Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Опыт использования компьютерных презентаций на уроках истории

Размещено: Марина Леонидовна Наумова - пт, 01/06/2012 - 22:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Наумова Марина Леонидовна
Место работы, должность: 

ФГКОУ "Казанское суворовское военное училище МО РФ", преподаватель истории и обществознания

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p> &nbsp; &nbsp;Решить встающие сегодня перед учителем задачи во многом позволяет технология развивающего обучения. Стержнем методической конструкции данного подхода является познавательная проблема &ndash; учебная задача. Она выводится из исходного противоречия и побуждает обучающихся самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос. Тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения, а также решается проблема мотивации.</p> <p> &nbsp;&nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

Опыт использования компьютерных презентаций на уроках истории

Летом 2011 года телевидение показало серию интеллектуальных игр «Самый умный» с участием воспитанников общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ. Ведущая каждому участнику задавала вопрос: «Почему Вы решили поступить в суворовское (кадетское) училище?» Ребята отвечали по-разному: «Хочу стать военным, продолжить воинскую династию (отец, дед, мама - военные)…»; «хочу стать генералом…»; «…чтобы сделать карьеру…»; «училище помогает стать дисциплинированным и организованным»… Часто звучал такой ответ: «Поступил в суворовское училище, чтоб получить качественное, хорошее образование, которое сегодня все труднее получить в обычной школе»… Такие слова ребят вызывают гордость у нас, преподавателей, но в то же время обостряют чувство ответственности за свое дело, побуждают искать новые и эффективные формы, методы, средства обучения.

Решить возникающие сегодня задачи во многом позволяет технология развивающего обучения (слайд 2). Стержнем методической конструкции данного подхода является познавательная проблема – учебная задача. Она выводится из исходного противоречия и побуждает обучающихся самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос. Тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения, а также решается проблема мотивации.

   Основными этапами урока развивающего обучения являются:

·          вводно-мотивационный этап (постановка учебной задачи);

·          этап организации самостоятельной учебной деятельности с целью решения задачи (познавательной проблемы урока);

·          этапконтроля-коррекции полученных знаний (слайд 3).   

   Использование информационных компьютерных технологий делает данную организацию урока существенно более эффективной.

   Рассмотрим на конкретных примерах, как это можно реализовать практически. Приведем опыт разработки и использования авторских презентаций для интерактивной доски и Power Point презентаций на отдельных этапах урока развивающего обучения.

На вводно-мотивационном этапе  урока преподаватель решает следующие задачи:

  • выявить в совместной с учащимися деятельности исходное противоречие;
  • сформулировать учебную задачу урока;
  • мотивировать учащихся к её решению.

    Самый простой способ решения этих задач – демонстрация на слайдах изобразительной наглядности (картин, фото- и видеоматериалов, карт).

   На уроке по теме «Сталинградская битва» демонстрация фотографии разрушенного в первый же день бомбардировок Сталинграда позволяет сформулировать проблему урока:

гитлеровцы, разрушив город до основания, так и не смогли выиграть Сталинградскую битву. Почему? (Слайд 5). Усиливает эмоциональное воздействие и демонстрация фотографии дома Павлова в современном Волгограде, и карикатура Кукрыниксов, изображающая горюющего Гитлера (слайды 6 – 7).     

   Очень эффективно использование условно-графической наглядности – схем, графиков, диаграмм. Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьян-ские волнения в 1858–1864 гг.»(слайд 8),  после чего легко формулируется проблема:

отмена крепостного права была вековой

мечтой русского крестьянства;но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских волнений.

Учебная задача урока: Реформа 1861 г. вызвала взрыв крестьянского недовольства. Почему?Это побуждает ребят к выяснению того, как Александр II отменил крепостное право.

  Чтобы актуализировать знания о сущности крепостного права, вместо традиционной беседы или теста в 8-ом классе можно провести разминку в игровой форме1. Суворовцам предлагается вспомнить признаки крепостного права (слайды 10 – 11). После этого ученики без труда формулируют определение понятия «крепостное право».     

  Всего несколько примеров убеждают нас в том, что сам учебный материал по истории даже без осознанного участия учителя подталкивает и его, и учащихся к необходимости постановки и решения познавательных проблем. Психология подсказывает: окружающее в мире воспринимается нами в связи с тем, что между объектами существуют контрасты - однообразность не вызывает интерес. В этом смысле историю можно считать базовым предметом для формирования учебно-познавательной компетенции: вся история России – череда парадоксов.

   Постановка проблемы к уроку «Крымская война»  в 8-ом классе происходит в ходе опроса по ранее изученному материалу. Суворовцы выполняют интерактивное задание «Внешняя политика России в 1820-е – 1840-е гг.»: перемещают даты к событиям на экране интерактивной доски (слайд 12). Затем они определяют, какие из этих событий свидетельствуют об успехах, а какие – о неудачах внешнеполитической деятельности  России. Выяснив, что в целом политика была достаточно успешной (единственной, но серьезной дипломатической неудачей явились Лондонские конвенции, закрывавшие Черноморские проливы для российских военных кораблей), учащиеся непосредственно подводятся к формулированию познавательной проблемы – учебной задачи всего урока: В первой половине XIXв. Россия была сильнейшей державой (вспомним и победу  над «непобедимым» Наполеоном!). В середине XIX в. Николай Iначал Крымскую войну и был полностью  уверен в победе. Учебная задача урока: Россия проиграла Крымскую войну. Почему?

Следующий этап урока – этап организации самостоятельной деятельности с целью решения учебной задачи (проблемы) урока. Данный этап весьма сложен по своей структуре и включает в себя различные задания творческого и ознакомительного характера.

   На этом же уроке интерактивное задание с использованием государственной символики успешно применяется для выявления характера войны (слайд 14). Перемещая изображения флагов к целям государств, которые они преследовали в Восточном вопросе, суворовцы определяют, что война начиналась как захватническая со стороны всех стремившихся к ней государств.

   Оптимизирует изучение военных событий работа с обобщающей таблицей (слайд 15). Требуетсяизвлечь из слайда всю  возможную информацию. Такая работа отличается от обычной тем, что:

1.       Таблица дается в готовом виде в начале урока (традиционно хроника событий составляется шаг за шагом по мере их изучения).

2.       Она дает целостное представление о явлении и заставляет двигаться от общего к частному, побуждая, увлекая к исследованию отдельных

          событий  войны.

3.       В то же время это – план работы над темой, представленный в нетрадиционной форме.

   Тема урока позволяет закрепить представление об общем ходе Крымской войны путем организации интерактивного задания с использованиемизобразительной наглядности (слайд 16). Суворовцы соотносят картины, посвященные событиям Крымской войны, и их названия. Изображения промаркированы буквами. Расставив картины в последовательности изображенных на них событий, ученики смогут прочитать фамилию создателя российских подводных мин, впервые применявшихся в Крымской войне (Якоби). Использование наглядных материалов оживляет героические и трагические образы далекого прошлого, а также вносит игровой элемент в достаточно напряженный ход урока.

   В контексте внесения элементов интерактивности компьютерная презентация содержит большие возможности для работы с картой: учащиеся наносят театры военных действий, передвижение войск, воссоздают картину сражения (слайд 17).

На этапе контроля и коррекции акцент делается не только на знания, но и на умение мыслить, делать выводы, на понимание причинно-следственных связей. Для обобщающего контроля при изучении темы войны ученикам традиционно предлагается  задание «Лента времени» с использованием графических моделей(слайд 19). Условно-символическая наглядность позволяет  активизировать мыслительную деятельность обучающихся, выстраивать новые смыслы и обобщения, экономит время урока. Определив, каким событиям войны соответствуют символы, учащиеся располагают их на «линии времени».

* * *

  Технология развивающего обучения и использование интерактивной доски позволяют конструировать эффективные уроки даже по традиционно «скучным» или «трудным» разделам курса.    Пример – урок по теме «Российское общество в начале ХХ в.». Традиционно урок сводится к перечислению основных сословий и  воспроизведению информации из учебника. Идея построения общественной пирамиды на экране интерактивной доски кардинально меняет ход урока.    Учебная задача (проблема урока): в начале ХХ в. Россия приближалась к первой в своей истории революции. Почему же российское общество поднялось на революцию? Нужно выяснить, каким было российское общество. Строим урок шаг за шагом.

1. Создаем «портрет» российского общества:  кто были его представители? Дворяне? Рабы? Менеджеры?..    Подбираем символы для каждой социальной группы.Ребята работают с документами и другими источниками информации (слайд 20).              

2. Шаг второй: пока у нас ещё не общество, а… толпа человечков… Выстраиваем  пирамиду в три этажа: верхний (элита); средний; нижний. Наверху – корона. Стержень – чиновничество: от него зависели все в государстве!(слайд 21).   

3. Далее распределяем общественные группы по социальным этажам (слайд 22). Некоторые занимают не один этаж, а два (крестьяне «залезают» из нижнего в средний – зажиточные, дворяне – из среднего в элиту – высшее дворянство…) Получаем социальный портрет общества.

4. Показываем на модели стрелками,  между кем были  противоречия: между крестьянами и помещиками – из-за земли, между интеллигенцией и чиновниками – из-за власти… Нарисован «узел противоречий» – их много!.. (слайд 23).

5. Формулируем ответ на учебную задачу: в обществе накопились разнообразные противоречия, которые его и разорвали.

   При изучении данной темы во втором концентре (в 11-ом классе) и при подготовке к ЕГЭ структуру российского общества можно представить в виде анимированной схемы в Power Point презентации (слайд 24):

  • на схеме показаны те же три социальных слоя;
  • наряду со старыми социальными группами (дворянами,  крестьянами, духовенством, чиновничеством) возникают новые;
  • купечество трансформируется в класс предпринимателей;
  • формируются пролетариат и интеллигенция;
  • старые социальные группы интенсивно размываются. Дворянство пополняет ряды интеллигенции и чиновничества, а крестьянство – пролетариата, средних городских слоев (мещанства) и люмпенов. Казачество превращается в привилегированное военно-служилое сословие;
  • к старому конфликту между дворянами и крестьянами добавляются конфликты между предпринимателями и наемными рабочими, а также между интеллигенцией и чиновничеством («вопрос о власти»).

 

В заключение вернемся к теме «Крестьянская реформа». Схемы с эффектами анимации оптимизируют изучение объемных или сложных вопросов: например, сущность крестьянской реформы. Сравнивая две схемы (дворянское имение до и после реформы) (слайды 25-26), ученики определяют, что изменилось в отношениях крестьян и помещиков; выясняют, какие изменения обозначены на схеме цифрами.

 Ответы учащихся сводятся к следующему:

·        до реформы вся земля в имении, усадьба и деревня с крестьянами были собственностью помещика;

·        после освобождения крестьян земля осталась у помещиков;

·        размеры наделов (1) и повинностей крестьян (4; 5) теперь определялись письменным соглашением – уставной грамотой;

·        «лишняя» земля у крестьян отрезалась (2);

·        крестьяне вынуждены арендовать у помещиков землю (6) за дополнительные повинности;

·        для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками вводилась должность мирового посредника (3).

   При использовании традиционных средств и приемов на изучение данного вопроса тратится значительная часть урока. В нашем случае результат – образное восприятие сущности явления при значительной экономии времени урока.    

***

   Мы рассмотрели примеры создания и использования компьютерных презентаций на уроках развивающего обучения. Гете сказал: «Лучшее, что нам дает история – это возбуждаемый ею энтузиазм». Можно добавить: принципы развивающего обучения на уроках истории, безусловно, добавляют энтузиазма нашим ученикам. Мы же, преподаватели, работаем с ещё большим вдохновением, используя современные технологии и компьютерные средства обучения.

 

Литература:

Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2000, №1. С.52-55

Бельский Э.Н. История аграрных отношений в России в схемах (в помощь учителю) // Преподавание истории в школе. 2006. № 8.

Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя. / А.И. Чернов, А.Ю. Морозов, П.А. Пучков, Э.Н. Абдулаев. М.: Просвещение, 2009.

Короткова М.В.Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных  средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2008. №1. С. 3-8.

Морозов А.Ю., Фомин С.А.,Обобщающий блок и периодизация истории России // Преподавание истории в школе. 2008, №6. С. 18-25

Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги // Преподавание истории в школе. 2000, №1. С.52-55

С.А. Фомин.Схемы по истории: теоретический аспект // Преподавание истории в школе. 2009. № 6. С. 70 – 72.

 

Прикрепленный файл Размер
Наумова М.Л. Компьютерные презентации на уроках истории.ppt 5.42 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн