Статья "Единые требования к проектированию уроков с использованием ИКТ" Презентация
Submitted by Светлана Леонидовна Валькова on Fri, 11/05/2012 - 22:00
Единые требования организации урока с использованием ИКТ
Валькова С.Л.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит , современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В данной ситуации, важно правильно спроектировать урок с использованием информационных технологий, чтобы добиться оптимального результата обучения. Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.[1,56]
Схема организации урока с использованием средств информационных технологий:
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
Для достижения наилучшего результата предлагается следующий алгоритм проектирования уроков с использованием ИКТ:
На этапе усвоения новых знаний и способов действий -
На этапе усвоения новых знаний и способов действий -
«обогащение» предложенных тезисов ссылками на дополнительные источники, лекция с компьютерной презентацией.
Применение новых знаний – проиллюстрировать карту – шаблон условными обозначениями, военными операциями, территориальными захватами. Составить обобщающую электронную таблицу.
Применение новых знаний – проиллюстрировать карту – шаблон условными обозначениями, военными операциями, территориальными захватами. Составить обобщающую электронную таблицу.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ:
во-первых, проводится детальный анализ ресурсов ЭИОН с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе;
во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся 10,11-х классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут;
в-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем 10-12 компьютерами, в то время как число учащихся в среднем составляет 25 человек. Работа же за компьютером предполагает индивидуальный режим работы. [2,21]
На этапе вводного повторения предлагается интерактивный информационный режим в форме беседы.
Изучение нового материала проходит в форме лекции с компьютерной презентацией, позволяющей компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу. На данном этапе возможно составление опорного конспекта и электронных тренажёров. Так, на уроках экономики, очень наглядно можно представить на электронном тренажёре график равновесия спроса и предложения и др.
Очень эффективен тренинг- минимум: беседа, затем групповая работа по вопросам и самостоятельная работа в завершении (рассказ по опорному конспекту).
На этапе обобщающего повторения происходит живое общение учащихся со своим учителем и между собой для рождения идей, наблюдений, выводов, догадок в процессе коллективной мыслительной деятельности.
Разноуровневый контроль может осуществляться с помощью компьютера.
Использование компьютера практически на каждом этапе даёт возможность не только получение учениками определённой суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Поэтому важно, чтобы современный учитель не только знал алгоритм проектирования урока , но и умел использовать ИКТ на каждом его этапе.
Литература:
Интерактивные технологии в образовании: учебно-методический комплекс.- Российский государственный образовательный университет.-М .:2006.-21 с.
Интерактивные технологии в образовании: учебно-методический комплекс.- Российский государственный образовательный университет.-М .:2006.-21 с.