Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Великий баснописец

Размещено: Ольга Викторовна Лисиенко - вс, 05/04/2009 - 14:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лисиенко Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ - Черепановская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида - заведующая библиотеки
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Познакомить учащихся с биографией великого русского баснописца И.А. Крылова; формировать понятия «басня», умение правильно называть произведения, персонажей, понятие о дружбе, уме, глупости; учить объяснять поступки героев и свое отношение к ним; воспитывать доброе отношение к героям басен.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 
Используемая методическая литература: 
1.                   Педсовет Плюс. 2000. №2 с.21
2.                  www.1september.ru
3.                  www.stihi-rus.ru/1/krylov/
4.                  www.krylov.net.ru

 

Используемое оборудование: 

ноутбук, медеопроектор, проекционный экран.

Используемые ЦОР: 

Презентация.              

Фильм «И.А. Крылов»

 
Краткое описание: 
Звучит скрипка, на экране запись “Ларец мудрости”. Литературный праздник, посвященный творчеству И.А. Крылова.

Ведущий.

                В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство? Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который докапитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить, в детстве, хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения – сеньором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Крылов хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по немецки и по итальянски, позже изучил английский и греческий языки.

               Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше было не богата, теперь лишилась последних средств к существованию. ll-летнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались. после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой, перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.
Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк”. Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
Мы представляем вашему вниманию еще несколько басен. Послушайте их. В них мудрость, суть которой распространяется и на прошлое, и на будущее.
(Инсценировка басен – домашнее задание).

 

Ведущий. Ну а теперь, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе знатоков творчества Крылова.

Кто сказал такие слова:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
(Лисица, “Ворона и лисица”)
Все про очки мне лишь налгали,
А проку на волос нет в них.
(Мартышка, “Мартышка и очки”)
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум.
(Волк, “Волк на псарне”)
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
(Стрекоза, “Стрекоза и муравей”)
Погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
(Мартышка, “Квартет”)
2 вед: К кому обращены эти слова?
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
(К соловью, “Осел и соловей”)
Смори-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
(К медведю, “Зеркало и обезьяна”)
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(К стрекозе, “Стрекоза и муравей”)
Соседушка, я сыт по горло.
(К Демьяну, “Демьянова уха”)
1 вед: В какой басне:
“Кошка... попалась в когти льву”
(“Мышь и крыса”)
“Голодная кума лиса залезла в сад...”
(“Лиса и виноград”)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(“Лебедь, щука и рак”)
Ведущий. А сейчас я вас приглашаю в импровизированный музей персонажей басен Крылова.
Экскурсовод: Друзья, я приглашаю вас в музей дедушки Крылова. Вы, наверное, уже догадались, с какими экспонатами здесь можно встретиться. Это и ворона, и лисица, и осел, кот, заяц, пчела, комар и множество других героев. Сегодня необычный день. Наши экспонаты ожили и хотят рассказать о себе.
Лисица: Я – лисица, пожалуй, самая популярная героиня басен дедушки Крылова. Я и плутовка, что с вороны глаз не сводит, заговорю – и сыр в руках, и в курятнике судья, “терплю напраслину и выслана за взятки”. Курятники я строить большая мастерица.
Экс: Конечно, ты героиня басен “Ворона и лисица”, “Лисица и сурок”, “Лиса-строитель” и “Лиса”.
Волк:
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом?
За дерзость такову я голову с тебя сорву.
Хоть говорят, волкам и не спускают,
Что будь овца ответчик иль истец,
А только волки все-таки овец в леса таскают.
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда костей не разбирает.
Эск: А сейчас прозвучали слова из басен “Волк и овцы”, “Волк и журавль”, “Волк и ягненок”. Но наш экспонат-главный герой многих басен. Таких, как: “Волк и кукушка”, “Волк и лисица”, “Волк и пастух”, “Лев и волк”, где он выступает коварным, злобным, кровожадным, но часто сам становится жертвой хитрой, изворотливой лисы, свирепого льва. И оказывается, как в басне “Кот и волю”, жертвой собственной ненасытности.
Петух: (кукарекает)
Пою я громко, важно,
Тяну я плавно и протяжно.
Во всем лесу певца такого нет.
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок.
Зерну ячменному я рад.
Оно не столь хоть видно, да сытно.
Меня нельзя не узнать.
Я – герой басен “Жемчужное зерно”, “Кукушка и петух”.
Мартышка:
Стой, братцы. Стойте.
Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите!
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей-то я слыхала, что нужно завести очки.
Очков с полдюжины себе достала,
Верчу я ими так и сяк. (Прикладывает к разным частям тела).
Тьфу, пропасть!
Тот дурак, что слушает людских всех драк!
Экс: А этот экспонат из басен “Квартет”, “Мартышка и очки”, “Обезьяна”
Лягушка:
О боги! Меня вы бедную не погубите!
И землю вровень хоть с горою затопите,
Чтобы в моих поместьях никогда не высыхала бы вода!
Быть может я не такая популярная, как лиса или волк, но Крылов и мне отвел место в баснях.
Экс: Лягушка – героиня басен “Лягушка и вол”, “Лягушки, просящие царя”, “Лягушка и Юпитер”.
Медведь:
Ну что ж, друзья,
Пора со светом распрощаться, в берлогу теплую забраться
И лапу с медом там сосать и у моря погоды ждать.
 
Басни “Медведь у пчел”, “Трудолюбивый медведь”, “Медведь в сетях”, “Пустынник и медведь”.
Экс: Басни “Медведь у пчел”, “Трудолюбивый медведь”, “Медведь в сетях”, “Пустынник и медведь”. Вот и подошла к концу" наша экскурсия по музею оживших экспонатов. Надеюсь, вы интересно провели время, вспомнили известных с раннего детства басенных героев, извлекли мораль из вышесказанного. До новых встреч!
Ведущий. Творчество Крылова многогранно, бессмертно. Оно находит отражение в современной поэзии. Мы представляем одно из стихотворений, в исполнении ребят 5 класса.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыра.
На дуб ворона взгромоздясь
Поужинать там всласть уж было собралась,
Но на беду, а может быть, на радость Лисица по лесу бежала,
Ворону с лакомым куском
Она, конечно, увидала.
Набравшись наглости, лисица
Вороне смело заявила:
«Не ешь, Ворона, сыр,
Ведь он давно просрочен».
Вороне стало дурно ­
Мечты её разбиты.
Разинув клюв, ворона сыр теряет,
И тот кусок, конечно, в лисьи лапы попадает. Лисица, не икнув ни разу,
Сыр этот радостно глотает
И, как Джульетта, выпив яду,
Она тихонько умирает.
Ведь сыр действительно просрочен.
 
Мораль той басни такова,
Не ешь ты сыр чужой, лиса.
 Сама ты сети расставляла,
 Сама же в них ты и попала.
2 вед: Похоронен писатель в Александро-Невской лавре. Во время погребального шествия народ занял весь Невский проспект. Один из прохожих спросил идущего за гробом поэта Нестора Кукольника (не отличавшегося, скажем прямо, прогрессивностью):
- Кого это хоронят?
- Министра народного просвещения.
- Разве граф Уваров скончался?
- Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов.
- Но ведь министр Уваров, а Крылов был баснописцем.
- Это их путают, – ответил Кукольник.
- Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его
Творчество Ивана Андреевича Крылова не утратило своих актуальностей, интерес к нему растет во все времена. 
Прочтите эти книги.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Премьер-УчФильм

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн