Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Телекоммуникационные технологии в системе общего образования

 

Телекоммуникационные технологии в системе общего образования.

Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.
Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы и даже в процесс обучения информатике.


Информационные ресурсы в образовательном процессе. 
    Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется.
Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии.
Перед системой образования встает глобальная проблема - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения.
В настоящее время в России, как и во многих других странах, осуществляется процесс модернизации образования, смещаются акценты в целях образования, начался практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Образование становится «открытым» или приобретает «открытую учебную архитектуру»
Проблемам формирования и развития системы открытого образования посвящены многие работы. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах лежит на пути личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, а познавательная деятельность была бы ведущей в системе учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма учитель - учебник - ученик была заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Такая система отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Главной отличительной чертой этого направления является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик и студент действительно стали центральными фигурами учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков образовательных программ и средств обучения, административных работников.
Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике это реализовать практически невозможно.
Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Получают все большее распространение международные
телекоммуникационные проекты .
УТП способствуют поиску нового содержания образования, изменению организационныхметодов и форм обучения.


Учебные проекты и проектная деятельность.
Теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы показывает, что научно-педагогический и методический потенциал учебных телекоммуникационных проектов задействован далеко не полностью. В настоящее время они, как правило, применяются к изучению гуманитарных дисциплин, подразумевая достаточно высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков в области компьютерных коммуникаций.
Появление компьютерных сетей, Интернета и все возрастающее внимание самой школы к использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий (в том числе, компьютерных коммуникаций) стало причиной большой популярности учебных телекоммуникационных проектов.
Учебные телекоммуникационные проекты - это направление, которое является развитием метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации, а сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Метод проектов, осмысленный в ретроспективе его использования в педагогической практике, при его современном переосмыслении и принятии как компонента системы образования, имеет богатые дидактические возможности далеко не полностью исследованные и используемые, как для внутрипредметного, так и межпредметного обучения. Поиски средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности приводят к пересмотру дидактических возможностей метода проектов, форм его реализации, поиску методики использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов и, в первую очередь, предмета информатики.

Что мы называем телекоммуникациями?
Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».
В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хра­нение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это ком­пьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и при­ем информации в КТК могут быть прямыми — с ком­пьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользова­телями.
Синхронная телекоммуникационная связь.
В этом слу­чае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных времен­ных поясах.
Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки со­общения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обра­тится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришед­шую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пере­сылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.
В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или пери­одическая печать. Общаться между собой по электрон­ной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных угол­ках планеты.
Электронная почта используется для пересылки тек­стовых сообщении или файлов (содержащих компьютер­ную программу,  графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, элект­ронную таблицу иди даже аудио- и видеоинформацию) одному иди нескольким адресатам; распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».
КТК также используется как средство доступа к про­граммам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных доку­ментов или ответов на запросы из сетевых баз данных.
Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранив­шей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.
Существует два вида электронных конференций, про­водимых в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизобра­жения (это — дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во времени дискус­сии, которые чаще всего и называются электронными конференциями или телеконференциями.
Электронные конференции обычно разбиты на не­сколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.
Конференции бываю! «открытыми» — доступными для любого пользователя сети или «закрытыми», дос­туп к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, пригла­шенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они использовались и для учебных целей, и для орга­низации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.
Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производ­ство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая и КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).
Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс). Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появля­ются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг теле­фонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, по­зволяют не только получать и хранить, но и обрабаты­вать информацию.


Особенности применения компьютер­ных телекоммуникаций в образовании.

Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, вносить изменения непосредственно в полученный мате­риал. Таким образом, учебный текст становится одновре­менно рабочей тетрадью.
Современные средства представления информации на экране компьютера позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распрост­раняемым в сетях учебным материалам: можно выб­рать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или кино­клипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ ин­форматизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.
Возникает новая с точки зрения эргономики ситуа­ция; учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 — 11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюст­рируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргу­менты, выстраивая их в определенную логику доказа­тельности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.
Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционно­го обучения. Часто дистанционное обучение рассматри­вается как автономный вид обучения, противопоставля­емый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов рабо­ты с разнообразными программами, программы для ра­боты в сетях тесно увязываются с остальными стандарт­ными прикладными программами (офисными приложе­ниями) в плане унификации (графического) интер­фейса пользователя. В результате учебные курсы, со­зданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обу­чение.
Мультимедийность создает психологические мо­менты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реак­ций учащегося: например, подведение итогов или вы­дача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мело­дией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе под­готовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ог­раничения для мультимедийньгх КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи ин­формации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естевтвеиныи темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимает­ся человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпа­ми, что не следует считать эти ограничения непреодоли­мыми в ближайшие 5 лет.


Перспективы развития компьютерных телеком­муникаций.
В ближайшей перспективе нас ждет совершенствова­ние средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультиме­дийной Интернет в школе.
С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разроз­ненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разно­образную и чрезвычайно богатую содержательно ин­формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясня­ется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интер­нет, недостаточно эффективны, выдают много доку­ментов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но на­дежным системам иерархической классификации доку­ментов, имеющихся в громадных информационных за­лежах Интернет.
С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийное™ перекладываются на машину абонен­та, что сокращает объемы передаваемой по сети инфор­мации и позволяет создавать очень богатые изобрази­тельными элементами и структурно сложные мультиме­дийные информационные каналы.
В нашей стране развитие сети Интернет идет стреми­тельно и сдерживается в основном плохим качеством те­лефонных линий.
Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, следует отметить, что многие достаточно сложные па­кеты программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свой компьютер из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции.
Загрузка крупных пакетов программ может занять не­сколько часов, однако плата провайдеру в этом слу­чае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реаль­ной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис­пользовать ее в течение некоторого времени (как пра­вило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен либо заплатить сравнительно не­большой регистрационный взнос и получить програм­му в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется боль­шое количество так называемых демо-версий про­грамм, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без кото­рых программа не представляет для абонента реально­го интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распрост­ранять и использовать, они рассматриваются как рек­лама продукции.
Эти три основных направления распространения про­грамм в Интернет, по-видимому, будут интенсивно раз­виваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отме­тим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение про­грамм в Интернет приносит фирмам миллионные дохо­ды за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Совре­менный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.



Организация проектной деятельности учащихся в сетях.

Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных про­ектов. За это время ученые и педагоги-практики разрабо­тали, провели и проанализировали эффективность не­скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе­ния, количеству учащихся и используемым учебным ма­териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя­ми практико-ориентированных проектов. Большой попу­лярностью у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об­ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом, видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена­рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч­ный продукт, представляющий собой материальное воп­лощение их совместной творческой, исследовательской, аналитической деятельности.

Координация работы в сети Интернет.
С каждым годом все больше российских школ под­ключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике рабо­ту в сети одного-двух учителей информатики (по­скольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислитель­ной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой теле­коммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся школы, и превратились в ре­альный инструмент для работы с разнообразной ин­формацией в специфике организации работы с теле­коммуникациями в школе. Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на­прямую будет зависеть от того, насколько вы продумае­те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.

   Первый шаг на этом пути — определить, кто из учи­телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле­дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль­нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од­новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете­вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци­онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не­скольких лиц, ответственных за телекоммуникации в школе.

   

Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ре­сурсах Интернет.
Ведь только в этом случае они смогут определить на­правление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтере­сован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет со­вместное решение научных проблем, а инструментом об­мена — электронная почта, телеконференции.
На семинаре учителей целесообразно будет провести те­лекоммуникационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного про­ведения такого сеанса связи не забудьте следующее.
В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телеком­муникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.
Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины. Постарайтесь пробудить у учителей желание познако­миться с опытом работы учителей в тех школах, где те­лекоммуникации используются уже как минимум 2—3 года, и посетить их уроки.
Организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать» в режиме «chat» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков).
На сеанс можно пригласить учителей, технических специалистов, представителей родительской обществен­ности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе по внедрению в школьный процесс  телекоммуникационных технологий.

 www.nsportal.ru


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн