Социальный педагогический проект "Приходи на каток!"
Submitted by Олег Викторович Овчинников on Fri, 20/04/2012 - 16:41
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Аграрно-промышленный техникум»
социально-значемый, практикоориентированный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ проект
«Приходи на каток!»
Автор: Овчинников Олег Викторович
Учитель физической культуры
Кирсанов—2011 г.
Содержание
Пояснительная записка
I. 1 Актуальность выбранной темы
I.2 Гипотеза
I.3 Цели и задачи
I.4 Практическая и социальная значимость новизна.
I.5 Основные целевые группы проекта
I.6 Ресурсообеспеченность
I.7 Этапы проекта и исследовательские методы
I.8 Ожидаемые результаты
I.9 Оценка рисков
I. 10 Дальнейшее развитие проекта
II. Методологические основы организации досуга студентов и школьников с использованием возможностей хоккейной коробки.
1 Состояние социально-культурной сферы больших и малых
городов.
II. 2 Устройство хоккейной коробки
II. 3 Методические рекомендации для проведения игр на воздухе
III. Механизм реализации проекта.
IV.Результаты проектной деятельности
V. Выводы
VI. Библиография
VII. Приложения
I.Пояснительная записка
I. 1 Актуальность выбранной темы.
Социализация молодежи и здоровый образ жизни населения через увлечение спортом является актуальным направлением социальной политики и государства, и муниципалитетов.
Особый смысл приобретает в наши дни поиск средств и методов решения проблемы повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, развития двигательной сферы студентов, пробуждения интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Этому, безусловно, способствуют занятия на свежем воздухе. И зима не исключение из этого правила. Лыжи, санки, хоккей, игры на свежем воздухе – что может быть лучше для здоровья и хорошего настроения!
Чтобы холод принес пользу и не помешал получить удовольствие от физкультурных занятий, они должны проходить в правильно организованных местах. Особенно это касается занятий конькобежным спортом и хоккеем.
В нашем техникуме имеется одна из лучших в городе хоккейная коробка, оборудованная силами преподавателей и студентов техникума при поддержке администрации и спонсоров - горожан, любителей хоккея.
В дни зимних каникул это место отдыха школьников не только близлежащих улиц, но и отдаленных микрорайонов г. Кирсанова. Порой желающих поиграть в хоккей или просто покататься столько, что возникает угроза травматизма.
Понятно, что обеспечение бесперебойной работы хоккейной коробки, организация досуга разновозрастных групп дело не легкое, требующее не только материальных затрат, но и умения и большого физического труда в основном студентов любящих занятия хоккеем и другими играми на льду.
Кроме того, в связи с введением новых образовательных стандартов, диктующих развитие у студентов качеств самостоятельного решения жизненных ситуаций, остро встает проблема организации их самостоятельной деятельности.
Отмечая динамику развития здоровьесберегающей среды техникума, следует признать наличие противоречий между:
- стремлением помочь школам в организации полезного досуга детей и отсутствием системы социально-направленной в этой сфере деятельности со стороны городской общественности;
- желанием обеспечить бесперебойную работу хоккейной коробки и угрозой травматизма, возникающей связи с её загруженностью;
- востребованностью самостоятельных занятий студентов по физической культуре и недостаточной их организацией.
Данные противоречия актуализируют проблему создания педагогических условий для продуктивной организации безопасной и бесперебойной работы спортивных сооружений в том числе хоккейной коробки.
Для решения этой проблемы широкие возможности дает проектная методика.
Так появился социально-значимый, практикоориентированный проект «Приходи на каток!».
I.2 Гипотеза
Привлечение студентов «Аграрно-промышленного техникума» к социально-значимой деятельности по обеспечению работы хоккейной коробки в дни школьных каникул и выходные дни позволит:
- обеспечить самостоятельные занятия студентов по физической культуре;
- создать условия для бесплатных занятий физкультурой и спортом населением по месту жительства;
- закрепить у молодежи навыков здорового образа жизни.
I.3 Цели и задачи
Цель: создание условий для бесплатных занятий физкультурой и спортом населением по месту жительства как важнейшего фактора формирования и пропаганды здорового и спортивного образа жизни.
Задачи:
Проведение анализасостояния, структуры и сущности досуга школьников и студентов, выявление его специфики.
Организация максимального и бесперебойного использования хоккейной коробки для обеспечения полезного и безопасного досуга разновозрастных групп школьников и студентов.
Привлечение студентов к социально значимой деятельности, стимулирование у них стремления к самосовершенствованию.
Обеспечение самостоятельных занятий студентов по физической культуре, развитие них навыков проектной деятельности.
Формирование у молодежи навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Развитие у молодежи двигательных способностей и устойчивого интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям.
Стимулирование студентов к занятиям в спортивных секциях.
I.4 Практическая и социальная значимость проекта
Организация бесперебойной и безопасной работы хоккейной коробки позволит организовать практическую деятельность студентов и преподавателей техникума по наполнению досуга школьников и студентов в зимний период полезной деятельностью и укрепить их здоровье.
Результаты проектной деятельности являются основанием для разработки новых образовательных проектов, могут быть использованы в образовательном процессе других ОУ.
Социальная составляющая проекта – бесплатное проведение с разновозрастными группами занятий на свежем воздухе, не только обеспечивает активный отдых школьников, но и формирует у студентов творческие способности и потребность в самореализации, вовлекает их в активные формы внеурочной деятельности.
I.5 Основные целевые группы проекта
Основные целевыегруппы
Родители, спонсоры, любители хоккея
Педагоги техникума
Обучающиеся, и студенты техникума
Учащиеся школ города и района.
В разработке и реализации проекта приняли участие 30 обучающихся, 7 преподавателей (волонтеры).
I.6 Ресурсообеспеченность
Материально-технические ресурсы
Хоккейная коробка техникума, спортивный зал, восстановительный комплекс, раздевалки и др. подсобные помещения. Коньки разных размеров. Форма, Спортивный инвентарь.
Методические ресурсы
База методических материалов кабинета физической культуры.
Кадровые ресурсы
Физрук, учителя физической культуры, педагоги-энтузиасты, педагоги доп. образования, старшекурсники.
I.7 Механизм реализации проекта
Время проведения проекта: с 1.12.2011 по 15.03.2012 гг.
Основные этапы
I. Подготовительный
Привлечение внимания педагогов, родителей, общественности к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в зимнее время. Создание инициативной группы.
II. Проектировочный
Совместная разработка педагогами и студентами проекта. Подборка и систематизирование консультационного материала. Создание рабочих групп и определение направлений работы. Составление календарного плана реализации проекта.
III. Практический
Совместное составление графика бесперебойной работы хоккейной коробки с учетом возрастных групп.
Проведение технических работ по обеспечению хорошего состояния льда и др.
Организация занятий, эстафет, праздников, развлечений с разновозрастными группами школьников по подобранным материалам.
Разработка показателей эффективности проекта и проведение исследований.
IV. Итоговый
Определение качества условий, созданных для организации досуга школьников в зимний период; уровня развития у студентов навыков проектной деятельности, уровня их социализации, др.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ материалов научных исследований и учебно-методических публикаций по теме проекта, классификация, сравнение, обобщение, проектирование и моделирование);
- эмпирические (наблюдение за процессом и результатами продуктивной деятельности студентов в ходе организации досуговых мероприятий; сравнение; измерение; обобщение опыта; опрос, беседа, анкетирование, тестирование субъектов социально-культурной деятельности);
- педагогический эксперимент (апробация и экспертная оценка эффективности работы);
- математические (регистрация, статистическая обработка результатов исследования с помощью компьютерных программ, графическая интерпретация данных).
I.8 Ожидаемые результаты
Организации волонтерами – студентами и педагогами «Аграрно-промышленного техникума» полезного и безопасного досуга и оздоровление школьников и студентов как следствие бесперебойной работы хоккейной коробки.
Сформированная субъективная позиция подростков, педагогов и родителей, направленная на постоянное физическое самосовершенствование, формирование индивидуального стиля здорового поведения.
Высокая мотивация студентов в области физкультурно-оздоровительной и социальной деятельности, позволяющей активно адаптироваться в современном обществе.
Укрепление физического и психического здоровья молодежи, развитие физических качеств и формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Эффективная самостоятельная работа студентов по физической культуре, закрепление навыков проектной деятельности.
Показатели эффективности деятельности по проекту
Методы оценки успешности/ эффективности
Количественные показатели:
1
Использование при освоении предмета «Физическая культура» самостоятельной деятельности студентов
Определение количества самостоятельных работ по предмету.
2
Пополнение методической базы кабинета разработками педагогов и студентов
Количество помещенных в каталог методических документов
3
Активизация внеурочной работы по предмету
Количество соревнований, турниров, проектов выходного дня (в том числе творческих).
4
Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой
Мониторинг пропусков занятий по физической культуре.
Качественные показатели:
1
Снижение уровня травматизма при занятиях контактными играми.
Мониторинг травматизма при занятиях контактными спортивными играми
2
Рост проектных умений и навыков волонтеров
Мониторинг проектных умений участников проекта
3
Обеспечение непрерывности роста социальной компетентности обучающихся и студентов.
Мониторинг социализации личности.
I.9 Оценка рисков
Риски проекта
Меры их минимизации
Слабо развиты мотивации самостоятельной деятельности студентов
Отсутствие у обучающихся навыков проектной деятельности.
Разработка системы поощрений (моральных и др.) активистов волонтерской и проектной деятельности.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций по освоению проектной методики.
I.10 Дальнейшее развитие проекта
Данный проект – важная часть большой работы по организации социально-значимой деятельности студентов, а так же их самостоятельной учебной деятельности по физической культуре. Его реализация дает перспективу для дальнейшей успешной работы хоккейной коробки как элемента здоровьесберегающей среды техникума и г. Кирсанова.
И хоть коробка используется большей частью зимой, работа по её благоустройству продолжается и в летний период. Она связана с починкой ограждения, профилактикой электрооборудования, выравниваем грунта и удаление сорняков. Социальная деятельность волонтеров может так же развиваться, пополняться новым содержанием и возможностями использования коробки в летнее время в качестве спортивной площадки.
Следующими шагами по развитию проекта должны явиться:
Расширение контактов с МОУ.
Использование наработанного опыта в новых исследованиях.
Создание летнего волонтерского отряда по организации досуга школьников с использованием спортивной базы техникума.
Распространение опыта работы через СМИ и Интернет.
II. Методологические основы организации досуга студентов и школьников с использованием возможностей хоккейной коробки.
II. 1 Состояние социально-культурной сферы больших и малых городов
II. 2 Устройство хоккейной коробки.
II. 3 Методические рекомендации для проведения игр на воздухе
III. Механизм реализации проекта:
На первом подготовительном этапе проекта (с 1.12 по 7.12.2011 г.):
Привлечено внимание общественности к месту проведения проекта (его востребованности у населения, наличие рядом автобусной остановки, хорошему состоянию льда), а также организовано взаимодействие с местной администрацией, депутатами, администрацией школ, жителями, оказавшими помощь в сооружении снежной горки, восстановлении лыжной трассы.
Создана инициативная группа
Произошла подборка и систематизирование консультационного материала.
На проектировочном этапе (с 7.12 по 27.12.2012 г.):
Созданы рабочие группы и определены направления деятельности.
Составлен календарный план реализации проекта
Произведен подбор спортивного инвентаря.
Произошел подбор волонтеров - наставников, пользующихся авторитетом и доверием среди детей.
Силами инициативной группы организована информационно-просветительская кампания среди жителей города.
Во время практического этапа (27.12.2011 по 1 03.2012 г.):
Составлен график бесперебойной работы коробки (занятия спортивных секций, проведение игр со школьниками, хоккейные турниры).
Разработаны игровые упражнения, игры с элементами спорта, эстафеты, праздники, развлечения.
Организовано проведение занятий, эстафет, праздников, развлечений с разновозрастными группами школьников по разработанным материалам.
Учреждены регулярные соревнования по разным видам спорта среди детей и взрослых.
Организовано бесперебойное проведение технических работ по обеспечению хорошего состояния льда и др.
Разработаны показатели эффективности проекта и проведены исследования.
На итоговом этапе (с 1.03 по 15.03.2012):
Определены результаты деятельности по проекту.
Проанализированы качества условий, созданных для организации досуга школьников в зимний период (по отзывам участников и населения);
Подведены итоги исследования (уровня развития у студентов навыков проектной деятельности, уровня их социализации, др.)
Состав рабочих групп и тематика их деятельности
Группа 1.
«Работа с общественностью (привлечение внешних ресурсов, информационная деятельность)»
Волонтеры гр. 3-2 П
Состав группы
Распределение деятельности
Промежуточные и итоговые результаты
1
2
3
1 Власова Эльвира
Руководитель
Привлечение спонсоров, распространение информационных листовок и объявлений.
Работа с школьными активами.
2. . Зубехина Ксения
Волонтер
3. Чуркин Роман
Волонтер
4. Евстратов Максим
Волонтер
Черников А.С. (педагог- организатор)
Координатор
Группа 2.
«Организация работ по благоустройству хоккейной коробки» Волонтеры гр. 3-4 ТС
Состав группы
Распределение деятельности
Промежуточные и итоговые результаты
1
2
3
1. Жуков Вадим
Руководитель
Смета расходов по проекту.
Своевременная заливка льда и его очистка.
Организация профилактики электрооборудования.
2. Чернопятов Александр
Техник
3. Карякин Антон
Рабочий
4. Стукалин Владимир
Рабочий
5. Фиделин Олег
Рабочий
6. Сусленков Павел
Техник
7. Климонтов Олег
Рабочий
8. Матвеев Анатолий
Рабочий
9. Митрохин Валентин
Рабочий
Овчинников О.В. (тренер по хоккею)
Координатор
Группа 3.
«Разработка и проведение занятий, эстафет, праздников, развлечений с разновозрастными группами школьников в соответствии с составленным графиком»
Волонтеры гр. 3-5 Ш, 3-3 М, 2-6 Э
Состав группы
Распределение деятельности
Промежуточные и итоговые результаты
1
2
3
1. Щербакова Юлия
Руководитель
Создание групп школьного и дошкольного возрастов.
Подготовка инвентаря и материалов.
Проведение игр, праздников, тренировок.
2. Зубехина Ксения
Массовик
3. Паршикова Галина
Массовик
4. Войнова Дарья
Массовик
5. Михайлова Алена
Массовик-тренер
6. Аникин Олег
Тренер
7. Першин Сергей
Тренер
8. Винокуров Александр.
Тренер
Федотов Виталий Геннадьевич
Координатор
Группа 4.
«Учреждение регулярных соревнований по разным видам спорта среди детей и взрослых»
Волонтеры гр. 3-1 П, 3-4 М.
Состав группы
Распределение деятельности
Промежуточные и итоговые результаты
1
2
3
1. Прохоров Александр
руководитель
Смета расходов на проведение соревнований
Составление турнирных таблиц.
Организация и проведение соревнований
2. Плотник Николай
Судья
3. Гигашвили Алена
Оформитель
4. Степанникова Ирина
Бухгалтер
5. Фирсов Виктор
Судья
6. Денисов Никита
Судья
7. Тарасов Сергей
Судья
8. Таулишвили Тимур
Судья
9. Шепенев Николай
Фоторепортер
Олейник Валерий Иванович – физрук техникума
координатор
IV.Результаты проектной деятельности
Целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья школьников и студентов в дала положительные результаты.
етей на свежем воздухе.
У школьников закрепились навыки здорового образа жизни, возрос интерес к физической культуре, увеличилось число физически подготовленных детей, регулярно занимающихся зимними видами спорта.
График роста посещаемости катка студентами и школьниками
Главным результатом работы волонтеров считаем то, что дети:
нашли наилучший способ проведения свободного времени в дни каникул, выходные и в вечернее время.
научились проявлять интерес к различным видам спорта. У них сформированы желание и потребность жить в мире движений, ощущать радость и получать удовольствие от занятий физкультурой.
приобрели навыки игры в спортивные игры по упрощенным правилам;
закалились физически и получили эмоциональную разрядку.
За время проведения проекта уменьшилось количество пропусков уроков физкультуры без уважительных причин в среднем с 10% до 2%.
Было выполнено 18 рефератов, тематически связанных с проектом.
Исследование роста проектных умений и навыков дал следующие результаты.
Диаграмма роста проектных умений участников проекта
- начальный этап исследования
- промежуточный этап
- заключительный этап
Положительным оказалось и изменение уровня социализации личности участников проекта, который исследовался по «Шкале социальной компетентности» А. Прихожана.
Таблица данных по исследованию уровня социализации участников проекта
Субшкала
участники проекта
контрольная группа
Самостоятельность
0,6
0,4
Уверенность
0,65
-0,5
Отношение к обязанностям
0,5
-0,7
Произвольность
0,6
0,3
Интерес к жизни
0,5
-0,75
Диаграмма уровня социализации участников проекта
Данные программы показывают, что социальная компетентность подростков в целом соответствует их возрасту (социально-психологический норматив), а по некоторым показателям несколько опережают своих сверстников.
Вследствие того, что деятельность школьников была организована и находилась под постоянным контролем волонтеров, значительно уменьшился детский травматизм при проведении занятий контактными играми.
Диаграмма статистических данных по детскому травматизму
в зимние каникулы 2011 и 2012 гг.
V. Выводы
Анализируя результаты данного исследования, следует отметить, что в процессе социальной деятельности студентов, направленной на расширение здоровьесберегающей среды у молодежи растет желание и стремление больше узнать, увидеть попробовать себя в новом деле и поделиться своим опытом с другими. Оценка, которую дают они занятиям зимними видами спорта в основном положительная.
Влияние проектной деятельности направленной на здоровьесбережение на саморазвитие и самореализацию студентов в социуме во многом подтверждается и самооценкой участников проекта, и наблюдениями педагогов, и высказываниями родителей.
.VI. Библиография
Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: : Автореф. дис. док-ра.пед.наук.- М., 2005.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-176 с.
Голубев н.к., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
Жиркова М.В. Организация досуга школьников в муниципальном пространстве мегаполиса на основе взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с социальными инфраструктурами // Внешкольник. - 2007.- № 2. - с. 22-25.
Жиркова М.В. Повышение воспитательного потенциала микросоциума на основе взаимодействия субъектов деятельности. //Дополнительное образование». - 2005.- № 5.-с. 3-6.
Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. - М., 2004.
Кузнецова Т.В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды: дис. канд.пед.наук.- М., 2005.
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. - М: Центр «Школьная книга», 2003.
Нестерова В.В. Педагогические условия организации сотрудничества детей и взрослых в муниципальном пространстве дополнительного образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2004.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры. Рязан. заоч. ин-т. — М.: РЗИ МГКИ, 2000.
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - с. 128 (Серия «Вместе с детьми»).
АнищенкоА.П. Сочетание педагогического контроля и самоконтроляв обучающих играх при профессиональной подготовке студентов институтов физической культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 22с.
Нормативные документы
Конвенция ООН о правах ребенка, закон РФ «Об образовании»,
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Указ президента Российской Федерации «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года»,
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, Государственная программа развития воспитания в системе образования России на 2007-2010 годы и др.
VII. Приложения
Приложение № 1
Список тем рефератов и исследовательских работ по физической культуре, выполненных во время проекта «Приходи на Каток!»:
Хоккей: прошлое, настоящее, прогнозы на будущее.
Оздоровительные игры для детей на воздухе в зимнее время.
Устройство хоккейной коробки.
Единая система тренеровок в хоккее с шайбой.
Комплексы упражнений при подготовки хоккеистов.
Психологическая подготовка хоккеистов
Методика тренировки хоккеистов.
Хоккей. Характеристика игры и распределение игровых ролей.
Физическая подготовка хоккеистов.
Технико-тактическая подготовка хоккеистов
Подготовительные упражнения для тренировки хоккеистов.
Подготовка хоккеистов различных возрастных категорий
На: Социальный педагогический проект "Приходи на каток!"
Замечательно!!!! Молодцы!!!