Диагностика личности учащихся как неотъемлемое условие управления качеством образования
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
М. Монтель
Проблема изучения личности является центральной в психологической науке, т.к. вся психология человека является психологией личности.
В психологии существует несколько теорий личности:
-психоаналитическая теория (личность человека состоит из трех компонентов: бессознательное, сознание (ЭГО) и сверхсознание (супер-ЭГО));
- бихевиористский подход (теория научения);
- гуманистический подход (исходит прежде всего из изучения поведения и деятельности личности, которые продиктованы врожденными потребностями);
- позитивная теория (человек – это уникальное триединство биологического, социального и духовного; каждый человек от природы хорош, и только негативные воздействия внешней среды толкают его на дурные поступки.
- структурная теория черт личности (Раймонд Кеттелл; личность – это комплекс устойчивых черт характера, определяющих поведение, реакции и ход мыслей, свойственный данному человеку. Знание этих устойчивых черт позволяет прогнозировать поведение человека в каждой конкретной ситуации, независимо от возраста и жизненного опыта.
Признаки личности можно разделить на врожденные (темперамент, способности) и социальные (мотивы, установки) приобретенные в процессе научения.
Комбинация врожденных и приобретенных социальных черт образуют индивидуальные характеры, и нет двух характеров, т.е. личностей похожих друг на друга.
В.М. Бехтерев утверждает, что ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.
Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.
С.Л. Рубинштейн говорит, что все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности.
Поэтому при изучении любой категории психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых – мы от изучения общих закономерностей переходим к тем индивидуально-типологическим особенностям, которые выступают в данной сфере.
Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности учащегося.
В работе школьного психолога принята система диагностических минимумов, необходимых для отслеживания успешности обучения и развития учеников, выявления проблемных зон, выяснения более благоприятных условий для обучения каждого учащегося.
В целом система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник в период одиннадцатилетнего обучения, может быть представлена в следующем виде:
• обследование дошкольников на этапе приема в школу;
• обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
• обследование четвероклассников на этапе окончания начальной школы;
• обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;
• обследование подростков в период острого возрастного кризиса;
• обследование старшеклассников.
1. Прием в школу. Цель диагностики - определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальном звене школы. Соответственно, в процессе анализа диагностические результаты конкретного ребенка будут сравниваться с определенными параметрами психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника. Чем больше уровень развития дошкольника на момент обследования соответствует содержанию статуса первоклассника (по определенным параметрам), тем выше будет оцениваться степень готовности ребенка к обучению, приобретению тех или иных психологических и социальных навыков, формированию тех или иных психологических новообразований.
(Заполняется психолого-педагогическая карта будущего первоклассника).
Обследование проводится с согласия родителей, результаты доводятся до них с рекомендациями по работе над развитием того или иного психического процесса или учебного навыка.
Развивающая работа с детьми, неготовыми к обучению в школе, позволяет влиять на уровень адаптации к школе, на успешность усвоения учебных навыков.
2. Адаптация в школьной среде. Целью диагностики является изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Адаптация – соответствие диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По всем основным для данного возраста параметрам статуса результаты обследования будут сравниваться с содержанием конкретных требований и их близость будет свидетельствовать об адаптированности ребенка, частичные несоответствия (ситуации, когда отдельные особенности поведения, обучения или эмоционального состояния не соответствуют предъявляемым требованиям)– о потенциальной дезадаптации и частичной неприспособленности ребенка, значительные несоответствия – о дезадаптации. (Показ карты первоклассника по адаптации).
Кроме этого младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделение существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятий выделение следствия и пр., активно развиваются память, речь, произвольное внимание. Несформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. (Показ графиков уровня развития познавательных процессов у учеников 2-3-х классов)
3. Окончание четвертого класса. Основная диагностическая задача – выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене. Результаты сравниваются с содержанием системы психолого-педагогических требований, предъявляемых к пятиклассникам, и т. д. Различие состоит в выборе конкретных параметров статуса, по которым осуществляется оценка уровня и особенностей готовности. Если при приеме в школу это в основном когнитивные и мотивационные параметры, то при переходе в среднее звено важную роль начинают играть характеристики общения, отношения к значимой деятельности.
4. Адаптация школьников в среднем звене. Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения.
Результаты диагностики доводятся до классных руководителей, родителей. Проводятся программы по адаптации в гимназическом классе и в рамках факультатива по психологии среди 5-х классов.
5. Период острого подросткового кризиса. Цель диагностического минимума – получение достоверной информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте. Необходимость такого обследования очевидна. В процессе сравнения полученных результатов с системой психолого-педагогических требований могут быть определены сферы преимущественной локализации проблем подростка и, что очень важно, сделаны обоснованные предположения об их источниках. При необходимости выдвинутые гипотезы проверяются в углубленном обследовании.
В этот период нами проводятся следующие диагностики:
- родительско-детских отношений (опросник «Анализ семейных взаимоотношений», «Подростки о родителях»); результаты доводятся до родителей индивидуально и на родительских собраниях (6А, 8г; 8а классы);
- личностных отклонений подросткового возраста ( диагностика показателей и форм агрессии, диагностика акцентуаций характера, предрасположенности личности к конфликтному поведению, исследование уровня субъективного контроля);
-межличностных отношений (социометрия, ЦОЕ );
-профориентационная (показ графиков профессиональных склонностей и предпочтений);
-интеллектуального развития учащихся гимназических классов и выпускников (тест Амтхауэра (8 кл.); ШТУР (9 кл.). Показ результатов тестирования на примере 9А и Г классов).
6. Обследование старшеклассников. Что касается его цели, то она, в зависимости от конкретных социально-педагогических установок педагогического коллектива школы и администрации, от школьной ситуации (например, существования наборных старших классов, вузовской системы обучения и др.), может задаваться и с точки зрения адаптации школьников в старшем звене, и с точки зрения их готовности к коренной смене социально-личностной позиции после окончания школы. В любом случае важно будет сравнивать реальные показатели статуса учащихся с содержанием психолого-педагогического статуса одиннадцатиклассника.
Овчарова Р.В. (Практическая психология образования) считает, что существенными характеристиками школьной психодиагностики выступают ориентированность на исследование отдельной личности (или группы), в поведении и деятельности которой наблюдаются психологически обусловленные отклонения, недостатки, и осуществление обследования в целях коррекции, оказания помощи в их преодолении.
Эффективность прогностической диагностики значительно возрастает, если специалист владеет факторами риска, характеризующими психическое развитие ребенка в каждом возрасте.
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения, которые психодиагност может выявить с помощью клинических методов:
сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;
неуменьшающаяся двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;
повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
акцентуация компонентов впечатлений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастеническими явлениями;
отрицательное отношение к занятиям: эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;
реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения - грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы из-за слабых интеллектуальных предпосылок и отсутствия интереса к учебе;
нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием старших детей и взрослых;
дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, являются следующие:
отсутствие редукции черт психической незрелости, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, впечатлительностью; в случаях акселерации полового созревания – выраженная аффективная возбудимость;
ранние проявления влечений; повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек – истериоформная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе; педагогическая запущенность, связанная как с органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией;
переориентация интересов на внешкольное окружение; поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т.д.);
неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста;
неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению школьной программы.
Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества.