Submitted by Эльвира Максимовна Кочергина on пн, 23/04/2012 - 11:55
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся.
- Добрый день, дорогие ребята! Пусть этот день, как и урок будет для нас добрым и полезным.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
Мы с вами познакомились с видами изобразительного искусства и жанрами живописи. Угадайте по известным картинам марийских художников, к каким жанрам эти полотна относятся .Виды жанров:
Пейзаж
Портрет
Натюрморт
Анималистический
Бытовой
Исторический
Батальный
3.Новая тема.
- Прошу обратить внимание на презентацию (на слайдах фотографии природы родного края)
- Что для нас природа? (Источник жизни, вдохновения, любви, жизненной энергии… )
- Мир вокруг нас огромен и прекрасен, и когда, талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины сами становятся добрее, красивее и лучше. Но постигать прекрасное не просто, этому тоже надо учиться, надо развивать в себе эмоциональную отзывчивость ко всему прекрасному, как говорил литовский композитор и художник М.К.Чюрленис, жить «широко открыв глаза на все, что прекрасно».
- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока?
- Сегодняшний урок мы посвятим одному жанру – пейзажу или пейзажной живописи. Обратимся к истокам возникновения пейзажа как самостоятельного жанра в марийском изобразительном искусстве, познакомимся с творчеством марийских художников.
Презентация исследовательской работы учащегося. Зарождение пейзажа как самостоятельного жанра в марийском изобразительном искусстве
Марийская живопись начала свой разбег с пейзажного жанра. Среди первых художников, обратившихся к этому жанру, были казанские художники П.А.Радимов и Г.А.Медведев, работавшие в селе Еласы. В 20-е годы П.А.Радимов в селе организовал изостудию, где занимались не только дети, но взрослые. Они с большим увлечением разрабатывали крестьянскую тематику, писали этюды, где правдиво пытались запечатлеть различные уголки деревенского пейзажа.
К этому же периоду относится творческая деятельность А.В. Григорьева. В 1919 году по его инициативе в Козьмодемьянске открылся Краеведческий музей с картинной галереей (сейчас Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. Григорьева). За это в Республике Марий Эл чтят его память. А.Григорьев – мастер портретного жанра. К сожалению, большинство его произведений не сохранилось. Его пейзажи, выполненные маслом, скромны, небольшие по формату, в колорите преобладают неяркие спокойные тона. Его манера изображения пейзажа характерна для русской реалистической школы. Он мастерски передавал различные состояния природы, восхищаясь тихим летним вечером, багряной осенью, солнечной весной. В свою раннюю работу «Волжский пейзаж» вложил всю свою любовь к великой русской реке. Художник мастерски изобразил природу и в других работах: «Осень», «Мартовский день», «Серый день», «Деревенский пейзаж», «Весна» и другие. Работа в пейзаже, успешно начатая в ранний период, найдет отражение в дальнейшей живописи Григорьева и сильнее раскроет его дарование. В 1922 году А.В. Григорьев уезжает в Москву, где он организовывает Ассоциацию художников революционной России.
Рассказ учителя. Пейзажная лирика П.Т. Горбунцова
В конце 20-х годов в марийский край приезжает П.Т. Горбунцов. Расцвет пейзажа во многом связан с деятельностью этого художника. Марийский край покорил его ум и сердце напевностью ландшафта, красочностью смешанных лесов. Поля, луга, полноводные речки и лесные озера будили воображение художника. Жизнь в пригороде Йошкар-Олы приблизил его к природе. Во всем он видел красоту. «Творить языком искусства для меня величайшее наслаждение», - говорил художник. Он пользовался непререкаемым авторитетом, с него брали пример, учились понимать душу земли, запоминать разнообразие ее состояния.
Посмотрите, ребята на картину «Лунная ночь». Вы видите луну? Почему картина так названа? Каким вам кажется воздух? (картина поражает своим светом и морозным воздухом. Луны не видно, но от ее света светятся стволы берез, блестит снег, голубеет темное небо).
Одно из лучших произведений Горбунцова – «Дыхание Севера» (1970), где показана сила и мощь природы.
- Какие деревья изображены на картине? (дубы). За ними мы видим овражек, полосу снега, дальний лес. Обратите внимание на облака, низкая линия горизонта позволила больше простора отдать изображению свинцовых и белых гребней облаков. Кроны деревьев срезаны. Сильно и впечатляюще передано состояние природы, ощущается крепость мороза.
Известные пейзажи П.Т. Горбунцова: «Весна» (1961), «Лесные дали» (1966), «В начале марта» (1967), «Зимний вечер» (1968), «Голубое утро» ( 1960) и др.
Разливы рек Н.П. Карпова
Пейзаж является ведущим в творчестве Николая Петровича Карпова. Его юношеские годы прошли на речном флоте. Многообразные блики реки, рассветы, закаты, жизнь набережных причалов нашли отражение в его творчестве. Его привлекают стихия весеннего половодья. В эпических пейзажах «Весна», «Разлив» (1964), «Большая вода», «Вечер»(1967)создан поэтический образ рек.
Индустриальный пейзаж Б. Пушкова
Борис Пушков любил работать на пленэре. «Утром я брал с собой ломоть хлеба, краски и уходил в места, где никто не мог помешать работе. Я научился видеть перемены в природе, восторгаться ее красотой м мудростью…», - вспоминал Пушков. Что такое пленэр? Обратите внимание на доску (словарная работа)
Однажды с самолета художник увидел необычную картину: в иллюминаторе открылась панорама трудовой деятельности людей: движение железнодорожного состава, баржи на воде. Это сильно его поразило и возник замысел, который воплотил в полотне «Приволжье» (1959). Пейзаж стал первой марийской картиной, получившей известность и высокую оценку за пределами республики. Пейзаж увиден с высоты птичьего полета и представляет масштабную панораму. На картине видим паравоз, тянущий состав с лесом; слева – шоссейная дорога с бегущими в оба конца автомашинами; справа – густая лесополоса. Цветовая гамма передает краски марийского Поволжья, голубизну неба с прозрачными белыми облаками, желто-зеленые кроны березок, зелень разнотравья. Картина имеет глубокий смысл. «Каждому живописцу важно найти свою тему. Раньше моей песней была только красота пейзажа вообще, но потом родилась и основная тема – рассказ об индустриальном строительстве, о нашей удивительной современности», - говорил художник. Картина «Поволжье» - индустриальный пейзаж.
Пейзажи художника: «Осенний лес», «Полнолуние», «Волга», «Теплый май», «Зимнее утро» и др.
Творческая работа учащихся в группах. Проанализировать пейзажи Михайлина И.А. «Золотая осень», З.Ф. Лаврентьева «Берег детства»
- Вначале урока мы говорили, что необходимо в себе воспитывать эмоциональную отзывчивость на все прекрасное. Чем хотел поделиться художник, какое открытие он сделал, как передал красоту мира? Попробуйте ответить.
Учащиеся, совместно обсуждая, анализируют картины. Примерный перечень вопросов, на которые они должны ответить:
· Что хотел донести художник до зрителя своим произведением?
· Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?
· Какие краски увидел в природе? Какой колорит художник использует в своей картине?
· Какое настроение художник передал в своей картине?
· Какие чувства у вас вызывает картина? Почему?
· Почему так названа?
Учащиеся выступают с анализом картины. Вторая группа высказывает свое мнение по выступлению одноклассников, оценивают работу своей группы.
Вопросы на закрепление знаний:
1. С творчеством каких художников познакомились на уроке?
2. Когда, в какие годы зародился этот жанр в марийском изобразительном искусстве?
3. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, какие виды пейзажа демонстрировались на уроке.
Домашнее задание. Учитель предлагает посмотреть узнать художника по его пейзажам (И.Ямбердов) и проанализировать одно из его произведений.
Итог
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров в марийском искусстве. Природа, изображение которой представлено на картинах марийских пейзажистов, не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает, и, конечно, наш марийский край. О национальных особенностях живописи стали говорить после успешного выступления П.Т.Горбунцова, Бориса Пушкова, С.Подмарева, Николая Карпова, Зосима Лаврентьева на художественных выставках. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.
На: Пейзаж в творчестве марийских художников
Спасибо, Эльвира Максимовна, за интересный и богатый материал.