Чтобы поддерживать и развивать уровень своей физической подготовленности и обеспечить необходимый минимум двигательной активности, недостаточно уроков физической культуры в рамках учебного процесса.
Существенно повысить уровень двигательной активности и помочь развивать основные физические качества способны домашние задания по физической культуре.
Выполняя домашние задания, учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой. Стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучаются добросовестно работать, совершенствуют двигательные навыки и умения, развивают необходимые физические качества.
Собственный опыт работы учителемфизической культуры позволяет утверждать, что домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, прививают интерес к предмету «физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности и ответственности.
Вопрос о домашних заданиях по физической культуре является проблемным, так как он очень слабо отражён в педагогической литературе , да и домашние задания по физической культуре характерно отличаются от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.Проблемы организации самостоятельных занятий в начальной школе не раскрыты в программахпо физической культуре. Не хватает успешной разработки теоретических основ и практического подхода к организации самостоятельной учебной двигательной деятельности учащихся начальных классов, научно-обоснованной система домашних заданий по физкультуре.
Между тем домашние задания по физической культуре способны не только развивать физические качества учеников, но и уменьшать умственную перегрузку детей.
Основная цель домашних заданий по физической культуре–
подготовка учащихся к выполнению требований программы по физической культуре, развитие двигательных качеств и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Задачи,которые решаются с помощью домашних заданий:
1
1) увеличение двигательной активности учеников;
2) развитие основных физических качеств;
3) профилактика нарушений осанки ;
4) подготовка к выполнению требований программы по физической культуре;
5).выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
Выполняя домашние задания, можно решать и такие оздоровительные задачи, как профилактика и коррекция осанки учащихся, формирование навыков личной гигиены.
Содержание домашних заданий.
Домашние задания состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, упражнения, выполняемые систематически, и одноразовые задания, подводящие упражнения. Это могут быть развивающие упражнения, упражнения для формирования прочных навыков ходьбы и бега.
Домашние задания могут быть как теоретического, так и практического характера.
Как форма домашнего задания приветствуется самостоятельная двигательная деятельность детей, которая заключается в том, что они сами выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, подвижные, игры с друзьями и т. д).
Методические рекомендации.
Домашние задания должны быть гармонично связаны с работой на уроке и должны даваться после их освоения. Необходимо чтобы учитель наглядно показывал технику выполнения упражнения и давал строгую нагрузку. Задания задаются на дом, соответственно по теме, проходимого материала.
2
Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.
Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.
Домашние задания могут быть как общими для всех, так и индивидуальными, если присутствует отставание в каком-либо разделе или теме.
При заданиях на дом учителю необходимо ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий для их выполнения, обращать большое внимание на обеспечение ими безопасности во время выполнения упражнений (подготовленность места - отсутствие лишних предметов, и т. д.).
Время, затраченное на выполнение домашних заданий не должно превышать 15-20 мин.
Чтобы домашние задания были результативными, необходимо выполнять их систематически. Учитель должен осуществлять контроль над их выполнением. Такой контроль осуществляется, прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, мониторинге физического развития, также в выполнении техники определённого упражнения.
Контроль над выполнением домашних заданий проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост показателей уровня физической подготовленности.
Вместе с тем учителю следует нацеливать и родителей на необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения выполнения детьми заданных упражнений.
Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется методом опроса, проведением регулярного тестирования(фамилии победителей по каждому тесту помещаются на доску «Чемпион»),оценивания правильности выполнения заданных упражнений, которые демонстрируются учениками.
Правилаорганизации самостоятельных занятий по физической культуре.
1. Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.
2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.
Ученика начальных классов мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Например, домашнее задание: учитель даёт точную инструкцию по выполнению упражнения, а ученику остается следовать данным рекомендациям и выполнять дома задания (повторение упражнений и является элементом самостоятельности).
Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.
С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.
Домашние задание по физической культуре.
2 класс
№
Домашнее задание
Методические указания
1четверть.
1
Выполнение комплекса У.Г.№1.
(ежедневно).
2
Выполнение комплекса У.Г.№1.
(ежедневно).
3
Составление индивидуального режима дня на новый учебный год. Бег в медленном темпе 300-500м.
С учётом индивидуальной занятости в кружках, секциях и т. д.
4
Выполнение самоконтроляза правильной осанкой.
(ежедневно)
5
Выполнение прыжков через скакалку или подводящих упражнений к прыжкам.
Подводящие упражнения выполняют ученики, совсем не умеющие прыгать. Выполнять при наличии возможности.
6
Выполнение прыжков через скакалку или подводящих упражнений к прыжкам.
7
Выполнение поворотов на месте по команде.
8
Повторение техники прыжков в длину с места.
Обратить внимание на согласованность работы рук и ног.
9
Закрепление техники прыжков в длину с места.
Обратить внимание на технику приземления.
10
Выполнение комплекса У.Г№2 (ежедневно)
(ежедневно)
11
Повторение техники метания в горизонтальную цель.
С расстояния 2-4метра.
12
Закрепление техники метания в горизонтальную цель.
13
Нахождение своего пульса.
На запястье, шее.
14
Определение своего пульса.
Время могут засекать родители, родственники.
15
Тренировка выносливости в беге в медленном темпе.
На заданную дистанцию
16
Тренировка выносливость в беге в медленном темпе.
17
Подвижные игры с бегом и прыжками по выбору учащихся.
При наличии погодных условий.
18
Приготовление одежды и обуви к занятиям гимнастикой.
Майка, шортики. Чешки (кеты).
2четверть
1
Повторение группировки сидя, лёжа на спине, в приседе.
2
Повторение и выполнение комплекса У.Г №3,разученного на уроке (ежедневно).
(ежедневно)
3
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (ежедневно.
Дозировка индивидуальная. Руки к плечам.
4
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (ежедневно). Девочки ставят руки на возвышение.
(ежедневно).
5
Повторение упоров, седов, стоек.
6
Повторение поворотов на месте по команде.
7
Повторить выполнение поворотов на месте по команде.
8
Выполнение ходьбы под счёт.
9
Ходьба, бег, прыжки в темпе песни или музыки.
10
Повторение приставных шагов вправо, влево, вперёд, назад в темпе музыки.
11
Выполнение танцевальных шагов, разученных на уроке в темпе музыки.
12
Выполнение танцевальных шагов, разученных на уроке в темпе музыки.
13
Выполнение произвольных танцевальных движений в темпе музыки.
14
Д\з на каникулы: активный отдых на катке, горке .Прогулки на лыжах.
При наличии погодных условий
3четверть
1
Выполнение упражнений на равновесие.
2
Выполнение комплекса У.Г. с мячом, разученного на уроке.
При наличии возможности.
3
Перебрасывание мяча с руки на руку.
При наличии возможности.
4
Подбрасывание и ловля мяча или предметов.
Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра.
5
Подбрасывание и ловля мяча или предметов с хлопком или двумя хлопками.
6
Подбрасывание и ловля мяча или предметов с выполнением приседаний.
7
Активный отдых на лыжах, коньках, ледянках.
8
Катание на лыжах, коньках, ледянках.
9
Катание на лыжах, коньках, ледянках.
10
Катание на лыжах, коньках, ледянках.
11
Выполнение упражнений на развитие силы мышц ног.
Приседания, пистолетики (приседания на одной ноге).
12
Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты»
13
Подготовить считалочки для подвижных игр.
14
Зимние подвижные игры.
15
Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.
Упражнения на укрепление мышц спины ,брюшного пресса, ног рук. Нагрузка и варианты упражнений подбираются в зависимости от наличия условий, материальной базы: (гантели, спортивный уголок и т. д.); а так же уровня подготовленности учеников.
16
Имитация удара внутренней стороной стопы по ф/б мячу.
17
Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.
18
Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.
19
Подвижные игры с мячом
20
Приготовление одежды и обуви к занятиям лёгкой атлетикой.
4четверть
1
Выполнение прыжков через небольшие препятствия (вертикальные и горизонтальные).
Вертикальные - высотой 40 см. Горизонтальные- до 100см.
2
Имитация прыжка в высоту способом «согнув ноги» без преодоления планки.
3
Имитация прыжка в высоту «перешагиванием без преодоления планки
4
Равномерный бег.
Провести инструктаж по регулированию нагрузки и темпа при выполнении бега. Напомнить основы правильной техники бега.
5
Равномерный бег.
6
Равномерный бег.
7
Равномерный бег.
8
Имитация прыжка в длину с разбега.
Разобраться с движениями ног при разбеге отталкивании и приземлении. Выполнять схематично.
9
Подвижные игры с прыжками.
10
Подвижные игры с прыжками.
11
Подвижные игры с мячом во дворе.
12
Подвижные игры с мячом во дворе.
13
Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.
14
Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.
15
Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.
16
Соблюдение правил приёма солнечных и воздушных ванн, правил поведения на воде. Варианты подвижных игр.
3 класс
1 четверть
№
Выполнение комплекса У.Г.№1.
Методические указания
1
Повторение техники высокого старта.
2
Закрепление техники высокого старта.
3
Составление индивидуального режима дня школьника.
4
Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки.
5
Повторение техники прыжка в длину с места.
6
Имитация прыжка в длину с разбега.
Разобраться с техникой выполнения шагов разбега, отталкивания и приземления.
7
Выполнение комплекса закаливающих процедур.
8
Выполнение комплекса закаливающих процедур.
9
Прыжки через короткую скакалку.
10
Прыжки через короткую скакалку.
11
Равномерный бег.
12
Равномерный бег.
13
Равномерный бег.
14
Равномерный бег.
15
Метание на дальность.
16
Подвижные игры с бегом и прыжками.
17
Подвижные игры с бегом и прыжками.
18
Приготовление одежды и обуви к занятиям гимнастикой.
2четверть
1
Повторить и выполнять комплекс У.Г №3,разученный на уроке (ежедневно).
2
Повторение поворотов.
3
Повторение техники захвата каната ногами.
Имитировать движение можно применяя верёвку, пояс(для не умеющих выполнять захват.
4
Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки
Выполнять систематически.
5
Повторение группировки и перекатов.
Выполнять на г. мате, матрасе.
6
Имитация движений ног при выполнении наскока на гимнастический мост.
7
Подводящие упражнения к выполнению опорного прыжка (из упора лёжа переход в упор присев).
Выполнять не отрывая руки от опоры.
8
Выполнение ходьбы, прыжков, движений в ритме музыки.
9
Закрепление шагов галопа и приставных шагов.
10
Повторение сочетания изученных танцевальных шагов
11
Повторение сочетания изученных танцевальных шагов
12
Выполнение танцевальных упражнений в ритме музыки.
13
Выполнение танцевальных упражнений в ритме музыки.
14
Д\з на каникулы: Активный отдых на катке, горке. Прогулки на лыжах.
При наличии погодных условий
3четверть
1
Составление и выполнение комплекса ОРУ с мячом.
2
Выполнение подбрасывания и ловли мяча.
Для учеников, слабо владевших навыками работы с мячом.
3
Выполнение упражнений с мячом.
4
Выполнение подбрасывания и ловли мяча с усложнением(приседанием,хлопком)
5
Выполнение комплекса ОРУ со скакалкой.
6
Повторение стойки баскетболиста.
7
Выполнение упражнений для развития силы мышц рук.
8
Имитация броска мячом по корзине с двух шагов .
9
Повторение стойки волейболиста.
10
Положение рук при приёме в\б мяча.
11
Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки.
12
Выполнение комплекса упр. для профилактики плоскостопия.
13
Выполнение комплекса упр. для профилактики плоскостопия.
14
Выполнение комплекса упр. для развития равновесия.
15
Повторение имитации удара внутренней стороной стопы по ф/б мячу.
Разучить на уроке.
16
Повторение имитации удара внутренней стороной стопы по ф/б мячу.
Строго объяснить правила выполнения и дозировку.
17
Выполнение комплекса упр. на развитие силы мышц живота.
Разучить на уроке
18
Выполнение комплекса упр. на развитие силы мышц ног.
19
Составление комплекса физминутки.
20
Приготовление одежды и обуви к занятиям лёгкой атлетикой.
Для занятий на площадке и в зале
4четверть
1
Имитация прыжка в высоту с прямого разбега.
С трёх-пяти шагов.
2
Определение пульса в состоянии покоя и после выполнения физической нагрузки.
3
Выполнять упражнения для развития силы мышц ног.
Дозировка индивидуальная.
4
Выполнение упражнений для развития силы мышц ног.
5
Выполнение упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.
6
Выполнение упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.
7
Разучивание речитатива п/и «Золотые ворота» и «Мышеловка»
8
Имитация метания мяча на дальность.
Строго объяснить технику безопасности при выполнении метаний.
9
Выполнение прыжков через длинную вращающуюся скакалку с забеганием.
10
Выполнение прыжков через длинную вращающуюся скакалку с забеганием.
11
Разобраться в шагах разбега при выполнении метания мяча на дальность.
12
Выполнение разбега при выполнении метания мяча на дальность.
13
Равномерный бег
Дозировка индивидуальная.
14
Равномерный бег
Выполнять систематически
15
Равномерный бег
16
Соблюдение правил приёма солнечных и воздушных ванн, правил поведения на воде. Варианты подвижных игр.
4 Класс
№ п/п
Домашнее задание
Методические указания
IЧетверть
1.
Повторение правил безопасности на уроках физкультуры.
2.
Приготовление одежды и обуви для занятий лёгкой атлетикой.
3.
Составление комплекса утренней гимнастики №1.
4.
Повторение режима дня школьника.
5.
Выполнение упражнений для развития мышц ног.
6.
Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения прыжков.
Индивидуально
7.
Повторение прыжка в длину с места.
Прыгать после выполнения разминки.
9.
Составление упражнений для развития силы рук и спины.
Задавать желающим.
10.
Повторение техники метания мяча в цель.
11.
Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения метаний м.мяча на дальность.
12.
Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения л\а упражнений.
13.
Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 1.
14.
Повторение положения высокого старта.
15.
Составление комплекса ОРУ со скакалкой.
При наличии скакалки.
16.
Приготовление одежды и обуви для занятий гимнастикой.
17.
Выполнение комплекса закаливающих процедур.
Систематично
IIЧетверть
18.
Повторение правил безопасности на уроках гимнастики.
19.
Составление комплекса утренней гимнастики № 2.
20.
Составление комплекса упражнений для развития гибкости.
21.
Разучивание танцевальных упражнений ,шагов.
22.
Повторение техники выполнения переката вперёд, назад.
23.
Составление комплекса упражнений для развития мышц спины.
24.
Составление комплекса танцевальных упражнений.
25.
Составление и выполнения комплекса физ. минутки № 2.
26.
Повторение подводящих упражнений для лазания по канату. Захват веревки ногами.
Подручные средства.
27.
Составление комплекса упражнений для развития равновесия.
28.
Повторение строевых упражнений.
29.
Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки.
Систематично.
30.
Составление комплекса ОРУ с обручем.
При наличии обруча.
31.
Активный отдых на лыжах коньках ледянках.
IIIЧетверть
32.
Повторение правил безопасности при занятиях подвижными играми.
33.
Приготовление одежды и обуви для занятий подвижными играми.
34.
Повторение речитатива подвижной игры «Два мороза».
35.
Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты».
36.
Повторение речитатива подвижной игры «Мышеловка».
37.
Составление комплекса ОРУ с мячом.
При наличии мяча.
38.
Повторение стойки баскетболиста.
39.
Составление комплекса упражнений для развития точности движения.
40.
Составление комплекса дыхательных упражнений.
41.
Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки.
Систематично.
42.
Повторение стойки волейболиста.
43.
Составление комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.
По желанию учащихся.
44.
Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений зрения.
По возможности ежедневно.
45.
Составление комплекса ОРУ со скамейкой.
46.
Составление комплекса утренней гимнастики № 3.
47.
Разучивание подвижной игры «Мяч над верёвкой».
48.
Повторение правил игры в пионербол.
49.
Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 3.
50.
Выполнение комплекса упражнений для профилактики плоскостопия.
Систематично.
51.
Дворовые подвижные игры.
52.
Подготовка подвижных игр с мячом.
При наличии мяча.
IVЧетверть
53.
Приготовление одежды и обуви для занятий лёгкой атлетикой.
54.
Повторение правил безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке.
55.
Повторение техники передачи мяча внутренней стороной стопы.
При наличии мяча.
56.
Выполнение прыжков через скакалку.
57.
Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики № 4.
58.
Повторение техники прыжка в длину с места.
59.
Повторение основных правил занятий самостоятельными упражнениями.
60.
Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 4.
61.
Повторение имитации шагов разбега в технике метания мяча на дальность.
62.
Повторение стоек. Основная стойка, ст. с различным положением рук.
63.
Составление и выполнение комплекса упражнений на развитие мышц живота.
64.
Составление и выполнение комплекса упражнений с мячом.
При наличии мяча.
65.
Равномерный бег.
Индивидуально.
66.
Определение своего пульса в покое и после 12 приседаний.
67.
Выполнение комплекса упражнений для оценки общего состояния организма.
68.
Завести дневник самоконтроля.
Заключение.
Расширениефизкультурной и спортивной работы, улучшение ее организации по месту учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к самостоятельному физическому самосовершенствованию.
Необходимо организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.
Физическая культура, являясь частью общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
На: домашнее задание по физической культуре
Большое спасибо.
На: домашнее задание по физической культуре
Очень полезная информация, спасибо!