Submitted by Эльвира Максимовна Кочергина on Sat, 28/04/2012 - 11:09
Словарь понятий по народной культуре
Фольклор
Акпарс– герой былинного эпоса, старейшина горных мари. По преданию он помог И.Грозному при взятии Казани. Завораживающе играя на гуслях, он подошел к крепостной стене, измерил расстояние до нее, чтобы сделать подкоп. И.Грозный одаривает Акпарса участком земли, золотом, золотой чашей, седлом и саблей. Имя горномарийского князя в народной памяти живет до сих пор. «Марш Акпарса» и в настоящее время исполняют на гуслях.
Акпатыр– марийский князь, национальный герой, целитель, просветитель. Он родился в деревне Кетек-Мучаш Кировской области. Заслуга Акпатыра в том, что он старался жить в дружбе в мире и дружбе с соседями, благодаря чему марийцы сохранили свои земли. Приняв христианскую веру, служил русскому царю. Он владел и татарским, и русским языкам. Татары называли Белый богатырь. Его похоронили по его завещанию. На могиле посадили березу, которая в настоящее время считается священной. Проводят жертвоприношения. В 1998 году в честь Акпатыра близ села Кугу Кетек установлен памятник.
Былина – эпическая песня, охватывающая исторические события, главным образом в период от 11 до 16 веков. Читали былины нараспев в сопровождении игры на гуслях или других инструментах. Былины славят русских богатырей, подчеркивая их силу, мужество, доброту и благородство. Былинные богатыри – воины, защитники Отечества с высокими представлениями о чести, достоинстве человека и нравственном долге. Богатырей принято разделять на старших и младших. К старшим богатырям относят Святогора, Вольгу Святославовича, Микулу Селяниновича. Младшие богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Веды- древнейшие памятники индийской литературы, состоящие из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы. Известный культуролог Шкалина Г.Е. приравнивает тексты марийских молитв и заговоров (кумалтышмут) к ведам, «…они также означают священное знание, передаваемое изустно каждому поколению жрецов и дошедшее до нас как божественное откровение. Самобытные и оригинальные тексты марийских молений также хранят в себе разностороннюю информацию исторического, философского, социального, психологического, эстетического, этического, медицинского характера».
Вувер (ведьма) – мифический персонаж, злой дух, в которого превращаются души колдунов и скверных людей, обладающих хитростью, корыстолюбием и алчностью. Вувер способен принимать различные облики: огня, вихря, животных, различных предметов. В сказках Вувер предстает в образе старухи («Сереброзубая Пампалче»).
Дразнилка - звучные, рифмованные, остроумные стишки, которые используются детьми для того, чтобы подразнить кого-либо. Дразнилки появляются во время игры как наказание за нарушения правил, условий игры. Дразнилки складываются и на имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.
Загадка– краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно узнать, отгадать. «Без лица в личине»,- так метко определил загадку сам народ.
Историческая песня– это устное стихотворное произведение. Предположительно они появились в середине 8 века в период раздробленности Руси на княжества. Они во многом схожи с былинами. Но в отличие от былин, героями которых являются богатыри, исторические песни посвящены конкретным историческим героям.
Колыбельная песня- песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов.
Колядка– песня величально-заклинательного характера, сопровождающая святочный обходный обряд колядования. Наиболее устойчивыми названиями колядных песен у русских являются «колядка» или «коляда», «овсень» и «виноградье». Это обходная песня, включающая чаще всего припев «Коляда!». В коляде восхваляются хозяева дома, семья, их основные мотивы связаны с идеей хозяйственного и семейного благополучия.
Легенда - поэтический, образный вымысел вокруг реального события или героя. В обиходе означает невероятное, выдумку. Легенды - сравнительно большие по объему рассказы, передававшиеся от человека к человеку, от поколения к поколению. Время в легендах, в отличие от мифического, соотносится не с началом мира, а с историческими событиями, которые хранит память. Героями легенд становятся известные в истории личности, а не вымышленные символичные персонажи мифов. При передаче легенды могут словесно и эмоционально дополняться.
Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении жизни на Земле. В основе мифа не лежат исторические события, миф всегда содержит попытку объяснения явлений. Категории мифов:
• миф, повествующий о происхождении первых людей - антропогонические;
• миф, повествующий о происхождении космоса и его частей - космогонический, начальный сюжет основных мифов;
• миф, о происхождении богов – теогонический;
• миф, отражающий смену времен года – календарный;
• и другие;
Народная песня- наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В современной науке о фольклоре принято разделять народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные. Постепенно видоизменяясь, народная песня существует во множестве местных вариантов.
Обрядовая песня– жанр народной песни. Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами. Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того, чтобы все это произошло, нужно попросить о помощи. Чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее нужно высказать в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык - язык не только слов, но и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни - составная часть этого языка. Поэтому при их исполнении нельзя ничего путать или менять - произвольное изменение текста может повлиять на ожидаемый результат. Почти при всех обрядах исполнялись песни. Эти песни ученые называют благопожеланиями, потому что в них главное - пожелание богатства и добра.
Шурале- персонаж сказочный (не злобный), любящий пошалить, но не знающий меры. Он поджидает простачков в лесу, одурачивает их. Этот дух описывается как человекоподобное создание с телом, покрытым шерстью и рогом, растущим из середины лба. У Шурале длинные, острые, костлявые пальцы, которыми он любит щекотать до смерти людей, заблудившихся в темном лесу.
Пестушкаот слова "пестовать" - воспитывать.
В прошлом не знали, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали - под разные песенки, шуточки-прибауточки.
Пестушка – это тексты, сопровождающие различные движения самого ребенка, напрмер, потягивание или действия взрослых – подбрасывание ребенка на руках, покачивание на коленях и т.д. Пестушки исполняются взрослыми при выполнении каких-либо действий или упражнений с ребенком и как правило, сопровождаются ласковыми словами типа «кус-кус» и т.д. Наиболее типичным случаем использования марийских пестушек является мытье ребенка в бане. Похлестывая ребенка веничком, традиционно приговаривают, что это «не мой ребенок», это «медвежонок», «зайчонок» и т.д. При этом для ребенка просили быстрые ноги, сильные руки, чтобы был резвым, проворным, чтобы в будущем приносил пользу семье.
Предание- сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого. Название "предание" достаточно точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Грамотность и книги были доступны немногим. Вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.
Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).
Прошлое в преданиях обычно приукрашивается.
Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный характер. Пословицы образны по происхождению, тематике и охватывают все сферы жизни народа.
Потешка – произведения, сопровождающие период бодровствования ребенка. Потешка сопровождается игрой с пальцами, ручками, ножками ребенка. В этих играх присутствуют педагогическое наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии. Классическими образцами потешек в русском детском творчестве являются «Ладушки», «Сорока».
Сказание - рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания.
Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее ее название - от слова "баять", "говорить") - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.
Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. В сказках народ создает вымышленный мир, связанный с реальной жизнью народа. Это мир необыкновенен, он живой, он одушевлен. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, растения, птицы, превращения, талисманы, вещие слова. Сказочный мир символичен. Например: Баба_Яга – страж на границе двух миров – Нави и Яви, пропускает она в нижний мир не всех, только «своих». Герой прикидывается «своим», т.е. мертвым, и она пропускает его. В русской народной сказке колобок символизирует солнце, которую съедает лиса-зима. В сказке «Маша и медведь», «Медведь – липовая нога» раскрывается тотемные верования, это животное было покровителем большинства племен, живущих среди лесов. Существовал священный запрет на голову и лапы животного, за нарушение которого обязательно следовало наказание. Сказки отражают постоянную борьбу двух начал: добра и зла, жизни и смерти, постоянный круг возрождения после смерти. Герой сказки – свободный человек, принимая участие в борьбе, делает решающий выбор и проводит в равновесие покачнувшиеся основу мира.
Страшилка– новый, детский жанр. Это рассказы об увиденном-услышанном. Задача страшилки - попугать слушателя, при этом важно, чтобы он чувствовал, что с ним ничего не случится. В марийских страшилках, отмечает Петухова А.Н., наиболее полно отражены народные представления о мифологических существах: черте, колдунах и др. Тексты марийских страшилок краткие, лаконичные.
Фольклорв переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.
Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. «Устное» - это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова. Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом. Человек живет, меняется, также и меняется фольклорное произведение. Всякое произведение устного народного творчества имеет множество вариантов.
Фольклорное произведение живет, движется не только в пространстве, в разной социальной среде, но и во времени.
Хоровод – вид русского народного танца, праздничное развлечение молодежи. Он исполнялся девушками на гуляньях и посиделках, иногда с приглашением парней, и представлял собой массовое действие, участники которого двигались под песню. Хоровод состоял из песни, хореографических движений, пантомимы, диалогов. В русской деревне были известны два вида хоровода: плясовые и игровые. Наибольшей популярностью в деревне пользовались игровые. Они рассказывали о крестьянской работе, другие – о любви парня и девушки, выборе жениха и невесты, третьи - о семейной жизни. Среди хороводов, изображающих трудовой процесс, самыми распространенными были хороводы «Просо», «Мак», «Капустки», «Лен». Хороводы начинали водить с появлением первой весенней травки, с Пасхи могли проводить их непрерывно - «Весна пришла – игра пошла».
Чумбылат-патыр– «князь – воин, который в конце 11 века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города. Чумбылата также считали северным марийским царём. При нём сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения. Такими они оставались на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения дополнялся исполнением исторических баллад наиболее известными и уважаемыми гуслярами, их воздействие на слушателей было огромным. Как показывают фольклорные произведения, Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли, традиционной веры десятки тысяч родников, не раз спасал свой от нашествия врагов продолжал помогать ему и после своей смерти. По религиозным представлениям мари, души умерших могут оказывать воздействие на людские дела. На основе веры в загробную жизнь в древности зарядился культ вождей, князей, воинов. Он имел большое значение. Ещё в 111 – начале 11 в. совершались жертвоприношения на могилах легендарных воинов – героев и богатырей. Марийцы глубоко почитали таких родоплеменных богатырей, как Акпатыр, Кукарка кугыза (Немде кугыза, Курык кугу ен), Чумбылат». (43;260)
Эпос – древние историко-героические песни, поэмы. Известные эпические поэмы: древнеиндийские «Махабхарата» и «Рамаяна», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», древнефранцузская «Песнь о Роланде», калмыцкий «Джангар», киргизский «Манас», карело-финский «Калевала», эстонский «Калевипоэг», татарский «Идегей» и др. «Югорно» - марийский эпос, созданный Анатолием Спиридоновым на основе исследования марийских народных легенд, поверий, сказок и сказаний. Эпос рассказывает о становлении марийского народа.
Жилище
«Граница дома» - порог, окна, печь. «… порог – естественная «граница» избы – был для древнего человека нештучной границей между мирами: «своим» и «чужим», «хорошо обжитым» и «менее обжитым». Пересечение ее таило серьезные опасности уже само по себе; в те времена ко всем рубежам – как в пространстве, так и во времени – относились необыкновенно серьезно». (28,53) Порог занимал особое место в доме, так как под ним в давние времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. Он же - начало и конец в семейно-бытовых обрядах. Считается, что предки берегут дом именно на этой границе, потому существуют обряды и традиции, связанные с просьбой у предков входа в дом. Когда невеста после венчания входила в дом, она обязательно на пороге слегка стучалась каблуком к предкам и спрашивала разрешение войти. В этот момент все присутствующие внимательно смотрели, не споткнётся ли она (то плохой знак). В некоторых местах невеста, наоборот, становилась на порог. До сих пор сохранилась традиция - на пороге не разговаривать - толку не будет, нельзя здороваться или передавать что-либо через порог. Если вы пришли за советом или по делу, то на ходу их делать не следует. Окно также является границей между внутренним миром жилища и внешним миром. Считается, что нечистый построил для человека дом, а бог, чтобы впустить свет, прорубил окна и научил человека делать их. Окно – проводник света и то, через что смотрят. Остальные проникновения считаются опасными. Окно – место осуществления связи между живыми и мертвыми. С окном и порогом сопоставима и печь. Это и центр и граница дома. Через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, в том числе с «тем светом». Считается, что через печную трубу вылетает душа умершего, болезнь, доля и т.п.
Дом – порт. Понятие "дом" для человека имеет много смыслов.
Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться: "Мой дом - моя крепость". Это и место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно писать письма. Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага. Дом в жизни наших предков был весь пронизан магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семья каждого стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. Дом символизирует: а) Вселенную, б) самого человека, в) место, где существует человек и Вселенная, г) универсальную точку отсчёта в пространстве, д) повторение структуры мира.
Жилище как Космос. Жилище для предков была настоящей Вселенной – с небом, землей, «нижним миром» и сторонами света. Фундамент, сруб и крыша соответствовали трем уровням: небо-земля-мир подземный. Это было безопасное, закрытое место, противостоящее окружающему миру. Картина мира была также отражена в деревянной резьбе или же присутствовали отдельные ее детали. Суть орнаментального украшения – изображение трех миров. Фронтон – верхний мир, срединная часть фасада – земля. Нижняя часть, как правило, не заполненная орнаментом – проявленный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа – все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы.
Изба – бревенчатый, рубленый жилой дом. Впервые упоминается в летописях от 10 в. Если в доме печь не имела трубы, то такой дом называли курной избой. Изба могла служить и административным зданием, отсюда: судная, разбойная, хлебная изба.
Илем – раннее поселение марийцев, неукрепленное селище, куда входило несколько усадеб с общими производственными и культовыми местами.
Очаг – «устройство для разведения и поддержания огня» - такое определение дается в словаре. К очагу в народе было особое отношение, потому что в нем обитал Огонь. Он был центром мира, в котором проходила вся жизнь человека, отгонял тьму, собирал семью. Любой человек становился «своим», стоило ему обогреться у очага.
Киот – шкафчик из дерева с богатым резным украшением, куда помещали иконы; створчатая рама для икон. На Руси киот часто называли божницей.
Конга пайрем – «праздник печи». Это один из «второстепенных праздников», который отмечали в некоторых районах республики: Куженерский, Ново-Торъяльский, Сернурский. По народным верованиям «конга пайрем» предвещает наступление весны – «вечерами и утром холодно, а днем – тепло», отмечали его примерно в середине февраля. В этот день во многих селах был базар, принимали дальних и близких гостей.
Кудо – древняя традиционная постройка марийцев, летняя кухня, служащая местом для приготовления пищи. В кудо проводились семейно-обрядовые моления, хранились ритуальные принадлежности. Оно почиталось как место обитания семейно-родового духа-покровителя «кудыводыж».
Кут – угол в крестьянской избе, для хозяина – у входной двери, для хозяйки – у печки.
Печь – неотъемлемая часть жилища, если в доме не было печи, он считался нежилым. Обжитым дом становился только тогда, когда разжигали огонь в печи. Практическое назначение печи - обогрев жилого помещения в течение круглых суток, которое позволяло долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В старину говорили: "Печь в дому - то же, что алтарь в церкви: в ней хлеб печется». К печи на Руси особое отношение. Печь - центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его "дух"- домовой (запечник). Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково "матушка", "кормилица".
Пространство дома. Дом должен быть полной чашей, а его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Внутреннее пространство избы разделялось на две половины: духовную и материальную. Центром духовной части считается "красный угол", "божий", "святой" "киот" - здесь всегда горит огонь свечи или лампады. Материальную половину украшает печь, и огонь в ней также не гаснет. Красный угол, как и печь, являлись важным ориентиром внутреннего пространства избы. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки-матери семейства – у печи, поэтому оно так и называлось – «бабий кут». Место хозяина – отца – у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи – теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях – настиле, поднятом на уровень печи.
Утварь - "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей и др.
Ял, починга, сола –наиболее распространенный тип поселения марийцев. В документах они встречаются с 17 века, починга начинает формироваться в 19 веке.
Одежда и ремесла
Йытын – лен, волокнистое растение, служащее сырьем для изготовления тканей. Лен среди марийцев использовался в меньшей степени, чем конопля. Он культивировался в северных районах проживания марийцев, где марийское население жило в соседстве с русскими.
Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Куляш вынер – первосортный холст, сотканный из качественного волокна. Его использовали для приготовления праздничной одежды, подарков невест для родственников жениха.
Кыне – конопля, волокнистое растение для производства холста. Она известна марийцам издревле. Это растение давало и масло, которое очень ценилось. Его семена использовали при приготовлении пищи, особенно обрядовых блюд. Конопля, в отличие ото льна, убирали в два приема: после цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа для созревания семян.
Народный костюм - памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических и исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Его называют венцом декоративно-прикладного творчества. Испокон веков марийские, татарские, русские, удмуртские женщины стремились изготовлять национальные костюмы сами. Головные уборы являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и — в своей орнаментации — охранно-магическую роль. Народный костюм отличался в зависимости от принадлежности к этнографической группе, была она праздничной или повседневной, женской или мужской и т.п.
Олача вынер – пестрядь. Пестрядью называют домотанную льняную ткань из разноцветных ниток.
Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Орнамент - слово латинское, в буквальном переводе обозначающее "украшение", "узор". Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Академик Б.А.Рыбаков так сказал об отнаменте: "Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы".
Академик Б.А. Рыбаков под содержательностью орнамента понимает определенный код культуры создававшего его человека. Предупреждая современников, разглядывающих затейливые узоры, он ориентирует на поиск их символики и смысла.
Пояс – один из обязательных элементов одежды человека. Подпоясывание считается святым, непременным обстоятельством, т.к. при святом крещении всякий православный человек опоясывается. «Распоясался» - так говорят о человеке бранном, потерявшим стыд и человеческое достоинство. Для удобства работы за пояс затыкали не только орудия производства – нож, топор и т.п., но и длиннополую одежду. «За пояс заткнуть» - т.е. в любом деле быть мастером, первым в любой работе, а о ленивом человеке говорили, что он работает спустя рукава.
Сарафан– один видов верхнего женского платья без рукавов, надеваемый поверх рубахи. Сарафан отличался яркостью красок, богатой отделкой горлового выреза. В период с 14 по 17 вв. сарафаном называли верхнюю мужскую одежду, имеющую вид длинного кафтана.
Сорока – головной убор замужних женщин Медведевского и Оршанского районов. Он состоит из шапочки (вуйвундаш), дощечки или бересты, общитым орнаментированным холстом (очелья), боковых завязок. Сорока – головной убор, заимствованный от русского народа в период христианизации.
Цветосимволика марийской вышивки. Подбор цветов марийской вышивке не случаен. Они передают древние, устойчивые традиции, имевшее смысловое значение. Красный и черный – ведущие цвета; зеленый, желтый, голубой – дополнительные, они оживляют холст.
Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов:
• Красный – цвет огня, солнца (оберег)
• Белый – означает чистоту помыслов(« ош марий»- «белые марийцы»)
• Черный - цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света.
• Зеленый – цвет травы, растительности, связан с символом плодородия.
Шарпан – головной убор замужних женщин юго-восточных районов республики, представляющий собой узкий прямоугольный кусок холста, края которого богато украшенны вышивкой. Шарпан носили в сочетании с нашмаком. Это налобная повязка, представляющая собой узкую и короткую полоску ткани с вышивкой. Шарпан сходен с головными уборами тюркских народов и предполагается, что он также является заимствованным головным убором.
Шымакш – женский головной убор северных районов марийской республики. Это древний, архаичный головной убор, представляющий из себя прямоугольный кусок холста, один из концов которого сшивается в виде колпачка. На голове он укреплялся с помощью берестяного колпачка, надеваемого на скрученный пучок волос. Головной убор богато украшен вышивкой.
Народные праздники и обряды, народный календарь
Агавайрем – «(праздник пашни, праздник сохи) – наиболее яркий и значительный из аграрных праздников.
Постоянного срока проведения А. не было, время зависело от лунного календаря, климатических условий. Марийцы верили, что земледельческим работам покровительствуют главный бог Юмо, божества грома (Кудырчо Юмо), моснии, ветра (Волгенче Юмо, Мардеж Юмо), тумана, солнца, туч (Покшым юмо, Кече Юмо, Пыл Юмо), женские божества – богини – матери солнца, земли, воды, полей (Кече Ава, Мланде Ава, Вуд Ава, Нур Ава ), господин земли (Мланде Он), создатель (Мланде пурышо), богиня и божество плодородия (Мланде Шочын Ава), хранитель прибыли (Мланде Перке) и другие.
Агавайрем праздновали в течение двух – трёх дней. В первый день проводили большие моления в посвященной Агавайрем священной роще, во второй день отмечали «ташлама»: ходили из дома в дом с жрецом – картом, который читал молитвы, а в третий день все веселились, качались на качелях, играли в разные игры. Мужчины на молитвы приносили напитки (пиво и квас), женщины с детьми – блины, ватрушки, пироги, крашеные яйца, яичницы в виде омлета, а также свечи, деньги или куски холста. Качаясь на качелях, старались подниматься как можно выше. Считалось, что чем выше поднимаешься, тем длиннее и крепче будут стебли озимых злаков. Около качелей пели, плясали, играли в разные игры и все эти игровые моменты были связаны с магическими мотивами» (55;43).
Агун мелна – одно из названий праздника «Угинде». См. «Угинде»
Братчина – праздник, пиршество, проводимое за общий счет, в складчину. Такие праздники на Руси устраивали деревенское общество, ремесленные и купеческие братства. На таких сборищах нередко решались общественные дела. Братчиной называли и пиршество, проводимое по случаю церковных праздников.
Год- промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца — 12 месяцам, вообще срок в 12 месяцев, так в словарях определяют год. Но в народном сознании год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. Сложился устойчивый образ года как круга. Мы и сегодня говорим: «круглый год». В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это – годное, угодное, приятное, веселое время. Таким его, годным для жизни, делают люди, чередую будни и праздники. На основе народного земледельческого календаря созданы годовые праздники. Начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, пробуждения от зимней спячки. У всех индоевропейских народов, славян новый год начинался с весны, с марта. В русских летописях встречается синоним слову «год» - «лето». В такое-то лето, пишет летописец, произошло то или иное знаменательное событие. Поэтому и весну называют пролетьем, т.е. временем, с которого начинается новый год.
Джиен – традиционный народный праздник казанских татар, проводимый в конце весны – начале лета, сохранивший некоторые признаки родо-племенных, общинных связей. Проводился поочередно группой деревень, начиная с конца мая - начала июня в течении 4-6 недель до начала сенокоса. Общие моменты праздника: приезд гостей из других деревень, празднующих свой джиен не в эту неделю, гостевание, молодежные гуляния, игрища.
Ивановские травы– травянистые растения, собираемые в ночь празднования Ивана Купвлы. По народным верованиям, различные растения в период летнего солнцестояния обладали магической силой. Они, по поверьям, могли изменить жизнь человека, сорвавшего их. Это цветок папоротника, суливший нашедшему счастье и удачу; разрыв-трава, разрушающий все преграды, делающий человека невидимым; перелет-трава, одолень-трава и др. Волшебной считалась копна скошенной травы, любое растение, сорванной в ночь Ивана Купалы. Собирали лекарственные травы, гадали на будущее, узнавали свою судьбу с помощью ивановских трав.
Имянаречение - это праздник, проводимый в честь новорожденного. В этот день ему давали имя и высказывались разного рода благопожелания. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности. После принятия христианства новорожденным имена давали при крещении по Святцам, то есть в честь того святого, память которого отмечалась или в самый день крещения, или ближайший к нему. Обряд имянаречения у марийцев являлся своеобразным праздником, на который приглашались все родные. В марийских семьях имя ребенку давали иногда сразу же после рождения или, как утверждают некоторые исследователи, через полгода-год со дня рождения. Было много способов наречения имени ребенку:
1. Ребенку давали имя первого вошедшего в дом в этот день;
2. Ребенку имя давал карт. Он брал плачущего ребенка на руки и перебирал разные имена, при котором имени ребенок переставал плакать, то и имя ему давали.
3. Если ребенок не плакал, то в этом случае карт брал кремень и огниво и высекал огонь и давал то имя ребенку, при котором зажигалась труть.
4. Ребенка могли назвать в зависимости от дня недели, если ребенок родился в пятницу, то его имя обязательно начиналось со слова «кугу» - большой: Кугерге, Кугудыр.
5. При выпечке хлеба каждому караваю давали имя – по имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка.
Обряд имянаречения у татар также является праздничным событием, с приглашением гостей. И каждый приносит подарок. Считалось, что в течение семи дней ребенку обязательно нужно дать имя. Иначе ребенку будет нанесен какой-то вред. Имя следует выбирать исламское: арабское, персидское или чисто татарское. Оно должно соответствовать определенным требованиям.
Календарь - часть народной культуры. Старое название календаря - месяцеслов (слово о месяцах, временах года) являлся для наших предков системой времяисчесления. Эта система отличалась от нынешней, когда для указания дня в году называется месяц и число. С давних времен на Руси счет вели по седмицам, что связано было с астрономическими знаниями и с отождествляемыми с ними богами. Календарь строился по зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию. Каждому лунному месяцу давалась своя специфическая характеристика, связанная со сменой времен года и сельскохозяйственными работами.
Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Канвой для народного календаря служили и православные святцы, дни поминовения христианских святых. Например, Иван-Купала праздновался "перед Петром пятым днём", т.е. за пять дней до "Петрова дня" - праздника первоверховных апстолов Петра и Павла. Имена святых служили крестьянину основой для запоминания сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ.
Кугече (Великий день)– Пасха, главный праздник весеннего календарного цикла. Его отмечали через семь недель после праздника Уярня. Кугече – праздник весны, момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Главным в древнем языческом празднике был обряд поминовения предков. Один из членов семьи отправлялся на кладбище, обходил могилы умерших родственников и приглашал их в гости. В избе накрывали стол, расставляли угощения и для каждого родственника зажигали самодельные свечи. В Кугече среди марийцев Медведевского, Оршанского, Козьмодемьянского, Волжского районов посещают церкви, придерживаются христианских обрядов, а часть марийцев Куженерского, Новоторьяльского, Параньгинского, Мари-Турекского районов соблюдают языческие обряды.
Курбан-Байрам- самый большой мусульманский праздник. Он отмечается с 10-го по 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан-Байрам завершает собою обряд Хаджа – паломничества к святыням Ислама.
Главным обрядом дня Курбан-Байрама является заклание жертвенного животного ради Всевышнего Бога. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.
Купальская ночь– самая короткая ночь в году, по народным поверьям одна из самых страшных ночей, полной волшебных явлений. В эту ночь, считалось, гуляет нечистая сила.
Макушки или вершины солнца. Особо выделялись в народном календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. Главные праздники народного календаря приходятся на Солнцестояния и Равноденствия - это вершины или макушки. 1-я макушка - зимний Солнцеворот, праздник нового года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетник, дни Рода, отмечается 19-27 декабря. В христианской традиции - Рождество Христово, Святки, Крещение. 2-я макушка - весеннее равноденствие, праздник Лели, Масленица, Красная горка. (17-25 марта по григорианскому стилю). В православном календаре это Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлый праздник Пасхи. 3-я макушка - летний Солнцеворот, праздник Живы, Купала приходится на 18 -26 июня. В православном календаре - день Иоанна Крестителя, в народном календаре произошло соединение и получило название Ивана Купалы. 4-я макушка - осеннее равноденствие, праздник Лады, Осенины - 20-28 сентября. В православии - Воздвижение Честного Креста Господня и Рождество Пресвятой Богородицы.
Масленица – древнейший народный праздник провода зимы и встречи весны, вобравший элементы христианских и языческих верований. У масленицы очень много названий: честная, широкая, веселая, сырная, семикова племянница, объедуха. Масленица справляется за семь недель до пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца пекли блины. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. Масленица - праздник будущего урожая, бытующий у разных народов. Чем богаче, красочней и ярче праздник - тем богаче урожай. Так считали наши древние предки. Каждый день масленичной недели имеет свое название и требует определенных ритуалов: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомки, четверг – широкий разгул, пятница — тёщины вечерки, суббота — золовкины посиделки. Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом.
Осенины. Этот праздник приурочен к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. "Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает". По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.
На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание "рая"). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.
Пасха – Христианский праздник, день воскресения Христа, день, завершающий семинедельный Великий пост. Пасхе предшествует Страстная неделя, в течение которой совершаются все приготовления к празднику: производится уборка и побелка домов, готовятся специальные пасхальные кушанья (куличи, пасха, крашеные яйца). Накануне праздника кушанья освящают в церкви. Для людей православных это один из самых главных и торжественных праздников в году, приготовления к нему начинают за много дней. Праздник связан с основным событием христианской веры – воскрешением Иисуса Христа после его распятия и смерти на кресте. Пасха символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни.
Пеледыш пайрем – праздник в честь завершения весеннее-полевых работ. Пеледыш пайрем позаимствовал мотивы традиционных игр и веселья от праздников Агавайрем и Семык. С течением времени он видоизменялся, часто его стали приурочивать к завершению сельскохозяйственных работ. Во многих марийских деревнях Пеледыш пайрем (Праздник цветов) проходил как колхозный праздник, с награждение передовиков производства, подведение итогов весене-полевых работ, концертом самодеятельных коллективов, играми и спортивными состязаниями. Перед торжественным мероприятием или праздником обязательно мылись в бане, хозяйки готовили особые блюда. Праздничный стол с блинами и хлебом – солью с раннего утра накрывали в каждой семье. Молились божествами и символически традиционные блюда посвящали богам, прося у них благополучия, счастья, здоровья, богатого урожая, особенно – чтобы бог послал хорошую погоду, тёплого дождя для посеянного хлеба.
Петров день – православный праздник, посвященный памяти апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля. Церковь почитает апостолов как первых проповедников христианского учения. В народном календаре Петров день вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы составляет единый праздничный цикл, обозначающий момент полного расцвета природных сил. Этот день являлся рубежом в хозяйственной деятельности крестьян, с которого начинался новый цикл работ – сенокос, подготовка к жатве.
Праздник Йоулу– финский праздник Рождества, который отмечают дома, в тесном семейном кругу. Его название - йоулу (joulu) пришло в Финляндию из Швеции (jul). В Финляндии Дед Мороз - «Йоулупукки» - приходит на Рождество в каждый дом. Такоеимяемуданонезря: «Йоулу» означаетРождество, а«пукки» — козел. МноголетназадфинляндскийДедМорозносилкозлинуюшкуру, иподаркиразвозилнакозлике. Чаще всего в роли Йоулупукки выступает нарядившийся отец, иногда сосед или родственник. Дети при этом наряжаются в красные штанишки, длинную красную шапку и серый хлопчатый костюм. Среди церковных праздников Рождество считается важным праздником. В канун Рождества финны работают, как в будни и заканчивают рабочий день рано. Уже днем топят баню, ужин подают рано, чтобы утром можно было рано выехать в церковь. Рождественским утром финские храмы заполнены. В XX веке появилась традиция посещать кладбища. На могилы близких ставятся свечи, кладутся венки или еловые ветки.
Покровдень - праздник православной церкви в честь явления Богородицы во Влахарнском храме. Отмечается 14 октября. Этот день – один из самых важных осенних праздников, связанный с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. В этот день определяли погоду на предстоящую зиму, ставили скотину на двор. С Покрова крестьяне подготавливали свои избы к зиме. Праздник старались провести весело, с танцами, песнями и играми, особенно девушки, которые верили в силу праздника и совершали различные действия, помогающие им найти суженного.
Покров Богородицы. Существует легенда о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильей. Богородица пожалела и спасла людей, развернув покров (плат) над деревней. После этого люди стали добрыми и гостеприимными. Покров Богородицы связывается и с покрывалом, фатой, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался покровителем свадеб – «Покров землю и девку покроет, землю снегом, а девку платком»
Радуница– Навий день, день покойников, день поминовения умерших. Отмечался трапезой на могилах родителей и близких родственников. С принятием христианства этот день перенесли на первую неделю после Пасхи.
Рамадан– девятый месяц исламского календаря. Это четвертая опора мусульманской веры. Соум (пост) во время Рамадана является не только поклонением - это время для внутреннего очищения, посвящения Богу и время самоконтроля. Считается, что пост во время Рамадана улучшает физическое и душевное состояние. Конец Рамадана празднуется три дня, в эти дни принято посещать родственников и друзей, особенно больных и пожилых. К празднику готовятся специальные сладости и детей одевают в новые наряды.
Рождество – один из двунадесятых праздников христианской церкви, второй праздник по значимости после Пасхи. Рождество приходится на 25 декабря/7 января. В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Празднованию предшествует сорокадневный пост. В канун Рождества Христово в церкви совершаются службы, в три, шесть и девять часов утра и три часа дня. В рамках крестьянского календаря праздник знаменовал наступление главного зимнего праздника – Святок, с которого начинало «расти» солнце (увеличиваться световой день). Рождество Христово было приурочено к моменту зимнего солнцестояния, т.е. «рождения» солнца.
Сабантуй -праздник начала весны и севау татарского и башкирского народа. Сабантуй имел четко установленное время. Его праздновали перед началом сева яровых культур. Отсюда и название его – Сабан туе – «свадьба плуга», а возможно «свадьба яровых». В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника. Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки и прыжки. В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначены победителям состязаний, батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Сабантуй сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.
Свадьба – обряд, сопровождающийся заключением брака. Это торжественное, сложное, яркое действо, длившееся несколько дней. Основной момент свадебного обряда – переход невесты из дома родителей в дом жениха. Этапы свадебного обряда: сватовство, смотрины, сговорки, девишник-мальчишник, день брака, княжий стол, третий день, отводины.
Святки– главный зимний праздник в земледельческом календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились 12 дней с 25 декабря (7 января) до Рождества Христова — по 6 (19) января — Крещение. Основным смыслом святочного периода являлось рождение нового года и считалось, что в этот период можно было узнать с помощью примет, гаданий, проведения обрядов свою судьбу на следующий годовой цикл. По народной традиции святки сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками.
Семик - большой праздник народного земледельческого календаря. Его празднуют на седьмой неделе после Пасхи. Семик знаменует прощание с весной и встречу лета Он открывает множество обрядов, в которых прославляется зеленеющая земля и символ наступившего лета - береза. В этот день дома и улицы в русских селениях украшали цветами и ветками деревьев. Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали Семик. Обряды поминовения всех усопших начинались во вторник, когда на кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в желтый цвет, лепешек, блинов. Эти поминки назывались задушными, то есть поминками, устроенными для душ умерших, которые, по поверью, бродили в семицкую неделю по земле, не находя себе пристанища. Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы проходили или в лесу, вокруг берез, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное дерево.
Семык –праздник марийцев, открывающий летний цикл праздников, знаменовавший собой конец весны и начало лета. Его начинают праздновать в среду на Троицкой неделе и заканчивали в день Троицы. Семык связан с почитанием и культом умерших, которых встречают, угощают, водят в баню и с честью провожают. Вечером молодежь устраивает игры, проделки, прыгают через костер.
Сурем (Кусо)– праздник летнего жертвоприношения мари. Он отмечался в самый разгар лета – в канун Петрова дня (12 июля) или в Петров день. Основным отличием от других праздников было изгнание шайтана, нечистых сил и проведение большого моления с жертвоприношением в роще. Дни праздника были наполнены играми и развлечениями молодежи. Сурем завершал летний праздничный календарь марийцев, после праздника крестьяне приступали к уборке урожая.
Татарские праздники. Специфика традиционной праздничной культуры большинства татар состоит в том, что она включает в себя как религиозные (мусульманские), народные и светские праздники. Особо чтимые мусульманские праздники татары называют арабским словом гает. Их два: Ураза гаете – Праздник поста, Курбан гаете – Праздник жертвоприношения. Отношение к гает особо почитательное. Поэтому все элементы ритуала обязательны для исполнения. Форма проведения религиозных праздников следующая. Она включает в себя проведение коллективной утренней молитвы (гает намазы), в которой принимало участие все мужское население, в том числе и мальчики. Как правило, идущие в мечеть собирались группами и громко нараспев произносили текбир - формулу возвеличивания Аллаха. Женщины дома готовят праздничное угощение. В праздничные дни (каждый длился три дня) с поздравлением обходили дома родственников. Обязательным было посещение родительского дома. Народные праздники называли бэйрэм, этимология которого сводиться к понятиям «весеннее торжество». Сабантуй – наиболее значимый народный праздник, связанный с хозяйственной деятельностью. Другим традиционным праздником казанских татар является джие. В особое праздничное время превращался период холодов – в деревнях проводили девичьи помочи по обработке заколотых гусей.
Три Спаса. Август знаменовался на Руси тремя древними народными праздниками, изначально носившими бытовой характер и впоследствии объединенными общим названием Спасы (Медовый, Яблочный, Ореховый или Хлебный). Спас — сокращенное от «спаситель»: так христианская церковь именует Иисуса Христа за спасение рода человеческого от «вечного проклятия греха и смерти».
Первый Спас, наиболее известный в народе как Медовый, или Спас на меду, приходится по новому стилю на 14 августа. Именно к этому времени в средней полосе России на пасеках кончался летний накопительный цикл, и начинали ломать (брать), подрезывать пчелиные соты. Первые соты несли в церковь. И не только на освящение, но и на помин родителей. В народе существовала такая поговорка: «На первый Спас и нищий медку попробует». С первого же Спаса начинался обычно и посев озимых хлебов.
Через пять дней после Медового Спаса наступает Спас Яблочный (19 августа). «Второй Спас яблочком разговляется», — говорили в народе. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не ели яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Второй Спас, очень почитаемый на Руси, связан не только с началом сбора урожая яблок, но и с известным христианским праздником Преображения.
Третий Спас(29 августа) больше именуется в народном календаре как Ореховый, поскольку с этого дня обычно начинали сбор лесных орехов, являвшихся в прежние времена немаловажным продуктом питания крестьян. На Руси третий Спас традиционно также связывали с окончанием жатвы яровых хлебов. «Третий Спас — хлеба припас», — говорили в народе.
Троица – христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. Троицын день называют Зелеными святками, потому что в церкви стоят с букетами цветов, и дома украшают цветками. В годовом народном календаре праздник связан с традицией почитания, поминовения предков и прославления расцветающей природы. Символ этого расцвета - молодая березка. В Троицын день по всей Руси совершалось народное празднество завивания венков, семейного каравая и хороводных игр. В народной традиции Троица входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и заканчивается Духовым днем.
Угинде – осенний праздник нового хлеба или новой каши (Кышал). Праздник отмечается как семейное моление с вкушением нового хлеба, каши, кваса. Смысл обрядов заключается в том, чтобы заручиться благосклонностью богов, обеспечить сохранность урожая и иметь достаток в доме.
Уярня (Масленица)- аграрно-магический праздник. Праздновали через семь недель после Шорыкйола. Марийцы отмечали Уярня, соблюдая свои традиционные обряды и обычаи. Уярня в переводе означает масляная неделя. Этот праздник завершал зимний цикл календарной обрядности и считался началом весеннего цикла. В деревнях Уярня встречали с хлебом-солью, пекли блины, готовили праздничные кушанья, ставили свечи и просили у богов Уярня Юмо, Ош Поро Юмо, Сурт Юмо счастья, здоровья, благополучия. Во время праздника устраивали массовые катания на жердях, прялке, лошадях. Все обряды были направлены на обеспечение нового урожая.
Яра кенеж– «свободное лето», период, который продолжался 2-3 недели после Семыка. В этот период крестьяне не занимались работой, связанной с землей. Это было связано с верой в то, что «земля беременна и нуждается в покое. Разрешалось заниматься только подготовкой сельхозинвентаря, ухаживать за пчелами, ходить в лес за ягодами. Несоблюдение запретов могло навлечь на посевы грозовые дожди, сильную бурю или град». (12;19)
Ярилин день – праздник в честь Ярило - бога весны, покровителя буйного пробуждения природы и людской "ярой" любви. Его представляли в образе прекрасного босоногого юноши. Ярилин день отмечали 18 июня,
в последний день Всесвятской недели, предшествовавшей Петровскому посту.
Этот день отмечался ярмарками, многолюдными гуляниями, хмельным питьем, игрищами. Во многих областях Руси гуляния заканчивались "похоронами Ярилы": специально изготовленное чучело, символизирующее "ярого бога", с плачем проносили по всей деревне, после чего закапывали, сжигали, топили или же разрывали на части и разбрасывали по полям. Делали же это в знак того, что прошло Ярилино время - пора буйного цветения, настал весеннему богу срок уходить.
Народная философия, педагогика, мифология, религия
Вума – общинная взаимопомощь. Наиболее открыто она проявлялась при помочах – это обычай приглашать знакомых для помощи при срочных работах, с которыми семьи не справлялись самостоятельно. За это хозяин кормил и поил. Виды помочей у русского народа: «дожинки» - помочь при жатве, «навозница» - помочь при вывозе навоза, «вздымки» - помочь при сторительстве дома, «печебитье» - строительство глинобитной печи, «капустники» - заготовка квашеной капусты на зиму и др.
Гамаюн – вещая райская птица. Летает в поднебесье, но живет в море. У нее женское лицо и грудь. Иногда изображают просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица Гамаюн, пророчит счастье. Слетая весною из Рая на Землю, приносит с собой райское благоухание.
Двоеверие– смешение христианских идей и обрядов с языческими.
Домострой – литературное произведение 16 века. Свод правил поведения горожанина в отношении к светским властям, церкви, семье и слугам. В «Домострое» излагались наставления по приготовлению пищи, приему гостей, обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства: торговле, платежу налогов, советы по лечению больных.
Золотое правило нравственности– одна из древнейших проповедей, содержащих в народной мудрости: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Показателем нравственной культуры человека издревле является его желание и возможность жить в согласии с собственной совестью, не причинять ущерба другим.
Збручский идол– скульптурное изображение славянского божества (10 в.) в виде столба с четырехликой головой. Редкий памятник славянского языческого культа, найденный в 1848 у села Гусятин (ныне Украина) в реке Збруч (приток Днестра). Представляет собой четырехгранный столб из серого известняка. Четыре лика главы столба увенчаны русской княжеской шапкой. Изображения на столбе, как считается, изображают трехъярусный мир: подземное царство, люди на земле, небо и боги. Находится Збручский идол в Краковском музее.
Икона – в христианской религии в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых; в узком значении – произведения средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое значение. По преданию, первая икона появилась в Сирии и была освящена самим Иисусом Христом (нерукотворный образ на плате).
Иконостас –перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделящую алтарную часть от основной части храма.
Инициация – обряд посвящения в полноправные члены рода, получение права на создание семьи и продолжение рода. У каждого народа эти обряды отличались, у славя для девушек этот обряд заключался в примерке головного убора или поневы, для мальчиков – испытания в ловкости, силе, мужества.
Ислам– одна из трех мировых религий. Содержание ислама раскрывается в пяти столпах вероучения: 1) шахада – исповедения веры, единобожия и признания пророческой миссии Мухаммада; 2) намаз – пятикратная молитва; 3) ураза - пост; 4) закят – милостыня; 5) хадж – паломничество в Мекку; По-арабски «ислам» означает «покорность», «предание себя богу». Исповедующие ислам называют себя мусульманами, от слова «муслим», то есть «предавший себя Аллаху». Основателем мусульманской религии считается арабский купец Мухаммад (около 570-632 гг.) из города Мекки (ныне Саудовская Аравия). Ислам запрещает изображение живого существа, поэтому в искусстве ислама широкое распространение получили различные виды орнамента и каллиграфия. Распространение ислама в Поволжье произошло мирным путем, он проникает в регион через Среднюю Азию. Ислам имеет тысячелетнюю историю функционирования среди татар, начало его распространения относится примерно 8-9 веку.
Капища – место нахождения идола, т.е. языческий храм (божница), где отправлялись языческие культы.
Керемет – главное божество нижнего мира, антипод бога-творца. Он приходится младшим братом бога, низвергнутым с неба за гордость. До сотворения суши керемет плавал по воде в виде селезня. По приказанию юмо он достал со дна океана землю, но отдал ее брату не всю, а утаенную во рту выплюнул на сушу и из нее образовались горы. Представления луговых мари о керемете, как о злом духе, является более поздним. Марийцы, живущие в Нижегородской области, Башкирской, Татарской республиках, сохранили рассказы, обряды и верования, связанные с кереметью, где его глубоко уважают.
Коран- священная книга ислама, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии, мусульманских мифов и норм права.
Культ – совокупность обрядов почитания какого-либо бога или человека, чтобы снискать его расположение и получить помощь или почтить его память. Формы культа разнообразны, т.к. зародились в разное время, например, культ предков, культ священного места, культ животных и.т.п.
Кумалтыш: еш, ял, тиште, мер, туня. Кумалтыш (моления) – это магический обряд, совершаемый с целью умилостивления богов, покойников-предков, мифологических персонажей, обитающих в доме, лесу и воде, получения защиты, помощи, здоровья, благополучия и др. жизненных благ, а также благодарность за исполенене просьбы. Марийцы приносили жертвы божествам в священных рощах, около культового дерева. Кумалтыш делали продуктами земледелия, пчеловодства или домашними животными, птицей. Моления устраивали семьей (еш кумалтыш), деревней (ял кумалтыш), общиной (тиште кумалтыш), всем миром, приглашались марийцы со всех сторон (мер, туня кумалтыш),
Кусото – священная роща, молельная роща. Они были выбраны предками в седой древности как счастливые места на земле. В священных рощах совершались жертвоприношения. Жертвоприношения народа мари – это его способ общения с богом, при которой как ценность освящалось жертвенное животное, а затем уничтожалось как символический дар. В роще находится онапу - «космическое дерево», дерево-вождь. Онапу связывает воедино мир небесный и мир земной. Культовые деревья мари – береза, липа, дуб.
Ценность и значение священных рощ: историческая – рощи являются уникальными памятниками определенного периода развития человеческого общества; экологическая - рощи оказываются эталонами нетронутого леса, способствуют восстановлению в округе биосинтеза; воспитательное значение сводится к тому, что роща неприкосновенна и уважение и любовь к роще воспитывается наряду с уважением и любви к традициям, культуре, памяти предков; эстетическое значение: это эффективная деталь ландшафта, не тронутый цивилизацией «чистый» лес.
Мечеть - (от араб. масджид - место поклонения), культовое мусульманское сооружение.
Мифические существа славян:
Сварог. Слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог, создавший землю. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Ярила– божество солнца, любви и плодородия. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным.
Даждьбог- бог Солнца, податель тепла и света. Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь - два небесных Пламени и одно земное - родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Он замыкает зиму и отмыкает лето. Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич Это разные вариации имени одного и того же бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы.
Перун- самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. За буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Это бог-управитель, бог, карающий за неисполнение законов, защитник Яви и податель мужской силы.
Лада- славянская богиня любви и красоты. Именем Лада наши предки называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо.
Леля- богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой.
Мокошь-Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля.
Велес- не только «скотий бог», хозяин Дикой Природы, господин Путей, покровитель всех путешественников. Он - Хозяин Нави, властитель непознанного, посмертный судья. Велес является также покровителем торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
Бог удачи, покровитель домашних животных, бог богатства.
Морана- могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «морочить»,«смерть».
Мозаика– изображение, выполненное из отдельных мелких частиц. Этими частицами могут быть мрамор, драгоценные и поделочные камни, кубики смальты.
Оберег – форма защиты (ритуал, орнамент, предмет) человека, его жилища, имущества, связанные с древними культами, народными поверьями. Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносились на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий.
Обряд – исторически сложившаясясовокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-либо религиозные представления, бытовые традиции.
Обычай – привычный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе. Обычай – привычка, принятое, усвоенное действие.
Ойоро – табу-запрет, предостерегающий от опасности. Ойоро состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение – «нельзя сидеть на пороге – сиротой останешься», «нельзя стол оставлять без хлеба – не будет достатка в доме». Такие запреты существуют у многих народов. Табу регламентирует важнейшие стороны жизни человека. У марийцев они пронизаны идеей – «все имеет душу», вокруг нас все живое.
Онапу (святое дерево)– мировое космическое дерево, объект почитания и жертвоприношения, место совершения сакральных обрядов. Во время молений на высоте около трех метров развешивали на нем по кругу пихтовые и липовые веточки.
Пантеон - совокупность богов того или иного культа.
Православие - одно из основных направлений христианства, вероисповедание, окончательно сложившееся в Византии в 11 в. как восточнохристианская церковь.
Пращур – отдаленный предок, родоначальник.
Ритм – налаженный ход, размеренность в протекании чего-нибудь.
Труд земледельца, связанный с круговоротом природы, определил ритм его жизни. «Ритм — одно из условий жизни, и жизнь моих предков, северных русских крестьян, — пишет В. Белов, — в основе своей и в частностях была ритмична... Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность».
Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Предки считали, что жизнь бесконечна и вечна потому, что она проходит в круговороте, постоянной смене предков и потомков. Каждый человек – член рода. Род вечен, а сам человек – нет, он рождается и умирает. Он приходит на Землю, чтобы продолжить род. Человек чувствовал свою принадлежность к роду. Гордился им или стыдился его. Каждый поклонялся предкам, прося защиты у прославленных и добрых. И каждый чувствовал свою ответственность перед потомками, поэтому люди стремились прожить жизнь достойно. Никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства. Род – одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли. Это древнейшее земледельческое божество, олицетворяющее природу, вселенную со всеми мирами: небесным, откуда идут дождь и молния, средним миром природы и рождения, и нижним. Род является творцом всего сущего. Это «отец и мать» всех богов, воплощение нерушимости человека, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного предка. Когда рождается человек, его судьба записывается в книгу Рода, и «что на роду написано», никому не миновать.
Родословие – история рода.
Родословная- перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Священное писание - религиозные книги. Христианское Священное писание признанные Православной Церковью как канонические - 27 книг Нового Завета и 38 книг Ветхого Завета. Иудейское Священное писание - Ветхий Завет. Священное писание ислама - Коран.
Символ – предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи. Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Символы, знаки, орнаменты - это книга о жизни и верованиях далеких предков. Большое сходство в символах наблюдается у восточнославянских и финно-угорских народов.
Один из символов ислама – восьми лучевая звезда, два пересеченных квадрата (слово «Аллах» обозначался четырьмя вертикальными линиями, которые схематично выражали буквы арабского слова). Треугольник означал «око» Бога, пятиугольник символизировал пять заповедей ислама.
Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярная символика – одна из самых светлых в славянской традиции. Прямой равноконечный крест - образ солнца. Наконечный крест связывается с огнем земным, который представлялся разновидностью огня небесного. Свастика – основополагающий знак солярной символики. Это знак с загнутыми под прямым углом концами, встречающийся на произведениях искусства древних культур Европы, Азии, реже Африки и Америки. В свастике видят изображение солнца в зависимости от стороны, в которую загнуты концы – бегущее на лето или на зиму. Встречается свастика 4-6-8-12 лучами. И называют его до сих пор коловоротом. Коловорот - древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово "коло" в русском языке означает "круг", "колесо", "сворот" - вращение.
Онапу – святое дерево, «объект почитания и жертвоприношения, место совершения сакральных обрядов» (43;183)
Тиште, тамга – особые знаки, которые использовали марийцы для передачи информации. Они могли обозначать целое слово или сочетание слов.
Тотемизм - древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-нибудь тотемом, который считается не божеством, а родичем и другом. Тотем существовал в глубокой древности у многих народов. Он был, чаще всего животным, идущим в пищу. Это животное могло быть безвредным или опасным, милым или внушающим страх. Реже тотемом было растение или сила природы (дождь, вода, огонь).
Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д. Традиция важный элемент общественной жизни, имеет свое рождение, период утверждения и развития. Важное место в образовании традиций имеет обычай, т.е. привычка, усвоенное дело. У каждой местности были свои обычаи, соблюдение которых были обязательным. В состав традиций входили и обряды, система обязательных ритуальных действий. Традиция – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям.
Триединство мира: Правь, Явь, Навь. В славянском мировоззрении мир пребывает трёх качествах: Явь, Навь и Правь. Правь – верхний мир – мир добра, место рая. В русском языке много однокоренных слов: право, правило, правильный, правда, правитель и т.д. Правь – место обитания богов, птиц, душ. В древности женщину обожествляли, она продлевала род и поэтому небо является местом обитания женщины. Символами мира верхнего является солнце, птицы, женские знаки, женщина. Явь – это мир средний, окружающий нас мир, земля. Однокоренные слова: явный, явление, явить, проявить и т.д. Это мир сегодняшний, промежуточный. Он не добрый и не злой, он всякий. Явь – место обитания животных, мужчин. Символами этого мира являются знаки земли, мужского начала, из животных – кони. Навь – мир подземный, мир загробной жизни, место прошлого, тьмы и зла. Его обитателями являются пресмыкающиеся, рыбы, змеи, живущие в норах. Символ этого мира – змей.
Фреска – живопись водяными красками, наносимыми на сырую штукатурку.
Христианская этика. Христианство – не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько учение о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.п. Особенность построения христианской этики является то, что нравственные заповеди сформулированы не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Сущность христианской нравственности сформулирован в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Главная этическая ценность в христианстве – это Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Из множества нравственных предписаний главными считаются любовь к богу и любовь к ближнему. Согласно христианскому учению, целью жизни человека является спасение, которое достигается при условии духовного совершенствования. Для христианского сознания красота – категория духовная, включающая такие понятия как «добро», «истина», «спасение».
Христианство – одна из мировых религий, названа по имени ее предполагаемого основателя Иисуса Христа. Христианство возникло в начале 1 века в Палестине, а в 4 веке стало господствующей религией Римской империи. Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия). Эта религия наследует идею единого Бога, обладателя абсолютного могущества, по отношению к которому все существа являются его творениями; все создано богом из ничего.
Числовой символизм. Числа- элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 - образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число - 4 стороны + центр - равновесие. Символом гармонии является цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 - 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Все эти числа считаются счастливыми.
Ю– философское понятие, «на русский язык это слово можно перевести как живительная сила, мощь, энергия. Благодаря Ю растет трава, дерево, злак, стадо; от него зависит здоровье и благополучие человека. Ю распространяется в облачном и звездном небе, в земле». (46;50) Людей, обладающих способностью управлять энергией Ю, называли юзо. Они могли исцелять людей, наводить порчу, влиять на погоду, растительный и животный мир.
Юмо – бог, создатель земли и неба, вселенной, вечное, бесплотное, духовное. В марийской традиции юмо выступает в виде седого старика с белой бородой, живущего на небе. Юмо побеждает чертей, бесов, господствует над ангелами. Ангелы по указания бога помогают марийцам в беде.
Юмынудыр – дочь бога, мифический женский персонаж марийцев. Юмынудыр стала покровительницей женщин-мари. Она научила женщин жить в гармонии с миром, растить детей, ткать, вышивать, прясть и вязать. По мифологии народа мари, Юмынудыр прядет нитки и ее прялкой является Кава менге – небесный столб, ось мира, а веретеном является звезда. Она приводит в движении весь мир.
Язычество – общее название древних религий, характерной особенностью которых является многобожие. Боги язычества олицетворяют стихии природы – например славянский бог Даждьбог – бог Солнца. Суть языческого культа – магическое воздействие на природу.
Язычество – религия, где каждое явление природы обожествляется, имеет особый смысл. «Вера в бога у древних мари является верой в то, что окружающий нас мир, включая самого человека, является единым живым организмом. Бог у мари – это и есть природа, а человек – ее неразрывная часть. Жизнь пронизана принципом: как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить я, моя семья, мой народ». (Шкалина Г.Е.)