Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Аннотация к авторскому мультимедийному электронному пособию "География Ростовской области"

Мультимедийное пособие «География Ростовской области»

 

Потапова Н.А.

Учитель географии МБОУ «ООШ №79»

г. Новошахтинска

 

  

В условиях перехода на новые образовательные стандарты наибольшими возможностями для быстрого реагирования на изменения и без привлечения дополнитель­ных ресурсов обладает потенциал националь­но-регионального компонента. Статья 3 Областного закона от 22.10.2004 № 184-зс (ред. от 22.10.2005) Об Образовании в Ростовской области (принят ЗС РО 07.10.2004) определяет региональный  компонент государственных образовательных стандартов  как «дополнительные к установленному Федеральному    компоненту государственных образовательных стандартов требования  к  обязательному   минимуму   содержания   образовательных   программ,   максимальному   объему  учебной  нагрузки  обучающихся   и   уровню   подготовки   выпускников  образовательных   учреждений   Ростовской    области    с    учетом   социально-экономических,  географических, культурных и исторических особенностей…

…Региональный   компонент  государственных  образовательных    стандартов    направлен    на   развитие   и   духовно-нравственное    становление  личности обучающихся, приобщение их к историческому  и    культурному  наследию донского края, приобретение  профессиональных    навыков, востребованных на региональном рынке труда».

В соответствии с региональным компонентом Федерального  образовательного стандарта в школьный курс географии введено изучение географии Ростовской области в 8-9 классах, но реализация его происходит  на уроках географии во всех классах. Какая бы тема на уроке географии не изучалась, усвоение ее невозможно без использования краеведческого материала.

Каждый учитель географии в процессе реализации регионального компонента вынужден решать сегодня следующие задачи: органично включить материал о родном крае в содержание уже имеющегося курса,  в условиях недостатка времени на уроке сделать доступным и интересным материал о малой Родине, разрабатывать элективные курсы с региональной составляющей для профильной подготовки. Все это сочетается также с необходимостью применять на уроке современные технические средства обучения.

Как свести  к минимуму затраты времени на подготовку уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий по реализации регионального компонента, не утратив при этом качества подготовки к уроку; как повысить эффективность поисковой работы ученика на уроках по географии Ростовской области, обеспечив при этом активное применение уже полученных учеником знаний, умений и навыков? Поиск ответов на эти вопросы и ознакомление с опытом коллег привело к созданию мультимедийного пособия «География Ростовской области», способствующего повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся на уроках по изучению материала о донском крае.

Для учащихся 8-9 классов созданы и успешно используются разнообразные учебные пособия на бумажных носителях,  которые соответствуют потребностям школы, а вот полных электронных пособий по географии Ростовской области пока что нет. Автором предпринята попытка создать пособие, которое  не только содержит необходимую  информацию, но и обеспечивает  активное самостоятельное  освоение материала по региональной  географии.

 Подготовленное мультимедийное пособие по курсу «География Ростовской области» имеет структуру, позволяющую легко ориентироваться в накопленном краеведческом материале и включает в себя методические и дидактические материалы.

Раздел «Методические материалы» включает

1.                                рабочую программу курса «География Ростовской области»: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование занятий и практических работ, банк тематических проверочных работ;

2.                                нормативно-правовые документы, определяющие освоение регионального компонента в средней школе;

3.                                рабочие программы учебных школьных курсов географии в 8 и 9 классе с маяками, отмечающими в календарно-тематическом планировании темы уроков,  на которых возможно использование данного пособия;

4.                                инструктивные карточки для уроков на тему «Внутренние воды Ростовской области» и «Климат Ростовской области», которые представляют один из возможных сценариев использования пособия на уроке. 

