Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Волшебной музыки движенье

Submitted by Ирина Васильевна Ядренцева on чт, 17/05/2012 - 23:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ядренцева Ирина Васильевна
Место работы, должность: 
учитель музыки, с.Покровская Арчада, Каменск.район
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение танцев.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
Открытый урок по музыке в 5-м классе на тему: « Волшебной музыки движенье» представлен в рамках темы: «Музыка передает движение». Урок направлен на формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение танцев. Материал будет полезен начинающим учителям.

Урок музыки в 5 классе.

Тема: «Волшебной музыки движенье».

     Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение танцев.

     Задачи урока музыки:

    1.Образовательные: показать, как музыка передает движение, выражаемое внешне в танце; познакомить с историей балов и некоторых бальных танцев; вовлечь детей в практическую деятельность;

    2.Развивающие: развивать умение анализировать инструментальные произведения композиторов прошлого и современности, формировать осознанное отношение к музыке;

     3.Воспитательные:  вызвать эмоциональное отношение к танцевальной музыке; воспитывать интерес к культурному наследию народов России и Европы.

 

Ход урока.

     1.  Орг. момент. Слайд 1-2 (с анимацией). ( На фоне меняющегося по цвету, переливающегося разными цветами экрана и музыки  Шопена «Весенний вальс» идут строчки стихотворения, учитель читает их под музыку).

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,

То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто -  голубая.

Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.


Мне снилась музыка...

 (Выделенные 4 строчки задерживаются на экране)
Слайд 3.

     - Ребята! О чем написал в своем прекрасном стихотворении поэт Владимир Лазарев?

 (Об удивительной  силе музыки и ее необыкновенном разнообразии и красоте, о  важности  музыки для людей)

Слайд4

     - Правильно! На уроках музыки в этой четверти вы пробовали ответить на вопрос: можно ли увидеть музыку?   Я сегодня хотела бы услышать ваш ответ на этот вопрос.

(Да, музыку можно увидеть).

     -А что может изобразить музыка?

(картины природы,  картины боя,  чувства и настроение, переживания человека, жизненные истории и др.)

     -Верно. Но только музыка, а также и другие виды искусства: литература, живопись, скульптура, хореография  -  все они по-своему могут выразить одинаковое содержание.

     - Сегодня мы продолжим разговор об изобразительности музыки. Разрешите объявить тему нашего урока: Слайд 5 « Волшебной музыки движенье»–название темы «Волшебной музыки движенье» на фоне картинки см. к 2 слайду).

     -Как вы считаете, о какой музыке пойдет сегодня речь?

(о волшебной, удивительной, красивой музыке, передающей движение).

     - Ребята, а какие движения совершают в жизни люди? Как  мы  с вами двигаемся?

( ходим, бегаем, катаемся на велосипеде, на качелях, на коньках, на лыжах, летаем на самолете, плаваем и т.д. )

     -А еще …, еще мы танцуем.  Это музыка зовет нас красиво двигаться, волшебная музыка движения. Давайте же отправимся туда, где много такой музыки, а именно, в Тарханы.

 (Слайд 6  - С анимацией. Тарханы ).  

     -Знаете ли вы это место? Чем оно знаменито?

( Это усадьба, где жил наш земляк, великий русский поэт М. Ю. Лермонтов)

Щелчок-анимация (Тарханы удаляются, приближается портрет Лермонтова см. к слайду 3 для анимации)

     -Правильно. А кто из вас там уже побывал, поднимите руки? Это замечательно! Мне тоже несколько раз посчастливилось быть в Тарханах. И каждый раз я испытывала особый трепет и волнение! (Слайд 7–  последовательно5объектов усадьбы с анимацией) Вот барский дом, церковь, людская изба, мельница, заповедный парк с прудами…  И, наконец, последняя встреча – бал! Да, да!  Не удивляйтесь! Самый настоящий бал с музыкой, танцами, красивыми дамами в пышных платьях и галантными кавалерами во фраках. Лермонтов ведь тоже, будучи студентом, посещал такие балы в Москве…

(Слайд 8 – бал видео)

(Слайд 9– картинка бала)

     - Ребята,  а вы знаете, что слово «бал» произошлоот фран. balили нем.  Ball и обозначает встречу множества пар для танцев.

     -Скажите, а чем на ваш взгляд, балы отличаются от обычных танцев или дискотеки?

 (Повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором   танцев, следующих в заранее определённым порядке).

     -А кто из вас знает, когда и где возникли  первые балы? Я вам помогу. Первые балы прошли во Франции еще в конце 14 века.  А в России они появились позже в начале 18 в. Тогда русский царь Петр 1 заимствовал в Европе ассамблеи. Так назвались празднования, которые проводились круглый год. В их программу входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу царя, посещение этих празднований было обязательно для дворян и их семей. После Петра балы были в большом ходу, а особым блеском и пышностью они славились при императрице Екатерине II. Та любила приговаривать: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает».  С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.

     Итак, вы не забыли, нам с вами пора на бал… Распорядок бала был постоянным. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, их встречал хозяин, и бал открывался торжественным полонезом. В нем должны были принять участие все приглашенные. Полоне́з(Слайд 10- определение полонеза с картинкой) — это торжественный танец-шествие, имеющий польское происхождение, исполняемый в умеренном темпе, Сначала (в 15 в.) он был исключительно свадебным танцем, а потом стал атрибутом любых торжеств. Музыкальная форма полонеза получила широкое распространение в творчестве известных вам композиторов И.С. Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, М.И. Глинки, П.И.Чайковского и др. Особенное развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве польского композитора Фредерика  Шопена.

     Один из его полонезов мы сейчас с вами услышим. Это полонез ля мажор. Постарайтесь после прослушивания найти верные слова для характеристики этого танца. Слайд 11 ( полонез ля мажор Фредерика Шопена, слайд с наложенной на него музыкой см. муз. слайд к файлу 8).

(слушание музыки) Щелчок.

     -Итак, ребята, как звучит, на ваш взгляд, музыка полонеза Шопена? Вы можете воспользоваться словарем музыкальных терминов, который вы видите на экране.

Слайд 12 (словарь музыкальных терминов с анимацией)

(Неторопливая, величественная, возвышенная, праздничная, торжественная)

     - Давайте проверим себя!

(анимация, неправильные ответы исчезают, остаются: неторопливо, величествено, возвышенно, празднично, торжественно)

     -Вы правы! А как вы считаете, почему именно полонез открывает балы?

(Полонез подчёркивает торжественный, возвышенный характер праздника).

     -Вы знаете, одним из красивейших танцев бала был и остается вальс. А что вы знаете о вальсе?

(Красивый, легкий танец в парах, пары кружатся на раз-два-три)

     -Верно. Вальс Слайд 13 ( с анимацией) ( от фр. valse) —- это парный танец, основанный на плавном кружении с поступательным движением. Кстати, своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в чешском танце (анимация  по щелчку) «фуриантэ», во французском танце (анимация  по щелчку) «вольт» и, наконец, в австрийском (анимация  по щелчку) «лендлере». Впервые вальс стал популярен в 18 веке в Вене, а потом  распространился и в других странах.

     -Давайте послушаем вальс из цикла музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" русского композитора Георгия Свиридова. Определите, пожалуйста, сколько частей в вальсе? Чем они отличаются друг от друга по характеру?

Слайд 14 (вальс из цикла музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Георгий Свиридов. (слайд с наложенной на него музыкой см. муз. к слайду 11)

(слушание) Щелчок.

     - Вы не забыли мой вопрос? Так сколько частей в этом вальсе? Чем они отличаются друг от друга по характеру?

( 3 части: 1-я и 3-я одинаковые более подвижные по темпу, 2-я часть – медленная)

     -Какова мелодия вальса?

 (подвижная, нежная, легкая, красивая)

     -Молодцы! Итак, бал продолжался, а за ним шли другие танцы. Без устали танцевалиСлайд 15   венгерку и  краковяк, мазурку, польку и кадриль, падегрс и менуэт...

     -Кстати, падегра́с Слайд 16 (с анимацией) - парный бальный танец со спокойными изящными движениями, созданный в России в конце 19 в. на музыкальной основе изящного французского танца гавота.  Для падеграса характерно чередование мягких шагов с приседаниями и специальных поз.

     - А менуэт (анимация) – старинный народный французский танец с галантными поклонами и реверансами.

    -Начало каждого танца объявлял  смотритель бала. Давайте выберем своего смотрителя. Кто попробует объявить торжественно и важно: «Падеграс, господа!»Слайд 17  (ребенок объявляет, для поддержки учитель дает ученику табличку с надписью танца).

-Слайд 18 ( с музыкой) Щелчок.

(Две пары учеников 10 класса танцуют падеграс (фрагмент – 2 мин.))

     -А  теперь мы приглашаем вас на падеграс. Смелее дамы и господа!Слайд 19

     -Смотритель бала, объявляйте менуэт!Слайд 20

«Менуэт, господа» (объявляет ребенок).

Слайд 21 ( с музыкой –см муз к 15 слайду). Пары танцуют фрагмент менуэта, Щелчок.

     - Приглашаем на менуэт  ребят. Смотритель, еще раз менуэт!Слайд 22 Щелчок

     -Спасибо, господа! Вы были просто неотразимы!

     - Наш бал подходит к концу. Пора подвести итог.Слайд 23

     - Итак, ребята! С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?

(  с музыкой движения, с танцевальной музыкой)

А какие бальные танцы вы запомнили?.

Что за танец полонез?

(польский танец-шествие)

Полонез какого композитора звучал на уроке?

 ( Фредерика Шопена)

Еще о каком танце шла речь на нашем уроке?

 (О вальсе.)

Чем запомнился вам этот танец?

(он легкий, красивый, подвижный)

А какой вальс звучал сегодня для вас?

(Вальс Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель»)

Какие танцы вы сегодня танцевали?

(падеграс и менуэт)

Слайд 23

Какие танцы еще танцевали на балах? Запомнили ли вы их?

(полонез, вальс, падеграс, менуэт, мазурка, кадриль, полька, краковяк)Щелчок.

-Молодцы! Скажите, а с помощью чего было предано  движение на нашем уроке?Слайд24

(С помощью музыки и танцев )

(ассоцирграмма –от движения две стрелки: музыка и танец)

     - Так значит, мы убедились, что музыка способна передавать движение?  И сегодня нам это доказала волшебная музыка танца.

     -Скажите, а какая музыка нашего урока больше всего затронула ваше сердце?

         Я рада, что прекрасный мир музыки бального танца приоткрыл для вас свою дверцу. Благодарю всех за теплое общение! Рада была познакомиться с вашим дружным классом! Наш маленький бал – это только начало вашей большой жизни. Будет у вас и выпускной бал, и много других важных приемов и торжественных праздников. Так разрешите на память о нашей встрече подарить вам памятки о поведении дам и кавалеров на балу. 

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн