Submitted by Ирина Павловна Баина on вс, 22/04/2012 - 11:07
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №14 г.Ярославля
Программа воспитательной работы
«Профиль».
Срок реализации 2011-2013 годы.
Классный руководитель 10 «А»
Баина Ирина Павловна
2011
Пояснительная записка.
Анализ проблемной ситуации.
В 10 «А» классе 23 обучающихся: 2 юношей и 21 девушка. 19 человек обучались в нашей школе и в предыдущие годы, 5 пришли из других МОУ СОШ.
Уровень сформированности познавательной и учебной мотивации обучающихся достаточно высокий, так как большинство из них осознанно выбрало социально-гуманитарный профиль, имея за 9 класс по профильным предметам оценки «4» и «5». Тем не менее в классе есть обучающиеся и с достаточно средними способностями, и со «слабой» учебной базой, что создает им определенные трудности в усвоении нового материала (4 человека). Кроме того, в классе есть обучающиеся, очень нерегулярно посещающие занятия из-за слабого здоровья (2 человека), хотя их способности к обучению выше средних. Их отсутствие на уроках создает определенные сложности в общении с одноклассниками: пока этих обучающихся остальные не воспринимают как «своих», но относятся к ним доброжелательно и уважительно.
Многие обучающиеся занимают активную жизненную позицию, умеют отстаивать свою точку зрения, доброжелательно общаться между собой и учителями, ответственно и позитивно относятся к учебному процессу и любой внеурочной деятельности. Тон в классе задают обучающиеся бывших 9 «А» и 9 «Б».
Цель программы– создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
организовать помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
формировать систему ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
формировать классный коллектив как воспитательную систему;
организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности;
вовлечь обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
проводить диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития обучающихся;
воспитать доброе отношение к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро;
формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе;
формировать здоровый образ жизни школьника;
воспитать гражданско-патриотическое и духовно-нравственное сознание на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение обучающихся к изучению истории родного края, города;
создать условия для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
поддержать и укрепить школьные традиции, способствующие созданию и развитию классного коллектива;
совершенствовать систему ученического самоуправления через развитие и упрочнение детской организации;
совершенствовать методическое мастерство классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
вовлечь обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
вовлекать семьи обучающихся в воспитательный процесс класса, повышать активности родительского сообщества;
привлечь родительскую общественность к участию в соуправлении класса и школы;
воспитать учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития обучающихся.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
через сотрудничество с детскими общественными организациями;
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи, ЦДТ, ДК).
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия, курсы;
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений обучающихся к окружающему миру;
Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
Формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Модель выпускника МОУ СОШ № 14 г.Ярославля.
Это человек:
овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
воспитанный на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;
наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;
получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;
способный к продолжению образования и самообразованию;
готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;
уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
Работа с социальными службами школы.
Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;
Сотрудничество с психологом и валеологом, проведение классных часов.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно:контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом и электронным журналом; организация питания.
Еженедельно:проведение классных часов, планерок; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса.
Ежемесячно:проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.
В конце каждой четверти:подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале, электронном журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.
В конце учебного года: проведение родительского собрания или дня открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала, электронного журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.
Список литературы
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для обучающихся 9-11 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.