Продолжительность урока – 90 минут (2 занятия по 45 минут)
Основные понятия.
Лексика, структура фразеологизмов, многозначность, синонимия, антонимия, омонимия, синтаксическая роль в предложении, тропы (выразительные средства языка)
Место проведения – кабинет русского языка и литературы
Обучающие заранее получают задание для работы на указанном сайте: обращаются к ссылкам, где предлагается материал теории; разбирают содержание презентаций. Время на уроке ограничено, ученик не успевает глубоко понять материал презентаций, поэтому необходима дополнительная самостоятельная работа дома на сайте учителя, при этом сильные ученики имеют возможность расширить, углубить свои знания, слабые – реализовать дополнительное время, повторить материал сколько потребуется. Учитель направляет самостоятельную деятельность, а на уроке отрабатывает отдельные моменты.
Модель урока
№
этапа
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
Организации-
оный.
Целеполагание
3
мин.
Мобилизует внимание.
Создаёт ситуацию, при которой обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока.
Определяют перед собой цель, обдумывают вид работы
2
Строение фразеологизмов
12
минут
Создаёт мотивацию к действиям на уроке
-Что известно о строении фразеологизмов?
-Какая информация наиболее важная?
Называют повторенные разделы, используют термины и приводят примеры, сами комментируют слайды презентации
3
Происхождение фразеологизмов
20
минут
Направляет деятельность
обучающихся в поисках фразеологизмов в предложениях и
определении пути их происхождения.
Вводит дополнительную интересную информацию (фразеологические обороты с точки зрения сферы первоначального употребления)
Сами комментируют слайды презентации, работают с практическими заданиями по карточкам, вспоминают произведения литературы, художественные тексты
4
Синтаксическая роль фразеологизмов
20
минут
Углубляет понимание
изучаемой темы
Направляет деятельность
обучающихся в разборе предложений с фразеологическими оборотами и определении их как членов предложения.
Формирует умения и навыки.
Выполняют практические задания по карточкам, осмысляют логическую постановку вопросов к фразеологическим оборотам
5
Фразеологизм – выразительное средство языка.
Работа с текстом.
30
минуты
Углубляет понимание
изучаемой темы
Разъясняет и комментирует понятие «выразительные средства языка», объясняет, как
Раскрывает главную мысль: зачем автор использует той или иной фразеологизм?
Организует работу с текстом, предложенном в формате ЕГЭ.
Закрепляет умения применять на практике полученные знания.
Участвуют в беседе, рассуждают, учатся делать самостоятельные выводы.
Работают по тексту о Гайдаре (автор – К.Г.Паустовский): первое восприятие, понимание проблемы и авторской позиции, высказывание собственного взгляда на эпизод. Находят выразительные средства, фразеологические обороты, комментируют их значение и цель автора.
6
Обобщение,
подведение итогов.
Домашнее задание
5
мин
Организует мыслительную деятельность обучающихся.
Формулирует задачи для дифференцированных упражнений, даёт сопутствующие комментарии.
Самостоятельно формулируют выводы по теме.
Определяют выбор домашнего задания, получают дополнительную инфомацию.
Домашнее задание:
Обратитесь к материалам сайта «ЕГЭ в 10-11 классах»
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-013.htm Московский государственный университет печати Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие.
Источники и пособия
Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка, М.: Дрофа, 2007
Львова С.И. Русский язык: сборник заданиц.М.: Просвещение, Эксмо, 2007
Материалы газеты «Первое сентября» http://rus.1september.ru
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М.: Дрофа,2007
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.:Русский язык. – Медиа, 2007