Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Родная природа в изображении русских писателей, поэтов и художника И. Левитана.

Submitted by Лариса Анатольевна Галлямова on Fri, 03/04/2009 - 21:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Саркисова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУООШ №23
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель: Дать понятие о новом художественном приеме во взаимосвязи с другими художественными средствами языка, воспитание любви к природе на материале текстов, Развитие художественной речи и образного мышления.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. "Русский язык" 6 кл под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

2. " Язык мой - друг мой" под ред. Л.Т. Григорян (материалы для внеклассной работы)

Используемая методическая литература: 

 

Литература:
1. Скиргайло Т.О. методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. М, 2004г.
2. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова» М. «Просвещение».1977г.
3.Федорова Т.Л. «220 новых сочинений по картинам из учебников русского языка 5 -9 класс».
Используемое оборудование: 

 

Оборудование: репродукции картин И. Левитана об осени, таблицы по теории литературы «Художественные средства выразительности».
Краткое описание: 
1. Вступительное слово учителя. 2. Таблица. 3. Сообщение учеников. 4. Беседа по картине. 5. Рассказ о художнике и его какртине. 6. Опорные слова. 7. Работа с текстом В. Розенвассера из книги «Беседы об искусстве». 8. Домашнее задание.

 

Вступительное слово учителя.                                                                                          Родная природа – второй наш дом. Вот как об этом сказал Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в нее поглубже. Вслушайтесь, поймите ее язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»
Перед вами репродукции картин великого русского художника – пейзажиста И.Левитана.
- Что означает слово пейзаж ?
Слово пейзаж французское слово и буквально означает – вид какой – либо местности и картины природы, картины природы художников. Понятие пейзаж из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной» лирикой.                                                                                                                   Таблица.                                                                                                                 Художественные средства выразительности. (Тропы).
Эпитет - художественное определение. Кудрявая березка.
Сравнение – это художественный прием, когда один предмет сравнивается с другим. Глазки, как в поле цветы.(Н.А. Некрасов).
Метафора - скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении. Топи да болота, синий плат небес. (С. Есенин).
Олицетворение – это метафора, основанная на  переносе свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы. Ластик спорил с карандашом на бумаге.(Чем выражено олицетворение грамматически? Сказуемым.)
 
 
В лирике о природе поэты, писатели, как и художники - пейзажисты, изображают природу. Выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле.  Это чувство сумел передать М. Исаковский в своем стихотворении «Летят перелетные птицы», которое положено на музыку:
Летят перелетные птицы                                              Ушедшее лето искать,                                                                Летят они в жаркие страны,                                                       А я не хочу улетать.
А я остаюся с тобою,                                                             Родная, моя сторона,                                                                            Не нужно мне солнце чужое,                                                              Чужая земля не нужна.
Сообщения учащихся.
Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своем творчестве. Но больше всего любил поэт осень. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:
И с каждой осенью я расцветаю вновь…                         Здоровью моему полезен русский холод…
Дни поздней осени бранят обыкновенно,                               Но мне она мила, читатель дорогой.
Люблю я пышное природы увяданье,                                                В багрец и золото одетые леса…
У Пушкина осень всегда золотая, «богатая». Одетая в багрянец и золото…
Какие чудные слова Пушкина об осени: пышное природы увяданье! Вдумайтесь…И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень».
Беседа по картине.
Вам нравится эта картина?                                                                                    Что вас в ней привлекает?                                                                                            По каким признакам мы можем определить, что на картине И. Левитана изображена  осень?                                                                                                      Каким настроением пронизана картина художника?                      Используйте слова и словосочетания из стихотворения А.С. Пушкина, описывая природу.
Сентябрь – первый месяц осени. Ф. Тютчев об этой поре писал так:
Есть в осени первоначальной                                               Короткая, но дивная пора.                                                                 Весь день стоит как бы хрустальный,                                              И лучезарны вечера.
- Почему это время осени поэт назвал «дивной порой»?                              Какой день можно назвать хрустальным?                                                           Что значит лучезарны?
 «Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно». Так описывает лес осенью писатель Н. Сладков.
А вот таким увидел лес осенью И. Бунин:
Лес, точно терем расписной,                                                           Лиловый, золотой, багряный,                                                                 Веселой, пестрою стеной                                                                Стоит над светлою поляной.                                                  Березы желтою резьбой                                                                                   Блестят в лазури голубой,                                                                  как вышки елочки темнеют,                                                            А между кленами синеют                                                             То там, то здесь в листве сквозной                                                         Просветы в небо, что оконца.                                                           Лес пахнет дубом и сосной.                                                            За лето высох он от солнца,                                                          И Осень тихою вдовой                                                                                                               Вступает в пестрый терм свой.
- Назовите краски осени, увиденные поэтом.                                                            –Какое настроение у лирического героя. Как вы о нем догадались?                                                                                                        -Терем, оконца…Почему в стихотворении об осени автор использует эти слова?                                                                                                                                      - Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовой?
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились и отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает.                 Последние листы с нагих своих ветвей.                                            М. Пришвин был… грибником, который вспомнил одну сыроежку в лесу, где постоянно грибы собирал. Березки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.
- А о какой поре осени написал А. Майков:
Долго на листьях лежит                                                                    Ночи мороз, и сквозь лес                                                                                 Холодно как – то глядит                                                          Ясность прозрачных небес.
- Верно, речь идет о глубокой осени, о предзимье.
Итог. Сегодня на уроке мы узнали, что такое пейзажная литература, познакомились со многими произведениями поэтов об осени, посмотрели картины художника И. Левитана «Осень», «Золотая осень» - все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь ее. А это так важно для каждого из нас.
Будем же помнить слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину».
 Рассмотрение репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Рассказ о художнике и его картине.
Исаак Ильич Левитан(1860 - 1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца 19 века. Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало его призванием с детских лет. В 13 лет он поступил в Московское училище живописи и ваяния. Учился у Перова, Саврасова, Поленова и др .
Картина «Золотая осень»(1895)создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах.
Беседа по картине.
- Что изображено на картине?                                                                                          Какие чувства хотел выразить художник?
- Почему картина называется «Золотая осень»?
- Какие краски (тона) выбрал И.И. Левитан, чтобы показать «золото осени»?
 - О чем бы вы хотели написать в сочинении по данной картине? Что вы будете описывать?
Опорные слова:
Небо – голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.
Река – неширокая, чистая, тихая, с медленным течением.
Деревья – желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.
Трава – сухая, желтая. Как ковер, бурая.
Поле – зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик.
Деревушка – маленькая, дальняя.
 - с чего бы вы начали писать сочинение по картине?(С того, что 
И. Левитан изобразил красивую пору - осень) .
- Что написали бы вы после вступления? (Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо).
 - Каково было бы последнее предложение вашего сочинения? (Обязательно написал о том, какая осень – красивая пора года, как художник хорошо ее изобразил. Эта картина мне понравилась).
Работа с текстом В. Розенвассера  из книги «Беседы об искусстве».         Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно – зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка. И кажется, что ее густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно – золотые березы слева и красно – бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки.                                                                                                      Всматриваясь в картину И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. ( По В. Розенвассеру «Беседы об искусстве»).
 
- Соответствует ли содержание текста картине?
 - Что нового вы узнали о этой картине? (Как автор писал картину, как накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез).
 - Как Левитан описывает реку, деревья, поле, небо? Дополните свои опорные слова новыми.
 - Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.
Словарная работа.
Живопись – вид искусства, воспроизводящий предметы с помощью красок.
Пейзаж – изображение природы.
Мазки – прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз.
Колорит – соотношение красок в картине.
 
Дом. Задание: написать сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн