Submitted by Елена Хоменко on Fri, 03/04/2009 - 16:39
Ход урока.
I.Вступительная беседа.
Есть известное многим произведение Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:
«Алиса спрашивает у кролика:
-Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
-Все зависит от того, куда Вам надо прийти»
Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?
(Ученики: Нужно составить план своих действий.)
А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм»(слайд № 1).
Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского математика Мухаммеда аль-Хорезми (слайд № 2). Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.
Таким образом, алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату (слайд №3).
Алгоритмы полезно составлять, т. е. очень важно научиться мыслить алгоритмически. Алгоритмическое мышление поможет человеку научиться размышлять, анализировать, планировать свои действия, отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели.
Алгоритмы окружают нас повсюду. Это и алгоритм приготовления блюда, и алгоритм пошива одежды, и инструкция по использованию стиральной машины или музыкального центра и т.д.
Как вы думаете, кто может быть исполнителем алгоритмов?
(Ученики: технические устройства ,человек, группа людей, дрессированные животные).
Итак, исполнитель – это что-то или кто-то, способный выполнить действия, предписываемые алгоритмом (слайд №4).
Назовите исполнителей следующих видов работы:
а) приготовление торта;
б) пошив одежды;
в) ремонт обуви;
г) пломбирование зуба;
д) уборка мусора во дворе.(слайд №5)
(Дети отвечают.) Молодцы!
А теперь посмотрите на листы на вашем столе. Вам предстоит выполнить задание №1. (см.карточку задания)
Необходимо определить правильный порядок действий в алгоритме и записать его на ваших листах справа.
Задание с листа:
Определи правильный порядок следования действий в алгоритме и
запиши справа рядом с вышеуказанными действиями.
Почистить обувь
1.Положить обувь.
2.Выйти на лестницу.
3.Натереть обувьщеткой до блеска.
4.Протереть тряпкойобувь от грязи.
5.Принести все в квартиру.
6.Убрать щетку и крем на место.
7.Взять обувную щетку и крем.
8.Намазать кремом обувь.
9.Взять обувь
Сравните вашу работу и правильные ответы(слайд № 6).
Как вы считаете, любую ли последовательность действий можно считать алгоритмом?
Нет! Алгоритм должен удовлетворять ряду свойств. Каких же?
Посмотрите на монитор(слайды № 7-11).
Рассмотрим примеры.
1) Как вы считаете, будет известное вам явление «круговорот воды в природе» алгоритмом?(Нет, т. к. отсутствует свойство конечности).
2) Можно ли данную последовательность действий считать алгоритмом?
Достать ключ
Вставить его в замочную скважину
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки
Вынуть ключ
Открыть дверь. (Да, по определению)
3) В одной из русских народных сказок герою дается поручение «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли этот набор действий считать алгоритмом? (Нет, т. к. отсутствуют все свойства алгоритма).
Итог урока.
Ответьте, пожалуйста, следующие вопросы: (слайд № 12)
-Что же такое алгоритм?
- Назовите основные свойства алгоритма.
-Приведите примеры алгоритмов, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.
А теперь давайте вернемся к нашей проблеме: «Как научиться логически мыслить?»
(для решения любой задачи необходимо составить план ее решения, анализировать получаемые результаты, предусматривать различные варианты решения и т. д.)
Итак, ребята, сегодня на уроке, исследуя нашу проблему, вы увидели, что для лучшего усвоения, запоминания материала, необходимо составлять алгоритм ее решения, т. к. алгоритмы:
1.Развивают четкость и ясность мышления.
2.Развивают внимательность, аккуратность
3.Способствуют формированию алгоритмического стиля мышления.
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:повторить изученный материал на уроке. Подготовить алгоритмы , связанные с жизнью и деятельностью человека, его бытом.
Урок окончен.
Выражаю благодарность учителю информатикиНиколаевой Марианне Ивановне за предоставленную возвожность воспользоваться материалами её сайта.
Размещено Fri, 03/04/2009 - 19:43 пользователем Игорь Леонидович Никитенок.
Представлен интересный материал. Имеются ссылки на слайды, которые не представлены. На основе представленного урока можно вести занятия и в старших классах (закрепление, повторение материала при активном участии школьников в формулировании выводов и подборке серии задач по теме "Алгоритмизация").
На: Алгоритм (вводный урок)
Представлен интересный материал. Имеются ссылки на слайды, которые не представлены. На основе представленного урока можно вести занятия и в старших классах (закрепление, повторение материала при активном участии школьников в формулировании выводов и подборке серии задач по теме "Алгоритмизация").