Мультимедийное пособие «География Ростовской области»
Потапова Н.А.
Учитель географии МБОУ «ООШ №79»
г. Новошахтинска
В условиях перехода на новые образовательные стандарты наибольшими возможностями для быстрого реагирования на изменения и без привлечения дополнительных ресурсов обладает потенциал национально-регионального компонента. Статья 3 Областного закона от 22.10.2004 № 184-зс (ред. от 22.10.2005) Об Образовании в Ростовской области (принят ЗС РО 07.10.2004) определяет региональный компонент государственных образовательных стандартов как «дополнительные к установленному Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений Ростовской области с учетом социально-экономических, географических, культурных и исторических особенностей……Региональный компонент государственных образовательных стандартов направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающихся, приобщение их к историческому и культурному наследию донского края, приобретение профессиональных навыков, востребованных на региональном рынке труда».
В соответствии с региональным компонентом Федерального образовательного стандарта в школьный курс географии введено изучение географии Ростовской области в 8-9 классах, но реализация его происходит на уроках географии во всех классах. Какая бы тема на уроке географии не изучалась, усвоение ее невозможно без использования краеведческого материала.
Каждый учитель географии в процессе реализации регионального компонента вынужден решать сегодня следующие задачи: органично включить материал о родном крае в содержание уже имеющегося курса, в условиях недостатка времени на уроке сделать доступным и интересным материал о малой Родине, разрабатывать элективные курсы с региональной составляющей для профильной подготовки. Все это сочетается также с необходимостью применять на уроке современные технические средства обучения.
Как свести к минимуму затраты времени на подготовку уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий по реализации регионального компонента, не утратив при этом качества подготовки к уроку; как повысить эффективность поисковой работы ученика на уроках по географии Ростовской области, обеспечив при этом активное применение уже полученных учеником знаний, умений и навыков? Поиск ответов на эти вопросы и ознакомление с опытом коллег привело к созданию мультимедийного пособия «География Ростовской области», способствующего повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся на уроках по изучению материала о донском крае.
Для учащихся 8-9 классов созданы и успешно используются разнообразные учебные пособия на бумажных носителях, которые соответствуют потребностям школы, а вот полных электронных пособий по географии Ростовской области пока что нет. Автором предпринята попытка создать пособие, которое не только содержит необходимую информацию, но и обеспечивает активное самостоятельное освоение материала по региональной географии.
Подготовленное мультимедийное пособие по курсу «География Ростовской области» имеет структуру, позволяющую легко ориентироваться в накопленном краеведческом материале и включает в себя методические и дидактические материалы.
Раздел «Методические материалы» включает
1. рабочую программу курса «География Ростовской области»: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование занятий и практических работ, банк тематических проверочных работ;
2. нормативно-правовые документы, определяющие освоение регионального компонента в средней школе;
3. рабочие программы учебных школьных курсов географии в 8 и 9 классе с маяками, отмечающими в календарно-тематическом планировании темы уроков, на которых возможно использование данного пособия;
4. инструктивные карточки для уроков на тему «Внутренние воды Ростовской области» и «Климат Ростовской области», которые представляют один из возможных сценариев использования пособия на уроке.
Раздел «Дидактические материалы» включает:
1. каталог со ссылками на материалы по темам курса;
2. около 25 фрагментов текстовых материалов по темам и разделам курса;
3. мультимедиа компоненты (14 презентаций, атлас, иллюстрации и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса;
4. 11 практических работ с контурными картами в формате графического редактора (использованы задания из пособия Корнакова Н.В.География Ростовской области (рабочая тетрадь), г. Ростов-на-Дону, 2006 г.)
5. 11 ЭУМ, содержащих вопросы для закрепления, повторения ранее изученного материала
6. электронный атлас карт Ростовской области;
7. библиографический список ресурсов на электронных и бумажных носителях;
Данное пособие предназначено для использования не только на уроках географии в 8 и 9 классах, но и в 5, 6, 7 классах, на уроках природоведения, биологии (темы «Флора и фауна Ростовской области» и «Охраняемые территории», «Экологические факторы»), экологии, внеурочных и внеклассных мероприятиях, как учебник, который учащиеся могут использовать, имея домашний персональный компьютер. Цель использования данного пособия - освоение минимума содержания регионального компонента по географии Ростовской области. Автор старался, чтобы информация, содержащаяся в пособии, была достоверной, научной, доступной, полной, актуальной. Ценность данного пособия в сравнении с другими источниками по данной теме в том, что оно обеспечивает быстрый доступ к информации по географии Ростовской области, экономит учителю и ученику время, вместе с тем формирует навыки поиска и обработки значительных объемов информации за короткое время, отведенное на уроке для работы на ПК. Информация, размещенная в пособии, доступна по манере изложения не только для учителя, но и для ученика, она создает целостное впечатление по изучаемому вопросу.
Уделено внимание разработке и апробации сценариев использования данного пособия на уроках географии в 8 и 6 классах. В 6 классе пособие опробовано на уроке «Полезные ископаемые родного края». Дети с удовольствием ознакомились с материалом, содержащимся в презентациях «Геологическое прошлое территории Ростовской области» и «Полезные ископаемые Ростовской области», практически все ученики класса справились с заданиями электронного учебного модуля. Благодаря разнообразию форм использования данного пособия (демонстрация, работа с текстовым материалом, решение проблемных задач по освоению содержания и практических навыков работы с компьютером), за время урока удалось не только освоить запланированный материал, но и поддерживать достаточно высокий уровень интереса на протяжении всего урока, снять утомляемость, создать условия, в которых необходимым стало применение атласа Ростовской области, других источников информации на бумажных носителях (учебники, энциклопедии), полученных раннее знаний; дети обращались к жизненному опыту.
В 8 классе пособие опробовано на уроках по теме «Особенности климата Ростовской области» и «Край степной богат водой» (Внутренние воды Ростовской области). Для этих уроков были разработаны 9 вариантов инструктивных карточек для работы в парах (сильный + слабый). Образцы карточек приведены ниже.
Инструктивная карточка 1 (Климат)
Открыть папку «Ростовская область» → При помощи каталога открыть папку «Климат», выполнить задания:
1. Прочитать текстовый материал «Климат», просмотреть презентацию «Климат»
2. Выполнить задания ЭУМ Климат 1.
3. Выполнить задание на контурной карте К-К Климат, используя карту атласа стр. 6
4. На основе изученного материала подготовить устное сообщение на тему «Общая характеристика климата Ростовской области» (не более 5 предложений), пересказать коллегам по группе
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
5. Ответить на вопрос: В какой климатической области умеренного пояса находится территория Ростовской области?
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
6. Составьте для одноклассников вопрос к своему сообщению.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
7. Выполнить задание ЭУМ Климат 3
Инструктивная карточка 1 (Воды)
Открыть папку «Ростовская область» → При помощи каталога открыть папку «Воды», выполнить задания:
8. Прочитать текстовый материал «Воды», просмотреть презентацию «Воды»
9. Выполнить задания ЭУМ Воды 1.
10. Выполнить задание на контурной карте К-К Воды, используя карту атласа стр. 9
11. На основе изученного материала подготовить устное сообщение на тему «Разнообразие внутренних вод Ростовской области» (не более 5 предложений), пересказать коллегам по группе.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
12. Составьте для одноклассников вопрос к своему сообщению.
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
13. Ответить на вопрос: Как внутренние воды связаны с климатом местности?
________________________________________________________________.
________________________________________________________________.
Выполнение этих заданий регламентировалось правилами работы в малых группах:
Правила учебной работы в парах:
1.Работаем в парах по очереди.
2.После окончания выполнения каждого задания – сигнал на доску, выносим
сигналы по очереди.
3.Можно советоваться друг с другом в парах.
4.Можно задавать учителю вопросы.
5.После выполнения задания сохраняем изменения в документе.
6.Представляем сообщения, чередуясь в паре.
Включение в ход урока энергизатора (коллективное решение кроссворда на доске по мере выполнения заданий инструктивной карточки) позволило снять утомляемость и превратить работу в увлекательное соревнование.
Данный сценарий использования мультимедийного пособия «География Ростовской области» позволил рассматривать разработанный электронный ресурс не только, как источник информации, но и как наглядный материал, основу для выполнения практических работ, как средство формирования умений и навыков пользователя ПК, как средство контроля усвоения знаний, умений, навыков.
Одновременно на уроке учитель при помощи этого пособия добивался успешного решения следующих дидактических задач: лучшее усвоение учениками базовых знаний по предмету; систематизация знаний учащимися в процессе работы над заданиями; формирование навыков самоконтроля, мотивация к учению в целом и к географии и информатике в частности; учащимся была обеспечена учебно-методическая помощь учителя в самостоятельной работе над учебным материалом; пособие позволило использовать ранее полученные знания, умения, навыки в новых условиях.
В пособии представлены оригинальные материалы автора.
Содержание пособия соответствует требованиям ГОС, потребностям региона. Его можно использовать в реальном образовательном процессе для организации различных видов деятельности учащихся: работа с текстом, с иллюстрациями, с картами, с контурными картами, с каталогом. В процессе освоения материала дети учатся сравнивать, сопоставлять, применять знания, анализировать и синтезировать материал, оценивать свою работу и работу одноклассников. Конструктивное общение на уроке сплачивает классный коллектив, превращает ученика и учителя в единомышленников.
Использование данного пособия позволяет учителю разработать сценарии использования этого ресурса, обеспечивающие все требования, предъявляемые к проведению интерактивного занятия:
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• необычные условия работы;
• активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Конечно, каждому учителю придется продолжить работу над этим пособием, так как статистические материалы устаревают, каждый из нас по своему подходит к реализации регионального компонента, пособие необходимо дополнять и совершенствовать, надеюсь, что оно пригодится Вам, коллеги, на уроках и во внеклассной работе по географии Ростовской области.
Литература
1. Областной закон от 22.10.2004 № 184-зс (ред. от 22.10.2005)
Об Образовании в Ростовской области (принят ЗС РО 07.10.2004)
2. Стандарт общего образования: концепция государственных
стандартов общего образования.,Рос. акад. образования., М.:
Просвещение, 2006.
3. Екшибарова Н.А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии, География в школе, №4, 2006.
4. Крылов А. И. Постановка целей обучения географии в дистанционном курсе,География в школе, № 5, 2007.
5. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении., География в школе, №5, 2004.
6. Раменская Т. И., Преподавание географии Ростовской области с помощью компьютерных технологий, http://ito.edu.ru/2006/Rostov/II/2/II-2-8.html
7. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования, География в школе, №4, 2004.
8. Учаева В.А., Национально-региональный компонент: постановка и конкретизация целей обучения, География в школе №5, 2008
|