Опыт использования компьютерных презентаций на уроках истории
Летом 2011 года телевидение показало серию интеллектуальных игр «Самый умный» с участием воспитанников общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ. Ведущая каждому участнику задавала вопрос: «Почему Вы решили поступить в суворовское (кадетское) училище?» Ребята отвечали по-разному: «Хочу стать военным, продолжить воинскую династию (отец, дед, мама - военные)…»; «хочу стать генералом…»; «…чтобы сделать карьеру…»; «училище помогает стать дисциплинированным и организованным»… Часто звучал такой ответ: «Поступил в суворовское училище, чтоб получить качественное, хорошее образование, которое сегодня все труднее получить в обычной школе»… Такие слова ребят вызывают гордость у нас, преподавателей, но в то же время обостряют чувство ответственности за свое дело, побуждают искать новые и эффективные формы, методы, средства обучения.
Решить возникающие сегодня задачи во многом позволяет технология развивающего обучения (слайд 2). Стержнем методической конструкции данного подхода является познавательная проблема – учебная задача. Она выводится из исходного противоречия и побуждает обучающихся самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос. Тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения, а также решается проблема мотивации.
Основными этапами урока развивающего обучения являются:
· вводно-мотивационный этап (постановка учебной задачи);
· этап организации самостоятельной учебной деятельности с целью решения задачи (познавательной проблемы урока);
Использование информационных компьютерных технологий делает данную организацию урока существенно более эффективной.
Рассмотрим на конкретных примерах, как это можно реализовать практически. Приведем опыт разработки и использования авторских презентаций для интерактивной доски и Power Point презентаций на отдельных этапах урока развивающего обучения.
На вводно-мотивационном этапе урока преподаватель решает следующие задачи:
выявить в совместной с учащимися деятельности исходное противоречие;
сформулировать учебную задачу урока;
мотивировать учащихся к её решению.
Самый простой способ решения этих задач – демонстрация на слайдах изобразительной наглядности (картин, фото- и видеоматериалов, карт).
На уроке по теме «Сталинградская битва» демонстрация фотографии разрушенного в первый же день бомбардировок Сталинграда позволяет сформулировать проблему урока:
гитлеровцы, разрушив город до основания, так и не смогли выиграть Сталинградскую битву. Почему? (Слайд 5). Усиливает эмоциональное воздействие и демонстрация фотографии дома Павлова в современном Волгограде, и карикатура Кукрыниксов, изображающая горюющего Гитлера (слайды 6 – 7).
Очень эффективно использование условно-графической наглядности – схем, графиков, диаграмм. Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьян-ские волнения в 1858–1864 гг.»(слайд 8), после чего легко формулируется проблема:
отмена крепостного права была вековой
мечтой русского крестьянства;но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских волнений.
Учебная задача урока: Реформа 1861 г. вызвала взрыв крестьянского недовольства. Почему?Это побуждает ребят к выяснению того, как Александр II отменил крепостное право.
Чтобы актуализировать знания о сущности крепостного права, вместо традиционной беседы или теста в 8-ом классе можно провести разминку в игровой форме1. Суворовцам предлагается вспомнить признаки крепостного права (слайды 10 – 11). После этого ученики без труда формулируют определение понятия «крепостное право».
Всего несколько примеров убеждают нас в том, что сам учебный материал по истории даже без осознанного участия учителя подталкивает и его, и учащихся к необходимости постановки и решения познавательных проблем. Психология подсказывает: окружающее в мире воспринимается нами в связи с тем, что между объектами существуют контрасты - однообразность не вызывает интерес. В этом смысле историю можно считать базовым предметом для формирования учебно-познавательной компетенции: вся история России – череда парадоксов.
Постановка проблемы к уроку «Крымская война» в 8-ом классе происходит в ходе опроса по ранее изученному материалу. Суворовцы выполняют интерактивное задание «Внешняя политика России в 1820-е – 1840-е гг.»: перемещают даты к событиям на экране интерактивной доски (слайд 12). Затем они определяют, какие из этих событий свидетельствуют об успехах, а какие – о неудачах внешнеполитической деятельности России. Выяснив, что в целом политика была достаточно успешной (единственной, но серьезной дипломатической неудачей явились Лондонские конвенции, закрывавшие Черноморские проливы для российских военных кораблей), учащиеся непосредственно подводятся к формулированию познавательной проблемы – учебной задачи всего урока: В первой половинеXIXв. Россия была сильнейшей державой (вспомним и победу над «непобедимым» Наполеоном!). В середине XIX в. НиколайIначал Крымскую войну и был полностью уверен в победе. Учебная задача урока: Россия проиграла Крымскую войну. Почему?
Следующий этап урока – этап организации самостоятельной деятельности с целью решения учебной задачи (проблемы) урока. Данный этап весьма сложен по своей структуре и включает в себя различные задания творческого и ознакомительного характера.
На этом же уроке интерактивное задание с использованием государственной символики успешно применяется для выявления характера войны (слайд 14). Перемещая изображения флагов к целям государств, которые они преследовали в Восточном вопросе, суворовцы определяют, что война начиналась как захватническая со стороны всех стремившихся к ней государств.
Оптимизирует изучение военных событий работа с обобщающей таблицей (слайд 15). Требуетсяизвлечь из слайда всю возможную информацию. Такая работа отличается от обычной тем, что:
1. Таблица дается в готовом виде в начале урока (традиционно хроника событий составляется шаг за шагом по мере их изучения).
2. Она дает целостное представление о явлении и заставляет двигаться от общего к частному, побуждая, увлекая к исследованию отдельных
событий войны.
3. В то же время это – план работы над темой, представленный в нетрадиционной форме.
Тема урока позволяет закрепить представление об общем ходе Крымской войны путем организации интерактивного задания с использованиемизобразительной наглядности (слайд 16). Суворовцы соотносят картины, посвященные событиям Крымской войны, и их названия. Изображения промаркированы буквами. Расставив картины в последовательности изображенных на них событий, ученики смогут прочитать фамилию создателя российских подводных мин, впервые применявшихся в Крымской войне (Якоби). Использование наглядных материалов оживляет героические и трагические образы далекого прошлого, а также вносит игровой элемент в достаточно напряженный ход урока.
В контексте внесения элементов интерактивности компьютерная презентация содержит большие возможности для работы с картой: учащиеся наносят театры военных действий, передвижение войск, воссоздают картину сражения (слайд 17).
На этапе контроля и коррекции акцент делается не только на знания, но и на умение мыслить, делать выводы, на понимание причинно-следственных связей. Для обобщающего контроля при изучении темы войны ученикам традиционно предлагается задание «Лента времени» с использованием графических моделей(слайд 19). Условно-символическая наглядность позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, выстраивать новые смыслы и обобщения, экономит время урока. Определив, каким событиям войны соответствуют символы, учащиеся располагают их на «линии времени».
* * *
Технология развивающего обучения и использование интерактивной доски позволяют конструировать эффективные уроки даже по традиционно «скучным» или «трудным» разделам курса. Пример – урок по теме «Российское общество в начале ХХ в.». Традиционно урок сводится к перечислению основных сословий и воспроизведению информации из учебника. Идея построения общественной пирамиды на экране интерактивной доски кардинально меняет ход урока. Учебная задача (проблема урока): в начале ХХ в. Россия приближалась к первой в своей истории революции. Почему же российское общество поднялось на революцию? Нужно выяснить, каким было российское общество. Строим урок шаг за шагом.
1. Создаем «портрет» российского общества: кто были его представители? Дворяне? Рабы? Менеджеры?.. Подбираем символы для каждой социальной группы.Ребята работают с документами и другими источниками информации (слайд 20).
2. Шаг второй: пока у нас ещё не общество, а… толпа человечков… Выстраиваем пирамиду в три этажа: верхний (элита); средний; нижний. Наверху – корона. Стержень – чиновничество: от него зависели все в государстве!(слайд 21).
3. Далее распределяем общественные группы по социальным этажам (слайд 22). Некоторые занимают не один этаж, а два (крестьяне «залезают» из нижнего в средний – зажиточные, дворяне – из среднего в элиту – высшее дворянство…) Получаем социальный портрет общества.
4. Показываем на модели стрелками, между кем были противоречия: между крестьянами и помещиками – из-за земли, между интеллигенцией и чиновниками – из-за власти… Нарисован «узел противоречий» – их много!.. (слайд 23).
5. Формулируем ответ на учебную задачу: в обществе накопились разнообразные противоречия, которые его и разорвали.
При изучении данной темы во втором концентре (в 11-ом классе) и при подготовке к ЕГЭ структуру российского общества можно представить в виде анимированной схемы в Power Point презентации (слайд 24):
на схеме показаны те же три социальных слоя;
наряду со старыми социальными группами (дворянами, крестьянами, духовенством, чиновничеством) возникают новые;
купечество трансформируется в класс предпринимателей;
формируются пролетариат и интеллигенция;
старые социальные группы интенсивно размываются. Дворянство пополняет ряды интеллигенции и чиновничества, а крестьянство – пролетариата, средних городских слоев (мещанства) и люмпенов. Казачество превращается в привилегированное военно-служилое сословие;
к старому конфликту между дворянами и крестьянами добавляются конфликты между предпринимателями и наемными рабочими, а также между интеллигенцией и чиновничеством («вопрос о власти»).
В заключение вернемся к теме «Крестьянская реформа». Схемы с эффектами анимации оптимизируют изучение объемных или сложных вопросов: например, сущность крестьянской реформы. Сравнивая две схемы (дворянское имение до и после реформы) (слайды 25-26), ученики определяют, что изменилось в отношениях крестьян и помещиков; выясняют, какие изменения обозначены на схеме цифрами.
Ответы учащихся сводятся к следующему:
· до реформы вся земля в имении, усадьба и деревня с крестьянами были собственностью помещика;
· после освобождения крестьян земля осталась у помещиков;
· размеры наделов (1) и повинностей крестьян (4; 5) теперь определялись письменным соглашением – уставной грамотой;
· «лишняя» земля у крестьян отрезалась (2);
· крестьяне вынуждены арендовать у помещиков землю (6) за дополнительные повинности;
· для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками вводилась должность мирового посредника (3).
При использовании традиционных средств и приемов на изучение данного вопроса тратится значительная часть урока. В нашем случае результат – образное восприятие сущности явления при значительной экономии времени урока.
***
Мы рассмотрели примеры создания и использования компьютерных презентаций на уроках развивающего обучения. Гете сказал: «Лучшее, что нам дает история – это возбуждаемый ею энтузиазм». Можно добавить: принципы развивающего обучения на уроках истории, безусловно, добавляют энтузиазма нашим ученикам. Мы же, преподаватели, работаем с ещё большим вдохновением, используя современные технологии и компьютерные средства обучения.
Литература:
Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2000, №1. С.52-55
Бельский Э.Н. История аграрных отношений в России в схемах (в помощь учителю) // Преподавание истории в школе. 2006. № 8.
Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя. / А.И. Чернов, А.Ю. Морозов, П.А. Пучков, Э.Н. Абдулаев. М.: Просвещение, 2009.
Короткова М.В.Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2008. №1. С. 3-8.
Морозов А.Ю., Фомин С.А.,Обобщающий блок и периодизация истории России // Преподавание истории в школе. 2008, №6. С. 18-25
Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги // Преподавание истории в школе. 2000, №1. С.52-55
С.А. Фомин.Схемы по истории: теоретический аспект // Преподавание истории в школе. 2009. № 6. С. 70 – 72.