Формирование у обучающихся практических умений и навыков в опасных и чрезвычайных ситуациях
Submitted by Юрий Павлович Титов on чт, 17/05/2012 - 22:29
Методическая разработка
Тема: «Формирование у обучающихся практических умений
и навыков в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в образовательном учреждении СПО заключается в том, чтобы не только дать обучающимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия, а не только описывать их.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях:
а) действия:
при оповещении об угрозе ЧС (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.);
во время ЧС (в опасных ситуациях природного и техногенного характера; последствиях террористического акта) - участие в аварийно-спасательных операциях, первая помощь пострадавшим и др.;
при возникновении пожара в общественных местах, транспорте, жилище (эвакуация, использование подручных средств для ликвидации очага возгорания);
б) пользование:
средствами индивидуальной и коллективной защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз, общевойсковой защитный комплект);
разнообразными способами и средствами самообороны при нападениях в различных ситуациях.
2. Основы медицинских знаний:
доврачебная помощь при порезах, ссадинах, потертостях, ушибах, растяжениях связок, ожогах, кровотечениях, тепловом и солнечном ударах, общем охлаждении, обморожении, укусах насекомых, отравлении грибами и ягодами, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, поражении электрическим током и др.;
стрельба из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
метание ручных имитационных (учебных) гранат на меткость с места;
передвижение на местности: бегом, перебежками, переползанием, по-пластунски, на боку;
подготовка дозиметрического прибора и прибора химической разведки и работа с ними.
4. Прикладная физическая подготовка:
преодоление полосы препятствий;
ориентирование на местности по карте, определение сторон света по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов и движение в заданную точку по азимуту;
преодоление участков местности с естественными препятствиями - переправа через реку, болото, овраг и т.п.;
самопомощь и взаимопомощь при бедствии на воде;
вязка и применение различных видов веревочных узлов;
разведение различных видов костров, в том числе под дождем;
подача сигналов бедствия и применение приемов обеспечения безопасности при вынужденном автономном существовании в природных условиях;
действия в опасных и непредвиденных ситуациях в природных условиях - при грозе, буре, отставании от группы, потере ориентировки в лесу и т.д.;
сооружение временного жилища (укрытия) в природных условиях.
МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ
Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения - целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения.
По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, по дидактическому назначению:
вводные - выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий;
основные - преследуют цель сформировать умения и навыки в пределах нормативных, профессиональных требований;
тренировочные - сознательное многократное повторение усвоенного приема (действия) с целью его закрепления и совершенствования.
Метод упражнения включаетрассказ, показ приема или действия преподавателя, тренинг (обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций) и предусматривает следующую последовательность:
1. Рассказ- объяснение назначения изучаемого приема или действия.
2. Образцовый показ приема или действия в целом преподавателем. Его следует сопровождать кратким, четким и убедительным пояснением. Учащиеся, зрительно воспринимая изучаемый прием, получают конкретное правильное представление о том, как и в какой последовательности надо действовать.
3. Показ приема (действия) по отдельным элементам с попутным объяснением особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий в следующей последовательности: сначала действие в целом, в нормальном темпе, затем по элементам и приемам с кратким пояснением. При этом преподаватель должен располагаться так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приема от начала до конца.
4. Опробование приема или действия учащимисяи отработка его по элементам или в целом (разучивание).
Если прием (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его сразу разучивают в целом. Если сложен и его можно расчленить на отдельные части, сначала разучивают по частям. Темп выполнения вначале замедленный, затем повышается до нормального. После того, как учащиеся начнут выполнять все элементы (части) в нужном темпе и правильно, можно переходить к выполнению приема (действия) в целом.
В тех случаях, когда прием (действие) нельзя разделить и из-за сложности невозможно без подготовки выполнить в целом, его осваивают с помощью подготовительных упражнений.
5. Тренировкапо закреплению приемов и действий в целом обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию) путем сознательного и многократного выполнения приемов (действий) в различных условиях:
а) в простой (обычной) обстановке;
б) на специальных учебных тренажерах (дидактических приборах или иных моделирующих устройствах, манекенах);
в) в усложненных условиях:
- трудных исходных положениях;
- с максимальной быстротой и точностью выполнения в ограниченное время;
- в ограниченном пространстве;
- при изменении условий (недостаточной видимости, в ИСЗ и т.п.);
г) при различных состояниях организма обучаемого, затрудняющих действия:
- в состоянии утомления (после физической нагрузки);
- при временном исключении или ограничении зрительного самоконтроля;
- в состоянии значительного эмоционального напряжения (соревновательной и игровой деятельности).
Во время практических занятий по ОБЖ необходимо:
- правильно показывать приемы и способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, при оказании доврачебной помощи, используя рисунки, плакаты, слайды, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы, модульные манекены, роботы-тренажеры, макеты, показ «вживую», и наблюдать за их выполнением;
- выявлять и своевременно исправлять ошибки обучаемых;
- поощрять учащихся для достижения ими лучших результатов;
- соблюдать правила безопасности.
Основные условия успешного применения метода упражнения:
- формирование сознательного отношения обучаемых к выполнению приема (действия);
- систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения упражнения;
- повышение самостоятельности учащихся, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;
- внесение элементов состязательности для повышения активности и интереса.
ОТ УМЕНИЯ К НАВЫКАМ
При овладении приемом (действием) вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере совершенствования, оно постепенно переходит в навык (см. схему).
м
Умение- это уровень владения приемом (действием), при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.
Характерные признаки умения:
1. непрочное запоминание приема (действия);
2. неавтоматизированное управление движениями;
3. сознание учащегося загружено контролем каждого движения;
4. нестабильность выполнения приема (действия);
5. относительная расчлененность движений;
6. невысокий темп действий;
7. неэкономное выполнение со значительными затратами сил и утомлением.
В процессе тренировки умение превращается в навык.
Навык- это степень владения приемом (действием), при котором управление движениями автоматизировано, не требует специально направленного на них внимания.
Характерные признаки навыка:
1. автоматизированное управление движениями (сознание свободно от подробного контроля над каждым из них);
2. слитность движений, объединение ряда элементарных в единое целое;
3. отсутствие излишнего напряжения, ненужных действий, быстрота, легкость, экономичность и точность движений;
4. высокая устойчивость, позволяющая успешно выполнять упражнение под влиянием отрицательных факторов - утомления, плохих условий, активного противодействия соперника и т.д.;
5. прочность запоминания приема (действия). Навыки, если они сформированы и достаточно закреплены, не исчезают даже при длительных перерывах.
Для становления навыков необходимо повторять правильные действия не менее 8-10 раз, а для закрепления изученного действия – 20-30 раз.
Практические умения и навыки учащихся по ОБЖ формируются и совершенствуются:
на практических занятиях, тренингах;
в процессе изучения в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, при отработке антитеррористических действий);
во время занятий на базе воинской части (учебные сборы с юношами-десятиклассниками);
в условиях туристских походов и слетов;
в игровой форме - упражнениях, поединках, ролевых, военно-спортивных играх, комбинированных эстафетах с выполнением различных упражнений и др.;
в соревновательной форме - на состязаниях, конкурсах ко Дню защитников Отечества, соревнованиях «Самая сильная группа», «Школа безопасности», «Зарница» и др.
Успешное проведение практических занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий:
♦ качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно-материального обеспечения;
♦ подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;
♦ оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия.
Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на отработке отдельных приемов (действий) и их элементов.
Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения приема или действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых.
Правила проверки умений и навыков (может производиться индивидуально и по группам):
учащиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда они пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);
необходимо убедиться в правильности выполнения обучаемым каждого элемента приема (действия);
при серьезной ошибке учащегося (существенном искажении элементов двигательного действия) его следует остановить и указать на недостаток;
когда ошибка не слишком существенна, можно позволить продолжить показ, чтобы обучаемый исправил ее в ходе дальнейших действий;
если ошибка свидетельствует о полном непонимании приема (действия), необходимо показать, как правильно выполнять его, и предоставить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения, возможность словесного отчета о своих движениях, при легкоустранимой ошибке — предложить исправить ее и сразу провести повторную проверку.
Проверка должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, постоянной, что позволяет активизировать процесс обучения, совершенствовать знания учащихся.
Степень обученности и практической подготовленности учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности можно определить:
в обстановке, имитирующей реальные условия, в которых должны использоваться умения и навыки;
при выполнении нормативов;
на соревнованиях «Школа безопасности»;
в ходе туристских соревнований и слетов;
на учениях и тренировках по гражданской обороне, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
Результаты проверки освоения учащимися практических приемов и действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
На практических занятиях по ОБЖ следует не забывать анатомо-физиологические и психические особенности детей. Методика обучения и совершенствования практических приемов и действий должна применяться с учетом стадий возрастного развития:
в 10-12 лет сила нервных процессов, особенно торможения, невелика, внимание неустойчиво, ученик не может находиться в сосредоточенном состоянии относительно долгое время, поэтому необходим качественный показ, нецелесообразны длительные объяснения упражнений;
в 12-14 лет появляются сосредоточенность, развиваются память и логическое мышление, способность к восприятию, запоминанию и анализу своих действий, острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве);
в 14-16 лет - период полового созревания (возможны возрастные колебания, более раннее его начало или запаздывание) - появляются неуравновешенность, возбудимость и неустойчивость настроения, неуверенность, маскируемая шумной манерой поведения, снижается работоспособность, что требует от преподавателя педагогического такта и чуткого руководства;
16-18 лет - период относительной стабилизации и автоматизации движений.
Методические принципы (педагогические правила рационального построения образовательного процесса) формирования и совершенствования практических умений и навыков учащихся:
1. Принцип сознательности и активности.Его сущность заключается в формировании у учащихся устойчивой потребности в освоении практических умений и навыков, стимулировании стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов: контроль и оценка действий, направление внимания учащихся на анализ их выполнения, обучение самоконтролю посредством мышечных ощущений, иллюстрация двигательных заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных ориентиров, мысленное воспроизведение приемов и действий, беседа с анализом техники выполнения двигательного действия и др.
2. Принцип наглядностиозначает воздействие на органы чувств в зрительной, звуковой и двигательной формах, дает учащимся возможность анализировать свои действия, выявлять и исправлять ошибки.
3. Принцип доступности и индивидуальностипредполагает, что практические задания и упражнения должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого ученика.
4. Принцип систематичноститребует, чтобы занятия по формированию и совершенствованию практических умений и навыков не сводились к эпизодическим, разрозненным мероприятиям, а проводились непрерывно и последовательно.
5. Принцип прогрессирования воздействийпредусматривает целенаправленное повышение требований, усложнение заданий, увеличение объема нагрузок, обеспечивающее успешное овладение умениями, навыками и их закрепление.
Эти принципы позволяют четко следовать к намеченной цели, исключая ошибки, раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.