Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым - будь им!" Секция №1 «Здоровьесберегающие технологии: приёмы и методы работы»

Выберите действие:

Фролова Татьяна Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Красный Боец

 Ершовского  района Саратовской области»

 

 

Приём релаксации на уроках русского языка и литературы

 

                                                     Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!

                                                                                                                                    Сократ

        Современный урок русского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы руками, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности

    Быстрая утомляемость школьников на уроках русского языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

    Для снятия усталости, напряжения на уроках русского языка и  литературы  я применяю приём релаксации.

   Что же такое релаксация?

Релаксация– это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Цель проведения релаксации– снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности

Я буду  говорить именно о произвольной релаксации. Релаксация является одной из ступеней или одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений. Понаблюдаем за собой. В какой позе вы сидите? Удобно ли вам? Почему вы сидите ссутулившись? Почему сидите на краешке стула, скорчившись и поджав ноги? В своей книге "Искусство быть собой" известный врач - психотерапевт Владимир Леви пишет: "Сочетаний разнообразных зажимов - неисчислимое множество. Понаблюдав немного за собой, вы сможете обнаружить свои "любимые", и тогда имеет смысл заняться ими специально". 

Какие же элементы приёма  релаксации я использую в практике своей работы?

Существуют специальные упражнения для расслабления. Возможно, они покажутся вам скучными, но наберитесь терпения - и вы получите результаты, превосходящие ожидания. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку

1.Разрядка с использованием различного вида движения (5- 6 класс)

Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

2.Дыхательные упражнения

А) Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.

 Задержите дыхание на четыре секунды.

Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

 Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

 Б)Упражнение «Задуй свечу». Это  упражнение на дыхательную релаксацию можно предлагать даже детям младшего школьного возраста. Я  провожу в 5 классе.

  • Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно    больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

В) Упражнение «Ленивая кошечка»

• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

• Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

 Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.  Данные виды упражнений особенно актуальны на уроках русского языка, поскольку не требуют от учащихся еще более дополнительных физических нагрузок, а регуляция собственного дыхания позволит начать работу с новыми силами

3. Упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук.

 А)Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

 Б) Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

 Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю –

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Описанные ниже упражнения подходят как взрослым, так и детям. Их можно выполнять вместе с учениками на уроках русского языка и математики. Таким образом, дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость.

4.Релаксационные упражнения для мимики лица.

- сморщить лоб, поднять брови ( удивиться);

- нахмуриться, расслабить брови (рассердиться);

- расширить глаза ( страх, ужас);

- расширить ноздри ( вдыхаем запах);

- зажмуриться ( ужас);

- поднять верхнюю губу, сморщить нос ( презрение;)

- оскалить зубы, ослабить щеки и рот ( улыбка);

4. Медитативно - релаксационные упражнения.

Они  дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности

1 .Упражнение « Я вижу, я слышу, я чувствую» .

Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

2.Упражнение на релаксацию и визуализацию .

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. На уроках литературы, знакомясь с творчеством русских поэтов о природе, после прочтения того или иного произведения, прошу учащихся представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

3. «Качели» (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

4.«Бабочки»(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку(восьмёрку)» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

5.«Ушки на макушке»(улучшает внимание, ясность восприятия и речь):

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

5. Истории со звуковыми эффектами.

       Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет "оживить” обучающихся после интенсивной работы. Суть данного приема заключается в следующем: ("роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при соответствующих словах имитируют звуки ветра, шагов, крики птиц, храпа и смеха. История может быть смешной, страшной и остроумной (любая история, способствующая снятию усталости и напряжения). Также необязательно использовать зарифмованные строчки, можно использовать любые звуки, которые только придут на ум учителю, например: звук ветра – дует первый ряд; звук дождя – второй ряд и так по очереди ребята хором исполняют команды.

       Уместно проводить на всех письменных работах.

6. Игра в пословицы и поговорки.

С успехом использую на уроках поговорки и пословицы для расширения кругозора и для обогащения словарного запаса учащихся, а также как один из приемов релаксации. Предлагаю несколько игр по этой теме.

1) Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают ее

2)Задание придумать рекламный лозунг, основанный на пословице

3)Подобрать пословицу к ситуации.

7. Загадки

Использую как один из приемов релаксации. Обычно этот прием использую в начале урока, чтобы определить тему урока.

8. Песня

       Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности.

 

9.Музыка

       Музыка – как один из сильнейших способов релаксации используется повсеместно. Логично будет включить негромкую музыку вначале самоподготовки, и вы уведете, как ребята с энтузиазмом станут выполнять любую физическую работу. При этом использовать другие способы релаксации не рекомендуется.

 

     Релаксация   восстанавливает  силы  на  уроке.  Ведь  иногда    нескольких  минут  достаточно,  чтобы  встряхнуться,  весело  и  активно  расслабиться,  восстановить  энергию. Активные приёмы и методика проведения релаксации позволяют  сделать  это, не выходя  из  класса.

   Если  учитель  сам  принимает  участие  в  этом  упражнении,  помимо  пользы  для  себя,  он  поможет  также  и  неуверенным  и  стеснительным  ученикам  активнее  участвовать  в  упражнении.

    Изложенный мною  материал показывает, чтовнедрение приёма релаксации в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению утомляемости  детей, развитию интереса детей к предмету, повышению мотивации обучения на уроках русского языка и литературы, формирует ту гигиеническую и позитивную психологическую среду,  в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.

   Я  считаю, что каждый учитель должен  искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Источники информации

1.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 год.

2.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.

3.      Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.

4.       Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.-С.175.

5.       http://www.openclass.ru/

6.       http://numi.ru/1877

7.      http://schoolmol.narod.ru/metod_kopilka/urok_andruskova/doklad_andr.doc

            8.   http://pedagogika.by.ru/ , http://allbest.ru/langv-e.htm ативных форм построения системы учебного процесса.

 


Всем удачи и крепкого здоровья!!!

 

 

Прикрепленный файл Size
приём релаксации на уроках русского языка и литературы.docx 28.83 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Любовь Ивановна Кабицкая

На: I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым


Татьяна Николаевна, очень интересный материал!yes Успехов в конкурсе!




Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым


Любовь Ивановна, спасибо за поддержку! С уважением Татьяна Николаенвна.




Фото пользователя Евгения Николаевна Нефёдова

На: I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым


Мне  тоже понравилась  Ваша  работа,  Татьяна  Николаевна!

Крепкого  здоровья  Вам  и  Вашим  ученикам!  smiley




Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым


Евгения Николаевна, огромное спасибо за добрые слова!  С уважением Татьяна Николаевна.




На: I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым


Очень интересная работа! Спасибо!

Татьяна




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым


Татьяна Николаевна! Спасибо большое за материал, он крайне востребован! Удачи в конкурсе!

Н.Горох




Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: I Межрегиональная Интернет-конференция "Хочешь быть здоровым


Татьяна Юрьевна, Надежда Геннадьевна, огромное спасибо за оценку моей работы!  С уважением Татьяна Николаевна.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн