Методическое обеспечение реализации направления социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения
Размещено: Ирина Юрьевна Чапыгина - пн, 14/05/2012 - 13:41
Творческая работа
«Методическое обеспечение реализации направления социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения»
Чапыгина И.Ю, старший воспитатель Корсикова Е.Н., педагог-психолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 г.Ярославля
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Организация деятельности по социальному развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………..5-6
2. Методическое обеспечение реализации направления «Социальное развитие» с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………6-13
3. Методическое обеспечение реализации направления «Социальное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………...13-19
4. Анализ результатов социального развития детей дошкольного
возраста ………………………………………………………………………..19-20
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………..22
Введение
Актуальность.С момента рождения каждый ребенок становится членом социума и включается с ним во взаимодействие в процессе социализации первоначально через наиболее близких и значимых лиц – родителей. Постепенно поле взаимодействия с обществом расширяется и осуществляется в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Однако зачастую социализация воспитанников происходит стихийно и не всегда приводит к позитивным результатам.
В тоже время перед образованием сейчас стоит задача опережающего развития, формирования активного, инициативного, творческого человека, способного конструктивно отвечать на вызовы современности. Поэтому актуальным и значимым является целенаправленное социальное развитие ребенка с самого раннего детства.
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально - психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. В детстве становление базовых свойств личности ребенка происходит сравнительно легко. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения заключается в упорядочивании влияния социума на ребенка и целенаправленном формировании способов адекватного и конструктивного взаимодействия с его членами. В связи с важностью социального развития детей дошкольного возраста многие исследователи и авторские коллективы включились в работу по разработке материалов социального развития дошкольников в образовательном учреждении. Результатом явились авторские программы и методические пособия. Некоторые из них отражают способы формирования и развития отдельных составляющих социального взаимодействия: развитие эмоциональной сферы[1], этических норм.[2] Другие включают в себя несколько разделов, однако реализуются только через занятия и выполнение письменных заданий[3].
На наш взгляд целесообразно отказаться от занятий как формы реализации социально-личностного направления по нескольким причинам. Во-первых, это обусловлено федеральными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста и ее реализации, по которой необходимо осуществлять образование и развитие детей посредством различных видов детской деятельности. Во-вторых, ухудшение показателей физического и психического здоровья дошкольников, наблюдаемое в последние годы, свидетельствует о необходимости оптимизации статического напряжения и минимизации графических упражнений в тетрадях. В-третьих, социальное взаимодействие ребенка с окружающими людьми осуществляется непрерывно, а потому не должно быть сведено только к обучающей деятельности.
В связи с обозначенными затруднениями практической реализации социального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения становится необходимым разработка методического обеспечения реализации данного направления.
Цель: разработать методическое обеспечение реализации социального развития детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Разработка и апробация методического обеспечения социального развития дошкольников проводилась на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №26 г. Ярославля с 2007 по 2010гг.
1. Организация деятельности по социальному развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 осуществляет воспитательно-образовательный процесс на основе базисной программы «Истоки», включающей в себя следующие основные разделы: игра, речь и речевое общение, социальное развитие, познавательное развитие, эстетическое развитие, физическое развитие, здоровье[4]. Раздел программы «Социальное развитие» расширяет и углубляет парциальная программа О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»[5]с целью становления базовых свойств личности ребенка. Данная программа состоит из трех основных блоков: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки», по каждому из которых разработан тематический план, включающий название темы и ее программное содержание. Для реализации программы авторами разработаны семь учебных пособий, дифференцированные в соответствии с градациями дошкольного возраста: «Какой ты?» для младшего дошкольного возраста; «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные…», «Как вести себя» для детей среднего дошкольного возраста; «Веселые, грустные», «Как вести себя», «Мы все разные», «С кем ты дружишь?» для детей старшего дошкольного возраста.
Однако, в соответствии с обозначенными выше причинами, педагоги ДОУ пришли к выводу, о том, что необходимо заменить пособия, предложенные авторами программы на такой методический материал, который соответствовал бы основным разделам программы «Я, Ты, Мы» и мог использоваться в разных видах детской деятельности в течение дня. Целесообразность данного подхода к организации социального развития дошкольников подтверждаются положениями, обозначенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В ДОУ был создан временный творческий коллектив по систематизации методического материала в соответствии с тематикой программы и возрастными возможностями дошкольников. Творческой группой было разработано методическое обеспечение социального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающего с себя тематическое планирование на каждую возрастную группу детей дошкольного возраста и методические материалы по их реализации.
Планы включают в себя тему, цель ее рассмотрения с детьми, содержание и время проведения в течение учебного года. Методическое обеспечение социального развития дошкольников помимо тематического планирования включает в себя подборку художественной литературы, игр, упражнений, этюдов при помощи которых, можно раскрыть тематику разделов программы. При разработке и апробации данного материала предполагалось, что дети будут иметь возможность «перенести» все сформированные социальные и нравственные представления и чувства в другие коммуникативные ситуации, связанные с различными видами детской деятельности: предметно-игровой, игровой, художественно-продуктивной и др.
2. Методическое обеспечение реализации направления «Социальное развитие» с детьми младшего дошкольного возраста.
Социальный мир ребенка младшего дошкольного возраста достаточно узок (семья, взрослые и сверстники) и не всегда благополучен. Ребенок имеет искаженное представление о социальной действительности, недостаточно осведомлен о правилах и нормах жизни в обществе, не владеет разнообразными моделями поведения, помогающими адекватно реагировать на происходящее в каких-либо ситуациях. Все это порождает социальную неуверенность.
На наш взгляд именно в деятельности, а особенно совместной, коллективной, имеется возможность помочь ребенку адаптироваться в социальном мире, проявить инициативу, активность.
В данном разделе мы предлагаем планы работ по социальному развитию детей младшего дошкольного возраста, которые отражают содержание работы по формированию у дошкольников младшего возраста самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы.
План работы по социально – личностному развитию детей
(2 младшая группа)
№ п/п
Тема
Цель
Содержание
Время проведения
1.
Правила поведения для воспитанных детей.
Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.
Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа по теме.
Слушание песен.
Сентябрь
1 неделя.
2.
Правила поведения для воспитанных детей.
Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.
Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа по теме.
Слушание песен.
Сентябрь
2 неделя.
Раздел 1. Уверенность в себе.
3.
Ребенок и кукла.
Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия-куклы.
Беседа по теме.
Игра: «Образ «Я».
Сентябрь
3 неделя.
4.
Отражение в зеркале.
Знакомить детей с отражением в зеркале.
Упражнение: «Зеркало».
Беседа по теме.
Октябрь
1 неделя.
5.
Какого цвета твои волосы.
Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос)
Беседа по теме.
Игра: «Узнай по описанию».
Октябрь
3 неделя.
6.
Какого цвета твои глаза.
Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет глаз).
Упражнение: «Зеркало».
Беседа по теме.
Игра: «Узнай по описанию».
Ноябрь
1 неделя.
7.
Ребята и зверята.
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным.
Чтение: «Котенок, который хотел порадовать свою маму».
Беседа.
Ноябрь
3неделя.
8.
Какой подарок ты хочешь получить.
Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках.
Беседа по теме.
Этюд: «Подарок другу».
Декабрь
1 неделя.
9.
Вкусы бывают разные.
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные.
Дегустация овощей и фруктов.
Беседа по теме.
Упражнение: «Яблоко».
Декабрь
3 неделя.
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.
10.
Как мы выражаем свои чувства.
Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам, жестам.
Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями.
Беседа по теме.
Упражнение: «Мои эмоции».
Январь
3 неделя.
11.
Грусть, радость, спокойствие.
Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, учить определять эти состояния по внешним проявлениям.
Рассматривание пиктограмм.
Чтение: «Кролик и еж».
Беседа по теме.
Игра: «Хоровод».
Слушание песни «Улыбка».
Февраль
1 неделя.
12.
Изменение настроения.
Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения.
Рассказывание сказки: «Курочка Ряба» (с показом на фланелеграфе).
Беседа и игра-драматизация по содержанию.
Игра: «Ромашка с настроением».
Февраль
3 неделя.
13.
Страх
Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.
Рассказывание сказки: «Волк и семеро козлят» (с показом на фланелеграфе).
Беседа по содержанию.
Упражнения: «Победим страх»; «Посмеемся над страхами».
Март
2 неделя
Раздел 3. Социальные навыки.
14.
Взаимопо-
мощь
Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей.
Рассказывание сказки: «Репка» (с показом на фланелеграфе).
Беседа по содержанию.
Игра: «Ау!»
Слушание песни: «Настоящий верный друг».
Март
4 неделя
15.
Плохо быть одному.
Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.
Слушание песни: «Чебурашка».
Беседа .
Чтение стихотворения: «Егорка».
Беседа по содержанию.
Апрель
2 неделя
16.
Как жить дружно без ссор.
Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта.
Беседа по теме.
Чтение стихотворения: «Кто кого».
Слушание песни: «Когда мои друзья со мной».
Апрель
4 неделя.
16.
Ссора и примирение
Продолжать учить детей простым способам выхода из конфликта.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворения: «Помогай друзьям мириться».
Беседа.
Танец: «Помирились».
Май
2 неделя.
17.
Поиграем вместе
Развивать у детей коммуникативные навыки, способствовать сплочению детского коллектива.
Игра: «Собери игрушки».
Игра: «Сядь на стул».
Игра: «Не урони мяч».
Май
4 неделя.
План работы по социально – личностному развитию детей
(средняя группа)
№ п/п
Тема
Цель
Содержание
Время проведения
1.
Правила поведения для воспитан-
ных детей.
Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.
Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа по теме.
Слушание песен.
Сентябрь
1 неделя.
2.
Правила поведения для воспитанных детей.
Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.
Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа по теме.
Слушание песен.
Сентябрь
2 неделя.
Раздел 1. Уверенность в себе.
3.
Твоя любимая еда.
Продолжать определять вместе с детьми вкусы и предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей.
Игра: «Кто что любит».
Игра: «Люблю - не люблю».
Игра: «Узнай на вкус».
Сентябрь
4 неделя.
4.
Твое любимое занятие.
Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других людей.
Упражнение: «Связующая нить».
Игра: «Игрушки».
Беседа по теме.
Октябрь
2 неделя.
5.
Животное, которое тебе нравится.
Продолжать определять вместе с детьми их вкусы предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей.
Игра: «Мой зверь».
Игра:«Кто в домике живет».
Беседа по теме.
Игра: «Раз-два-три животное замри!».
Октябрь
3 неделя.
6.
Растение, которое тебе нравится.
Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет глаз).
Рассматривание картинок с цветами.
Упражнение: «Мяч в руки».
Этюд: «Цветок».
Игра: «Цветы и пчелки».
Беседа.
Октябрь
4 неделя.
7.
Твой любимый цвет.
Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к цвету, сравнивать со вкусами других людей.
Игра: «Ветер дует на…».
Игра: «Дотронься до…».
Упражнение: «Разноцветные шары».
Беседа.
Ноябрь
1неделя.
8.
Твоя любимая сказка.
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к сказкам, сравнивать с предпочтениями других людей.
Песенка про сказку.
Игра: «Колобок».
Игра:«Хоровод сказочных героев».
Рисунок:«Подарок сказочному герою».
Ноябрь
2 неделя.
9.
Цвет глаз и цвет волос, которые тебе нравятся.
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к цвету глаз и волос.
Игра: «Кто это?».
Игра: «Что не так».
Беседа.
Ноябрь
3 неделя.
10.
С кем ты хочешь подружиться
Определять вместе с детьми их предпочтения в выборе друга.
Чтение стихотворения.
Упражнение:«Назови ласково».
Игра: «Поезд».
Ноябрь
4неделя.
11.
Дом, в котором ты хочешь жить.
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам обстановки и быта.
Упражнение: «Послушай».
Конструирование: «Мой дом».
Беседа.
Слушание песни: «Всем на свете нужен дом».
Декабрь
1 неделя.
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.
12.
Погода и настроение.
Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода.
Рассматривание иллюстраций с изображением разных погодных явлений.
Игра: «Я чувствую».
Этюд: «Золотые капельки».
Беседа.
Декабрь
2 неделя.
13.
На природе.
Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства и настроения.
Рассматривание иллюстраций о природе. Беседа.
Этюд: «Кузнечик».
Игра: «Зайчик и одуванчик».
Декабрь
3 неделя.
14.
Мимика
Продолжать знакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний.
Упражнение: «Мимическая гимнастика». Беседа.
Игра: «Расскажи сказку без слов».
Декабрь
4 неделя.
15.
Добрый, злой.
Помочь детям понять, что такое доброта и злость.
Слушание песни: «Если добрый, ты».
Беседа.
Игра: «Коврик злости».
Рисунок: «Оживи кружочки»
Январь
2 неделя
16.
Грусть.
Помочь детям понять, что такое грусть и что значит плохое настроение.
Учить детей распознавать по внешним признакам состояние гнева.
Рассматривание пиктограммы «гнев».
Упражнение: «Зеркало -1». Беседа.
Игра: «Выбиваем пыль».
Игра «Тух-тиби-тух».
Январь
4 неделя
18.
Страх.
Помочь детям справляться со своими страхами.
Рассматривание пиктограммы «страх».
Этюд: «Страх за занавеской».
Игра: «Победим страх».
Февраль
1 неделя
19.
Удивление
Учить детей узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние удивление.
Чтение стихотворения: «Купание».
Рассматривание пиктограммы «удивление».
Этюд: «Удивление».
Упражнение: «Тренируем эмоции».
Февраль
2 неделя
20.
Спокойствие.
Учить детей распознавать эмоциональное состояние спокойствие.
Рассматривание пиктограммы «спокойствие».
Рассматривание картинки: «Врач делает прививку».
Беседа.
Упражнение: «Волшебный сон».
Февраль
3 неделя
21.
Радость
Учить детей распознавать эмоциональное состояние радость.
Рассматривание пиктограммы «радость».
Упражнение: «Зеркало-2».
Этюд: «Котенок, который хотел порадовать свою маму».
Февраль
4 неделя
22.
Маски эмоций.
Помочь детям установить связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают.
Рассматривание пиктограмм
Упражнение: «Мои эмоции».
Игра: «Облако».
Рисование: «Нарисуй облачко».
Март
2 неделя
Раздел 3. Социальные навыки.
23.
Сочиняем истории про себя и своих друзей.
Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению их самооценки.
Игра: «Сочини загадку».
Игра: «Комплименты».
Беседа.
Март
3 неделя
24.
Порядок в твоем доме.
Приучать детей содержать в порядке свое жилье и проявлять особую заботу о его красоте и чистоте, если в дом приходят гости.
Упражнение: «Я помогаю».
Игра: «Сборщики».
Рисование: «Красивый дом».
Март
4 неделя
25.
Как принимать гостей.
Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками; помочь им понять, в чем состоит роль хозяина дома во время приема гостей.
Беседа.
Сюжетно- ролевая игра: «Мы идем в гости».
Апрель
1 неделя
26.
Что надеть в гости.
Приучать детей следить за своим внешним видом; помочь им понять, что воспитанный человек стремится понравиться окружающим.
Беседа.
Игра: «Надень и попляши».
Игра: «Наши прически».
Апрель
2 неделя
27.
Как вести себя при встрече.
Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при встрече, помочь им понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному.
Чтение рассказа: «Невоспитанный мишка».
Беседа.
Разыгрывание ситуаций.
Апрель
3 неделя
28.
Как выбирать подарок.
Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения; помочь им понять, как можно порадовать друга подарком.
Этюд: «Неподаренный подарок».
Беседа.
Этюд: «Подарок другу».
Апрель
4 неделя
29.
Как вести себя за столом.
Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом.
Этюд: «Три поросенка».
Беседа.
Правила поведения за столом.
Май
2 неделя
30.
Ссора.
Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, пользоваться нормами- регуляторами (уступить, и др.)
Чтение стихотворения: «Подружки».
Рассматривание картины: «Кто же виноват» (см. методич. советы Р.С. Буре) Беседа.
Упражнение: «Дружба начинается с улыбки».
Май
3 неделя
31.
Как вести себя при прощании.
Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при прощании; помочь им понять, что это не только проявление вежливости, но и один из способов укрепления межличностных отношений.
3. Методическое обеспечение реализации направления «Социальное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.
С дошкольниками старшего возраста необходимо продолжать работу по формированию у них самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Социально неадаптированный ребенок не активен, у него снижен познавательный интерес, он боится ошибок, необходимость выбора ставит его в тупик, у него страдает самооценка, достаточно долго (даже за порогом детского сада) сохраняется инфантильность. Самооценка ребенка, как отношение к себе и восприятие себя, во многом определяет его поведение, его успешность в обучении, темпы физического и психического развития.
В соответствии с этим нами разработаны планы для детей старшего дошкольного возраста. В связи с возрастными возможностями и познавательным интересом детей, включенные в план игры, упражнения, этюды, стихи, рассказы в старшей и подготовительной группы отличаются, но соответствуют тематике и цели.
План работы по социально – личностному развитию детей
(старший дошкольный возраст).
№
Тема
Цель
Содержание
Время проведе-
ния
Старшая группа
Подготовительная гр.
1.
Правила поведе -
ния для воспитан-
ных детей.
Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.
Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа по теме.
Слушание песен.
Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа по теме.
Слушание песен.
Сентябрь
1-2 неделя.
Раздел 1. Уверенность в себе.
2.
Ты и твои родители.
Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них.
Рассматривание семейных фотографий, рисунков.
Беседа: «Что такое семья».
Чтение стихотворения: «Мой день».
Игра: «Мы очень любим».
Рисование: «Моя любимая семья»
Рассматривание семейных фотографий, рисунков.
Беседа: «Что такое семья».
Этюд: «Утреннее фото».
Игра: «Фантазии».
Игра: «Родители и дети».
Рисование: «Я и моя семья».
Сентябрь
4 неделя.
3.
Каждый привлека
телен по-своему.
Выяснить, как ребенок относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку.
Беседа.
Игра: «Мы - разные».
Игра: «Кто Я?».
Игра: «Спиной друг к другу».
Рисование: «Я –привлекательный».
Беседа.
Игра: «Я очень хороший». Игра: «Интервью».
Упражнение: «Солнечный зайчик».
Рисование: «Ладошка».
Октябрь
1 неделя.
4.
Фоторо -
бот
Развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека.
Игра: «Радио».
Игра:«Составь фоторобот».
Игра: «Театр».
Игра: «Фоторобот».
Ролевая игра: «На границе».
Беседа.
Октябрь
2 неделя.
5.
Шляпы, одежда, грим…
Помочь детям понять, что внешность можно изменить, отразив в ней то или иное настроение человека и открыв неожиданные черты его характера; побуждать детей эксперименти-
ровать со своей внешностью.
Рассматривание иллюстраций. Беседа.
Игра: «Показ мод».
Аппликация: «Я модный».
Упражнение: «Я и другие».
Рассматривание иллюстраций. Беседа.
Организация игры в уголке «ряженья».
Игра: «Комплименты».
Октябрь
3 неделя.
6.
Маски.
Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью с помощью масок.
Игра: «Маски».
Этюд:«Фокусник ».
Рисунок:«Маска моего настроения».
Упражнение: «Маски».
Игра: «Море волнуется».
Беседа.
Ноябрь
1неделя.
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.
7.
Ты и другие в зеркале.
Развивать представления о себе и своем отличии от других.
Упражнение: «Зеркало».
Упражнение: «Свет мой зеркальце скажи».
Игра: «Кривые зеркала».
Игра:«Зеркальное отражение».
Игра:«Снежная королева».
Игра: «Волшебник».
Ноябрь
2 неделя.
8.
Плач, смех, испуг.
Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализиро-
вать их причины.
Рассматривание пиктограмм.
Игра:«Азбука настроения».
Этюд:«Слушай и отгадывай».
Рассматривание пиктограмм.
Упражнение: «Разные эмоции». Беседа.
Игра-инсценировка: «Путешествие гусеницы».
Ноябрь
3 неделя.
9.
Мимические признаки эмоций.
Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица.
Упражнение: «Мимичес-
кая гимнастика».
Игра: «Без слов».
Упражнение: «Какое у меня настроение».
Упражнение: «Отгадай животное и его настроение».
Этюд: «Рыбки в пруду».
Беседа.
Ноябрь
4 неделя.
10
Праздник.
Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере.
Разыгрывание ситуации: «Праздник в семье».
Беседа.
Этюд: «Подарок другу».
Упражнение: «Приглашение на танец».
Чтение рассказа: «Праздник вежливости» Беседа по содержанию.
Игра: «День рождения».
Рисование: «Любимый праздник».
Декабрь
1 неделя.
11
Чувства и предпочте
ния
Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтения
ми
Беседа.
Игра: «Поварята».
Этюд: «Глаза в глаза».
Упражнение: «Слушаем себя».
Беседа.
Игра: «Я чувствую».
Игра: «Мое будущее»
Этюд: «Глаза в глаза».
Декабрь
2 неделя
12
Сказоч -
ные герои и ты.
Учить детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом.
Игра:«Хоровод сказочных героев».
Игра: «Любимый сказочный герой».
Рисование: «Мой любимый сказочный герой».
Игра: «Знакомство со сказочным героем».
Игра-пантомима «Кто здесь».
Рисование: «Карнавал сказочных героев».
Декабрь
3 неделя
13
Несовпа-
дение настрое-
ний.
Учить детей понимать настроения другого, принимать его позицию.
Беседа.
Игра:«Встреча настроений».
Игра:«Кривые зеркала».
Игра:«Встреча эмоций».
Игра:«Кривые зеркала». Беседа.
Рисунок:«Поезд настроений».
Январь
2 неделя
14
Что тебя огорчает или чему ты радуе
шься.
Учить детей определять, какие эмоциональ-
ные реакции вызывают разные жизненные события.
Игра: «Что меня огорчает, а что радует».
Рассматривание картины: «Веселый хоровод» (см. методич. советы Р.С. Буре)
Рисование:«Чему я радуюсь».
Игра: «Что меня огорчает, а что радует».
Рассматривание картины: «Готовимся к физкультуре» (см. методич. советы Р.С. Буре)
Рисование:«Чему я радуюсь, чему огорчаюсь».
Январь
4 неделя
15
Как назы-
ваются эмоции.
Знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний.
Рассматривание картины: «Не надо скрывать оплошность» (см. методич. советы Р.С. Буре)
Разыгрывание шуточного стихотворения из книги Г.Остера «Вредные советы».
Март
4 неделя
20
Смелый, трусли-
вый.
Обсудить с детьми качества смелость, трусливость и их значение для общения с другими.
Рассматривание иллюстраций.
Этюд:«Трус». Рассматривание картины: «Смелее» (см. методич. советы Р.С. Буре)
Беседа.
Слушание песни: «Но ты человек, ты и сильный и смелый».
Рассматривание иллюстраций.
Этюд:«Маленький гномик».
Беседа.
Разыгрывание ситуаций.
Апрель
1 неделя
21
Щедрый, жадный.
Обсудить с детьми качества щедрость, жадность и их роль в межличност-
ном общении.
Чтение рассказа: Т. Понамаренко «Хитрое яблоко».
Беседа.
Слушание песни: «Жадина».
Игра: «Щедрый, жадный».
Этюд: «Не будь жадным».
Беседа.
Пение песни: «Жадина».
Рисование: «Какой я?»
Апрель
2 неделя
22
Порадуй своего друга.
Учить детей позитивным способам общения со сверстниками.
Упражнение: «Договорись взглядом».
Игра: «Комплименты». Беседа.
Рисование: «Подарок другу».
Этюд: «Встреча с другом». Беседа.
Игра: «Закончи
предложение».
Игра: «Комплименты».
Апрель
3 неделя
23
Один и вместе с друзьями.
Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы.
Чтение Отрывка Э.Успенского «Гена и его друзья». Беседа.
Игра: «Сборщики».
Слушание песни: «Когда мои, друзья, со мной».
Этюд: «С чего начинается дружба». Беседа.
Игра: «Мы соскучились друг по другу».
Пение песни: «Когда мои, друзья, со мной».
Апрель
4 неделя
24
Давай познако-
мимся
Научить детей самостоятельно устанавли-
вать новые контакты.
Рассматривание иллюстраций.
Игра: «Повстречались».
Разыгрывание ситуаций. Беседа.
Придумывание детьми ситуаций и разыгрывание сценок с куклами.
Беседа.
Игра: «Руки знакомятся».
Май
2 неделя.
25
Делаем вместе.
Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно.
Игра: «Мы играем вместе».
Этюд: «Качели».
Рассматривание картины: «Бумажный змей» (см. методич. советы Р.С. Буре) Беседа.
Рассматривание картины: «К занятию все должно быть готово». (см. методич. советы Р.С. Буре) Беседа.
Игра: «Маляры».
Игра: «Не урони мяч».
Май
3 неделя.
4. Анализ результатов социального развития детей дошкольного возраста.
Для определения эффективности работы по социальному развитию дошкольников с использованием разработанного методического обеспечения проводилось диагностическое обследование в начале и в конце учебного года в течение трех лет. Определение уровня социального развития строилось в соответствии с критериями.
О социальном развитии ребенка младшего дошкольного возраста свидетельствуют следующие критерии: ребенок
вступает в контакт со взрослыми;
вступает в контакт с детьми;
замечает изменение настроения взрослых и сверстников;
способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу»;
может входить в устойчивые игровые объединения детей.
Для старшего дошкольного возраста перечень критериев изменяется в связи с расширением сферы социального взаимодействия. Социально развитый ребенок старшего дошкольного возраста:
ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к нему окружающих;
проявляет внимание и сочувствие;
способен сдерживать непосредственные ситуативные желания;
может входить в устойчивые игровые объединения детей, используя речевые и неречевые средства для выражения эмоционального состояния;
уважает свои и чужие права.
По каждому критерию посредством метода экспертной оценки воспитателя определяется его сформированность по уровням: не наблюдается, начальная стадия, в развитии, устойчиво.
Таблица 1.
Результаты диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста по направлению: «социальное развитие».
Уровни
Учебный год
2007-2008 начало года
2007-2008
конец года
2008-2009
начало года
2008-2009
конец года
2009-2010
начало года
2009-2010
конец года
Не наблюдается
20%
8%
15%
6%
15%
0%
Начальная стадия
30%
15%
28%
13%
25%
10%
В развитии
50%
67%
57%
71%
55%
70%
Устойчиво
0%
10%
0%
10%
5%
20%
Анализ результатов диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста показал, что более 50% детей вступают в контакт со взрослыми и детьми; замечают изменение настроения взрослых и сверстников; способны сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу»; могут входить в устойчивые игровые объединения детей, все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития.
Таблица 2.
Результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по направлению: «социальное развитие».
Уровни
Учебный год
2007-2008 начало года
2007-2008
конец года
2008-2009
начало года
2008-2009
конец года
2009-2010
начало года
2009-2010
конец года
Не наблюдается
0%
0%
0%
0%
0%
0%
Начальная стадия
8%
2%
10%
4%
6%
0%
В развитии
76%
63%
58%
38%
50%
35%
Устойчиво
16%
35%
32%
58%
44%
65%
Обозначенные результаты указывают на то, что большинство детей старшего дошкольного возраста ориентируются в человеческих отношениях, чувствуют и осознают отношение к ним окружающих, проявляют внимание и сочувствие, могут входить в устойчивые игровые объединения детей, используя речевые и неречевые средства для выражения эмоционального состояния, владеют разными формами общения, уважают свои и чужие права, все это является необходимым условием для дальнейшей успешной учебной деятельности.
Заключение
Социальное направление является одним из наиболее важных векторов развития детей дошкольного возраста, поскольку способствует выстраиванию адекватных отношений с окружающими людьми, формированию активной жизненной позиции, эмпатии, ответственности за собственные поступки.
В данной творческой работе нам было важно показать, что социальное взаимодействие ребенка с окружающими людьми необходимо осуществлять непрерывно, используя при этом разнообразные формы и приемы работы с детьми, учитывая их возрастные особенности и программные задачи, выполнение которых возможно без использования упражнений в тетрадях. Образованию адекватных представлений о своих возможностях, произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности, развитию у ребенка уверенности в себе способствуют различные виды игр, упражнений, этюдов. В них ребенок вмещает в свое «Я» множество разных образов и позиций, у дошкольника формируются социальные и коммуникативные способности, имеется возможность для сравнения, сопоставления, объективной оценки своих и чужих поступков, приобретению навыков позитивного общения, поэтому они являются основой содержания работы по развитию базовых свойств личности ребенка.
Авторами предлагается методическое обеспечение социального развития дошкольников, включающее в себя тематическое планирование и широкий спектр средств его реализации – стихотворения, игры, упражнения и этюды по каждой теме, которые можно использовать в любых видах детской деятельности. Представленное методическое обеспечение способствует социальному развитию детей младшего и старшего дошкольного возрастов в условиях образовательного учреждения, что подтверждается данными диагностического исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что созданная система методического обеспечения может быть полностью или частично использована как педагогами дошкольных образовательных учреждений, так и родителями воспитанников для сопровождения процесса их социализации.
Список литературы
1. Бойков Д.И. Как развивать навыки общения у ребенка: методические рекомендации./ Д.И. Бойков, С.В. Бойкова.- СПб.: ЛОИУУ, 1995.
2. Гаврина С.Е. Учимся понимать друг друга./ С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина И.Г. Топоркова, С.В. Щербина. М.: Дельта, 2005.
3. Захарова Т.Н. Расширение образовательного пространства дошкольного учреждения как средство социализации ребенка-дошкольника // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006 .- С. 138-139.
4. Изотова Е.И., Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика./ Изотова Е.И., Никифорова Е.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность./ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.-Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Князева О.Л., «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» [Текст]/ О.Л.Князева, С.Б.Стеркина - М.: Просвещение. -2005.
7. Ковалец И.В. Азбука эмоций./ И.В Ковалец. М.: Владос, 2004.
8. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В. Прима., Л.В. Филлипова – Москва: «Владос», 2003.
9. Монакова Н.И. «Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб: Речь, 2008. – 128с.
10.Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
11.Программа «Истоки»:Базис развития ребенка – дошкольника [Текст]/ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. – М.: Просвещение. - 2003.-335с.
12.Хрестоматия для маленьких и постарше./ Сост.: Л.Н.Елисеева –М.: Знание, 1996.
13.Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей./ Г.П.Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова – М.: Филологическое общество «Слово»; Эксмо, 2006
[1]Монакова Н.И. «Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб: Речь, 2008. – 128с.
[2]Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
[3]Князева О.Л., «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» [Текст]/ О.Л.Князева, С.Б.Стеркина - М.: Просвещение. -2005.
[4]Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника [Текст]/ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. – М.: Просвещение. - 2003.-335с.
[5]Князева О.Л., «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» [Текст]/ О.Л.Князева, С.Б.Стеркина - М.: Просвещение. -2005.