ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ В НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ
1. Актуальность
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в образовательных учреждениях предполагают включение народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию учащегося к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.
Значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающего поколения глубоко осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели России еще в прошлом столетии. Это не утратило своей значимости и в настоящее время. Почему?
1. Народная культура обладает высоким воспитательным потенциалом, открывает детям нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле и др. Народная культура – целостная открытая система, ядро которой – идеал нравственного человека.
2. Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах… Этот мир очень яркий и поэтому интересен для детей.
3. Народная культура, опыт народного воспитания подсказывает учителю методы, приемы, принципы воспитания: природосообразность, общинный характер обучения и воспитания, деятельностный подход, что является основными и в научной педагогике.
4. Предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником образовательного процесса. Рисовать, мастерить, вышивать, играть, участвовать в обрядовых эпизодах - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры. Если массовая культура (телевидение, видео, Интернет…) создает человека-потребителя, то народная культура – человека-творца. Познание культуры, вхождение, проживание дает колоссальный толчок для самоопределения и саморазвития.
5. Для современного человека важно уметь жить в диалоге «я и другое», это одно из условий выживания. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений, которое реализуется и в области образования. Народы нашей республики принадлежат к различным культурно-религиозным традициям – христианской, мусульманской, языческой. Один из важных и основных принципов изучения народной культуры – «диалог культур», потому как культура народов развивается и взаимообогащается благодаря взаимодействию с другими культурами. В пояснительной записке программы курса «История и культура народов Марий Эл» (2004 г.) отмечено, что «наряду с воспитанием устойчивой положительной этнической идентичности, выдвигается задача многопланового и поливариантного воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, уважающей взгляды и позиции представителей других этнических образований». Изучение народной культуры будет способствовать пониманию и принятию другой культуры и формированию этнической толерантности.
Итак, знакомясь с народной культурой, учащиеся осознают собственное «Я» через свою семью, малую родину, свой народ, регион, осмысливают свою причастность к России, ко всему человеческому роду, познают, что культура их народа является достоянием мировой художественной культуры. Задача системы образования, школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса. Это многоуровневый и многоаспектный процесс.
Одним из не разрешенных противоречий, присущих отечественному образованию, является господствующее в школе репродуктивное обучение и потребность общества в людях с развитыми творческими способностями. По мнению академика А.М. Новикова, серьезнейшим недостатком отечественного образования остается неизживаемый «знаниевый подход», когда ученик рассматривается как бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Хотя точки зрения ученых, научных школ до сих пор расходятся.
Несмотря на то, что современная педагогика все чаще обращается к личности ученика как к субъекту учебной деятельности и необходимость по-настоящему гуманистического воспитания определена «Законом об Образовании», его становление идет весьма болезненно. Практически каждое учебное заведение имеет собственную «концепцию гуманистического образования», где понятие «личность», «гуманистическое воспитание», «субъект воспитания» и т. д. понимаются по привычной схеме: только воздействуя на ученика можно сформировать его как «гуманную» личность. Поэтому в организации образовательного процесса возникает двойственность: новые средства и формы наполняются традиционным содержанием. Это приводит к возникновению парадоксов и противоречий, которые не продвигают образовательную деятельность к гуманистическим ценностям, а возвращают ее к традиции формирования «правильных» качеств личности. Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами – формирующим и развивающим, различий между смыслами, заложенными в каждом из них. Основная задача педагога – помочь ребенку в его развитии, и даже не сформировать, воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке.
Технология погружения в народную культуру, проживание ребенка в ней, предполагает создание комфортных условий, свободное и творческое развитие ребенка, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика.
Таким образом, преодоление отставания процесса формирования нравственной культуры учащихся от потребностей общества через «вхождение», «путешествие», «проживание», т.е. погружение в народную культуру, реализация его воспитательного потенциала, господствующий в школе моносубъектный характер обучения, необходимость изменения традиционной модели педагогического взаимодействия педагога и ученика, использование интерактивных форм обучения стали основанием для моей авторской разработки.
2. Авторский подход. Формулировка авторской идеи и способа решения проблемы.
В качестве авторской разработки я предлагаю технологию творческого погружения в народную культуру. Это технология обучения, она отражает путь освоения конкретного учебного материала – народной культуры, в рамках курса «История и культура народов Марий Эл».
Одним из ученых, который сделал анализ, интерпретацию, описание образовательных технологий является кандидат педагогических наук Селевко Герман Константинович. В своей книге «Современные образовательные технологии» он дает научное обоснование понятия педагогической технологии, предлагает классификацию технологий по пяти направлениям и методологическую основу их анализа. «Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в качестве реального процесса обучения».
Педагогические технологии, как отмечает автор книги, употребляются в трех уровнях: общепедагогическая, частнометодическая, локальная.
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частнометодическая педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предмета, методика работы учителя, воспитателя).
Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.
Существуют терминологические нюансы, на которые предлагает обратить внимание Селевко Г.К. «Термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.
Структура педагогической технологии, предложенная Селевко Г.К., методические рекомендации для составления авторской разработки являются основой описания технологии творческого погружения в народную культуру. Ученый предлагает следующую схему (условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними).
Технология творческого погружения в народную культуру
(Э.М.Кочергина на основе методики Т.А.Пигиловой, Л.В.Каршиновой)
Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитывать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык…
В.С. Лысенко
Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия.
И.В.Кириевеский
Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
А.С. Макаренко
По уровню применения: частнометодическая (предметная)
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная (в результате обучения учащийся приобретает социальный опыт), психогенная (развитие определяется психологическими процессами самосовершенствования).
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная: приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций: головной мозг запечатлевает сигналы органов чувств, устанавливает и воспроизводит связи (ассоциации) между событиями и фактами) имеет определенную логическую последовательность: а) восприятие учебного материала; б) его осмысление; в) запоминание и сохранение в памяти; г) применение усвоенного в практической деятельности).
По ориентации на личностные структуры: СЭН (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), СДП (эвристический, прикладной - развитие творческих способностей и формирование действенно-практической сферы, ЗУН – (формирование школьных знаний, умений, навыков).
По характеру содержания: обучающая, воспитывающая, развивающая.
По типу управления: групповая, «консультант», реализация творческого потенциала учащихся.
По организационным формам: классно-урочная, групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая, творческая, объяснительно-иллюстративная, проблемная.
По категории обучаемых: массовая, для учащихся общеобразовательной школы.
Целевые ориентации
§ формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе усвоения народной культуры;
§ философский подход в изучении культуры народа, народная философия как основа жизнедеятельности предков;
§ развитие творческих способностей, опыта творческой деятельности.
§ воспитание человека-гражданина;
Концептуальные положения
Основная гипотеза: только в атмосфере высокой культуры и только на основе гуманизации школьного образования и освоения богатств народной культуры, возможно воспитать личность нравственную, обладающую чувством социальной ответственности.
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Народная культура - это кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, к людям. Я разделяю взгляды известного философа Ивана Ильина «… Возникает могучее творческое единение людей в общем и сообща творимом лоне – в национальной духовной культуре, где все мы одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) – едино для всех нас и общее всем нам: и творцы духа и «труженики культуры», и создание искусства, и жилища, и песни, и храмы, и язык, и лаборатории, и законы, и территория… Каждый из нас живет всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь… Ее созданиями заселяется, «обогащается», и творчески пробуждается личный дух каждого из нас…» (Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения/ И.А. Ильин. – Эксмо, 2006. – 912 с.).
«Золотой» опыт предков как никогда необходимо передавать новым поколениям, ценностный вектор должен быть направлен на передачу духовного опыта предыдущих поколений. Это мировидение и самоощущение человека, его коммуникативные и поведенческие модели, обычаи и традиции. Очень важно возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности традиционной культуры народа. Заложить в личность ребенка понимание народной культуры в единстве, синтезе фольклора, музыки, семейных традиций и праздников, народных ремесел.
Понятие народная культура не разделяет материальную и духовную культуру. Духовная культура всегда имеет свое материальное выражение. Оно воссоздает и отражает целостный образ мира и отношения человека с этим миром. Все замкнуто в единый круг бытия. Народная философия – главная идея, стержень построения занятий.
Принципы проведения занятий:
- «информация через творчество» является одним из основных;
- диалог культур: единство через многообразие;
- принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества учащихся;
- принцип наглядности;
- принцип результативности: организуемая деятельность должна сопровождаться ситуацией успеха;
Особенности содержания
Обучение строится на основе программы предмета «История и культура народов Марий Эл» и реализуется через предмет национально-региональной части Базисного учебного плана РМЭ «История и культура народов Марий Эл». Данный курс объединяет в себе знания ряда гуманитарных, общественных, эстетических наук: философии, истории, географии, литературы, языка, изобразительного искусства, музыки. Интеграция знаний из разных областей в единый школьный предмет дает устойчивое представление о смысле бытия в органической целостности, что способствует выработке жизненных ориентиров в современной реальности.
Формирования понятий народной культуры осуществляется через доступные сказки, мифы, былины, игры, художественный язык народа, предметный мир, главное в котором – духовное начало. Культура народа изучается как целостный мир, это мир в котором находился человек с момента своего рождения, в котором нельзя разделить материальную и духовную культуру.
Содержание народной культуры составляют несколько блок-тем: «Фольклор», «Жилище», «Одежда», «Искусство народных праздников», «Традиционные народные ремесла». Основы народной философии, педагогики, психологии являются стержнем воспитательной линии.
Фольклор
|
Жилище
|
Одежда
|
Народные праздники
|
Народные ремесла
|
Народная философия
Народная педагогика
Народная психология
|
Фольклор - устное народное творчество: сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, музыкально-песенное искусство. Его особенностью является ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор не остается низменным, а развивается вместе с народом, вбирая все ценное, что существовало ранее. Поэтому он всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он всегда несет воспитательную функцию и используется в образовательном процессе. Фольклор народов нашей республики отражает историческую, национальную, социальную, бытовую жизнь, он является средством самовыражения, самоорганизации народов, формирования его мировоззрения.
Народные праздники – наиболее яркая сторона жизни народа, которая сохраняла древние традиции и впитывала новые черты. С древности складывались яркие неписаные сценарии, системы праздников. Большинство праздников носило земледельческий характер, это были календарные праздники, тесно связанные с годичным круговоротом в природе и сельскохозяйственным календарем. Говоря об особенностях праздников, можно выделить две основные их черты: мировоззренческий аспект и коллективный характер проведения. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представления о счастье, гармонии и творческой жизни. Народный праздник синтезирует все виды народного искусства. Годовой цикл праздников мари, русских, татар отличается. Хотя ряд марийских праздников весьма схож с православными: Шорыкйол – Святки, Масленица – Уярня, Пасха - Кугече, но эти праздники не заимствованные и имеют более раннее происхождение. Учителю необходимо иметь целостное преставление о народных праздниках и в зависимости от этнокультурной особенности района отбирать содержание по разделу «Народные праздники». Изучать необходимо не только главные праздники, но и «второстепенные», т.к. они по-своему прекрасны, богаты своими традициями.
Народные ремесла занимают важное место в народной культуре. Это органическое соединение труда и творчества. В основе их возникновения – бытовые потребности, но в то же время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира, потребность отразить все в своем творчестве. Народный промысел – это жизненно необходимый труд, связанный с устроением жизни человека, будь то посуда, дом или украшение. Но в то же время это искусство. Республика Марий Эл славится разнообразием народных ремесел. Глубокие народные традиции хранят разнообразные приемы обработки материалов нашего лесного края. Основными распространенным видом народного искусства края является обработка древесины: резьба, плетение, также вышивка, ткачество. Произведения народного искусства близки и поняты детям школьного возраста. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного искусства присущи и творчеству детей. И поэтому включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народных ремесел является также подтверждением «погружения» в народную культуру. Закрепление теоретического материала по темам «одежда», «вышивка», «жилище» и др. достигаются выполнением творческих заданий, сочетающих в себе художественный труд.
Одежда, Жилище. Каждый народ создал свой предметный мир, в котором выразил свое понимание жизни, природы, мира. Культура зависит от ландшафта и это одна из причин отличия жилища и одежды разных народов. На это повлияли и социально-экономические, исторические, религиозные условия. Одежду и жилище предлагается рассматривать с мировоззренческой позиции. Наши предки ощущали себя частью живой природы, детьми Космоса. Мир в представлении нашего предка был триединым: Небо, Земля и Мир подземный. Это триединство прослеживается и в жилище и в народной одежде. Например: головной убор – символ мира богов; рубаха – символ материального мира; отражение триединства мира присутствует в символике украшения головного убора женщины, рубахи в женском и мужском костюме.
Народная философия, Народная педагогика, Народная психология – самая важный и обязательный блок в курсе «Народная культура». Именно с этого должно начинаться вхождение в народную культуру, утверждала педагог и исследователь Т.А. Пигилова. Без мировоззренческого подхода невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, ни прочее составные народной культуры. Познакомив учащихся с народной философией, педагогикой, психологией легче будет ввести в мир символов – в орнаменте, в росписи, в устном народном творчестве. При этом имеется ввиду не изучение предмета «Философия», а объяснение ребенку мировосприятия, мироощущения народа, проживания ребенка в мире, в круге бытия, в котором жили наши предки. Таким образом, происходит осмысление народной культуры как целостного мира, где все замкнуто в единый круг: песня связана с одеждой, одежда – с обрядовой символикой, праздником, праздник – с земледельческим календарем, устным народным творчеством и т.д.
Особенности методики
Комплексное содержание народной культуры определяет своеобразие деятельности учителя и ученика. Изучение народной культуры с использованием технологии погружения позволяет упростить организацию учебного материала, сохранив его эффективность и результативность.
1. Что такое погружение?
«Погружение» в педагогической литературе определяется как метод обучения. Это одна из форм интерактивного обучения. Е.В. Коротаева в своей книге «Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия» отмечает, что идея обучения методом погружения была выдвинута М.П.Щетининым: «Ученик во время погружения вынужден быть сосредоточенным, внимательным, активным в каждую минуту урока. Причём он должен думать не только о себе, но и о товарищах, каждому из которых, возможно потребуется помощь, так как учебно– познавательная деятельность организуется как коллективный труд. Привычный порядок расположения учебных столов изменен. Ребята объединены в группы по четыре – пять человек…Как правило, почти каждый выступает в роли и учителя и ученика, ведущего или ведомого, организатора коллективной работы и её рядового участника, но заинтересованного в успехе общего дела – выполнения задания учителя». В основе метода погружения - коллективный, групповой подход в обучении, изменение привычной организации учебного пространства, диалогичные формы взаимодействия. Эти составляющие метода погружения обуславливают эффективность обучения и остаются важными при изучении и народной культуры.
В основе занятий в школе М.П. Щетинина лежит эффект «погружения»: учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное «погружение» в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности.
Большую известность получила школа А.Н.Тубельского, где все компоненты учебно-воспитательного процесса отличаются технологической новизной. Погружение по каждому предмету «не чаще трех раз в год в течение недели», изменение традиционной программно-урочно-предметной системы обучения и ведения «уроков по выбору» характерны для этой школы.
Существуют различные модели «погружения» (по исследованиям А.А. Остапенко):
1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением внушающего воздействия.
2. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами:
- погружение в предмет или однопредметное «погружение»;
- двухпредметная система «погружения»;
- тематическое «погружение» или «погружение» в образ;
- погружение в культуру – Школа диалога культур
- погружение как компонент коллективного способа обучения;
- выездное «погружение» и др.;
Погружение находило свое воплощение в педагогической практике, и в то же время оно может приобретать новое значение и стать важным элементом новых методик.
Погружение при изучении народной культуры есть, прежде всего, погружение в содержание изучаемой темы, эмоциональное проживание изучаемого материала.
2. Что предполагает творческое погружение?
Технология погружения обеспечивает творческое усвоение знаний.В формулировке названия данной технологии слово «творческое» имеет большое значение. В любом словаре можно прочитать, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей и существуют разные виды творчества – техническое, художественное, научное…
В.И. Андреев определяет «Творчество – один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью».
Таким образом, в результате усвоения знаний учащиеся воспроизводят их творчески - они создают свой продукт, создают художественный образ через выполнение художественных заданий. Вид заданий не является обязательно одинаковым для каждого ученика. Желания детей, их способности обязательно должны учитываться, так как для одних задание может оказаться интересным, а для других - трудно выполнимым. В этом случае у школьника должно быть право выбора. Материал урока усваивается в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся, что предполагает следующие формы взаимодействия учителя и ученика: индивидуальная, парная, коллективная, групповая. И результатом творческой деятельности школьников по изучению народной культуры являются сочинения, рисунки, вышитые изделия, исполненная песня, изделия, выполненные из материала, бересты.. т.е. творческий продукт, как проявление индивидуальных, творческих способностей учащегося.
Т.И. Поливщикова в методических рекомендациях «Развитие творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел» выявляет сущность и структуру творческой деятельности школьников. Автор предлагает таблицу «Этапы и результаты процесса творчества учащихся», на которую должен ориентироваться учитель при использовании технологии творческого погружения при изучении и народной культуры.
Этапы
|
Результаты
|
1.Обоснование, осознание и принятие идеи.
|
Осмысленная и принятая идея – задача.
|
2. Технологическая разработка идеи.
|
Доведение идеи до возможности её практической реализации.
|
3. Практическая работа над идеей.
|
Практическая реализация идеи.
|
4. Апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи.
|
Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества.
|
3. Педагогические условия при погружении в народную культуру.
Технология творческого погружения в народную культуру включает следующие положения:
- создание среды для изучения культуры;
- проведение интегрированных занятий, где сочетаются различные виды деятельности: коммуникативная, художественная, ручной труд, слушание музыки и др.;
- мотивационная готовность учащегося для творческой и совместной работы;
- сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- использование «поддерживающих» приемов общения;
Для планирования результативного обучения от учителя требуется:
1) знание содержания курса по народной культуре, высокий уровень этнокультурной информированности.
2) наличие разнообразных умений и навыков для организации практической работы с детьми (вышивание, рисование и др.).
3) знание цели, принципа, метода погружения.
4) умение составлять разные модели уроков в зависимости от цели и содержания урока.
Уроки по народной культуре не должны быть однотипными по построению, хотя совсем отказываться от классического триединства построения урока не следует. Это зависит от темы и содержания урока.
Для подготовки учебной работы необходимо следующее:
1) составить перечень тем по пяти блок-темам, учитывая национальный состав учащихся и в зависимости от этого отбирать содержание.
2) определить по каждой теме область погружения, например, это может быть проигрывание обряда встречи гостей, обучение ремеслу и т.д. В каждой конкретной теме способ погружения может быть различным.
3) определить сложность и объем выполнения элементов погружения. Погружение может занять часть урока и целый урок.
4) составить план урока – композиционно выстроить занятие, где все части логически связаны друг с другом, сочетаются различные виды учебной работы.
5) подобрать необходимый наглядный материал по теме урока, постараться наиболее полно представить зрительный и слуховой ряд для создания среды.
6) планировать рефлексию и контроль.
4. Создание среды обучения.
Технология погружения предполагает создание воспитывающей, творческой среды, т.е. создание таких условий, в которых он проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Именно эмоции являются показателем отношения ученика к происходящему на уроке. Необходимо, чтобы в процессе обучения были задействованы как можно больше органов чувств ребенка для возбуждения зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой памяти. Это окажет наибольшее эмоциональное воздействие на него. Чем эмоционально насыщен урок, тем лучше запомнятся и усвоятся знания,а учащиеся настроятся на творческую работу.
Для создания среды обучения в классе требуется следующее:
1) создание на уроке эмоционально привлекательной атмосферы для совместной деятельности.
2) принятие и поддержка учителем эмоциональных проявлений ученика.
3) оформление помещения в соответствии с темой урока.
4) наличие средств, материалов и принадлежностей для выполнения творческих работ.
5) особая организация учебного пространства (расстановка парт, размещение учащихся в классе..);
Обратимся к высказыванию Л.С. Выготского: «Культура – идеальная форма среды, сознания и деятельности, которая выработана человечеством». Для нас «идеальной средой» станет народная культура, в которой, как известно не было зрителей, в ней присутствуют только участники. Только непосредственное проживание позволяет ребенку понять нравственный смысл народной культуры.
5. Подготовка и проведение урока по погружению.
Урок по погружению в народную культуру - целостное мероприятие, имеющее свою структуру и режиссуру, требующее подготовки, тщательной продуманности его компонентов. Этап подготовки, проведения, рефлексия урока представлен в следующей схеме:
Примерная композиционная модель занятия по теме «Фольклор»
1. Рассказ учителя по теме урока.
2. Работа по произведению устного народного творчества, знакомство с текстом ( объяснение пословицы, рассмотрение иллюстрации ит.д.)
3. Проигрывание произведения, исполнение песни, комментирование чтение, чтение по ролям и др.
4. Практическая работа (например, иллюстрирование произведения).
5. Обсуждение выполненной работы.
6. Итог. Домашнее задание.
Примерная композиционная модель занятия по теме «Одежда», «Жилище»
1. Рассказ учителя по теме урока.
2. Просмотр иллюстраций, показ одежды.
3. Практическая работа по теме: изготовление одежды, творческая работа с альбомом, изготовление куклы…
4. Обсуждение выполненной работы. Беседа по анализу изделия.
5. Выставка работ.
6. Итог. Домашняя работа.
Примерная композиционная модель занятия по теме «Искусство народных праздников»
1. Прослушивание, просмотр праздника.
2. Беседа, совместный разговор по теме.
3. Проигрывание праздника, разучивание игры, песни.
4. Творческая работа, изготовление праздничных открыток или другой вид практический деятельности.
5. Обсуждение выполненной работы.
6. Итог. Домашняя работа.
Примерная композиционная модель занятия по теме «Традиционные народные ремесла»
1. Знакомство с народным ремеслом, рассказ учителя.
2. Выставка изделий по данному виду ремесла.
3. Встреча с мастером.
4. Обучению основам ремесла, подробное объяснение технологии выполнения с показом.
5. Художественный труд.
6. Итог. Домашняя работа.
Система оценивания и диагностика. Диагностику успешности процесса обучения необходимо осуществлять с помощью повседневного наблюдения, выполнения творческих заданий, выставления отметок в соответствии требованиям к уровню подготовки учащихся, выработанным по классам. Требования состоят из двух частей, первая из которых нацеливает на получение и усвоение информации и теоретических положений, их анализ и систематизацию («Ученик должен знать»), а вторая - на приобретение практических навыков («Ученик должен научиться»). Данные требования позволяют организовать контроль и обобщение учебного материала.
Контролировать знания учащихся необходимо в разнообразных формах: устный, письменный опрос, диалог, диспут, обсуждение, беседа, выступление (сообщение), сочинение, творческая работа. Если знания учащихся легко определить и измерить с помощью разработанных тестов, в ходе опросов, то творческие способности – намного труднее, потому что они проявляется в новом, необычном, оригинальном. Отследить педагогу формирование навыка творческой деятельности поможет следующая методика. Педагог один раз в четверть (один раз в полугодие) на основе педагогического наблюдения заносит в таблицу по следующим параметрам уровень их развития (низкий, средний, высокий):
1) уровень активности и эмоциональности при обсуждении темы;
2) уровень способности воспринимать и анализировать визуальную информацию;
3) степень выразительности создаваемых образов;
4) уровень оригинальности творческой работы;
5) уровень способности формирования своего личного знания по поводу получаемой информации;
Таблица позволяет анализировать динамику развития способностей каждого учащегося в отдельности, поможет в выборе форм, приемов подачи изучаемого материала. ( См. приложение №1)
Пятибалльная система оценивания знаний, умений и навыков дополняется учитыванием взаимооценки и самооценки деятельности учащихся, психологическим самоанализом (до и после урока в диагностической карте дети отмечают свое настроение: хорошее, отличное, так себе), что позволяет учителю корректировать методику объяснения нового материала, продумывать индивидуальные занятия.
Достижение поставленной цели на уроке проверяется при помощи экспресс-диагностики: в письменном виде или цветными кружками учащиеся заполняют один из трех секторов: 1 – было трудно и неинтересно; 2 – было трудно, но интересно; 3 – было легко и интересно. Подобный самоанализ позволяет учителю не только выявить эффективность используемых педагогических приемов, но и выяснить причину затруднений учащихся, дифференцировать учебный процесс с учетом уровня развития каждого обучаемого.
Одним из ключевых моментов технологии творческого погружения в народную культуру является создание атмосферы сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Оценить деятельность учителя по формированию атмосферы сотрудничества поможет следующая диагностика. (см. приложение №2). Выстраивая рейтинговую кривую получаем представление о наработанности приемов и методов в практике конкретного учителя.
Внеурочные мероприятия также могут входить в структуру мониторинга, например, олимпиада школьников в виде творческих работ, конкурса исследовательских работ и др. При изучении курса используются разнообразные формы внеклассной работы: коллективные творческие дела, классные часы, встречи с интересными людьми, сбор экспонатов для школьного музея, экскурсии и поездки, участие в проектной деятельности, фестивали детского творчества.
Основные формы урока: образно-игровые: диалог, игра, творческая деятельность, обыгрывание ситуаций, художественный труд, комментированное чтение, урок-встреча, экскурсия и др.
Ожидаемый результат:
1. Формирование нравственной культуры учащихся на основе познания традиционной культуры народа.
2. Формирование у школьников системы этнических и поликультурных знаний, умений, навыков.
3. Развитие творческого потенциала учащихся, его коммуникативных, рефлексивных способностей.
4. Становление активной, субъектной позиции учащегося в учебной деятельности.
Оригинальность и особенность авторской позиции.
Оригинальность данной разработки, ее новизна в следующем:
- технология позволяет изменить традиционную форму взаимодействия педагога и воспитанника, она нацеливает на субъект-субъектное взаимоотношение в образовательном процессе;
- использование интерактивных форм обучения, в ходе которых формируются навыки совместной деятельности;
- отход от традиционной структуры урока – новый способ организации занятия, увлекательный способ изучения достигается оригинальной организацией учебного материала, где присутствует игра, театрализация, создание атмосферы праздника и т.д.
- творческое усвоение знаний – знания закрепляются творческой деятельностью учащихся;
- усиление интегративной роли философии при освоении учебного материала;
Сравнительная характеристика традиционного урока и урока с применением технологии творческого погружения в народную культуру.
Процесс обучения
|
Традиционное обучения
|
Обучение с использованием технологии погружения в народную культуру
|
Цель
|
Усвоение знаний, умений, навыков, понимание учебного материала
|
Развитие активной творческой личности
|
Содержание
|
Программные знания
|
Освоение способов познания, знания, умения, навыки – средство развития личности
|
Мотивы
|
Отметка, приказание, запрещение, наказание, соревнование
|
Радость творчества, самосовершенствование, благоприятный нравственно-психологический климат, атмосферы сотрудничества и сотворчества, ситуация успеха, открытие нового.
|
Методы
|
Репродуктивные:
- повторение;
- упражнение;
Заучивание:
- действия по образцу;
- инструктаж;
|
Интерактивные, продуктивные методы обучения:
- проблемная беседа;
- совместный поиск;
- методы активизации творческого мышления;
|
Формы организации занятий
|
Фронтальные:
- рассказ;
- лекция;
- опрос;
- вопросно-ответный диалог;
|
Групповые и индивидуальные: полилог, побуждающий диалог, консультация, исследовательская работа, самостоятельная творческая работа, художественные задания.
|
Статус учителя
|
Всезнающий, всевластный руководитель.
|
Помощник, советчик, консультант, старший друг
|
Функции учителя
|
Сообщение знаний, демонстрация умений.
Проверка и оценка качества их усвоения
|
Организация, координация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач
|
Функции учащихся
|
Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя
|
Освоение способов приобретения знаний, творческое воспроизведение полученных знаний, самостоятельное выполнение продуктивных заданий
|
Результат
|
Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта.
|
Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в различных жизненных ситуациях
|
Границы применения.
Технология творческого погружения в народную культуру рекомендуется учителям, преподающим предметы национально-регионального компонента, в частности предмет «История и культура народов Марий Эл», педагогам дополнительного образования, работающим по программе «Народная культура», педагогам-организаторам для использования во внеклассной работе с детьми. Данная технология применима при изучении любой национальной культуры. Она рассчитана на учащихся общеобразовательной школы.
Материальная и техническая база должна соответствовать требованиям проведения современного урока: кабинет, оснащенный ТСО, учебно-методические материалы, экспонаты и предметы традиционной культуры согласно теме урока.
Приложение № 1
Формирование атмосферы сотрудничества на уроке
Выстроить рейтинговую кривую (оценить и отметить точкой каждую из предложенных ниже позиций, а затем соединить точки).
Ф.И.О. учителя __________________________________________
Интерактивная ориентация педагога
|
Оценочная шкала
|
Традиционная позиция педагога
|
|
1. Отношения сотрудничества: учитель и ученик заражают друг друга творческой энергией
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
1. Отношение учителя и ученика носят преимущественно формальный характер
|
2. Учитель заботится об этике взаимоотношений и взаимодействий (учитель-ученик, ученик-ученик)
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
2. педагог 1 заостряет внимание на формирование культуры взаимоотношений и взаимодействий
|
3. Все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная; игровая, художественная и др.)
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
3. Деятельность учащихся однообразна, носит репродуктивный характер, учащиеся пассивны, избегают инициативных поступков
|
4. Наличие обратной связи: коммент. Деятельность учеников, ответам дается развернутая оценка; часть контрольных функций передана учащимся.
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
4. Отсутствие обратной связи: ответы учащихся не комментируются, не выработаны критерии оценки деятельности учащихся
|
5. Активная позиция учителя в организации учебного взаимодействия: включение в деятельность на всех уровнях
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
5. Пассивная позиция: строе следование конспекту, уклонение от импровизации, ограничение рамками социальной роли
|
6. Учитель поощряет инициативу учащихся, создает условия для ее реализации
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
6. Учитель боится инициативы учащихся, опасаясь проявить в непредвиденной ситуации собственную некомпетентность
|
7. Дифференцированный _интреактивный) подход к учащимся в осуществлении учебного взимодействия
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
7. Жесткий (преимущественно воздействующий) подход в организации учебной деятельности учащихся
|
8. Заинтересованность педагога в оптимальной организации процесса и результата обучения
|
3
|
2
|
1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
Нацеленность на результат обучения в ущерб самому процессу учебной деятельности
|
Обработка данных. Положение рейтинговой кривой (крайнее левое или преимущественно левое, центральное, крайнее правое или преимущественно правое) дает представление о наработанности интерактивных приемов и методов в практике конкретного учителя.