Цель:Познакомить учащихся с основными правилами безопасности при езде на велосипеде; познакомить с дорожными знаками для велосипедистов;
- развитие логического мышления, внимания, речи;
-воспитание уважительного отношения к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения при езде на велосипеде.
Учебные материалы: интерактивная доска, видеослайды по теме «Велосипед», памятка «Правила для велосипедистов», дорожные знаки, , карточки с заданиями, цифровой веер.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
На уроках природоведения мы знакомимся с правилами , которые помогают нам обезопасить и сохранить нашу жизнь. На прошлом уроке мы познакомились с видами транспорта. А сегодня попробуем сами стать водителями.
Слайд №1- «Если ты стал водителем»
И так, тема нашего урока «Если ты стал водителем», и этот урок мы проведём под девизом : «Своё здоровье сберегу сам себе я помогу». Несмотря на то, что ты водитель или просто пешеход, твоё здоровьё, твоя безопасность в первую очередь зависит только от вас самих.
Слайд №2 –« Своё здоровье сберегу, сам себе я помогу».
2. Мотивация учебной деятельности.
-Водителем какого транспорта вы можете стать , вы узнаете, если отгадаете загадку:
Слайд№3 – загадка
Не похож я на коня,
Но седло есть у меня,
Спицы есть, они признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, так и знай (велосипед)
-Сегодня мы будем говорить о велосипеде.
- У кого из вас есть велосипед?
- А что вы знаете о велосипеде?
- Как называется человек, который ездит на велосипеде?
- Нужно ли во время езды на велосипеде соблюдать правила дорожного движения?
Обобщение ответов детей.
Велосипед – очень популярное средство передвижения у школьников и взрослых. Велосипедист по сравнению с другими людьми , управляющими другими видами транспорта, чаще всего страдает на дорогах. Поэтому, чтобы не попасть в аварию мы должны знать правила, которые должен соблюдать каждый велосипедист.
Прежде всего, помни, что ездить на велосипеде по проезжей части можно только, если тебе уже исполнилось 14 лет. Если же тебе ещё нет 14 лет, ты можешь ездить на велосипеде только в специально отведённых для этого местах, где нет другого транспорта.
3. Работа по теме урока.
а) знакомство с видами велосипедов.
Слайд №4 – Первый велосипед
Первые велосипеды изобрели более 200 лет тому назад, его изобрели раньше, чем автомобили. Первые велосипеды очень сильно отличались от тех велосипедов, которые мы привыкли видеть. Они были деревянными и больше напоминали самокат. Педалей у них не было. Ездок просто отталкивался ногами от земли. Но постепенно люди его усовершенствовали.
Слайд №5 – первые велосипеды
- Знаете ли вы, какие бывают велосипеды?
Слайд №6 – виды велосипедов
- обратите внимание на то, что существует большое количество видов велосипеда. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них, и узнаем, где и для чего они применяются.
Слайд№7, 8, 9, 10, 11
- Какой новый вид велосипеда для вас , вы встретили, посмотрев слайды?(тандем)
б) знакомство с устройством велосипеда
слайд №12- устройство велосипеда
Велосипед имеет раму, на котором крепится руль, переднее и заднее колесо, шину, спицы, педали, чтобы крутить колёса, насос для накачивания колес, звуковой сигнал.
-Посмотрите на рисунок и скажите, какие части велосипеда мы не назвали? (крыло, багажник, отражатель света)
в)игра « Собери велосипед»
Класс делится на две команды. Каждой команде выдаётся разрезанный рисунок велосипеда. Необходимо на листе бумаги собрать все части велосипеда, приклеить и дать правильное название каждой детали (названия деталей написаны на листочке).
Игра проводится на время, поэтому, как только одна из команд закончит работу, вторая команда так же прекращает свою работу.
г) игра «техническое обслуживание велосипеда»
Как и любая машина, велосипед требует технического осмотра, а если потребуется, то даже и ремонт.
Перед тем, как выезжать на улицу, проверь, исправны ли на велосипеде тормоза, звуковой сигнал. Если какая-либо часть велосипеда сломана, ездить на нём нельзя. Представьте себе, что вы работаете в мастерской по обслуживанию велосипедов, вам надо проверить велосипед и выпустить его на улицу. Какие поломки вы считаете серьёзными, а при каких неисправностях можно выезжать.
Каждый ученик получает карточку «неисправностей велосипеда», на которой должен сделать пометку (+ можно выезжать, - нельзя выезжать).
Неисправности велосипеда
Можно выезжать
Нельзя выезжать
Спущено колесо
Поцарапано крыло велосипеда
Слетела цепь
Сломана педаль
Нет аптечки
Нет багажника
Разбита фара
Колесо делает восьмёрку
Сломана одна спица на переднем колесе
Не номерных знаков
Работы собираются для проверки
Физминутка.
д) знакомство с правилами дорожного движения.
С устройством велосипеда мы познакомились, технический осмотр велосипеда тоже провели. Вот теперь настало время, и покататься, но мы должны ещё познакомиться с дорожными знаками для велосипедистов
Слайд №13 – правила для велосипедистов
- У вас есть новенький красивый велосипед, где же вы начнёте учиться ездить?
Учиться ездить лучше всего, на какой-нибудь площадке, где нет транспорта и людей. Если кто-нибудь из твоих друзей просит тебя научить его ездить на велосипеде на проезжей части, ни в коем случае не делай этого. Объясни, что очень опасно выезжать на проезжую часть, не умея управлять велосипедом.
Не следует ездить по тротуару: он предназначен для пешеходов. Но и на дороге нельзя выезжать на середину проезжей части, где много машин.
Если всё же вы выехали на проезжую часть дорогу, нужно держаться на расстоянии не более 1 метра от тротуара.
Нельзя перевозить на велосипеде предметы. Которые выступают более чем на 50 см в сторону: они будут мешать другим транспортным средствам.
Слайд№ 14-. знаки для велосипедистов
е) раскрашивание знаков
- Каждый из вас получает фишки. Вам необходимо их раскрасить. Перед тем как начать красить, внимательно рассмотрите рисунок.
Ученикам выдаётся чёрно-белое изображение знаков для велосипедистов, надо правильно их раскрасить.
4. Рефлексия учебной деятельности
Работа по картинкам.
Слайд №15 – кто из мальчиков едет правильно.
- Кто из мальчиков едет на велосипеде правильно? (у детей имеется цифровой веер)
- покажите карточки с цифрами, которые указывают правильный ответ. Каждый ответ комментируется учителем.
Нельзя ездить на велосипеде, не держась руками за руль, потому что ты можешь упасть, и водитель автомобиля, едущего позади тебя не успеет правильно среагировать.
Ни в коем случае нельзя ездить вдвоём на одном велосипеде, если велосипед не приспособлен для этого ( не имеет дополнительного сидения с подножками). В этом случае велосипедом очень трудно управлять, и ты можешь упасть вместе со своим пассажиром, что очень опасно на проезжей части.
Нельзя устраивать гонки на проезжей части дороги.
Наш урок подошёл к концу. Узнали ли сегодня на уроке правило, которое поможет сохранить и обезопасить вашу жизнь?
-Какие важные правила безопасного поведения при езде на велосипеде мы должны соблюдать?
Для того, чтобы быть хорошим водителем надо запомнить правила для велосипедистов.
Слайд №16- правила для велосипедистов
1. Будьте дисциплинированными на улице!
2. Ездить на велосипеде на проезжей части дороги можно только с 14 лет!
3. Ездить на велосипеде нужно только в безопасных местах, где нет транспортных средств!
4.Не следует перевозить на велосипеде длинные предметы, которые могут помешать движению другого транспорта.
5. Запрещается ездить вдвоём на одиночном велосипеде.
6. При поездке группами следует двигаться друг за другом на расстоянии не менее, чем 2 метра.
Запомнить эти правила вам поможет памятка «Правила для велосипедистов» (данная памятка вкладывается в дневник)
Подводится итог по тестам, каждому ученику вручается удостоверение юного велосипедиста