Данные об авторе
Место работы, должность:
МОУ "Лицей № 7" г. о. Электросталь Московской области, учитель начальных классов
Регион:
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Окружающий мир
Цель урока:
Формировать навыки здорового образа жизни.
Воспитывать потребность в сохранении своего здоровья, в соблюдении правил личной гигиены.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник "Окружающий мир" Н. Ф. Виноградова
Используемая методическая литература:
не использовалась
Используемое оборудование:
Предварительная подготовка: заранее необходимо разучить слова детям, напечатать на больших листах ватмана названия страниц журнала, подготовить вопросы для каждой группы детей, нарисовать часы с разным изображением времени и указанием действий для КТД.
Краткое описание:
<ol> <li> <span dir="LTR">Обсуждение проблемной ситуации «Что не так делает Егорка».</span></li> <li> <span dir="LTR">Работа с учебником.</span></li> <li> <span dir="LTR">Работа с иллюстративным материалом.</span></li> <li> <span dir="LTR">Решение логических задач, обсуждение проблемных ситуаций.</span></li> <li> <span dir="LTR">КТД создание плаката «Режим дня школьника»</span></li> </ol> <p> </p> <p> </p>
Ход занятия.
1-я страница «Распорядок дня».
- Все ли готовы к работе? Начнём урок. Тему я называть не буду, в конце урока вы сами её определите.
Учитель читает стихотворение.
Опишем кратко вам сейчас
Парнишку одного мы.
Встречали вы его не раз,
И даже с ним знакомы.
Он ходит злой по временам,
Расстроенный, надутый
И часто жалуется нам:
Нет ни одной минуты,
Чтоб погулять, чтоб отдохнуть,
Чтобы пойти куда-нибудь.
Ему нельзя не верить,
Попробуем проверить.
Звонит будильник, надо встать.
Дел предстоит немало…
Минута, три, четыре, пять…
А он под одеялом,
Проходит полчаса, и вот
Он наконец с трудом встаёт,
Рубашку надевает
И пять минут зевает.
Он ищет шесть минут носки
И семь – шнурует башмаки.
Пять минут примерно
Листает он Жюль Верна.
Он вертит кран туда – сюда
И смотрит, как течёт вода.
Минуты три уныло
Разглядывает мыло.
Он не ведёт минутам счёт…
Часы идут, вода течёт.
И, вздох издав глубокий,
Он мочит нос и щёки.
Потом он зажимает кран,
Чтоб превратить струю в фонтан.
Стоит, фонтаном увлечён,
Вода стекает на пол.
Над ним не капает, а он
Весь пол вокруг закапал.
И вскоре лужа перед ним –
Вот не было беды…
Но всё же он почти сухим
Выходит из воды.
Идёт к столу вприпрыжку
И раскрывает книжку.
Читая, тут же пьёт он чай.
Скучая, крутит ложку.
Потом как будто невзначай
Ногой толкает кошку.
Вокруг него уж тарарам,
Портфель он ищет тут и там.
Пропал он. Что за чудеса!
Ещё проходит полчаса.
Пусть ревёт Егорка, только
Нам не жаль его нисколько!
С тем согласны мы без спора:
Не хватает дня Егору,
Не закончил массу дел.
Но куда он время дел?
Учитель. Что вы можете сказать об этом мальчике? Понравился ли он вам? Почему?
А что же такое режим дня? Давайте обсудим, каким должен быть режим дня
школьника. Что не так делает Егорка?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Учитель. Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Станешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Учитель. А вот многие ли из вас умеют правильно распределять время, берегут его, зря не
тратят ни минуты? Как вы считаете? Докажите свою точку зрения.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Учитель. Ребята, а зачем нужно выполнять режим дня? Только ли для того, чтобы всё
успевать?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Учитель. Откройте учебники на странице 31. Прочитаем материал и проверим, полезен ли режим, который вы соблюдаете для вашего здоровья.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2-я страница «Режим для здоровья».
Учитель. Не умеют иногда ребята беречь время, поэтому болеют. А быть здоровыми им
Может помочь правильно организованный режим дня.
Учитель. А ты, Вова, выполняешь распорядок?
Вова. Даже перевыполняю.
Учитель. Как же это?
Вова. По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю четыре.
Учитель. Нет, ты не выполняешь, а нарушаешь. Слышал, каков режим дня у ребят?
Вова. Слышал, слышал. А можно ещё лучше: подъём, завтрак, прогулка, второй завтрак,
прогулка, обед, прогулка, чай, прогулка, ужин, прогулка, сон.
Учитель. Ну нет, при таком режиме получится из тебя лентяй и неуч.
Вова. Не получится, потому что мы с бабушкой выполняем весь режим.
Учитель. Как это с бабушкой?
Вова. А так. Половину выполняю я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим
Учитель. Не понимаю, как это?
Вова. Очень просто. Подъём выполняю я. Зарядку делает бабушка. Умывание – бабушка.
Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с
Бабушкой. Обед – я.
Учитель. И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
Вова. Нет, не стыдно.
Вова уходит.
Учитель. Ребята, как вы думаете, прав ли наш гость?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Учитель. Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха
необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дис-
циплинируют человека, укрепляют здоровье.
Учитель. Прогони остатки сна,
Одеяло в сторону!
Вам гимнастика нужна,
Помогает здорово!
Учитель. Откройте учебники на странице 32. рассмотрите рисунки и скажите, кто из детей
лучше организовал свой день?
Как вы считаете, какой человек устаёт больше – организованный или
неорганизованный?
Учитель. Кто из вас знает, как себе самому создать условия для эффективной, плодотворной
работы?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Учитель. В учебнике на странице 33 прочитаем материал рубрики «Обрати внимание» и
посмотрим, правильно ли мы всё сказали по поводу организации условий для
работы.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Физминутка (под музыку дети делают зарядку).
Учитель. Вам хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо,
Много пользы от неё.
А здоровье – вот награда
За усердие твоё.
3-я страница «Умеешь сам – научи другого» (групповая работа над раз-
решением проблемных ситуаций, по решению задач)
Учитель. Ребята, у вас на столах лежат конверты с вопросами. Сейчас вы поработаете вместе,
обсудите и расскажите, покажите всем вашу версию ответа.
Варианты вопросов.
Какая поза должна быть у человека при чтении, письме за столом? Покажите и расскажите.
Как вы подготовите свой стол к работе? Расскажите и покажите.
Можно ли назвать этого человека организованным? В чём его беда?
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки!
………………………
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
4. Может ли человек одновременно делать несколько дел? Например, смотреть телевизор
и читать книгу? Чистить картошку и заучивать стихотворение? Есть и в это же время
разговаривать? Пришивать пуговицу и в то же время петь песню? Что из перечисленного
делать в одно и то же время не нужно? Приведите примеры, когда ещё можно
совместить какие-либо виды деятельности.
Дайте несколько советов, чтобы режим дня был полезен для здоровья.
Что надо делать, чтобы не уставать?
4-я страница «Коллективное творческое дело «Режим дня школьника»»
Учитель заранее изготавливает рисунки циферблатов часов с разным временем и указанием действий. Команды вразброс получают несколько наборов. В результате коллективной деятельности на доске должно получиться примерно следующее:
7 ч. 00 мин. – подъём
7ч. 05 мин. – 7ч. 15 мин. – зарядка
7ч. 15 мин. – 7 ч. 30 мин. - умывание, уборка постели
7ч. 30 мин. – 7 ч. 45 мин. - завтрак
7ч. 45 мин. 7 ч. 55 мин. – одевание
7ч. 55 мин. – 8 ч. 10 мин. – дорога в школу
8ч. 30 мин. – 13ч. 00 мин. – занятия в школе
13ч. 00 мин. – 14 ч. 00 мин. – дорога домой, обед
14 ч. 00 мин. – 16ч. 00 мин. – прогулка, занятия в кружках
16ч. 00 мин. – 16 ч. 30 мин. – полдник
16 ч. 30 мин. - 19 ч. 00 мин. – подготовка дом. заданий (с перерывами ), сбор портфеля
19 ч . 00 мин – 19 ч. 30 мин. - ужин
19 час. 30 мин – 21 ч. 00 мин. – свободное время (игры, чтение книг, просмотр
телепередач, помощь родителям по хозяйству и т. д. )
21ч. 00 мин. – 21 ч. 15 мин. – подготовка ко сну
Учитель. Вспомните, о чём сегодня говорилось на уроке. Определите тему урока и составьте
план.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Примерный план.
Что такое режим дня.
Зачем нужно соблюдать режим дня.
Что надо делать, чтобы не уставать.
Каким должен быть режим дня школьника.
Учитель . Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Учитель. Мы на уроке сегодня дали общие для всех рекомендации по соблюдению режима дня для сохранения здоровья. Но ведь эти рекомендации не могут быть для всех безоговорочными, ведь кто-то из вас ходит в ГПД, кто-то очень много времени проводит в кружках и секциях, у каждого из вас своя жизнь. Поэтому вашим домашним заданием будет работа в тетради на стр. 28, где каждый из вас поработает над своим личным режимом дня.