Сегодня из 25 поселков, расположенных на территории муниципального района, в 23-х работают образовательные учреждения различных типов и обучаются дети коренных малочисленных народов Севера. В 20-ти из них - изучаются языки коренных малочисленных народов Таймыра, преподавание которых включено в учебный план.
Можно сказать, что изучению и развитию родных языков на Таймыре дан «зеленый свет». Понятно, качество преподавания родных языков зависит от многих факторов, но важнейшим является уровень профессиональной готовности учителей, преподающих родные языки и предметы этнокультурного цикла. Надо сказать, что сегодня одним из основных направлений методической работы в системе образования вообще и Таймыра в частности является объединение педагогов в профессиональные сообщества. Например, это городские или школьные методические объединения по образовательным направлениям (ГМО, ШМО), творческие группы (ТГ), проблемные группы. Но, в нашем случае, учитывая специфику территории, такое непосредственное общение не всегда представляется возможным: в большинстве поселков расположено по одной школе, в которой работает один учитель родного языка. А для непрерывного профессионального роста необходимо систематическое взаимодействие, позволяющее обсуждать возникающие проблемы, совместно определять пути их решения, делиться своим опытом, знакомиться с профессиональными наработками своих коллег. В этом случае создание виртуального сетевого педагогического сообщества учителей родных языков и предметов этнокультурного содержания является наиболее приемлемым средством коммуникации специалистов, работающих над возрождением языков коренных народов Таймыра, а вместе с тем, по сути, над возрождением своего народа.
В декабре 2010 года руководством Таймырского муниципального казенного учреждения «Информационный методический центр» было принято решение о создании на сайте сетевых образовательных сообществ "Открытый класс" в рамках проекта "Развитие родных языков и предметов этнокультурного содержания в общеобразовательных учреждениях Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2010 - 2015 годы" виртуального сетевого сообщества педагогов родных языков и предметов этнокультурного содержания Таймыра «Родное слово». Основная задача, стоящая перед ним, - объединить педагогов Таймыра и оказывать им методическую помощь по вопросам родных языков и предметов этнокультурного содержания, дать им возможность общаться с педагогами из других регионов.
«Родное слово» предоставило возможность учителям родных языков, не выезжая за пределы своего поселка, систематически вести работу по обмену опытом, на форумах обсуждать актуальные вопросы о системе обучения и воспитания детей, обмениваться материалами, которые могут быть необходимы в преподавании уроков по родным языкам: презентации, тесты на родных языках, сценарии различных школьных мероприятий, материалы международных семинаров, конференций, информация о реализуемых проектах на Таймыре, планы-конспекты уроков (в том числе на и на родных языках), фотоальбомы.
Надо сказать, что сетевое сообщество нельзя назвать уже привычным методом общения для педагогов. В связи с этим специалистами нашего Центра была проведена большая предварительная организационно-методическая работа, включавшая в себя информирование руководства и учителей образовательных учреждений о создании сообщества, обучение элементарным основам работы в нем.
Прошло уже более полутора лет, и на сегодняшний день в сетевом сообществе "Родное слово" зарегистрировано 53 участника. Свое сообщество "Родное слово" его участники уже называют "учительским кабинетом", куда можно "прийти" в любую школьную перемену, за "кружкой чая" пообщаться с коллегами. Ведь посредством сетевого общения можно с лихвой восполнить недостаток очного методического сопровождения, да и просто поделиться успехами, задать вопрос, получить дельный совет. Такое взаимодействие способствует профессиональному росту педагогов, а преподавание родных языков переходит на иной, более качественный уровень.
В процессе работы сетевого сообщества «Родное слово» стало понятно, что люди, занимающиеся возрождением родных языков, – личности увлеченные и творческие. Об этом говорит и тот факт, что в каждой школе поселка, где преподаются родные языки, учителями оформлены кабинеты. Причем, сделано это было бережно, с любовью и фантазией, так свойственной этим людям. Таким образом, родилась идея муниципального конкурса на лучшее оформление кабинета родного языка и литературы коренных малочисленных народов Таймыра, стартовавшего 10 апреля 2012 года.
Организатор Конкурса «Информационный методический центр» при поддержке Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Цель конкурса - активизация работы педагогов образовательных учреждений муниципального района в оформлении специализированных учебных кабинетов. В Конкурсе могут принять участие общеобразовательные учреждения муниципального района, в которых преподается родной язык и литература коренных малочисленных народов Таймыра (долганский, ненецкий, нганасанский, энецкий, эвенкийский).
Конкурс проводится в заочной форме в один этап в период с 10 апреля 2012 г. по 01 ноября 2012 г. и предполагает оформление участниками кабинетов родного языка и литературы коренных малочисленных народов Таймыра с последующим представлением материалов, это отражающих.
Участие в конкурсе оформляется заявками образовательных учреждений, которые должны быть направлены в оргкомитет Конкурса в срок до 01 мая 2012 г.
По результатам Конкурса все участники получают Сертификат участника муниципального конкурса на лучшее оформление кабинета родного языка и литературы коренных малочисленных народов Таймыра. Победитель Конкурса награждается ценным подарком и дипломом. Результаты Конкурса, имена участников и все материалы Конкурса вы увидите в сетевом сообществе «Родное слово» (http://www.openclass.ru/node/186642/).
За дополнительной информацией мы ждём вас по адресу: г. Дудинка, ул. Ленина, 38, Таймырское муниципальное казенное учреждение «Информационный методический центр», , тел.: 8 (39191) 5-01-94, факс: 8 (39191) 5-01-53, Поротова Анастасия Ивановна.
Анастасия ПОРОТОВА,
методист ТМКУ
"Информационный методический центр"
|