«Родная природа в изображении русских писателей, поэтов и художника И. Левитана.
Submitted by Лариса Анатольевна Галлямова on Fri, 03/04/2009 - 21:04
Вступительное слово учителя.Родная природа – второй наш дом. Вот как об этом сказал Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в нее поглубже. Вслушайтесь, поймите ее язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»
Перед вами репродукции картин великого русского художника – пейзажиста И.Левитана.
- Что означает слово пейзаж ?
Слово пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой – либо местности и картины природы, картины природы художников. Понятие пейзаж из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной» лирикой.Таблица. Художественные средства выразительности. (Тропы).
Сравнение– это художественный прием, когда один предмет сравнивается с другим. Глазки, как в поле цветы.(Н.А. Некрасов).
Метафора- скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении. Топи да болота, синий плат небес. (С. Есенин).
Олицетворение– это метафора, основанная на переносе свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы. Ластик спорил с карандашом на бумаге.(Чем выражено олицетворение грамматически? Сказуемым.)
В лирике о природе поэты, писатели, как и художники - пейзажисты, изображают природу. Выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. Это чувство сумел передать М. Исаковский в своем стихотворении «Летят перелетные птицы», которое положено на музыку:
Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать, Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать.
А я остаюся с тобою, Родная, моя сторона, Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна.
Сообщения учащихся.
Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своем творчестве. Но больше всего любил поэт осень. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:
И с каждой осенью я расцветаю вновь… Здоровью моему полезен русский холод…
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой.
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…
У Пушкина осень всегда золотая, «богатая». Одетая в багрянец и золото…
Какие чудные слова Пушкина об осени: пышное природы увяданье! Вдумайтесь…И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень».
Беседа по картине.
Вам нравится эта картина? Что вас в ней привлекает? По каким признакам мы можем определить, что на картине И. Левитана изображена осень? Каким настроением пронизана картина художника? Используйте слова и словосочетания из стихотворения А.С. Пушкина, описывая природу.
Сентябрь – первый месяц осени. Ф. Тютчев об этой поре писал так:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
- Почему это время осени поэт назвал «дивной порой»? Какой день можно назвать хрустальным? Что значит лучезарны?
«Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно». Так описывает лес осенью писатель Н. Сладков.
А вот таким увидел лес осенью И. Бунин:
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терм свой.
- Назовите краски осени, увиденные поэтом. –Какое настроение у лирического героя. Как вы о нем догадались? -Терем, оконца…Почему в стихотворении об осени автор использует эти слова? - Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовой?
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились и отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает. Последние листы с нагих своих ветвей. М. Пришвин был… грибником, который вспомнил одну сыроежку в лесу, где постоянно грибы собирал. Березки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.
- А о какой поре осени написал А. Майков:
Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как – то глядит Ясность прозрачных небес.
- Верно, речь идет о глубокой осени, о предзимье.
Итог. Сегодня на уроке мы узнали, что такое пейзажная литература, познакомились со многими произведениями поэтов об осени, посмотрели картины художника И. Левитана «Осень», «Золотая осень» - все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь ее. А это так важно для каждого из нас.
Будем же помнить слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину».
Рассмотрение репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Рассказ о художнике и его картине.
Исаак Ильич Левитан(1860 - 1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца 19 века. Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало его призванием с детских лет. В 13 лет он поступил в Московское училище живописи и ваяния. Учился у Перова, Саврасова, Поленова и др .
Картина «Золотая осень»(1895)создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах.
Беседа по картине.
- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?
- О чем бы вы хотели написать в сочинении по данной картине? Что вы будете описывать?
Опорные слова:
Небо – голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.
Река – неширокая, чистая, тихая, с медленным течением.
Деревья – желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.
Трава – сухая, желтая. Как ковер, бурая.
Поле – зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик.
Деревушка – маленькая, дальняя.
- с чего бы вы начали писать сочинение по картине?(С того, что
И. Левитан изобразил красивую пору - осень) .
- Что написали бы вы после вступления? (Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо).
- Каково было бы последнее предложение вашего сочинения? (Обязательно написал о том, какая осень – красивая пора года, как художник хорошо ее изобразил. Эта картина мне понравилась).
Работа с текстом В. Розенвассера из книги «Беседы об искусстве». Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно – зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка. И кажется, что ее густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно – золотые березы слева и красно – бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки. Всматриваясь в картину И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. ( По В. Розенвассеру «Беседы об искусстве»).
- Соответствует ли содержание текста картине?
- Что нового вы узнали о этой картине? (Как автор писал картину, как накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез).
- Как Левитан описывает реку, деревья, поле, небо? Дополните свои опорные слова новыми.
- Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.
Словарная работа.
Живопись– вид искусства, воспроизводящий предметы с помощью красок.
Пейзаж– изображение природы.
Мазки– прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз.
Колорит– соотношение красок в картине.
Дом. Задание: написать сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».