Размещено: Елена Адольфовна Берман - вс, 20/05/2012 - 21:29
"Путешествие в страну времени"
Цели и задачи:Закреплять умение ориентироваться во времени(по часам) составлять задачи по картинке- развивать умение отсчитывать, сравнивать.Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке.Закреплять знания геометрических фигур (круг,овал,квадрат,прямоугольник,треугольник), последовательность частей суток ,времен года.Закреплять умение ориентироваться справа,слева; сравнивать предметы.Развивать логическое мышление.Расширять кругозор.
Материал:Письмо,ковер -самолет из ткани с дырками в виде геометрических фигур.Заплатки-геометрические фигуры,вырезанные из картона разного цвета.Мольберт.Четыре желтых и пять красных звезд вырезанных из картона.Картинки с изображением времен года.Мяч.Детские часы на каждого ребенка.Игрушка -кот Леопольд.
Ход занятия:
Воспитатель(далее В.) Сегодня в наш детский сад пришло письмо, в котором кот Леопольд просит о помощи.Послушайте, что он пишет:"Дорогие ребята! Сейчас я нахожусь в "Стране времени" .Здесь же оказались и проказники мыши.Они очень досаждают мне, делают все наоборот.Помогите мне ,пожалуйста! Кот Леопольд".
вы согласны помочь коту Леопольду? (Да)
Чтобы добраться до волшебной "Страны времени,предлагаю использовать необычный вид транспорта- ковер-самолет.(демонстрирует ковер-самолет)
-Ой да он весь в дырках!Это ,наверное тоже происки мышей.Посмотрите , а дырки то не простые.На что они похожи?(на геометрические фигуры)
Подберите дя каждой дырки заплатку- и тогда мы сможем отправиться в "Страну времени.(дети выкладывают геометрические фигуры в отверстия соответствующей формы.
В.: Молодцы!Чтобы ковер -самолет взлетел нужно посчитать обратным счетом от 10 до 0,а затем сказать "Полетели!"(Дети встают на ковер -самолет и ведут обратный отсчет.Затем приседают и летят уклоняясь от звезд и метеоритов)
В.:Вот мы и прилетели! И теперь чтобы наше путешествие было удачным,полезным мы должны сказать себе правильные слова,пожелать друг другу удачи.(Дети стоят в кругу,берутся за руки,смотрятдруг другу в глаза ,жмут друг другу руки и говорят: мы умные,способные,самостоятельные.Желаем удачи!)Дети садятся за столы.Обращают внимание на часы?
В.:Для чего нужны часы?(ответы детей)Ребята,мыши перевели стрелки на всех часах,которые были у кота Леопольда в доме.Нужно все исправить. На часах две стрелки.Какие?(короткая и длинная)На что указывает короткая стрелка? (короткая стрелка указывает на определенный час ,она называется часовой)
На что указывает длинная стрелка?Как она называется?
Подумайте и скажите ,если минутная стрелка указывает на цифру 12,а часовая на цифру 2,какое время показывают часы?(2)
Расположите стрелки так,чтобы было 5 часов.(дети выполняют задание на своих часах).
Теперь кот Леопольд будет знать время и планировать свой день по часам.
Подумайте и ответьте на вопросы:
-в какое время котЛеопольд будет завтракать,как называется это время суток
-утро
а когда ложиться спать?
-ночью
-теперь перечислите время суток по порядку
-утро
-день
-вечер
-ночь.
В.:указывает на звезды выложенные на мольберте.
В.: Кот Леопольд решал задачу про звезды,а мыши все перепутали.Давайте поможем коту Леопорльду определить каких звезд больше желтых или красных?(красных больше)Верно.Сколько желтых и красных звезд?(желтых-4,красных-5).На сколько больше красных звезд,чем желтых?Составьте задачу про звезды.(На небе 4 желтых и 5 красных звезд.Сколько звезд на небе? Решение:4+5 будет 9.На небе 9 звезд.
В.: Молодцы.Нужно помочь Леопольду с другими непростыми заданиями:
-решим задачу:Во дворе гуляли Петя,Юра,Нина,Вова и Надя.Сколько мальчиков гуляло во дворе?Сколько девочек?Сколько всего детей?
-Сколькомышей выловит кошка за неделю,если каждый день она будет ловить по 1 мышке?
Молодцы, с непростыми заданиями вам приходится справляться в "Стране времени"!
В.: Давайте поиграем:встаем в круг,я поочередно кидаю сяч и называю слово.Кто поймает мяч называет слово с противоположным значением(слова:кислый-....,белый-...,храбрый-...,конец-....,светло-...,веселый-...,плохо-....,помнить-...,грустный-...,верх-...,глупый-...,день-...,широкий-...,высокий-...).
В.: В комнате кота Леопольда на стене висели картины,изображающие времена года.Мыши их спрятали. Вы сможете найти картины если отгадаете загадки:
-Наступили холода
обернулась в лед вода
длинноухий серый зайка
обернулся зайкой белым.
Когда это бывает ,кто знает?(зима)
-Я соткано из зноя,
несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
купаться приглашаю.(лето)
-Она приходит с ласкою
И с со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.(весна)
-несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю.(осень)
После каждой отгаданной загадки воспитатель выставляет на мольберт соответствующую картинку.
В.:Сколько времен года?(4).Назовите по порядку.Расставим картинки правильно.(вызванный ребенок расставляет правильно картинки)
В.:Ребята,кот Леопольд когда собирался обратно из "Страны времени" потерял одну цифру и не мог правильно сосчитать.Нужно ему помочь(на доске цифры в ряд,одной нет)Какой цифры нет(7),между какими цифрами находится цифра 7?(6 и 8),какая цифра справа?(8)какая цифра слева?(6). Молодцы!
В.: А теперь нам пора возвращаться из путешествия.Мы справились со всеми заданиями?(Да).Давайтекаждый прикоснется ласково друг другу по кругу и скажет "Молодец",а теперь все вместе "Молодцы!"..Далее дети ведут обратный отсчет(10-0).
В.: В какой старне мы побывали? Что вам больше всего понравилось?(ответы детей).
Используемая литература:
1.Л.В.Чернецкая "Психологические игры и тренинги в детском саду", изд"Феникс",Ростов -на-Дону,2005
2.Г.П.Шалаева "Как определить интелект ребенка?", изд."Эксмо",Москва,2004
3.В.А.Шарохина "Коррекционно - развивающие занятия в старшей группе",изд."Прометей",Москва,2002