская армия одержала крупную победу в Закавказье – взятие крепости Карс. Но она уже не могла изменить положение России. Мы потеряли к тому времени около 500 тыс. человек убитыми, ранеными, пленными. Потери противников составили около 250 тыс. человек. Обе стороны искали путь к миру…

6. Парижский мир

   Учитель: Ознакомьтесь с условиями Парижского мира.

   – Какое условие было самым тяжелым для России?

   Ученики знакомятся со слайдом «Условия Парижского мира» (слайд 26).

   Ученик: самым тяжелым условием для России являлось запрещение иметь флот и военно-морские базы на Черном море. Граница России оказалась незащищенной.

   Учитель: тем не менее, территориальные потери России были минимальными в сложившейся ситуации. Мы сохранили Севастополь! Не случайно поговаривали, что за спиной российской делегации на Парижском конгрессе стояла тень адмирала Нахимова. 

 

IV. Контроль и коррекция

   Учитель: расположите символы, изображающие основные события Крымской войны, на «линии времени».

   Ученики выполняют заключительное задание   на экране доски (слайд 28).

   Учитель: о героях Крымской войны всегда будут помнить в России. В Севастополе о них напоминают памятники выдающимся военачальникам вице-адмиралу Корнилову, контр-адмиралу Истомину, вице-адмиралу Нахимову, простому матросу Петру Кошке и даже памятник погибшим кораблям.

  Демонстрируется слайд «Памятники в Севастополе» (слайды 31 - 34).

 

V. Задание на следующий урок

  Учащиеся записывают задание на следующий урок: §14; ответить на вопросы к документам; составить хронику событий войны в тетради.

   Выставление оценок.

 

Приложение 1.

Задание  «Синопское сражение»

1.Турция перебрасывала на Кавказ подкрепления не только по суше, но и морем. Поэтому перед русскими моряками была поставлена задача перерезать морские коммуникации противника. Крупнейшая военно-морская база Турции находилась в Синопской бухте, по ней и решил нанести удар     Нахимов. В то пасмурное утро шел дождь. Ветер и низкие тучи предвещали шторм, какой нередко бывает на черном море в ноябре. Турки и их английские     инструкторы и мысли не допускали о возможности нападения на хорошо защищенную бухту, где укрылись от непогоды 14 парусных и 2 паровых корабля.

                                                                      Земцов Б. Крымская война 1853 – 1856 годов.

 

  2.  Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной  города; набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой     дугой, закрывавшей собой… многие береговые батареи. Да и расположение судов было… таково, что они могли встретить Нахимова только одним   бортом: другой обращен не к морю, а к городу Синопу. Поэтому береговая артиллерия не решалась вести огонь, опасаясь задеть своих… Русская эскадра атаковала турецкие корабли двумя колоннами…

                                                                                                               Е. В. Тарле. Крымская война

 

3. За залпом последовал батальный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что, бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел. 

                                                                              А.Ф. Сатин,  мичман корабля «Три Святителя»

 

Вопросы и задания

1. Почему удар российской эскадры решили направить на Синоп?

2. Расскажите о ходе Синопского сражения.  

3. В чем причины победы русского флота?

4. В чем проявился полководческий талант вице-адмирала П.С. Нахимова?

 

 

Приложение 2.

Задание  «Оборона Севастополя»

 

1. Из обращения В.А. Корнилова к своим подчиненным

   Отступать нам некуда: сзади нас – море… Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой – убейте меня…

 

2. Из воспоминаний французского маршала Канробера

   Чтобы понять, что такое были наши противники, вспомните о тысячах моряков, которые, плача, уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками. Их земляные укрепления казались нам смешными, но следует признать, что они хорошо защищали осажденных.

 

3. Из записок участника обороны Севастополя П.В. Алабина

   Грустно становится, когда подумаешь, как дурно мы вооружены… Ружья у нас гладкоствольные, у наших врагов – нарезные. Едва мы начинали бой, они издалека расстреливали нашу пехоту…

   Вся северная и западная стороны Малахова кургана покрыты домиками матросов, наполненными их семействами… Мысль о том, что шаг назад перед неприятелем есть шаг к погибели любимой семьи, одушевляет солдата…

 

4. Из письма Н.И. Пирогова жене

   …400 раненых нанесли нам в сутки, 30 ампутаций… на перевязочный пункт, кроме солдат, приносят женщин и детей… в Корабельной слободке, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские женщины и дети.  

 

5. Из письма французского солдата

   Наш майор говорит, что по всем правилам военной науки им давно пора капитулировать. На каждую их пушку - у нас пять пушек, на каждого солдата - десять. У них нет снарядов. Каждое утро их женщины и дети выходят на открытое поле между укреплениями и собирают в мешки ядра. Мы начинаем стрелять.

Да! Мы стреляем в женщин и детей. Но ведь ядра, которые они собирают, предназначаются для нас! Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых. И откуда они только берут силы сражаться?! На каждую нашу атаку они отвечают контратакой. Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык - дереву и тому я советовал бы уйти с дороги.

 

Вопросы и задания

1. Чем объяснить упорное сопротивление защитников Севастополя?

2. Почему Севастополь все-таки пал?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Наумова М.Л. Крымская война.notebook 5.84 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн