Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



выступление на педагогическом совете

Размещено: Татьяна Борисовна Сидельникова - вт, 22/05/2012 - 19:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сидельникова Т. Б.
Место работы, должность: 

ГКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида"

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> мероприятия по профилактике нарушения зрения у младших школьников</p>

 

Профилактика нарушений зрения умладших школьников

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок приходит учиться, т.е. это исходный фон на старте школьного обучения. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. В своей работе учебную деятельность обучающихся организовываю по следующим критериям:

- строю урок с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование средств наглядности;

- обязательно выполняю гигиенические требования (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление);

- благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность, юмор)

Направляю свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Обучающиеся способны сосредоточиться лишь на том, что им нравится, а не на том, что «надо» нам. Поэтому специальными приемами преодолеваю усталость, уныние и неудовлетворенность учащихся. Это эмоциональный настрой на урок (чаще в стихотворной форме как пожелание успеха), смена видов деятельности в течение всего урока, разнообразные физминутки (общеразвивающие упражнения, тематические в стихах и с имитацией движений, упражнения для глаз, используя элементы технологии В. Ф. Базарнова). В своем выступлении хочу остановиться на значении профилактики нарушений зрения у школьников. Почему этому вопросу уделяется столь важное значение?

          Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. В школе дети  выполняют ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

          Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий. Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки). В связи с этим, в течение всего урока слежу за позой детей во время письма и чтения.Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения регламентирую  продолжительность чтения младших школьников - 15 - 20 минут,  сопровождаю промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Возникла необходимость ввести в содержание учебных занятий специальные зрительные упражнения и игры для тренировки мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий. Работу по профилактике и укреплению зрительного аппарата учащихся я начала с первого класса  с комплекса гимнастики для глаз. Сильное впечатление на меня произвела методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии я стала вводить в учебные занятия. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз (упражнения «Зеленый кружок», «Качели», «Часики», «Веселые круги») которые представлены для детей в виде схем, с учетом цветовых восприятий. Мною подобран комплекс зрительных игр: «Поймай зайку», «Круговерть», «Жмурки», «Метелки», «Цветные сны». Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.
Кроме того, учитываю материал психологического воздействия цвета на ребенка.
Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:
а) русского языка – желтый цвет (стимулирует зрение);
б) математики – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);
в)  чтения (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление).

      Большое впечатление на меня произвела и идея В.Ф. Базарного об экологическом букваре: т.е. использование пейзажей – река, уходящая за горизонт, береза, вдали – село. Иллюстрации природы меняю с приходом нового времени года – осень, зима, весна, лето.
Таким образом, я решаю задачу зрительно-пространственной активности в режиме  урока.  Дети всматриваются в пейзаж, и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

             Важное значение в работе по данному направлению имеет соблюдение правил освещенности помещения. Учитываю и то, что около окон освещение сильнее, а ряд, который подальше освещается дневным светом слабее. Поэтому практикую пересаживание учащихся с одного ряда на другой каждую четверть, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
            Использование профилактических мероприятий, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений привело к тому, что по результатам мед. осмотров обучающихся у детей, которые учатся в моем классе, не выявлено  нарушение  зрения.
 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн