Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инновационные формы работы как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса в рамках дисциплины «Сольфеджио»

                                                                                                                О.С. Шлыкова.

                                                                                                                                       преподаватель ОГОУ СПО

                                                                                                                                               «Тамбовский колледж искусств»

 

            Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению не приходящих ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире  опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки специалистов. Актуальна  инновационная деятельность по разработке государственных образовательных стандартов, устанавливающих нормативные требования к содержанию и качеству образования. Реализуется тенденция к созданию оригинальных учебных планов, специальных курсов, введению   учебных дисциплин, опирающихся на авторские разработки. Осуществляются методологические усовершенствования в рамках  традиционных   курсов  и  связаны  они с поиском  новых педагогических технологий, подходов к программированию знаний. Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует творческую инициативу преподавателя, способствует создание  новых алгоритмов преподнесения  знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается учитель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.   

            Оптимизация и интенсификация учебного процесса  в рамках дисциплин музыкально-теоретического цикла опирается на применение некоторых нестандартных видов и форм работы, которые можно определить как  инновационные.

            Современная модель инновационной школы  ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации  учащегося и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания, способствует решению  этой  задачи.           В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учеников - воспитанников ДМШ, ДШИ и колледжей искусств, для которых дисциплины музыкально-теоретического цикла станут «территорией» развития дарований и творческих способностей.

            Содержание уроков «Сольфеджио» предполагает опору на применение традиционных форм работы,  таких как диктант, слуховой анализ (элементов музыкального языка и целостный), вокальное интонирование. В том случае если эти задания излагаются в занимательной форме,   они активизируют  эмоциональный отклик и игровую инициативу учащихся.  Также  этому способствует применение  различных  форм творческих заданий: сочинение свободное и  по заданным условиям, досочинение,  импровизация, которые  необходимо применять на всех этапах урока: и при освоении теоретических понятий, и при развитии слуха учащихся, и при формировании навыков музыкального интонирования.

            Нередко учащиеся испытывают трудности при  освоении теоретических понятий. Специфика преподавания  «Сольфеджио» на современном этапе такова, что часто учитель оказывается перед фактом необходимости «перевода» отвлеченных понятий на язык доступных школьникам образов. Данный «перевод» возможен в рамках метода «интонационных попевок», опирающийся на целостное восприятие  «звуко-символов» на основе первой сигнальной системы. Он оказывается эффективным, так как учитывает преобладание эмоционально-образного компонента сознания  школьника.              Метод  опирается на мнемонику (от греческого - «искусство запоминания») – как совокупность приемов и способов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  В основе его  – идея «подтекстовки» попевок, в  соответствии с  направлением движения, с их ладовой окраской, с интервально-аккордовым каркасом.  Создается устойчивый, эмоционально окрашенный «звуко-образ», осуществленный благодаря переводу на вербальный уровень музыкальных параметров.  Метод направлен на активизацию процесса семантического  кодирования (распознавание значений, узнавание их), оптимизирующего когнитивную функцию мышления. Рекомендуется синхронизировать процессы формирования багажа теоретических знаний и развития интонационных навыков. Интонационные упражнения «озвучивают» изучаемый материал. Таким образом, теоретическое осознание  способствует интонированию и в свою очередь углубляется под его воздействием.  Данный метод «подтекстовки» можно экстраполировать на различные уровни  применительно к более крупным построениям (подтекстовка интервальных и аккордовых последовательностей, упражнений  для освоения ритмических рисунков, безтекстовых примеров для вокального интонирования и чтения с листа и т.д.). Возможно создание «вокально-тематических сценариев» (по терминологии С. Лемберг, г. Москва) к произведениям по специальности, что должно быть  направлено на проникновение в суть замысла композитора и  раскрытие образа сочинения.    Отметим, что работа в этом направлении способствует реализации тенденции межпредметных связей.  

            При развитии музыкального слуха используются   альтернативные виды мелодических и гармонических диктантов   в занимательной форме, активизирующие восприятие учащихся:

- в диктанте с  заданной звуко-высотной линией  следует  определить ритмический рисунок, а в диктанте с заданным  ритмическим рисунком -  звуковысотную линию; 

- в диктанте  с частично выписанным вторым голосом – дописать недостающее двухголосие;

 - в диктанте,  данном с преднамеренными  ошибками -  исправить ошибки в ритме, мелодической линии, во втором голосе;

- в диктанте  комбинированного типа с частично выписанным ритмическим рисунком или некоторыми интонационными блоками -  дописать недостающие мелодико-ритмические интонации;

- в диктанте, данном с визуальной опорой (подсказка на основе данного стихотворного текста, некоторого блока интонаций,  гармонии) – восстановить целостный вид.

 - составить музыкальное целое на основе  предложенных фрагментов (музыкальные паззлы)  на одноголосном или на многоголосном  музыкальном материале (в гомофонно-гармонической и полифонической фактуре);

- определить на слух интервальный или  аккордовый ряд в данной тональности  с пропусками («белыми пятнами»):  необходимо их заполнить как  на основе предложенного комплекса, так и  самостоятельно;

- определить на слух цепочки интервалов и аккордов вне  тональности  с опорой на данный составной элемент (интервал, созвучие).

- определить на слух гармоническое сопровождение к данной эстрадной песне или джазовой мелодии  на основе данного «банка» аккордов или  самостоятельно.

            Также предлагается к применению такая стандартная форма работы как чтение с листа (с собственным сопровождением)  мелодий с классическими законами гармонического сопровождения или  эстрадно-джазовых песен и мелодий по буквенно-цифровым обозначениям. Возможно подключение эвристического компонента благодаря осуществлению жанровой вокальной или инструментальной импровизация на данный образец (из списка для чтения с листа):  в жанре марша, польки, вальса, тарантеллы,  танго, регтайма или в другом жанре – по выбору учащегося, с сопровождением в фактуре в соответствии с  избранным жанром.

            Импровизация или спонтанное, сиюминутное сочинение – одна из самых интересных и самых сложных форм творческого музицирования, предполагающая свободу творческого самовыражения и мобилизацию  креативных способностей учащегося. Импровизация  наполняет  учебное время духом творчества и,  тем самым,  преодолевает рамки обыденности, превращая «строгую» дисциплину «Сольфеджио» в увлекательное занятие.              Предлагаем некоторые   виды заданий на импровизацию:

- импровизировать  мелодию песен в различных жанрах русского фольклора (колыбельную, плясовую, календарную, протяжную, историческую песню) на данный текст, а также верхний или нижний подголосок к ней;

- коллективная импровизация  на основе пентатоники или любого другого «бесполутонового» лада (возможно также на основе данной  трех-четырехзвучной  ангемитонной попевки   с опорой на вариантное развитие);

- импровизировать  мелодию на основе данного гармонического «остова» (плагальная гармония, трезвучия всех ступеней лада, в том числе из мажоро-минорных систем);

- импровизация  и исполнение ритмического остинато к произведениям различной эпохи;

- импровизировать  мелодии в стиле эпохи Возрождения в различных модальных ладах (возможно по данному ритмическому рисунку, на основе данной модальной гармонии);

- импровизировать  мелодии на основе данного гармонического остова в стиле эпохи Барокко или в форме периода на основе данной классической гармонии; 

- импровизация второго предложения  периода по данному первому  с варьированным повторением материала  (с использованием  во втором предложение мелизмов);

- импровизация мелодии в романтическом  стиле на основе данной мелодико-гармонической фигурации с использованием  эллиптических сочетаний аккордов, энгармонических «превращений», «шуберт-аккорда»,  других гармонических оборотов мажоро-минорной системы;

- импровизация  ритмических, речевых канонов;

- импровизировать эстрадно-джазовые ритмы с использованием сложных видов синкоп,  со свободным делением длительностей, смешанными размерами;

- по гармонической модели (по данному буквенно-цифровому обозначению или выписанным блокам аккордов) импровизировать пьесу в эстрадно-джазовом стиле,  используя приемы мелодико-ритмической и гармонической фигурации;

 - на основе блюзового «квадрата», блюзового лада импровизировать мелодию, возможно  с применением  коллективного ансамблевого сотворчества.

            Предлагаемые  задания апробированы в течение многолетнего опыта работы автора и  направлены на развитие  творческих способностей учащихся. Они применимы не только на уроках сольфеджио, теории музыки, анализа музыкальных произведений, а также в рамках элективных курсов   системы дополнительного образования детей, но и  при  подготовке материалов внеклассных мероприятий: концертов из  сочинений учащихся, творческих конкурсов, олимпиад.

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество «Урок искусства XXI века»

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн