Submitted by Елена Мигодина on Sat, 21/04/2012 - 16:16
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Название: «Моя семья».
Форма: классный час.
Цель: получить новые сведения о семьях учащихся.
Задачи:
Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;
Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;
Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Оборудование: компьютер с колонками для исполнения песни; текст песни «Улыбка» из м/ф Крошка Енот; анкета «Взаимоотношения в семье»
Оформление класса: на доске – фото галерея из фотографий, на которых запечатлены члены семей учащихся; эпиграф: «Дерево держится корнями, а человек - родственниками».
Методические советы:
Учащимся заранее даётся задание принести фотографии и подготовить рассказ об интересном случае в семье, или удачном отдыхе, или любимом празднике, или выдающемся событии в семье. Если фотографии в электронном варианте, то нужно заранее приготовить обзорную презентацию.
Анкета «Взаимоотношения в семье» проводится анонимно, результаты анкетирования можно использовать для родительского собрания.
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Звучит музыка.
Улыбка
слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского м/ф Крошка Енот
От улыбки хмурый день светлей,От улыбки в небе радуга проснется...Поделись улыбкою своей,И она к тебе не раз еще вернется. И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке... С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки.От улыбки солнечной однойПерестанет плакать самый грустный дождик.Сонный лес простится с тишинойИ захлопает в зеленые ладоши.От улыбки станет всем теплей -И слону и даже маленькой улитке...Так пускай повсюду на земле,Будто лампочки, включаются улыбки!
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите комплимент. Те, кому сделан комплимент, должны поблагодарить соседа.
2. Вступительная беседа.
- Отгадайте, о чём будем сегодня говорить! Вам помогут загадки:
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой! (Папа)
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить? (Мама)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ... (Бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ...(Дед)
Одного отца-матери дитя,
А ни которому не сын. (Дочь)
Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребёнок, взрослый, старик)
Шли гурьбой:
Тёща с зятем,
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (4)
3. Беседа «Моя семья. Отношения в семье».
- Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья.
- Как вы думаете, что такое семья?
В ходе беседы выясняется, что семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе. Обсуждается происхождение слова семья – «семь я». В течение жизни состав семьи может измениться: смерть родственников, рождение братьев и сестёр, развод родителей (это вопрос отдельного разговора, который нужно обсудить как можно деликатнее, если в классе есть неполные семьи).
- Как вы думаете, зачем человеку семья? Что, кроме родственных связей объединяет людей в семье?
В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова.
-Какие ласковые слова вам говорят?
Учащиеся приходят к выводу, что членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу.
- Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи? Какие праздники любимые в вашей семье? Как вы к ним готовитесь и проводите их?
Дети рассказывают о семейных праздниках и увлечениях.
- Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам близких. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас?
- По вашему отношению к вещам можно судить, как вы относитесь к труду ваших родителей.
Дети делают вывод, что нужно беречь, не только вещи, но и взаимоотношения в семье.
4. Экскурсия по фото галерее.
- Сегодня вы принесли фотографии своих родителей и близких. На них мы видим, какие вы счастливые. Расскажите о своих фотографиях.
5. Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.
2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
- да;
- не совсем;
- нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их.
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
- каждый занимается своим делом;
- еще что-то (допишите).
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- нет.
7. Из-за чего возникают конфликты?
- непонимание членами семьи друг друга;
- отказ участвовать в семейных делах, заботах;
- разногласие в вопросах воспитания детей;
- злоупотребление алкоголем;
- другие причины (укажите).
8. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;
- естественное затухание конфликта;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.
9. Были вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
- да;
- нет;
- иногда.
10. Как вы реагируете на семейные конфликты?
- переживаю, плачу;
- становлюсь на сторону одного из родителей;
- пытаюсь помирить;
- ухожу из дома;
- замыкаюсь в себе;
- отношусь безразлично;
- становлюсь озлобленными, неуправляемыми;
- ищу поддержку у других людей.
6. Итог.
- Давайте подведём итоги нашего классного часа. Как вы понимаете пословицу «Дерево держится корнями, а человек - родственниками»?