Размещено: Ольга Васильевна Захарова - сб, 05/05/2012 - 23:03
Урок литературы в 11 классе по теме «Традиции русской сатиры»
с использованием дистанционных образовательных технологий.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с.Воскресенское» Захарова О.В.
Цель:
углубить понимание специфики жанра сатиры;
проследить становление и развитие традиций русской сатиры;
развивать активную самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
Задачи:
научить читать сатиру, развить навыки, которые помогут открывать произведения классиков и современных авторов;
научить сопоставлять произведения по идейному содержанию;
развивать навыки информационной деятельности учащихся;
формировать умения работать с электронными ресурсами;
создавать условия для ассоциативного мышления, активизации творческой деятельности;
создавать условия для воспитания эстетического вкуса;
способствовать формированию нравственной позиции.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного
Продолжительность урока – 90 минут
Основные понятия.
Первая группа понятий: сатира и юмор, критика смехом, традиции и новаторство, комическое в искусстве, автор и его герой, средства создания художественного образа, выразительные средства языка, нравственные вопросы, человек и общество;
Вторая группа: работа с сайтом, работа со ссылками, поиск информации, обработка информации
Место проведения – кабинет информатики
Информационная поддержка:
-Интернет-ресурсы,
-сайт «Традиции русской сатиры» (автор Захарова О.В.)
Урок проводится как заключительное занятие после блока тем о сатире 20 века. Обучающиеся 11 класса самостоятельно знакомятся с материалами сайта учителя, работают со ссылками, разбирают задания и вопросы, обдумывают свой выбор на сайте - страничке «Рефлексия».
Эпиграф на доске
Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды. (М.Твен)
№
этапа
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
Организации-
оный.
Целеполагание
2 мин.
Знакомит с темой урока и целью
Определяют перед собой цель, обдумывают вид работы в каждом блоке урока
2
Почему судьба сатирика была трудной во все времена?
Сатира – это только отрицание или утверждение?
«Главная страница» сайта
5
минут
Проводит «мозговой штурм»:
-Что содержит в себе сатира?
-Согласны ли вы с высказыванием М.М.Зощенко?
Организует стартовую работу по страницам сайта и по слайдам презентации
Блок №1
Слайды №3-№5
Обсуждают вопросы, поставленные на первой «Главной странице» сайта.
Высказывают гипотезы, находят аргументы
3
Виды комического в искусстве
«Комическое в искусстве» (вторая страница сайта)
5
минут
Организует работу по второй странице сайта, контролирует уровень подготовки по ссылкам этой страницы, а именно:
повторение вопросов теории литературы по слайдам презентации
Блок №1
Слайды №6-№7
Работа повторой странице сайта «Комическое в искусстве» и по контрольным вопросампрезентации учителя: сопоставление терминов и их толкований
4
Сатира 19 века.
Третья страница сайта «Сатира XIX века»
Н.В.Гоголь
М.Е.Салтыков-Щедрин
20
минут
Организует работу по странице сайта, а именно: обсуждение предложенных вопросов, комментарий к тезисам.
Привлекает обобщающие вопросы по презентации учителя.
Смех Гоголя
Блок №2
Слайды №2-№6
Смех С-Щедрина
Блок №2
Слайды №7-12
Обращаются к третьей странице сайта «Сатира XIX века»
Опираясь на материал сайта, обсуждают поставленные вопросы, рассуждают по поводу предложенных тезисов.
Комментируют известные высказывания, анализируют характеры героев, размышляют над позицией автора. Делают выводы об особенностях творческой манеры.
Знакомятся с презентацией ученика, выполненной по материалам повторения.
Выбирают для просмотра небольшой видеофрагмент «Шинель» (фильм 1959 г.)
Делают вывод, какими средствами пользуется литература и кинематограф для создания комического эффекта?
5
Выводы и обобщения
3
минуты
Ставит вопросы, с помощью которых обучающиеся могут сравнить позиции двух писателей и назвать художественные особенности их произведений (презентация учителя)
Блок №2
Слайды №13-№14
Работают по слайдам презентации учителя: таблицы, опорные конспекты, терминология
Размышляют над тем, как воспринимает современный читатель произведения классики 19 века.
Комментируют иллюстрации. Определяют злободневные темы, не переставшие быть актуальными в 21 веке.
6
Сатира начала 20 века.
Четвёртая страница сайта «Сатира XX века»
М.М.Зощенко
Сатира М.А.Булгакова
25
минут
Организует работу по странице сайта и по слайдам презентации учителя, а именно: постановка вопросов, обсуждение заявленных тем по поводу объектов сатиры М.М.Зощенко и М.А.Булгакова
Обращаются к четвёртой странице сайта «Сатира XX века»
Анализируют, опираясь на поставленные вопросы, идейное содержание произведения и характеры героев. Размышляют над темой «маленького человека» в русской литературе. Определяют особенности творческой манеры писателей. Называют пути развития традиций русской сатиры.
Работают по слайдам презентации учителя: таблицы, опорные конспекты, обобщающие вопросы
Выбирают для просмотра видеофрагмент, где И.Ильинский читает рассказ «Аристократка». Обращают внимание на актерское мастерство.
7
Современная сатира.
Какие традиции русской сатиры остаются востребованными?
Пятая страница сайта «Современная сатира»
Ф.Искандер
В.Войнович
О чём можно поспорить?
25
минут
.Организует работу по странице сайта и по слайдам презентации учителя, а именно: постановка вопросов, обсуждение заявленных тем - объекты сатиры Искандера и Войновича.
Организует мини-дискуссию по волнующим вопросам современного понимания сатиры и юмора.
Выявляет образовательные интересы. Проверяет понимание темы
Создаёт ситуацию, способствующую расширению кругозора.
Блок №4
№2-№4
Блок№4
№5-№8
Обращаются к пятой странице сайта «Современная сатира»
Анализируют, опираясь на поставленные вопросы, идейное содержание произведения и характеры героев. Размышляют над развитием темы «маленького человека» в русской литературе. Определяют особенности юмора и творческой манеры писателей. Называют пути развития традиций русской сатиры.
Работают по вопросам презентации учителя: таблицы, обобщающие вопросы.
Комментируют творческую работу школьного драматического кружка (Инсценирование по произведениям Л.Филатова)
Высказывают свои суждения об известных «звездах» и «незвёздах» современной сатиры и юмора.
Выбирают видеофрагмент из кинофильма об Иване Чонкине (охрана самолета).
Сравнивают героев сатирических произведений разного времени и различных социальных эпох
8
Обобщение, подведение итогов.
Домашнее задание
Страницы сайта «Рефлексия», «Домашнее задание»
5
минут
Организует работу в трех группах (по главным этапам урока), оценивает работу обучающихся на уроке, учитывая при этом уровень самоподготов-
ки и навыки владения информацией.
Направляет работу по страницам сайта, комментирует выбор домашнего задания
Блок №4
Слайды№7-№11
Работают в 3 группах, отвечая на вопросы заключительного обсуждения по слайдам презентации учителя(по 19 веку, по 20 и по современным писателям).
Высказывают свои мнения по поводу знаний, полученных на уроке.
Определяют выбор домашнего задания
Восьмой этап
Домашнее задание:
1 Обратитесь к материалам сайта «Традиции русской сатиры» https://sites.googl.com/tradiciirusskoisatiry/ho
2 Выберите творческое задание, которое вам подходит по интересам и возможностям:
-Подготовьте сообщение по одной из предлагаемых на сайте тем о сатире 19-20 веков. Придерживайтесь требований к реферату, изложенных в материалах приложения к этой странице.
-Просмотрев иллюстрации к произведениям сатириков, дайте аналитическую картину работы художников. Используйте материалы о сатире В.Маяковского, о содружестве Кукрыниксов.
-Напишите рассуждение в жанре эссе о высказывании М.Зощенко: « «Смешно сказать» - это великое дело и большое искусство. Во все времена».