Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическое обеспечение реализации направления социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения

Фото пользователя Ирина Юрьевна Чапыгина
Размещено: Ирина Юрьевна Чапыгина - пн, 14/05/2012 - 13:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чапыгина И.Ю. Корсикова Е.Н.
Место работы, должность: 
МДОУ детский сад №26, старший воспитатель, педпгог-психолог
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Предмет(ы): 
Педагогика
Краткое описание: 
Методическая разработка по направлению "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

«Методическое обеспечение реализации направления социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения»

 

 

 

Чапыгина И.Ю, старший воспитатель                                Корсикова Е.Н., педагог-психолог                                               МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 г.Ярославля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3-4

1. Организация деятельности по социальному развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………..5-6

2. Методическое обеспечение реализации направления «Социальное развитие» с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………6-13

3. Методическое обеспечение реализации направления «Социальное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………...13-19

4. Анализ результатов социального развития детей дошкольного

возраста ………………………………………………………………………..19-20

 

Заключение………………………………………………………………………...21

 

Список литературы………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.С момента рождения каждый ребенок становится членом социума и включается с ним во взаимодействие в процессе социализации первоначально через наиболее  близких и значимых лиц – родителей. Постепенно поле взаимодействия с обществом расширяется и осуществляется в процессе общения со сверстниками и взрослыми.  Однако зачастую социализация воспитанников происходит стихийно и не всегда приводит к позитивным результатам.

В тоже время перед образованием сейчас стоит задача опережающего развития, формирования активного, инициативного, творческого человека, способного конструктивно отвечать на вызовы современности.  Поэтому актуальным и значимым является целенаправленное социальное развитие ребенка с самого раннего детства.

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок,  а также социально - психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. В детстве становление базовых свойств личности ребенка происходит сравнительно легко. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Задача педагогов дошкольного образовательного учреждения заключается в упорядочивании влияния социума на ребенка и целенаправленном формировании способов адекватного и конструктивного взаимодействия с его членами.  В связи с важностью социального развития детей дошкольного возраста многие исследователи и авторские коллективы включились в работу по разработке материалов социального развития дошкольников в образовательном учреждении. Результатом явились авторские программы и методические пособия.  Некоторые из них отражают способы формирования и развития отдельных составляющих социального взаимодействия: развитие эмоциональной сферы[1], этических норм.[2] Другие включают в себя несколько разделов, однако  реализуются только через занятия и выполнение письменных заданий[3]

         На наш взгляд целесообразно отказаться от занятий как формы реализации социально-личностного направления по нескольким причинам. Во-первых, это обусловлено федеральными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста и ее реализации,  по которой необходимо осуществлять образование и развитие детей посредством различных видов детской деятельности. Во-вторых,  ухудшение показателей физического и психического здоровья дошкольников, наблюдаемое в последние годы, свидетельствует о необходимости оптимизации статического напряжения и минимизации графических упражнений в тетрадях. В-третьих, социальное взаимодействие ребенка с окружающими людьми осуществляется непрерывно, а потому не должно быть сведено  только к обучающей деятельности.

         В связи с обозначенными затруднениями практической реализации социального развития детей  в условиях дошкольного образовательного учреждения становится необходимым разработка методического обеспечения реализации данного направления.

         Цель: разработать методическое обеспечение реализации социального развития детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

         Разработка и апробация методического обеспечения социального развития дошкольников проводилась на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №26 г. Ярославля с 2007 по 2010гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация деятельности по социальному развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 осуществляет воспитательно-образовательный процесс на основе базисной программы «Истоки», включающей в себя следующие основные разделы: игра, речь и речевое общение, социальное развитие, познавательное развитие, эстетическое развитие, физическое развитие, здоровье[4]. Раздел программы «Социальное развитие» расширяет и углубляет парциальная программа           О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»[5]с целью становления базовых свойств личности ребенка. Данная программа состоит из трех основных блоков: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки», по каждому из которых разработан тематический план, включающий название темы и ее программное содержание. Для реализации программы авторами разработаны семь учебных пособий, дифференцированные в соответствии с градациями дошкольного возраста: «Какой ты?» для младшего дошкольного возраста; «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные…», «Как вести себя»  для детей среднего дошкольного возраста; «Веселые, грустные», «Как вести себя», «Мы все разные», «С кем ты дружишь?»  для детей старшего дошкольного возраста.

Однако, в соответствии с обозначенными выше причинами, педагоги ДОУ пришли к выводу, о том, что необходимо заменить пособия, предложенные авторами программы на такой методический материал, который соответствовал бы основным разделам программы «Я, Ты, Мы» и мог использоваться в разных видах детской деятельности в течение дня. Целесообразность данного подхода к организации социального развития дошкольников подтверждаются положениями, обозначенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении  и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

         В ДОУ был создан временный творческий коллектив по систематизации методического материала в соответствии с тематикой программы и возрастными возможностями дошкольников. Творческой группой было разработано методическое обеспечение социального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающего с себя тематическое планирование на каждую возрастную группу детей дошкольного возраста и методические материалы по их  реализации.

Планы включают в себя тему, цель ее рассмотрения с детьми, содержание и время проведения в течение учебного года. Методическое обеспечение социального развития дошкольников помимо тематического планирования включает в себя подборку художественной литературы, игр, упражнений, этюдов при помощи которых, можно раскрыть тематику разделов программы. При разработке и апробации данного материала предполагалось, что дети будут иметь возможность «перенести» все сформированные социальные и нравственные представления и чувства в другие коммуникативные ситуации, связанные с различными видами детской деятельности: предметно-игровой, игровой, художественно-продуктивной и др.

 

2. Методическое обеспечение реализации направления                           «Социальное развитие» с детьми младшего дошкольного возраста.

Социальный мир ребенка младшего дошкольного возраста достаточно узок (семья, взрослые и сверстники) и не всегда благополучен. Ребенок имеет искаженное представление о социальной действительности, недостаточно осведомлен о правилах и нормах жизни в обществе, не владеет разнообразными моделями поведения, помогающими адекватно реагировать на происходящее в каких-либо ситуациях. Все это порождает социальную неуверенность.

На наш взгляд именно в деятельности, а особенно совместной, коллективной, имеется возможность помочь ребенку адаптироваться в социальном мире, проявить инициативу, активность.

В данном разделе мы предлагаем планы работ по социальному развитию детей младшего дошкольного возраста, которые отражают содержание работы по формированию у дошкольников младшего возраста самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы.

 

План работы по социально – личностному развитию детей

(2 младшая группа)

 

№ п/п

Тема

Цель

Содержание

Время проведения

1.

Правила поведения для воспитанных детей.

Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по теме.

Слушание песен.

Сентябрь

1 неделя.

2.

Правила поведения для воспитанных детей.

Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по теме.

Слушание песен.

Сентябрь

2 неделя.

Раздел 1. Уверенность в себе.

3.

Ребенок и кукла.

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия-куклы.

Беседа по теме.

Игра: «Образ «Я».

 

Сентябрь

3 неделя.

4.

Отражение в зеркале.

Знакомить детей с отражением в зеркале.

Упражнение: «Зеркало».

Беседа по теме.

 

Октябрь

1 неделя.

5.

Какого цвета твои волосы.

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос)

Беседа по теме.

Игра: «Узнай по описанию».

 

Октябрь

3 неделя.

6.

Какого цвета твои глаза.

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет глаз).

Упражнение: «Зеркало».

Беседа по теме.

Игра: «Узнай по описанию».

 

Ноябрь

1 неделя.

7.

Ребята и зверята.

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным.

Чтение: «Котенок, который хотел порадовать свою маму».

Беседа.

 

Ноябрь

3неделя.

8.

Какой подарок ты хочешь получить.

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках.

Беседа по теме.

Этюд: «Подарок другу».

 

Декабрь

1 неделя.

9.

Вкусы бывают разные.

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные.

Дегустация овощей и фруктов.

Беседа по теме.

Упражнение: «Яблоко».

 

 

Декабрь

3 неделя.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.

10.

Как мы выражаем свои чувства.

Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам, жестам.

Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями.

Беседа по теме.

Упражнение: «Мои эмоции».

 

Январь

3 неделя.

11.

Грусть, радость, спокойствие.

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, учить определять эти состояния по внешним проявлениям.

Рассматривание пиктограмм.

Чтение: «Кролик и еж».

Беседа по теме.

Игра: «Хоровод».

Слушание песни «Улыбка».

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

1 неделя.

12.

Изменение настроения.

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения.

Рассказывание сказки: «Курочка Ряба» (с показом на фланелеграфе).

Беседа и игра-драматизация по содержанию.

Игра: «Ромашка с настроением».

Февраль

3 неделя.

13.

Страх

Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.

Рассказывание сказки: «Волк и семеро козлят» (с показом на фланелеграфе).

Беседа по содержанию.

Упражнения: «Победим страх»; «Посмеемся над страхами».

Март

2 неделя

Раздел 3. Социальные навыки.

14.

Взаимопо-

мощь

Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей.

Рассказывание сказки: «Репка» (с показом на фланелеграфе).

Беседа по содержанию.

Игра: «Ау!»

Слушание песни: «Настоящий верный друг».

Март

4 неделя

15.

Плохо быть одному.

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Слушание песни: «Чебурашка».

Беседа .

Чтение стихотворения: «Егорка».

Беседа по содержанию.

Апрель

2 неделя

16.

Как жить дружно без ссор.

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить их простым способам выхода из конфликта.

Беседа по теме.

Чтение стихотворения: «Кто кого».

Слушание песни: «Когда мои друзья со мной».

 

Апрель

4 неделя.

16.

Ссора и примирение

Продолжать учить детей простым способам выхода из конфликта.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворения: «Помогай друзьям мириться».

Беседа.

Танец: «Помирились».

Май

2 неделя.

17.

Поиграем вместе

Развивать у детей коммуникативные навыки, способствовать сплочению детского коллектива.

Игра: «Собери игрушки».

Игра: «Сядь на стул».

Игра: «Не урони мяч».

 

Май

4 неделя.

           

 

План работы по социально – личностному развитию детей

(средняя группа)

 

№ п/п

Тема

Цель

Содержание

Время проведения

1.

Правила поведения для воспитан-

ных детей.

Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по теме.

Слушание песен.

Сентябрь

1 неделя.

2.

Правила поведения для воспитанных детей.

Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по теме.

Слушание песен.

Сентябрь

2 неделя.

Раздел 1. Уверенность в себе.

3.

Твоя любимая еда.

Продолжать определять вместе с детьми  вкусы и предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей.

Игра: «Кто что любит».

Игра: «Люблю - не люблю».

Игра: «Узнай на вкус».

 

Сентябрь

4 неделя.

4.

Твое любимое занятие.

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других людей.

Упражнение: «Связующая нить».

Игра: «Игрушки».

Беседа по теме.

 

Октябрь

2 неделя.

5.

Животное, которое тебе нравится.

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей.

Игра: «Мой зверь».

Игра:«Кто в домике живет».

Беседа по теме.

Игра: «Раз-два-три животное замри!».

 

Октябрь

3 неделя.

6.

Растение, которое тебе нравится.

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет глаз).

Рассматривание картинок с цветами.

Упражнение: «Мяч в руки».

Этюд: «Цветок».

Игра: «Цветы и пчелки».

Беседа.

Октябрь

4 неделя.

7.

Твой любимый цвет.

Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к цвету, сравнивать со вкусами других людей.

Игра: «Ветер дует на…».

Игра: «Дотронься до…».

Упражнение: «Разноцветные шары».

Беседа.

Ноябрь

1неделя.

8.

Твоя любимая сказка.

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к сказкам, сравнивать с предпочтениями других людей.

Песенка про сказку.

Игра: «Колобок».

Игра:«Хоровод сказочных героев».

Рисунок:«Подарок сказочному герою».

 

Ноябрь

2 неделя.

9.

Цвет глаз и цвет волос, которые тебе нравятся.

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к цвету глаз и волос.

Игра: «Кто это?».

Игра: «Что не так».

Беседа.

 

Ноябрь

3 неделя.

10.

С кем ты хочешь подружиться

Определять вместе с детьми их предпочтения в выборе друга.

Чтение стихотворения.

Упражнение:«Назови ласково».

Игра: «Поезд».

Ноябрь

4неделя.

11.

Дом, в котором ты хочешь жить.

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам обстановки и быта.

Упражнение: «Послушай».

Конструирование: «Мой дом».

Беседа.

Слушание песни: «Всем на свете нужен дом».

Декабрь

1 неделя.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.

12.

Погода и настроение.

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода.

Рассматривание иллюстраций с изображением разных погодных явлений.

Игра: «Я чувствую».

Этюд: «Золотые капельки».

Беседа.

Декабрь

2 неделя.

13.

На природе.

Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства и настроения.

Рассматривание иллюстраций о природе. Беседа.

Этюд: «Кузнечик».

Игра: «Зайчик и одуванчик».

Декабрь

3 неделя.

14.

Мимика

Продолжать знакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний.

Упражнение: «Мимическая гимнастика». Беседа.

Игра: «Расскажи сказку без слов».

 

Декабрь

4 неделя.

15.

Добрый, злой.

Помочь детям понять, что такое доброта и злость.

Слушание песни: «Если добрый, ты».

Беседа.

Игра: «Коврик злости».

Рисунок: «Оживи кружочки»

 

Январь

2 неделя

16.

Грусть.

Помочь детям понять, что такое грусть и что значит плохое настроение.

Чтение стихотворения: «Мне приснился грустный сон».

Рассматривание пиктограммы «грусть». Беседа.

Игра: «Я грущу, когда».

Упражнение: «Покажи эмоцию».

Январь

3 неделя

17.

Гнев.

Учить детей распознавать по внешним признакам состояние гнева.

Рассматривание пиктограммы «гнев».

Упражнение: «Зеркало -1». Беседа.

Игра: «Выбиваем пыль».

Игра «Тух-тиби-тух».

Январь

4 неделя

18.

Страх.

Помочь детям справляться со своими страхами.

Рассматривание пиктограммы «страх».

Этюд: «Страх за занавеской».

Игра: «Победим страх».

Февраль

1 неделя

19.

Удивление

Учить детей узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние удивление.

Чтение стихотворения: «Купание».

Рассматривание пиктограммы «удивление».

Этюд: «Удивление».

Упражнение: «Тренируем эмоции».

Февраль

2 неделя

20.

Спокойствие.

Учить детей распознавать эмоциональное состояние спокойствие.

Рассматривание пиктограммы «спокойствие».

Рассматривание картинки: «Врач делает прививку».

Беседа.

Упражнение: «Волшебный сон».

Февраль

3 неделя

21.

Радость

Учить детей распознавать эмоциональное состояние радость.

Рассматривание пиктограммы «радость».

Упражнение: «Зеркало-2».

Этюд: «Котенок, который хотел порадовать свою маму».

Февраль

4 неделя

22.

Маски эмоций.

Помочь детям установить связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают.

Рассматривание пиктограмм

Упражнение: «Мои эмоции».

Игра: «Облако».

Рисование: «Нарисуй облачко».

Март

2 неделя

Раздел 3. Социальные навыки.

23.

Сочиняем истории про себя и своих друзей.

Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению их самооценки.

Игра: «Сочини загадку».

Игра: «Комплименты».

Беседа.

 

Март

3 неделя

24.

Порядок в твоем доме.

Приучать детей содержать в порядке свое жилье и проявлять особую заботу о его красоте и чистоте, если в дом приходят гости.

Упражнение: «Я помогаю».

Игра: «Сборщики».

Рисование: «Красивый дом».

 

Март

4 неделя

25.

Как принимать гостей.

Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками; помочь им понять, в чем состоит роль хозяина дома во время приема гостей.

Беседа.

Сюжетно- ролевая игра: «Мы идем в гости».

 

Апрель

1 неделя

26.

Что надеть в гости.

Приучать детей следить за своим внешним видом; помочь им понять, что воспитанный человек стремится понравиться окружающим.

Беседа.

Игра: «Надень и попляши».

Игра: «Наши прически».

 

Апрель

2 неделя

27.

Как вести себя при встрече.

Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при встрече, помочь им понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному.

Чтение рассказа: «Невоспитанный мишка».

Беседа.

Разыгрывание ситуаций.

 

Апрель

3 неделя

 

28.

Как выбирать подарок.

Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения; помочь им понять, как можно порадовать друга подарком.

Этюд: «Неподаренный подарок».

Беседа.

Этюд: «Подарок другу».

 

Апрель

4 неделя

29.

Как вести себя за столом.

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом.

Этюд: «Три поросенка».

Беседа.

Правила поведения за столом.

Май

2 неделя

30.

Ссора.

Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, пользоваться нормами- регуляторами (уступить, и др.)

Чтение стихотворения: «Подружки».

Рассматривание картины: «Кто же виноват» (см. методич. советы Р.С. Буре) Беседа.

Упражнение: «Дружба начинается с улыбки».

 

Май

3 неделя

31.

Как вести себя при прощании.

Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при прощании; помочь им понять, что это не только проявление вежливости, но и один из способов укрепления межличностных отношений.

Чтение стихотворений: «Добрые слова», «Вежливая лошадь».

Разыгрывание ситуаций.

 

Май

4 неделя

        

 

3. Методическое обеспечение реализации направления                      «Социальное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.

 С  дошкольниками старшего возраста необходимо продолжать работу по формированию у них самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Социально неадаптированный ребенок не активен, у него снижен познавательный интерес, он боится ошибок, необходимость выбора ставит его в тупик, у него страдает самооценка, достаточно долго (даже за порогом детского сада) сохраняется инфантильность. Самооценка ребенка, как отношение к себе и восприятие себя, во многом определяет его поведение, его успешность в обучении, темпы физического и психического развития.

В соответствии с этим нами разработаны планы для детей старшего дошкольного возраста. В связи  с возрастными возможностями и познавательным интересом детей, включенные в план игры, упражнения, этюды, стихи, рассказы в старшей и подготовительной группы отличаются, но соответствуют тематике и цели.

 

План работы по социально – личностному развитию детей

(старший дошкольный возраст).

 

Тема

Цель

Содержание

Время проведе-

ния

Старшая группа

Подготовительная гр.

1.

Правила поведе -

ния для воспитан-

ных детей.

Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по теме.

Слушание песен.

Чтение: «Правила поведения воспитанных детей».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по теме.

Слушание песен.

Сентябрь

1-2 неделя.

Раздел 1. Уверенность в себе.

2.

Ты и твои родители.

Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них.

Рассматривание семейных фотографий, рисунков.

Беседа: «Что такое семья».

Чтение стихотворения: «Мой день».

Игра: «Мы очень любим».

Рисование: «Моя любимая семья»

Рассматривание семейных фотографий, рисунков.

Беседа: «Что такое семья».

Этюд: «Утреннее фото».

Игра: «Фантазии».

Игра: «Родители и дети».

Рисование: «Я и моя семья».

Сентябрь

4 неделя.

3.

Каждый привлека

телен по-своему.

Выяснить, как ребенок относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку.

Беседа.

Игра: «Мы - разные».

Игра: «Кто Я?».

Игра: «Спиной друг к другу».

Рисование: «Я –привлекательный».

 

Беседа.

Игра: «Я очень хороший». Игра: «Интервью».

Упражнение: «Солнечный зайчик».

Рисование: «Ладошка».

 

Октябрь

1 неделя.

4.

Фоторо -

бот

Развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека.

Игра: «Радио».

Игра:«Составь фоторобот».

Игра: «Театр».

 

 

Игра: «Фоторобот».

Ролевая игра: «На границе».

Беседа.

 

Октябрь

2 неделя.

5.

Шляпы, одежда, грим…

Помочь детям понять, что внешность можно изменить, отразив в ней то или иное настроение человека и открыв неожиданные черты его характера; побуждать детей эксперименти-

ровать со своей внешностью.

Рассматривание иллюстраций. Беседа.

Игра: «Показ мод».

Аппликация: «Я модный».

Упражнение: «Я и другие».

Рассматривание иллюстраций. Беседа.

Организация игры в уголке «ряженья».

Игра: «Комплименты».

Октябрь

3 неделя.

6.

Маски.

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью с помощью масок.

Игра: «Маски».

Этюд:«Фокусник ».

Рисунок:«Маска моего настроения».

 

 

 

Упражнение: «Маски».

Игра: «Море волнуется».

Беседа.

 

Ноябрь

1неделя.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.

7.

Ты и другие в зеркале.

Развивать представления о себе и своем отличии от других.

Упражнение: «Зеркало».

Упражнение: «Свет мой зеркальце скажи».

Игра: «Кривые зеркала».

Игра:«Зеркальное отражение».

Игра:«Снежная королева».

Игра: «Волшебник».

 

Ноябрь

2 неделя.

8.

Плач, смех, испуг.

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализиро-

вать их причины.

Рассматривание пиктограмм.

Игра:«Азбука настроения».

Этюд:«Слушай и отгадывай».

Рассматривание пиктограмм.

Упражнение: «Разные эмоции». Беседа.

Игра-инсценировка: «Путешествие гусеницы».

 

Ноябрь

3 неделя.

9.

Мимические признаки эмоций.

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица.

Упражнение: «Мимичес-

кая гимнастика».

Игра: «Без слов».

Упражнение: «Какое у меня настроение».

Упражнение: «Отгадай животное и его настроение».

Этюд: «Рыбки в пруду».

Беседа.

Ноябрь

4 неделя.

10

Праздник.

Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере.

Разыгрывание ситуации: «Праздник в семье».

Беседа.

Этюд: «Подарок другу».

Упражнение: «Приглашение на танец».

Чтение рассказа: «Праздник вежливости» Беседа по содержанию.

Игра: «День рождения».

Рисование: «Любимый праздник».

Декабрь

1 неделя.

11

Чувства и предпочте

ния

Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтения

ми

 

Беседа.

Игра: «Поварята».

Этюд: «Глаза в глаза».

Упражнение: «Слушаем себя».

 

Беседа.

Игра: «Я чувствую».

Игра: «Мое будущее»

Этюд: «Глаза в глаза».

 

Декабрь

2 неделя

12

Сказоч -

ные герои и ты.

Учить детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом.

Игра:«Хоровод сказочных героев».

Игра: «Любимый сказочный герой».

Рисование: «Мой любимый сказочный герой».

 

 

 

 

 

Игра: «Знакомство со сказочным героем».

Игра-пантомима «Кто здесь».

Рисование: «Карнавал сказочных героев».

 

Декабрь

3 неделя

13

Несовпа-

дение настрое-

ний.

Учить детей понимать настроения другого, принимать его позицию.

Беседа.

Игра:«Встреча настроений».

Игра:«Кривые зеркала».

 

 

Игра:«Встреча эмоций».

Игра:«Кривые зеркала». Беседа.

Рисунок:«Поезд настроений».

Январь

2 неделя

14

Что тебя огорчает или чему ты радуе

шься.

Учить детей определять, какие эмоциональ-

ные реакции вызывают разные жизненные события.

Игра: «Что меня огорчает, а что радует».

Рассматривание картины: «Веселый хоровод» (см. методич. советы Р.С. Буре)

Рисование:«Чему я радуюсь».

 

Игра: «Что меня огорчает, а что радует».

Рассматривание картины: «Готовимся к физкультуре» (см. методич. советы Р.С. Буре)

Рисование:«Чему я радуюсь, чему огорчаюсь».

 

 

Январь

4 неделя

15

 

 

Как назы-

ваются эмоции.

 

Знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний.

 

Рассматривание пиктограмм.

Упражнение: «Слушаем музыку».

Игра:«Повтори фразу». Беседа.

Рисование:«Разные человечки».

 

 

Рассматривание пиктограмм.

Игра:«Угадай эмоцию».

Игра:«Азбука настроения» или«Собери настроение»(пазлы).

Игра: «Джинн».

 

 

 

Февраль

1-2 неделя

Раздел 3. Социальные навыки.

16

Конфлик-

ты между детьми.

Учить детей анализиро-

вать причины ссор, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличност-

ных конфликтов.

 

Чтение стихотворения А.Шибаевой «Подружки». Рассматривание картины: «Отправляемся в плавание» (см. методич. советы Р.С. Буре). Беседа.

Разыгрывание ситуаций.

Чтение отрывка из рассказа «Чук и Гек».

Беседа.

Разыгрывание ситуаций.

 

Февраль

 3 неделя.

17

Какие качества помогают дружбе.

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым.

Знакомство с правилами дружбы. Беседа.

Упражнение: «Для того, чтобы со мной дружили».

Игра: «Цветик – самоцветик».

Слушание песни: «Настоящий верный друг».

Этюд: «Рыжик». Беседа.

Игра: «Назови качества дружбы».

Пение песни: «Настоящий верный друг».

 

 

Март

2 неделя.

 

18

Внимате

льный, равнодуш

ный.

Обсудить с детьми качества вниматель -

ность, равнодушие и их значение в межличност-

ных отношениях.

Чтение рассказа

К.Ушинского: «Лекарство». Беседа.

Разыгрывание ситуаций.

Этюд: «Аня первый раз в детском саду».

Рассматривание картины: «Потерялась ленточка» (см. методич. советы Р.С. Буре)

Беседа.

Разыгрывание ситуаций.

Март

3 неделя.

19

Правди-

вый, лживый.

Обсудить с детьми качества лживость, правдивость и их значение.

Этюд: «За обедом».

Беседа.

Рассматривание картины: «Не надо скрывать оплошность» (см. методич. советы Р.С. Буре)

Заучивание стихотворения А.Кушнира «Кто разбил вазу».

Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».

Рассматривание картины: «Не надо скрывать оплошность» (см. методич. советы Р.С. Буре)

Разыгрывание шуточного стихотворения из книги Г.Остера «Вредные советы».

Март

4 неделя

20

Смелый, трусли-

вый.

Обсудить с детьми качества смелость, трусливость и их значение для общения с другими.

Рассматривание иллюстраций.

Этюд:«Трус». Рассматривание картины: «Смелее» (см. методич. советы Р.С. Буре)

Беседа.

Слушание песни: «Но ты человек, ты и сильный и смелый».

Рассматривание иллюстраций.

Этюд:«Маленький гномик».

Беседа.

Разыгрывание ситуаций.

 

Апрель

1 неделя

21

Щедрый, жадный.

Обсудить с детьми качества щедрость, жадность и их роль в межличност-

ном общении.

Чтение рассказа: Т. Понамаренко «Хитрое яблоко».

Беседа.

Слушание песни: «Жадина».

Игра: «Щедрый, жадный».

Этюд: «Не будь жадным».

Беседа.

Пение песни: «Жадина».

Рисование: «Какой я?»

 

Апрель

2 неделя

22

Порадуй своего друга.

Учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Упражнение: «Договорись взглядом».

Игра: «Комплименты». Беседа.

Рисование: «Подарок другу».

Этюд: «Встреча с другом». Беседа.

Игра: «Закончи

предложение».

Игра: «Комплименты».

 

Апрель

3 неделя

23

Один и вместе с друзьями.

Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы.

Чтение Отрывка Э.Успенского «Гена и его друзья». Беседа.

Игра: «Сборщики».

Слушание песни: «Когда мои, друзья, со мной».

 

Этюд: «С чего начинается дружба». Беседа.

Игра: «Мы соскучились друг по другу».

Пение песни: «Когда мои, друзья, со мной».

Апрель

4 неделя

24

Давай познако-

мимся

Научить детей самостоятельно устанавли-

вать новые контакты.

Рассматривание иллюстраций.

Игра: «Повстречались».

Разыгрывание ситуаций. Беседа.

Придумывание детьми ситуаций и разыгрывание сценок с куклами.

 Беседа.

Игра: «Руки знакомятся».

Май

2 неделя.

25

Делаем вместе.

Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно.

Игра: «Мы играем вместе».

Этюд: «Качели».

Рассматривание картины: «Бумажный змей» (см. методич. советы Р.С. Буре) Беседа.

Рассматривание картины: «К занятию все должно быть готово». (см. методич. советы Р.С. Буре) Беседа.

Игра: «Маляры».

Игра: «Не урони мяч».

Май

3 неделя.

             

 

 

4. Анализ результатов социального развития детей дошкольного возраста.

 

Для определения эффективности работы по социальному развитию дошкольников с использованием разработанного  методического обеспечения  проводилось диагностическое обследование  в начале и в конце учебного года в течение трех лет. Определение уровня социального развития строилось в соответствии с критериями.

О социальном развитии ребенка младшего дошкольного возраста свидетельствуют следующие критерии: ребенок

­         вступает в контакт со взрослыми;

­         вступает в контакт с детьми;

­         замечает изменение настроения взрослых и сверстников;

­         способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу»;

­         может входить в устойчивые игровые объединения детей.

Для старшего дошкольного возраста перечень критериев изменяется в связи с расширением сферы социального взаимодействия. Социально развитый ребенок старшего дошкольного возраста:

­         ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к нему окружающих;

­         проявляет внимание и сочувствие;

­         способен сдерживать непосредственные ситуативные желания;

­         может входить в устойчивые игровые объединения детей, используя речевые и неречевые средства для выражения эмоционального состояния;

­         уважает свои и чужие права.

По каждому  критерию посредством метода экспертной оценки воспитателя определяется его сформированность по уровням: не наблюдается, начальная стадия, в развитии, устойчиво.

Таблица 1.

Результаты диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста по направлению: «социальное развитие».

 

Уровни

Учебный год

2007-2008 начало года

2007-2008

конец года

2008-2009

начало года

2008-2009

конец года

2009-2010

начало года

2009-2010

конец  года

Не наблюдается

20%

8%

15%

6%

15%

0%

Начальная стадия

30%

15%

28%

13%

25%

10%

В развитии

50%

67%

57%

71%

55%

70%

Устойчиво

0%

10%

0%

10%

5%

20%

Анализ результатов диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста показал, что более 50% детей  вступают в контакт со взрослыми и детьми; замечают изменение настроения взрослых и сверстников; способны сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу»; могут входить в устойчивые игровые объединения детей, все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития.

 

 

Таблица 2.

Результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по направлению: «социальное развитие».

 

 

 

Уровни

Учебный год

2007-2008 начало года

2007-2008

конец года

2008-2009

начало года

2008-2009

конец года

2009-2010

начало года

2009-2010

конец  года

Не наблюдается

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Начальная стадия

8%

2%

10%

4%

6%

0%

В развитии

76%

63%

58%

38%

50%

35%

Устойчиво

16%

35%

32%

58%

44%

65%

 

Обозначенные результаты указывают на то, что  большинство детей старшего дошкольного возраста ориентируются в человеческих отношениях, чувствуют и осознают отношение к ним окружающих, проявляют внимание и сочувствие, могут входить в устойчивые игровые объединения детей, используя речевые и неречевые средства для выражения эмоционального состояния, владеют разными формами общения, уважают свои и чужие права, все это является необходимым условием для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Заключение

 

Социальное направление является одним из наиболее важных векторов развития детей дошкольного возраста, поскольку способствует выстраиванию адекватных отношений с окружающими людьми, формированию активной жизненной позиции, эмпатии, ответственности за собственные поступки.

В данной творческой работе нам было важно показать, что социальное взаимодействие ребенка с окружающими людьми необходимо осуществлять непрерывно, используя при этом разнообразные формы и приемы  работы с детьми, учитывая их возрастные  особенности и программные задачи, выполнение которых возможно без использования упражнений в тетрадях. Образованию адекватных представлений о своих возможностях, произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности, развитию у ребенка уверенности в себе способствуют различные виды игр, упражнений, этюдов. В них ребенок вмещает в свое «Я» множество разных образов и позиций, у дошкольника формируются социальные и коммуникативные способности, имеется возможность для сравнения, сопоставления, объективной оценки своих и чужих поступков, приобретению навыков позитивного общения, поэтому они являются основой содержания работы по развитию базовых свойств личности ребенка.

Авторами предлагается методическое обеспечение социального развития дошкольников, включающее в себя тематическое планирование и широкий спектр средств его реализации – стихотворения, игры, упражнения и этюды по каждой теме, которые можно использовать в любых видах детской деятельности. Представленное методическое обеспечение способствует социальному развитию детей младшего и старшего дошкольного возрастов в условиях образовательного учреждения, что подтверждается данными диагностического исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что созданная система методического обеспечения может быть полностью или частично использована как педагогами дошкольных образовательных учреждений, так и родителями воспитанников для  сопровождения процесса их социализации.

Список литературы

 

1.     Бойков Д.И. Как развивать навыки общения у ребенка: методические рекомендации./ Д.И. Бойков, С.В. Бойкова.- СПб.: ЛОИУУ, 1995.

2.     Гаврина С.Е. Учимся понимать друг друга./ С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина И.Г. Топоркова, С.В. Щербина. М.: Дельта, 2005.

3.     Захарова Т.Н. Расширение образовательного пространства дошкольного учреждения как средство социализации ребенка-дошкольника // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006 .- С. 138-139.

4.     Изотова Е.И., Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика./ Изотова Е.И., Никифорова Е.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5.     Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность./ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.-Ярославль: Академия развития, 1997.

6.     Князева О.Л., «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» [Текст]/  О.Л.Князева, С.Б.Стеркина - М.: Просвещение. -2005.

7.     Ковалец И.В. Азбука эмоций./ И.В Ковалец. М.: Владос, 2004.

8.     Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В. Прима., Л.В. Филлипова – Москва: «Владос», 2003.

9.     Монакова Н.И. «Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб: Речь, 2008. – 128с.

10.Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

11.Программа «Истоки»:Базис развития ребенка – дошкольника [Текст]/ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. – М.:  Просвещение. - 2003.-335с.

12.Хрестоматия для маленьких и постарше./ Сост.: Л.Н.Елисеева –М.: Знание, 1996.

13.Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей./ Г.П.Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова – М.: Филологическое общество «Слово»; Эксмо, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Монакова Н.И. «Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб: Речь, 2008. – 128с.

[2]Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

[3]Князева О.Л., «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» [Текст]/  О.Л.Князева, С.Б.Стеркина - М.: Просвещение. -2005.

 

[4]Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника [Текст]/ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. – М.:  Просвещение. - 2003.-335с.

[5]Князева О.Л., «Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» [Текст]/  О.Л.Князева, С.Б.Стеркина - М.: Просвещение. -2005.

 

 

Прикрепленный файл Размер
Открой себя.doc 232 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн