Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими ОНР
Submitted by Ольга Валерьевна Серёгина on пн, 14/05/2012 - 11:28
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.
Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.
Целью моих авторских разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности.У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.
Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.
Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных мною с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
По результатам диагностического обследования в 2010 году в школу выпущены 92% детей с хорошей речью, 8% с автоматизируемыми звуками. Это стало возможным благодаря использованию инновационных технологий в коррекционной деятельности с детьми, оптимизации методов и средств коррекции речевого недоразвития.
Представленные практические материалы благодаря своей доступности, наглядности, комплексности и при осуществлении технической поддержки можно эффективно использовать в работе с детьми не только имеющими значительные нарушения речи и посещающими группы компенсирующей направленности, но и с детьми общеразвивающих групп с целью нормализации произносительной стороны речи. Данные материалы также могут быть рекомендованы родителям детей, имеющих нарушения речи.
Содержательная часть
Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.
Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми – оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Задачи:
1. Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с логопедом.
2. Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.
3. Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции.
4. Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью,являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
5. Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.
Важным направлением коррекционной деятельности я считаю формирование у детей речедвигательных умений и навыков, создание необходимой артикуляторной базы нарушенных звуков.
Работа по формированию речевой моторики у детей предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольников еще недостаточно развито, поэтому без желания самого ребенка организация систематической работы представляется проблематичной. У ребенка необходимо формировать внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом: «хочу уметь». Этому способствуют разработанные мной мультимедийные презентации по теме «Артикуляционная гимнастика», включающие
· общие комплексы для всех групп звуков,
· специальные комплексы для свистящих, шипящих, сонорных звуков,
· упражнения для губ.
На слайдах представлены картинки-символы артикуляционных упражнений, позиция органов артикуляции, описание упражнения.
Кроме слайдов с артикуляционными упражнениями я использую сказки о «Путешествиях Веселого язычка», а также артикуляционные сказки с игровыми мультипликационными персонажами. Наблюдая за действиями сказочных героев на экране компьютера, ребенок повторяет необходимые артикуляционные упражнения, проявляет заинтересованность в многократном повторении упражнений. Ребенок становится активным участником коррекционного процесса, осознанно включается в работу по развитию речевых навыков, в частности артикуляционной моторики.В Приложении представлены артикуляционные сказки «Белоснежка», «Божья коровка», «Путешествия Веселого Язычка», «Утро с котенком Мурзиком», а также презентационные материалы для детей «Общая артикуляционная гимнастика», «Упражнения для шипящих звуков», «Упражнения для губ», «Упражнения для сонорных звуков». Эффекты анимации, веселые персонажи сказок, красочные картинки-символы упражнений, музыкальное сопровождение, стихотворные тексты, делают процесс выполнения артикуляционной гимнастики занимательным и интересным делом. Дети активно и в полном объеме выполняют упражнения, что способствует более успешному овладению ими необходимыми артикуляторными навыками.
Важным направлением работы по формированию правильного звукопроизношения является автоматизация поставленного звука в слогах, словах, предложениях, связной речи. Многие пособия по автоматизации звуков часто носят формальный характер, содержат лексический материал, который ребенку нужно многократно повторять, называть картинки, заучивать чистоговорки, стихотворения. Детям неинтересно просто повторять слова за логопедом. Я заметила, что использование компьютерных игровых презентаций, интерактивных упражнений позволяет в интересной занимательной форме преподнести детям необходимый материал, добиться результатов в более короткие сроки.
Для решения задачи автоматизации звуков в словах, предложениях с помощью программы Power Pointя разработала систему игр для свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р. Выполняя задания на компьютере, помогая игровым персонажам, дети радуются вместе с ними правильным ответам, четко проговаривают закрепляемый звук в словах, предложениях.
При этом работа по совершенствованию фонетической стороны речи сочетается с формированием лексико-грамматических представлений, связной речи, фонематического восприятия, развитием познавательных психических процессов. Таким образом, осуществляется системное коррекционное воздействие на речевое развитие ребенка, имеющего общее недоразвитие речи. В таблице представлены разработанные мной презентационные материалы, игры для автоматизации звуков.
Таблица 1
Звуки СЗЦ
Звуки ШЖЧЩ
Звук Л
Звук Р
«Соня собирается в отпуск»
«Из чего сделано?»
«В гостях у Совуньи»
«Помоги котенку собрать клубки»
«Алешины игрушки»
«Скажи ласково»
«Накорми Лунтика»
«Клад»
«Фея Лада»
«Четвертый лишний»
«Возвращение звука Л домой»
«Кто живет в лесу?»
«Подбери пару»
«Подарки Деда Мороза»
«Собираем урожай»
«Инструменты. Профессии»
«Где сидит птица?»
Рассмотрим некоторые из них.
«Скажи ласково»
Задачи:автоматизировать звук Л в словах, закрепить образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование:на экране последовательно появляются картинки большого и маленького размера. Последний слайд - поощрительный с надписью «Молодец!»
Инструкция:«Сейчас на экране появится картинка. Назови её, четко проговаривая звук Л. Затем появится такая же маленькая картинка. Назови её ласковым словом».
«Накорми Лунтика»
Задачи: автоматизировать звук Л в словах, предложениях, развивать фонематический слух, умение определять наличие звука Л в слове.
