2. Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения С.Т. Аксакова
Вот родина моя... Вот дикие пустыни!..
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес чело свое взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окруженные башкирцев кочевьями
Озера светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые, несчетны табуны
В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..
Приветствую тебя, страна благословенна!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств.
Автор этого стихотворения - знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.
- Этот урок посвящен жизни и творчеству С.Т.Аксакова. Сегодня на уроке мы познакомимся с первыми произведениями Сергея Тимофеевича – стихами, посвященными нашей родине; виртуально посетим дом-музей в городе Уфе, дом-музей в селе Надеждино; вспомним строки из «Семейной хроники» - «драгоценный вклад» в русскую литературу, так назвал ее Щедрин.
3. Выступление учащихся.
Ученик 1.Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года (ст.стиля). Аксаковский дом сохранился до нашего времени (ул.Благоева,4). В нем организован дом-музей писателя.
Ученик 2.
Мемориальный Дом-музей С.Т.Аксакова открыт в 1991 году в родовом имении писателя, являющемся памятником архитектуры середины XVIII века. Мемориальная часть включает 7 комнат. Литературная часть состоит из 2-х залов и Голубой гостиной. Кроме того, музей располагает выставочным залом и богатой библиотекой, пополнять фонды которой помогает Государственный Эрмитаж. Ежегодно в конце сентября в музее проходят Международные Аксаковские праздники.
Музей С.Т.Аксакова– одна из визиток древнего, красивого и богатого историей города. Здесь еще проводятся уникальные в своем роде выставки, посвященные столице республики Башкортостан. Например, первая в России экспозиция снимков нашего города начала прошлого века. Дом расположен на фоне удивительного парка у реки Белой – жидкого сокровища республики. Обрамлен чистым, безмятежным парком. Чудесный уголок славянской культуры! Он настолько индивидуален, что даже находясь в черте города, кажется первозданной природной реликвией.
Ученик 3.В «Семейной хронике» мы прочтем: «Но вот что происходило в Багрове, когда пришла радостная весть, что Бог даровал Алексею Степанычу сына и наследника? В Багрове происходило следующее: с пятнадцатого сентября Степан Михайлыч считал дни и часы и ждал каждую минуту нарочного из Уфы, которому велено было скакать день и ночь на переменных; это дело было тогда внове, и Степан Михайлыч его не одобрял, как пустую трату денег и ненужную тревогу для обывателей; он предпочитал езду на своих; но важность и торжественность события заставила его отступить от обычного порядка. Судьба не наказала его слишком долгим ожиданием: двадцать второго сентября, когда он почивал после обеда, приехал нарочный с письмами и доброю вестью. Просыпаясь от крепкого сна, едва старик потянулся и крякнул, как ворвался Мазан и, запинаясь от радости, пробормотал: «Проздравляю, батюшка Степан Михайлыч, с внучком!». Первым движением Степана Михайлыча было перекреститься. Потом он проворно вскочил с постели, босиком подошел к шкафу, торопливо вытащил известную нам родословную, взял из чернильницы перо, провел черту от кружка с именем «Алексей», сделал кружок на конце своей черты и в середине написал: «Сергей».
Вот так писал русский писатель о рождении на Руси нового человека, с любовью ожидаемого члена семьи и продолжателя рода.
Ученик 4.Длинный ряд книжных воспоминаний Аксакова показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И Казанская гимназия, куда Аксаков поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы - все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел всего три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда так занимал Аксакова, особенно в впервой половине его литературной деятельности, и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, "охотник до русской словесности", "обожатель Карамзина", издатель рукописного журнала "Аркадские пастушки", в котором не решился, однако, принять участие Аксаков, пописывавший втайне.
Ученик 5. А вот еще фрагмент из его же книги: «Летняя, короткая, чудная ночь обнимала всю природу. Еще не угас свет вечерней зари и не угаснет до начала соседней утренней зари! Час от часу темнела глубь небесного свода, час от часу ярче сверкали звезды, громче раздавались голоса и крики ночных птиц, как будто они приближались к человеку! Ближе шумела мельница и толкла толчея в ночном сыром тумане… Встал мой дедушка с своего крылечка, перекрестился раз-другой на звездное небо и лег почивать, несмотря на духоту в комнате, на жаркий пуховик, и приказал опустить на себя полог.»
Ученик 1.Через год с лишним - в университете - Аксаков уже сам издавал журнал вместе с И.Панаевым. В университете затеяли спектакли. Аксаков быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. Получив от университета аттестат, Аксаков провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург.
В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной Аксаков пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куролесова.
Ученик 2. «Земля лежала по реке Усень и по речкам Сююш, Мелеус, Кармалка и Белебейка; тогда, кажется, это был Мензелинский уезд, а теперь Белебеевский, принадлежащий к Оренбургской губернии. Большую деревню назвал «Парашино».
«С плоской возвышенности пошла дорога под изволок, и вот, наконец, открылось перед нами лежащее на низменности богатое село Парашино, с каменной церковью и небольшим прудом в овраге. Господское гумно стояло, как город, построенный из хлебных кладей, даже в крестьянских гумнах видно было много прошлогодних копен. Отец мой радовался, глядя на такое изобилие хлеба, и говорил: "Вот крестьяне, так крестьяне! Сердце радуется!" Я радовался вместе с ним и опять заметил, что мать не принимала участия в его словах. Наконец мы въехали в село. В самое это время священник в полном облачении, неся крест на голове, предшествуемый диаконом с кадилом, образами и хоругвями и сопровождаемый огромною толпою народа, шел из церкви для совершения водоосвящения на иордани. Пение дьячков заглушалось колокольным звоном и только в промежутках врывалось в мой слух. Мы сейчас остановились, вышли из кареты и присоединились к народу. Мать вела меня за руку, а нянька несла мою сестрицу, которая с необыкновенным любопытством смотрела на невиданное ею зрелище; мне же хотя удалось видеть нечто подобное в Уфе, но тем не менее я смотрел на него с восхищением».
Так описывает свою встречу Аксаков с селом Надеждино.
Ученик 3.
Дом музей семьи Аксаковых был открыт в конце сентября 2002 года в составе историко-культурного центра «Надеждино».
Первой здесь восстановили церковь во имя святого великомученика Дмитрия Солунского (1991-й год), вслед – мельницу на плотине поэтически описанного С. Т. Аксаковым пруда. Усадебный дом сначала поставили деревянный, но когда мельница, в которой временно были размещены экспозиции музея, сгорела, построили добротный кирпичный дом.
Указом Президента РБ восстановленные пруд, церковь и дом Аксаковых были объединены в историко-культурный центр «Надеждино».
Ученик 4. Экспозиционная задача первого зала Дома-музея семьи Аксаковых – создание образа «старины глубокой», то есть максимально достоверной обстановки начала XIX столетия. Документы, детали интерьера, стиль оформления помещения говорят о быте просвещенного помещика, образа жизни его и членов семьи.
Ученик 5.Следующий зал воссоздает атмосферу семейного уюта. Здесь было место, где семья собиралась в полном составе, кто-то читал, кто-то занимался рукоделием, здесь был сконцентрирован дух семьи.
Третий зал показывает место села Надеждина в становлении Аксаковых-граждан, Аксаковых – творческих личностей. Экспозиции содержат книги С. Т. Аксакова, его сыновей Константина и Ивана, их портреты, подлинные предметы того времени.
Ученик 1.Дому-музею всего четыре года, но о нем уже известно «всей Руси великой», во многих странах Европы и Азии, даже австралийцам. В 2006 году дом-музей награжден Почетной грамотой Министерства культуры и национальной политики РБ.
В музее проходят концерты камерной музыки, ретро-вечера, встречи с мастерами образного слова. В Доме-музее работают кружок юных литературоведов, начинающих поэтов «Аксаковская тропинка» (учащиеся местной средней школы № 41), больших успехов добились ребята, посещающие «Центр народных ремесел».
Ученик 2 . Дом-музей семьи Аксаковых прочно вошел в быт села Надеждина. Этнографическую часть экспозиций пополняют местные бабушки: то предмет крестьянского быта принесут, то свои красочные подвенечные платья, а то соберутся и проведут в музее старинный обрядовый праздник.
В Надеждине часто бывают неожиданные гости – из Парижа философ Н. А. Струве привез целую библиотеку книг, заместитель генерального директора Эрмитажа родственник С. Т. Аксакова В. Ю. Матвеев подарил музею фрагменты старинной мебели, по которым восстановлен мебельный гарнитур из 12 предметов, характерных для начала XIX века.
В Надеждине, особенно в конце сентября каждого года, звучит не только русская, башкирская, татарская, чувашская речь, но и иноземная, в основном славянская.
Ученик 3.В Доме-музее семьи Аксаковых побывали и крупнейшие писатели современной России – М. Алексеев, В. Распутин, летчик-космонавт В. Савиных, представители культурной элиты страны и Республики Башкортостан. Открывал музей Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов.
4. Подведение итогов урока.
Слово учителя.
Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа; он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля - и долго не мог выразить себя достойным образом. Но когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда "Повести Белкина" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромные по виду и более жизненные по существу формы, Аксаков честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний.
Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний Аксакова, как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения.