Submitted by Ирина Васильевна Ядренцева on чт, 17/05/2012 - 23:53
Урок музыки в 5 классе.
Тема: «Волшебной музыки движенье».
Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение танцев.
Задачи урока музыки:
1.Образовательные: показать, как музыка передает движение, выражаемое внешне в танце; познакомить с историей балов и некоторых бальных танцев; вовлечь детей в практическую деятельность;
2.Развивающие: развивать умение анализировать инструментальные произведения композиторов прошлого и современности, формировать осознанное отношение к музыке;
3.Воспитательные: вызвать эмоциональное отношение к танцевальной музыке; воспитывать интерес к культурному наследию народов России и Европы.
Ход урока.
1. Орг. момент. Слайд 1-2 (с анимацией).( На фоне меняющегося по цвету, переливающегося разными цветами экрана и музыки Шопена «Весенний вальс» идут строчки стихотворения, учитель читает их под музыку).
Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто - голубая.
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка...
(Выделенные 4 строчки задерживаются на экране) Слайд 3.
- Ребята! О чем написал в своем прекрасном стихотворении поэт Владимир Лазарев?
(Об удивительной силе музыки и ее необыкновенном разнообразии и красоте, о важности музыки для людей)
Слайд4
- Правильно! На уроках музыки в этой четверти вы пробовали ответить на вопрос: можно ли увидеть музыку? Я сегодня хотела бы услышать ваш ответ на этот вопрос.
(Да, музыку можно увидеть).
-А что может изобразить музыка?
(картины природы, картины боя, чувства и настроение, переживания человека, жизненные истории и др.)
-Верно. Но только музыка, а также и другие виды искусства: литература, живопись, скульптура, хореография - все они по-своему могут выразить одинаковое содержание.
- Сегодня мы продолжим разговор об изобразительности музыки. Разрешите объявить тему нашего урока: Слайд 5 « Волшебной музыки движенье»–название темы «Волшебной музыки движенье» на фоне картинки см. к 2 слайду).
-Как вы считаете, о какой музыке пойдет сегодня речь?
- Ребята, а какие движения совершают в жизни люди? Как мы с вами двигаемся?
( ходим, бегаем, катаемся на велосипеде, на качелях, на коньках, на лыжах, летаем на самолете, плаваем и т.д. )
-А еще …, еще мы танцуем. Это музыка зовет нас красиво двигаться, волшебная музыка движения. Давайте же отправимся туда, где много такой музыки, а именно, в Тарханы.
(Слайд 6 - С анимацией. Тарханы ).
-Знаете ли вы это место? Чем оно знаменито?
( Это усадьба, где жил наш земляк, великий русский поэт М. Ю. Лермонтов)
Щелчок-анимация (Тарханы удаляются, приближается портрет Лермонтова см. к слайду 3 для анимации)
-Правильно. А кто из вас там уже побывал, поднимите руки? Это замечательно! Мне тоже несколько раз посчастливилось быть в Тарханах. И каждый раз я испытывала особый трепет и волнение! (Слайд 7– последовательно5объектов усадьбы с анимацией) Вот барский дом, церковь, людская изба, мельница, заповедный парк с прудами… И, наконец, последняя встреча – бал! Да, да! Не удивляйтесь! Самый настоящий бал с музыкой, танцами, красивыми дамами в пышных платьях и галантными кавалерами во фраках. Лермонтов ведь тоже, будучи студентом, посещал такие балы в Москве…
(Слайд 8– бал видео)
(Слайд 9–картинка бала)
- Ребята, а вы знаете, что слово «бал» произошлоот фран. balили нем. Ball и обозначает встречу множества пар для танцев.
-Скажите, а чем на ваш взгляд, балы отличаются от обычных танцев или дискотеки?
(Повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке).
-А кто из вас знает, когда и где возникли первые балы? Я вам помогу. Первые балы прошли во Франции еще в конце 14 века. А в России они появились позже в начале 18 в. Тогда русский царь Петр 1 заимствовал в Европе ассамблеи. Так назвались празднования, которые проводились круглый год. В их программу входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу царя, посещение этих празднований было обязательно для дворян и их семей. После Петра балы были в большом ходу, а особым блеском и пышностью они славились при императрице Екатерине II. Та любила приговаривать: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.
Итак, вы не забыли, нам с вами пора на бал… Распорядок бала был постоянным. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, их встречал хозяин, и бал открывался торжественным полонезом. В нем должны были принять участие все приглашенные. Полоне́з(Слайд 10-определение полонеза с картинкой) — это торжественный танец-шествие, имеющий польское происхождение, исполняемый в умеренном темпе, Сначала (в 15 в.) он был исключительно свадебным танцем, а потом стал атрибутом любых торжеств. Музыкальная форма полонеза получила широкое распространение в творчестве известных вам композиторов И.С. Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, М.И. Глинки, П.И.Чайковского и др. Особенное развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве польского композитора Фредерика Шопена.
Один из его полонезов мы сейчас с вами услышим. Это полонез ля мажор. Постарайтесь после прослушивания найти верные слова для характеристики этого танца. Слайд 11 (полонез ля мажор Фредерика Шопена, слайд с наложенной на него музыкой см. муз. слайд к файлу 8).
(слушание музыки) Щелчок.
-Итак, ребята, как звучит, на ваш взгляд, музыка полонеза Шопена? Вы можете воспользоваться словарем музыкальных терминов, который вы видите на экране.
Слайд 12(словарь музыкальных терминов с анимацией)
-Вы правы! А как вы считаете, почему именно полонез открывает балы?
(Полонез подчёркивает торжественный, возвышенный характер праздника).
-Вы знаете, одним из красивейших танцев бала был и остается вальс. А что вы знаете о вальсе?
(Красивый, легкий танец в парах, пары кружатся на раз-два-три)
-Верно. Вальс Слайд 13 ( с анимацией) ( от фр. valse) —- это парный танец, основанный на плавном кружении с поступательным движением. Кстати, своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в чешском танце (анимация по щелчку) «фуриантэ», во французском танце (анимация по щелчку) «вольт» и, наконец, в австрийском (анимация по щелчку) «лендлере». Впервые вальс стал популярен в 18 веке в Вене, а потом распространился и в других странах.
-Давайте послушаем вальс из цикла музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" русского композитора Георгия Свиридова. Определите, пожалуйста, сколько частей в вальсе? Чем они отличаются друг от друга по характеру?
Слайд 14(вальс из цикла музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Георгий Свиридов. (слайд с наложенной на него музыкой см. муз. к слайду 11)
(слушание) Щелчок.
- Вы не забыли мой вопрос? Так сколько частей в этом вальсе? Чем они отличаются друг от друга по характеру?
( 3 части: 1-я и 3-я одинаковые более подвижные по темпу, 2-я часть – медленная)
-Какова мелодия вальса?
(подвижная, нежная, легкая, красивая)
-Молодцы! Итак, бал продолжался, а за ним шли другие танцы. Без устали танцевалиСлайд 15 венгерку и краковяк, мазурку, польку и кадриль, падегрс и менуэт...
-Кстати, падегра́с Слайд 16(с анимацией) - парный бальный танец со спокойными изящными движениями, созданный в России в конце 19 в. на музыкальной основе изящного французского танца гавота. Для падеграса характерно чередование мягких шагов с приседаниями и специальных поз.
- А менуэт (анимация) – старинный народный французский танец с галантными поклонами и реверансами.
-Начало каждого танца объявлял смотритель бала. Давайте выберем своего смотрителя. Кто попробует объявить торжественно и важно: «Падеграс, господа!»Слайд 17 (ребенок объявляет, для поддержки учитель дает ученику табличку с надписью танца).
-Слайд 18( с музыкой) Щелчок.
(Две пары учеников 10 класса танцуют падеграс (фрагмент – 2 мин.))
-А теперь мы приглашаем вас на падеграс. Смелее дамы и господа!Слайд 19
-Смотритель бала, объявляйте менуэт!Слайд 20
«Менуэт, господа» (объявляет ребенок).
Слайд 21( с музыкой –см муз к 15 слайду). Пары танцуют фрагмент менуэта, Щелчок.
- Приглашаем на менуэт ребят. Смотритель, еще раз менуэт!Слайд 22 Щелчок
-Спасибо, господа! Вы были просто неотразимы!
- Наш бал подходит к концу. Пора подвести итог.Слайд 23
- Итак, ребята! С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?
( с музыкой движения, с танцевальной музыкой)
А какие бальные танцы вы запомнили?.
Что за танец полонез?
(польский танец-шествие)
Полонез какого композитора звучал на уроке?
( Фредерика Шопена)
Еще о каком танце шла речь на нашем уроке?
(О вальсе.)
Чем запомнился вам этот танец?
(он легкий, красивый, подвижный)
А какой вальс звучал сегодня для вас?
(Вальс Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель»)
Какие танцы вы сегодня танцевали?
(падеграс и менуэт)
Слайд 23
Какие танцы еще танцевали на балах? Запомнили ли вы их?
-Молодцы! Скажите, а с помощью чего было предано движение на нашем уроке?Слайд24
(С помощью музыки и танцев )
(ассоцирграмма –от движения две стрелки: музыка и танец)
- Так значит, мы убедились, что музыка способна передавать движение? И сегодня нам это доказала волшебная музыка танца.
-Скажите, а какая музыка нашего урока больше всего затронула ваше сердце?
Я рада, что прекрасный мир музыки бального танца приоткрыл для вас свою дверцу. Благодарю всех за теплое общение! Рада была познакомиться с вашим дружным классом! Наш маленький бал – это только начало вашей большой жизни. Будет у вас и выпускной бал, и много других важных приемов и торжественных праздников. Так разрешите на память о нашей встрече подарить вам памятки о поведении дам и кавалеров на балу.