Оборудование: на экране – сказочный персонаж Лунтик, по щелчку мыши на каждом слайде появляется две картинки с продуктами питания. Последний слайд – поощрительный с надписью «Спасибо!»
Инструкция:«Давай накормим Лунтика. Выбери ту картинку, в названии которой есть звук Л. Щелкни мышью по картинке. Если ответ правильный, то она переместится к Лунтику.»
«Клад»
Задачи:автоматизировать звук Л в словах, словосочетаниях, предложениях, закрепить согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, развивать память, зрительное внимание.
Оборудование:на экране персонаж - мальчик Слава, рядом сундук. По щелчку мыши из сундука последовательно появляются картинки, в названии которых есть звук Л (золотая лампа, золотая ложка, золотая булавка, золотой кулон и др.)
Инструкция:«Слава выкопал клад. Кликни мышкой на сундук, появится картинка. Назови картинку со словами золотой или золотая, четко произноси звук Л. Скажи, что нашел Слава. Чего не стало? Что добавилось?»
«Четвертый лишний»
Задачи: автоматизировать звук Л в словах, развивать фонематическое восприятие, логическое мышление.
Оборудование: на каждом слайде 4 картинки, название одной из них не содержит звук Л.
Инструкция:«Назови все картинки, найди «лишнюю» картинку в зависимости от наличия или отсутствия звука Л в слове, щелкни по «лишней» картинке мышью – появится поощрительный приз».
Разрабатывая компьютерные игры и задания, я пришла к выводу, что для автоматизации поставленного звука лучше всего подбирать слова, относящиеся к определенной лексической теме, изучаемой детьми в данный момент. Многократное проговаривание таких слов как с логопедом, так и с воспитателем будет способствовать введению их в активный словарный запас. Кроме этого, будет обеспечиваться возможность выработки навыка употребления слов с правильно звучащим автоматизируемым звуком. Исходя из этого, я применила тематический подход к разработке некоторых компьютерных презентаций, игр и заданий.
Задачи: автоматизация звука Р в словах, предложениях, развитие фонематического восприятия.
Оборудование:на экране изображение огорода с овощами и корзины.
Инструкция:«Давай соберем в корзину только те овощи, в названии которых есть звук Р. Щелкни по ним мышью, появится картинка «Молодец!», если ответ неверный, появится картинка «Подумай еще!»
«Инструменты. Профессии»
Задачи:автоматизация звука Р в словах сложной слоговой структуры, развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, совершенствование синтаксической структуры предложения: составление сложных предложений с союзом /а/.
Оборудование: На экране 4 инструмента, один – не относится к определенной профессии (слайды 3-7).
Инструкция:«Посмотри на картинки. Три инструмента относятся к одной профессии. Что лишнее? Кликни мышкой на лишнюю картинку».
1. На экране Незнайка, тетрадные листы с текстом, картинки с изображением профессий (слайды 8-16).
Инструкция: «Послушай, как написал Незнайка, исправь ошибку:
- Шофер летит, а летчик едет.
- Художник красит, а маляр рисует.
- Пограничник проверяет билеты, а контролер охраняет границу.
- Сапожник вставляет стекло, а стекольщик охраняет границу.
3. На экране необычная фотография (слайд 18).
Инструкция: «Люди разных профессий прислали нам в журнал свою фотографию, но необычную, а вот такую. Из каждой фотографии они вырезали по кусочку и склеили их вместе. Угадай, кто на этом фото?»
«Где сидит птица?»
Задачи: автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях; уточнение пространственного значения предлогов, составление предложно-падежных конструкций.
1. На первом слайде – изображение забора, сугроба, внизу экрана – изображения зимующих птиц (вороны, сороки, воробья). На следующем слайде изображение дома, дороги, зимующих птиц.
Инструкция: « Назови всех птиц. Какие это птицы? Почему? Кликни мышкой по птице, она переместится.
-Где сидит воробей (ворона, сорока)? (На заборе, под забором, за забором, около забора, справа от забора, на сугробе, на крыше, на дороге)».
2. На следующем изображение сугроба, из-за которого видны части тела птиц.
Инструкция: «Назови птиц, спрятавшихся за сугробом. (За сугробом сидит воробей, ворона, сорока). Кликни мышкой по птице, ответь на вопрос:
-Где теперь сидит воробей? ...ворона? ...сорока? (Воробей сидит перед сугробом и т.д.)»
«Кто живет в лесу?»
Задачи: автоматизация звука Л в словах, предложениях, уточнение пространственного значения предлогов, составление предложно-падежных конструкций, закрепление словообразовательных навыков (притяжательные прилагательные), активизация словарного запаса.
Оборудование: 1. На каждом слайде изображение животного, спрятавшегося за елкой (под кустом, в снегу, за сосной, в дупле). 2. Изображения животных и их жилищ.
Инструкция: «Отправимся со Старичком-лесовичком в Лесное Царство. Все звери испугались и спрятались от нас. Давай угадаем, кто спрятался по части его тела.
-Чей хвост? Лисий хвост. Кто прячется за елкой? За елкой прячется лиса.
- Чьи уши? Заячьи уши. Кто прячется под кустом?
- Чья мордочка? Беличья мордочка. Кто прячется в дупле? и т.д.
Назови жилища животных. У белки дупло. У волка логово. У лисы нора».
Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
3. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.
5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.
6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.
7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983.
8. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.
9. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.
10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.