Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические ориентиры в формировании и развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Фото пользователя Ольга Васильевна Захарова
Submitted by Ольга Васильевна Захарова on вс, 13/05/2012 - 16:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Захарова Ольга Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с.Воскресенское" учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

В предлагаемом педагогическом исследовании ставилась цель: определить, какие их современных образовательных технологий наиболее эффективны для формирования и развития творческих способностей обучающихся.

Краткое описание: 
Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач. В связи с этим особенно актуальным становится такая постановка вопроса: именно в школе важно организовать процесс становления качеств творческой личности, именно на это ориентированы ФГОСТ второго поколения. Развитию творческого потенциала способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Районная научно-педагогическая конференция

«Грани педагогического исследования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

Автор работы: Захарова Ольга Васильевна

 

Занимаемая должность:

 учитель русского языка и литературы

 

Место выполнения работы:

МОУ «СОШ с.Воскресенское»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воскресенское

2012 г.

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..2-3

Глава 1.Развитие творческих способностей и концепция саморазвития личности………………………………………………………………………...4-5

Глава 2.Проблемное обучение: развитие самостоятельности и творческих способностей                                                                                                         6-9

Глава 3.Использование современных информационных технологий (ЭОР нового поколения) для развития творческих способностей                        10-13

Глава 4. Разработка проекта – путь к саморазвитию личности через осознание собственных возможностей, через самореализацию в предметной деятельности …………………………………………………………………14-20

Заключение..........................................................................................................21

Приложение                                                                                                             

Список использованной литературы...................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач. В связи с этим особенно актуальным становится такая постановка вопроса: именно в школе важно организовать процесс становления качеств творческой личности, именно на это ориентированы ФГОСТ второго поколения. Развитию творческого потенциала способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.

     Преподавать такие гуманитарные предметы, как русский язык и литература, в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Современная тенденция – повышение роли математических дисциплин - осложняет задачу учителя-филолога. Школьники очень мало читают, предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени на чтение. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос - как развить творческие способности ученика посредством повышения интерес к предмету. Многие методисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Это решение, мысль должны быть глубоко индивидуальны, тогда они будут иметь значение для подростка. Я считаю, что творческой деятельности необходимо учить в школе. Известные на сегодня образовательные технологии направлены на повышение мотивации и на воспитание выпускников с высоким творческим потенциалом.

     Таким образом, объект исследования - творческие способности старшеклассников, предмет исследования – современные образовательные технологии, посредством которых происходит развитие творческих способностей.

     Цель моего педагогического исследования: определить, какие их современных образовательных технологий наиболее эффективны для формирования и развития творческих способностей обучающихся.

     Задачи

-изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

-собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;

-привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;

-обобщить личный педагогический опыт

     Методы исследования: наблюдения, анкетирование, анализ, обобщение

     Организация исследования: МОУ «СОШ с. Воскресенское»

    Практическую значимостьсвоей работы я вижу в том, что предложенные мною пути могут быть использованы преподавателями русского языка и литературы, работая по новым образовательным стандартам.

Структура доклада:  доклад состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава первая

Развитее творческих способностей и концепция саморазвитие личности школьника

Ребёнок – непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

Максимилиан Волошин

 

     Между процессами обучения и развития существует сложная взаимосвязь, меняющаяся с возрастом учащегося. Доказано, что процессы развития не совпадают с процессами обучения. Обучение обуславливает развитие. Применительно к проблеме развития творческих способностей учащихся процесс обучения осуществляется в зоне ближайшего развития, при котором поначалу школьники решают соответствующие задачи под руководством взрослых. С течением времени, по мере развития творческих способностей, эти задачи будут выполняться учащимися вполне самостоятельно.

     Хорошо известно, что развитие творческих способностей идет в процессе творческой деятельности. Сам процесс обучения способствует развитию творческих способностей, если в него включаются элементы творческой деятельности. Какую позицию занимает учитель? Главный путь подготовки учителя к творческой деятельности и развитию в ней творческих способностей учащихся – формирование у него самого творческих способностей и овладение им самим опытом творческой деятельности. Учитель выбирает методы, которые могут организовать процесс развития личности ученика. Наиболее эффективными технологиями, ориентированными на развитие творческих способностей, я считаю метод проблемного обучения, метод проектов и современные информационные технологии. В выборе преимущества наиболее эффективной я учитываю опыт известных ученых.

     Известный физиолог академик А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности. Согласно парадигме саморазвития (по Ухтомскому), деятельность мозга опирается не на детерминистский и даже не на вероятностный принцип, а на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

     Концепция саморазвития личности ребенка основывается на следующих высших человеческих потребностях: познавательные потребности, потребность в самоутверждении, потребность в самовыражении, потребность в самоопределении, потребность в самореализации.

     Идеи Алексея Алексеевича Ухтомского лежат в основе созданной в городе Рыбинске (при Ярославском университете) модели школы, работающей под руководством современного педагога Германа Константиновича Селевко. Педагогические идеи технологии саморазвития наилучшим образом подходят для реализации технологии развивающего обучения. Сегодня мы замечаем, что в среднем и старшем звене познавательная изначальная мотивация учения значительно ослабевает. Значит, на смену ей должна прийти мотивация, опирающаяся на другие потребности саморазвития личности. Технология саморазвития личности школьника включает нравственно-волевые мотивы, развитие творческих способностей в такой ситуации играет ведущую роль.

     Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта. Развивая интеллект, личные качества ученика (способности к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию), учитель моделирует среду, в которой будут развиваться и реализовываться индивидуальные возможности ученика, его творческие способности.

 

 

]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава вторая

Проблемное обучение: развитие самостоятельности и творческих способностей

Знания – дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

 

     Наиболее полносущность проблемного обучения,его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовалВ.П. Кудрявцев, российский историк и литератор. «… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».

     Что происходит на уроке во время  проблемного обучения? Учитель создаёт проблемную ситуацию и вместе с учениками определяет пути решения – такой путь стимулирует умственный поиск, тем более что выход из проблемной ситуации всегда связан с четким осознанием проблемы, её формулировкой.

     На таких уроках обязательно присутствие актуализации опорных знаний и способов действий. Происходит усвоение новых понятий и новых действий, применение их, т.е. формирование умений и навыков.

Проблемное обучениенаправлено на развитие самостоятельности ученика и способствует развитию творческих способностей. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.

     Этот метод позволяет мне организовать творческое, интеллектуально-познавательное усвоение предметного материала.

-Зачем оживает прошлое в повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое»?

-В чем трагедия непонятой личности? (По произведениям А.Н.Островского)

-Опасны ли идеологические теории, созданные гордыми личностями? (По роману Достоевского «Преступление и наказание»)

     На уроке важен диалог, который возникает на уровне поставленной проблемы, дискуссия, через которую формируется умение прослеживать причинно-следственные связи.

     Проблемная ситуация на уроках русского языка может быть обозначена так:

-Зачем нужны знания по морфологии при решении орфографических задач?

-Почему этимология может объяснить толкование слова?

     Эффективность использования технологии проблемного обучения проявляется в способности действовать в условиях проблемной ситуации, в степени активности и отвлекаемости, в отношении к учению, в способности включения в творческую деятельность.

      В этом году я провела наблюдения за способностью ученика 10 класса действовать в условиях проблемной ситуации.

Цельдиагностики:

-проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации;

-проследить за способностью включаться в творческие задания

Для этой диагностики даны четыре проблемные ситуации из разных учебных дисциплин (русский язык, литература). Диагностика проводилась в начале 1 полугодия и в апреле 2 полугодия.

 

 

     Следующая диагностика выясняла отношение учеников к заданиям проблемного и творческого характера Для этой диагностики было выбрано по 1 теме (модулю) из разных учебных дисциплин (русский язык и литература), исследована рефлексия. Диагностика проводилась в начале 1 полугодия и в апреле 2 полугодия.

Цель:через анкетирование учащихся выяснить уровень восприятия разных заданий и способность включаться в работу.

 

   Проведенное исследование показало, что 1)у школьников повысился интерес к познавательным задачам, степень трудности уменьшилась, потому что были получены навыки работы

2)творческие задания были одинаково новы для учеников в 1 полугодии, а во 2 полугодии повысился интерес к творческой работе, задания не представляются слишком трудными.

     После проведения данного исследования выяснилось, что большинство учащихся сразу же замечают проблемную ситуацию, многие самостоятельно осознают существующую в ней проблему. Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.

     Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону.

Для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету. У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи. На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на занятиях; ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала; развиваются творческие способности.

Вывод:

Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной деятельности, то есть приоритетным в этой технологии является приобретение знаний, умений и навыков. Вторичным являются коммуникативная, практическая, творческая деятельность учащихся. Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава третья

Использование современных информационных технологий (ЭОР нового поколения) для развития творческих способностей

Могущество разума беспредельно

И.Е.Ефремова

 

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

      Как ИКТ помогают развитию творческого начала школьников?

Презентация на уроке  стала уже привычным для школьников и преподавателей приемом, она используется с разными целями. Ученик находится во власти мощного потока иллюстрированной современными цифровыми технологиями информации. Психологически это выдержать непросто. Что происходит на обзорных или заключительных уроках? Я считаю, что недостаточно того, чтобы на уроке в течение 2-3 минут (в лучшем случае) ученик обратил внимание на слайд: результативность использования презентации в таком случае очень невысока.

Мнение учителей

"Презентация нужна на уроке лишь тогда, когда уже по-другому нельзя эффективно организовать учебный процесс. Мы должны у детей развивать навыки работы с различными источниками информации. Учить их работать с учебником, научно-познавательной и художественной литературой, со справочниками, учить "видеть" вокруг себя. Использование презентации должно быть оправдано"

"Презентация не должна быть просто "фантиком" урока, а помогать включить в урок все средства, имеющиеся у учителя (видео, графику и т.д.)"

"Презентация - не таблетка счастья, не панацея, а один из десятка вариантов проведения урока. А лучше - один из двух десятков. Правы коллеги: все приедается. Чем чаще - тем хуже. Это все равно, что все уроки русского языка проводить только изучая орфографический словарь"

Презентации необходимы практически всегда, когда учитель не может обойтись без них. Главное - чувство меры и умение создавать презентации

 

     Как работают ученики на уроке с презентацией? Я пришла к выводу, что очень часто презентация на уроке воспринимается учениками как иллюстративный материал. Если она используется для сопровождения лекционного материала, то школьники выступают в роли пассивных слушателей.

 Поэтому в такие уроки необходимо внести элементы самостоятельности и творчества. Как это сделать? Для вводных или заключительных занятий по литературе обзорный или итоговый материал я отдаю на самостоятельное осмысление: вопросы и презентации для изучения вывешена на моём сайте «ЕГЭ в 10-11 классе». На уроке идет обсуждение самых важных моментов, а также ответы на вопросы, которые были заданы для самостоятельной работы.

     На изучение темы «Фразеологизмы» в школьной программе отведено минимальное время, а тема непростая и трудно усваивается, ещё труднее происходит употребление фразеологизмов в речи и нахождение их в тексте. Причина в низком уровне начитанности современного ученика. Я предложила работу на сайте с дополнительным материалом и с заданиями модулей ОЭР. Завершающим этапом стала письменная работа «Лингвистический детектив». То есть такое творческое задание не просто нарисовать, не скопировать исходный материал, а переработать его на совершенно новом уровне. Это интересно и увлекательно. (Работа Кузьминой Светы). Вопросов по ходу работы было много, но каждый ученик искал свой вариант выполнения творческого задания, списывать не получалось.

     В течение учебного года системно занятия проводились по заданиям сайтов:

(«ЕГЭ в 10-11 классе»

https://sites.google.com/site/egev1011klasse/)

(Традиции русской сатиры»

https://sites.google.com/site/tradiciirusskojsatiry/)

      Творческие работы всегда интересно перечитывать учителю: замечаешь, как взрослеет с каждым годом ученик, как он самостоятельно отрабатывает навыки написания письменных работ разных жанров. Я постаралась собрать весь накопленный за 3 года материал и оформила на сайте специально для выпускников 2011 года - это несколько страниц, которые сопровождаются интересными, на мой взгляд, работами. Но кроме простого любопытства, это может стать подспорьем для тех, кто учится.

(Новый выпускник 2011

https://sites.google.com/site/novyjvypusknik2011/)

     В сравнении с презентациями ЭОР нового поколения имеют не только новые образовательные возможности, они более эффективно влияют на развитие творческих способностей старшеклассников. Происходит не просто процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Во втором полугодии я предложила десятому классу задания- модули на уроках русского языка и литературы.

Старшеклассникам было предложено ответить на вопрос:

- С каким материалом интереснее работать – с презентацией или заданиями ОЭР?(Все выбрали ЭОР нового поколения)

-Почему? (Можно самим выбирать задания, работать с ними самостоятельно.)

На семинарском занятии по роману «Преступление и наказание», которое стало итоговым, ученики отвечали более осознанно и заинтересованно.

     Каково значение использование ЭОР на уроках литературы? Значительно расширяются возможности в разных направлениях деятельности учителя и ученика. Построение занятий в проблемном ключе на уроках литературы в силу специфики предмета – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения учащихся, ибо формируются черты критического, творческого и диалектического мышления. На этапе закрепления и обобщения самостоятельное решение проблем учащимися изученного материала является и основным условием превращения знаний в убеждения.

При изучении литературы повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций,конференций, экскурсий, консультаций, т.д. И здесь существенно расширяются возможности учащихся при подготовке докладов, рефератов и в работе над творческими и исследовательскими проектами за счет использования ЭОР.

     Дидактические возможности ЭОР и творческий подход учителя обеспечивают расширение возможностей при организации учебной деятельности обучаемых: учитель может быстро и эффективно может чередовать на уроке различные стадии учебного процесса – изложение материала, практику, закрепление пройденного, проведение текущего контроля, обобщение материала.

Вывод:

    Использования информационных технологий (ЭОР) на уроках: повышает мотивацию обучения - развивает познавательную активность учащихся; стимулирует самостоятельность учащихся при подготовке к урокам, учитывает индивидуальность ребенка. Использование ЭОР на уроках литературы позволяет развивать творческий потенциал учащихся, они творчески подходят к отбору материала, стараются удивить учителя и одноклассников, компьютер и интернет дают для этого широкие возможности. Но приобретенные знания, умения и навыки требуют логической завершенности их применения, а данная образовательная технология не в полной мере обладает нужным инструментарием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава четвертая

Разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности

Воспитание достигло своей цели, когда человек

обладает силой и волей самого себя образовать

и знает способ и средства, как это осуществить.

А.Дистервег

 

    Чем метод проектов отличается от других методик? В основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Самое важное заключается в том, что результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. То есть доля практической и творческой деятельности намного выше.

    Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Однако отсутствие читательского интереса, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа литературного произведения и умений обобщения очень мешают учителю проводить интересные уроки. Я считаю, что эти проблемы можно значительно уменьшить с помощью проектных методик.

Самые интересные – это творческие и исследовательские проекты.

 

Исследовательские проекты 2012 года, разработанные мною.

Название проекта

 его цель

Класс

активность

Итог творческой работы

«Пишем лингвистический детектив»

Цель: формирование умений в использование фразеологизмов в речи, воспитание культуры письменной речи, развитие творческой индивидуальности

10 класс - 94%

 

Материал сайта

Творческая работа

«Невербальные средства общения»

Цель: выяснить, какую роль играют невербальные средства общения в разных ситуациях, воспитание культуры общения

8 класс - 90%

 

 

Защита презентаций (конкурс среди учащихся 8 класса)

Материал сайта

беседа

«Великие русские лингвисты»

Цель: расширение кругозора в области лингвистики, обучение навыкам публичного выступления

10 класс – 95%

8 класс  – 95%

 

Защита презентаций и докладов

Общешкольный конкурс

Курочкин -2 место

Вараев – 2 место

Кузьмина – 3 место

 

Творческие проекты 2012 года, разработанные мною.

Название проекта

его цель

Класс

активность

Итог творческой работы

«Планета Чуковского»

Цель: расширения кругозора, воспитание читательской культуры, развитие творческих способностей

10 класс – 95%

8 класс – 97%

5 класс – 94%

 

10- участие во всероссийском детском литературном конкурсе сочинений «Планета Чуковского» (Кузьмина и Курочкина Настя)

Защита сообщений

Конкурс рисунков

«Читать - это модно?»

Цель:

расширить круг друзей и единомышленников;

сделать чтение увлекательным исследованием;

разбудить фантазию и поучаствовать в процессе творчества;

через призму писателей и их творчество посмотреть на время и происходящие события.

 

10 класс – 95%

8 класс – 94%

5 класс – 94%

 

 

Фильм

Рисунки

Читательские дневники

Творческие работы

     Метод проектов я активно использовала в прошлом учебном году, работая с выпускниками. Проекты были самые разные, действовали ученики увлеченно и умело. Но такому, я считаю, удачному итогу во многом способствовала кропотливая работа в среднем звене обучения.

 

 

 

Использование на уроках и во внеурочное время

метода защиты проектов в 2010-2011 году

 

п\п

Название проекта

Класс

1

«Нормы современного русского языка» (Современный русский язык и нормативность)

11-б

2

«Язык общения школьников. Особенности языка общения в Интернете»

11-б

3

«Школа сегодня, завтра» (Литературный и социальный проект)

11-б

4

«Авторская песня» (Литературный проект )

11-б, 11-а

5

«Забыть не в праве!» (Литература о Великой Отечественной войне)

11-б

6

«Традиции русской сатиры» (Литературный и социальный проект)

11-б

7

«Чем больше в человеке памяти, тем больше в нем человеческого» (Современные отечественные писатели о нравственности) (Литературный и социальный)

11-б

8

«Приглашение в 21 век» (Знакомство с современной отечественной литературой) (Литературный)

9-а

9

«Мудрые сказки космоса» (Творческий литературный проект)

7 класс

10

«Живи, Земля!» (Творческий экологический проект)

7 класс

11

«О воде насущной» (Творческий экологический проект)

5 класс

12

«Культура народов Поволжья» (Творческий эстетический проект)

5 класс

13

Дистанционный проект «Новый выпускник 2011» https://sites.google.com/site/novyjvypusknik2011/home

 

11-а, 11-б

14

Дистанционный проект «Когда уйдём со школьного двора» http://olga-11b.blogspot.com/

 

11- а, 11- б

15

«Это наше родное село, это наша с тобой биография»

11-б

 

    Серьезное, но очень интересное испытание – это участие в литературных конкурсах. Ученик создает свой собственный продукт творческой деятельности, на практике реализуя приобретенные знания. Умения и навыки. Как правило, итогом многих проектов становятся такие творческие работы. Результаты только последнего года доказывают эффективность применяемой технологии метода проектов

 

 

 

Название конкурса

Название работы

Ученик

Результат

Уровень

Серебряное перо Губернии-2011

«Это наше родное село»

 

 

«Как мы рисовали нашу первую газету»

Кузьмина Света

Жужгина Лена

Емелина Инна

 2 место

Областной

 

 

 

«Моя мечта»

«Верить в чудеса!»

«Во имя жизни!»

«Синтия»

Таутинова Алина

Колдина Юля

 

Белова Даша

2 место

 

2 место

Федеральный

 

Областной

 

 

«Школа сегодня, завтра»

«Про школу. За жизнь!»

«Не во всем идеальная, но родная школа»

Филиппова Ксения

 

Колдина Юля

участие

Всероссийский

«Сказки мудрого космоса»

«Добрая сказка»

Кузнецова Яна

Басаргина Ангелина

3 место

Областной

Фестиваль «Политка вокруг нас»

«Тема единения Российского государства в русской литературе»

Кузьмина Света

участие

XVIIМеждународный интеллект-фестиваль школьников «Политика вокруг нас» 

«Лучшая статья в газету»

«Подросток и общество»

Ученики 5, 8, 10 классов

Призовые места

школьный

«Власть слова»

«Я слышу танец»

Жужгина Лена, 10 класс

Участие

Конкурс для старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья

 

 

    «Школьная газета» - это направление тоже может быть учебным проектом. Своих учеников я вовлекаю в подготовку газетного материала и в различные формы деятельности, связанные с работой в газете. Как результат - повышение мотивации к обучению, совершенствование и развитие навыков литературного творчества, грамотности, обретение первого журналистского опыта.

    Работа над газетой позволяет в комплексе решить целый ряд важных задач.

В школьные годы наступает критический период детской креативности. Подросток стремится к самовыражению, ему необходима творческая свобода, ощущения и уверенность в том, что его творческие проявления будут оценены и замечены.

Этот проект создаёт основные необходимые условия, в которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования:

-Формирование потребности (мотивации) в общении, желания учащегося поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие.

-Обучение школьников различным видам речевой деятельности.

-Формулировка правил, по которым строится высказывание.

-Обеспечение права выбора вида письменной работы.

-Определение темы и ее самостоятельная формулировка.

-Использование местного материала.

-Доверительное общение учителя и ученика как средство управления самостоятельным творчеством школьников.

Газета «Большая перемена» активно действовала в 2011-2012 году, а в этом её сменила «Школьная парта» (http://vvdesk.blogspot.com/)

Ежегодно проходит общешкольный конкурс на лучшую статью в газету: о чем предпочитают размышлять ученики:

Откуда берутся Нехочухи, или Почему неинтересно учиться? (Кузьмина С, Подгороднева Д)

Добро и Зло (Черное и белое) – Вараев Н, Басаргина А

Легко ли быть белой вороной? Кучм А.

Люблю современную музыку (Колесова С)

Устали от хамства (Жужгина Лена)

Люблю современные танцы Кузнецова я, Никифоров С

Если бы я был президентом…(Сароян Ваничка, Наумов Валера)

Учиться интересно (Кривоногов Рома)

Почему обманывают подростки (Кучма Люба)

Школьный каток (Курочкин Максим)

    Приобретенные в проекте умения, знания и навыки выпускники демонстрируют на экзаменах. По результатам ЕГЭ за 2011-2012 выпускники, набрав в целом высокое количество баллов, успешно  справились с сложной частью С – написанием сочинения-рассуждения. Успешными  стали активные участники проектов, победители конкурсов, те ученики, кто в течение 7 лет вместе со мной учился.

 

Количество учащихся

95 баллов

70-80 баллов

60-69 баллов

Часть С

 

17

2

5

3

 

 

 

Каждый урок для меня – это наблюдения и поиск: как ученик реализует себя в учебной и творческой деятельности.

 

 

 

Результат педагогических наблюдений

ФИ обучающегося, класс

1 полугодие

2 полугодие

Результат наблюдений

Курочкин Максим 10 класс

(4-3)

Отказывался выполнять творческие задания, не верил в себя, мало отвечал на уроке 3

Участие в общешкольном конкурсе

Появилась заинтересованность

Пишет статьи

 Работает с учителем с 2011-2012 года

Повысилась мотивация обучения

Процесс формирования творческих способностей

Сароян Ваня

10 класс

3

Имеет способности ниже средних

Самолюбивый

Активно отвечает

Нестабилен

Человек настроения

Работает с учителем с 5 класса

Любит гуманитарные предметы

Творческие способности сформированы слабо

Подгороднева Даша 10 класс

4

Средние способности

Спокойная, часто сомневается

Активно отвечает

Стала намного лучше готовиться к урокам, лучше отвечает, более требовательна к себе

Работает с учителем с 5 класса

 

Кузьмина Света 10 класс

5-4

Хорошие способности активно работает над всеми заданиями

Высокая активность

Стабильность

Работает с учителем с 5 класса

Сформированы учебные навыки. Творческие способности невысокие

 

 

 

 

Вараев Наби 8 класс

3-4

Средние способности

Очень активно работает, отвечает на уроке

Активен и дисциплинирован

Участвует во всех школьных конкурсах очень активно

Работает с учителем с 5 класса

Сформированы творческие способности

 

Басаргина Ангелина 8 класс

4-5

Хорошие способности

Часто сомневается

Очень активно работает на уроке выполняет все задания

Высокая активность

Участвует в конкурсах

пишет статьи

Работает с учителем с 5 класса

Сформированы творческие способности

 

Никифоров Серёжа 8 класс

3

Способности ниже средних

Очень не уверен

Активно работает над творческими заданиями

При системной работе добивается успехов, но недисциплинирован

Пытается работать над собой

Работает с учителем с 5 класса

Творческие способности на стадии формирования

Кривоногов Рома

8 класс

3-4

Способности ниже средних

Не уверен в своих силах

Очень любит творческие задания

Активен и заинтересован в работе над творческими заданиями

Радуется своим победам

Нестабилен

Работает с учителем с 5 класса

Сформированы творческие способности

 

 

    Объект моих наблюдений – четыре группы учеников: 1)сильные ученики, талантливые и способные; 2) ученики с хорошими способностями; 3) ученики со средними способностями; 4) ученики со слабыми способностями. Такие наблюдения мне нужны для того, чтобы не потерять ни одного ученика. График активности работы ученика в проектах показывает, что этот метод наиболее эффективен для развития творческих способностей и формирования главных компетенций современного ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Формирование коммуникативной и информационной компетенций успешно решает метод проектов. Именно проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся

     Мои ученики по-разному относятся к учебе. Живя в современном мире, они отчетливо понимают, что образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями. Человек будущего должен уметь добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно. Метод проектов не просто формирует основные компетенции, формирует и развивает творческие способности ученика.

    Я убеждена, что в современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

     Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

    Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Не случайно среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность.

     В качестве заключения замечу следующее: невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество,  задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991г.

Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986.- 170с.

Коршунов А. М., Теория отражения и творчество, М., 1971.- 210с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.- 256с.

Завуч. Современное управление школой. Научно-практический журнал, №№1-3 2007г.-144с.

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

I  «Во имя жизни!»

Творческая работа Колдиной Юли

(Всероссийский конкурс сочинений, посвященный Грину)

 

 

II  «Детективы на планете Чуковского»

Творческая работа Кузьминой Светы

(Всероссийский конкурс сочинений, посвященный Чуковскому)

 

 

III «Потерянные лучики»

Творческая работа Курочкиной Насти

(Всероссийский конкурс сочинений, посвященный Чуковскому)

 

 

Прикрепленный файл Size
Методические ориентиры.ppt 8.28 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн