Особенности мышления дошкольников с ОНР
Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он знает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерности между широтой и высотой местности над уровнем моря, отношение между сторонами прямоугольного треугольника и другое.
Но разве все эти знания получены человеком только с помощью анализаторов? Возможности познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограничены. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми познаниями, которые дают зрение, слух, осязание и другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Что же такое мышление? В чем его сущность?
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.
Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления:
- предметно–действенное,
- наглядно–образное,
- абстрактное.
Предметно–действенное мышление– это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который непосредственно опирается на восприятие или представления.
Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций:
- сравнения,
- анализа и синтеза,
- абстрагирования,
- обобщения и конкретизации,
- классификации.
Таким образом, мышление сложный психический процесс имеющий виды, формы, операции.
У детей с нарушениями речи наблюдается специфические особенности мышления. Обладая, в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, для многих детей характерна ригидность мышления. (Ригидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи). Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.
Поэтому в планировании и проведении коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития необходимо использовать дидактические игры и задания, направленные на обучение детей этим мыслительным операциям.
Предлагаю примеры дидактических игр направленных на обучение детей с ОНР мыслительным операциям:
«Назови одним словом»
Ребенку зачитываются слова (или показываются картинки) и просят назвать их одним словом. (Медведь, лиса, заяц…-дикие животные)
Для старшего дошкольного возраста игра усложняется. Педагог дает обобщающее понятие, дети должны назвать конкретные предметы. (Транспорт – машина, автобус, самолет…)
«Разложи картинки»
Детям дают набор картинок с изображением различных предметов, просят рассмотреть их и разложить на группы.
«Найди лишнюю картинку»
«Найди лишнее слово»
«Собери бусы»
Педагог предлагает ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы и обращает внимание ребенка, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. (т.о. можно использовать д. и. «Забор», «Пирамидка»)
«Поймай мяч»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет (вкус, форму, размер и т.д.) ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. (Т.О. проводятся игры на классификацию)
«Говори наоборот»
Взрослый называет слово, а ребенок должен сказать слово наоборот. (Большой-маленький, пустой-полный)
«Бывает – не бывает»
Взрослый называет ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.
(Например: Папа ушел на работу; Поезд летит по небу; Кошка хочет есть; туфли стеклянные)
«Отвечай быстро»
Детям предлагают рассмотреть таблицу и ответить на вопросы педагога. За правильный ответ играющий получает фишку.
«Гимнастика для ума» (развитие скорости мышления)
«Отгадай какое слово я хочу сказать» (развитие скорости мышления)
Взрослый начинает говорить слово (по, на, за, пры…), а ребенок должен закончить. Можно усложнить игру, предложив ребенку придумать не одно слово на данный слог, а несколько.
«Загадки»
Взрослый предлагает угадать о чем (о каком овоще, животном, игрушке…)он говорит и дает описание этого предмета.
«Разложи по порядку»
Используются серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку показывают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки д.б. разложены по порядку развертывания событий. В заключении ребенок составляет рассказ по картинкам.
«Отгадывание небылиц»
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
|