Раздел «Дидактические материалы» включает:

1.                каталог со ссылками на материалы по темам курса;

2.                около 25 фрагментов текстовых материалов по темам и разделам курса;

3.                мультимедиа компоненты (14 презентаций, атлас, иллюстрации и  т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса;   

 4.                11 практических работ с контурными картами в формате графического редактора  (использованы задания из пособия Корнакова Н.В.География Ростовской области (рабочая тетрадь),  г. Ростов-на-Дону, 2006 г.)

5.                11 ЭУМ, содержащих вопросы для закрепления, повторения ранее изученного материала

6.                электронный атлас карт Ростовской области;

7.                библиографический список ресурсов на электронных и бумажных носителях;

        Данное пособие  предназначено для использования не только на уроках географии в 8 и 9 классах, но и  в 5, 6, 7 классах, на уроках природоведения, биологии (темы «Флора и фауна Ростовской области» и «Охраняемые территории», «Экологические факторы»),  экологии, внеурочных и внеклассных мероприятиях, как учебник, который учащиеся могут использовать, имея домашний персональный компьютер. Цель использования данного пособия - освоение минимума содержания регионального компонента по географии Ростовской области. Автор  старался,  чтобы информация, содержащаяся в пособии, была достоверной, научной, доступной, полной, актуальной. Ценность данного пособия в сравнении с другими источниками по данной теме в том, что оно обеспечивает быстрый доступ к информации по географии Ростовской области, экономит учителю и ученику время, вместе с тем формирует навыки поиска и обработки значительных объемов информации за короткое время,  отведенное на уроке для работы на ПК. Информация, размещенная в пособии, доступна по манере изложения не только для учителя, но и для ученика, она создает целостное впечатление по изучаемому вопросу.

          Уделено внимание разработке и апробации сценариев использования данного пособия на уроках географии в 8 и 6 классах. В 6 классе пособие опробовано на уроке «Полезные ископаемые родного края». Дети с удовольствием ознакомились с материалом, содержащимся в презентациях «Геологическое прошлое территории Ростовской области» и «Полезные ископаемые Ростовской области», практически все ученики класса справились с заданиями электронного учебного модуля. Благодаря разнообразию форм  использования данного пособия (демонстрация, работа с текстовым материалом, решение проблемных задач по освоению содержания и практических навыков работы с компьютером),   за время урока удалось не только освоить запланированный материал, но и поддерживать достаточно высокий уровень интереса на протяжении всего урока, снять утомляемость, создать условия, в которых необходимым стало применение атласа Ростовской области, других источников информации на бумажных носителях (учебники, энциклопедии), полученных раннее знаний; дети обращались к жизненному опыту.

          В 8 классе пособие опробовано на уроках по теме «Особенности климата  Ростовской области» и «Край степной богат водой» (Внутренние воды Ростовской области). Для этих уроков были разработаны 9 вариантов инструктивных карточек для работы в парах (сильный + слабый). Образцы карточек приведены ниже.

 

Инструктивная карточка 1 (Климат)

Открыть папку «Ростовская область» → При помощи каталога открыть папку «Климат», выполнить задания:

1.      Прочитать текстовый материал «Климат», просмотреть презентацию «Климат»

2.      Выполнить задания ЭУМ Климат 1.

3.      Выполнить задание на контурной карте К-К Климат, используя карту атласа стр. 6

4.      На основе изученного материала подготовить устное сообщение на тему «Общая характеристика климата  Ростовской области» (не более 5 предложений), пересказать коллегам по группе

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

 

5.      Ответить на вопрос: В какой климатической области умеренного пояса находится территория Ростовской области?

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

6.      Составьте для одноклассников вопрос  к своему сообщению.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

7.      Выполнить задание ЭУМ Климат 3

 

Инструктивная карточка 1 (Воды)

 

Открыть папку «Ростовская область» → При помощи каталога открыть папку «Воды», выполнить задания:

8.      Прочитать текстовый материал «Воды», просмотреть презентацию «Воды»

9.      Выполнить задания ЭУМ Воды 1.

10.  Выполнить задание на контурной карте К-К Воды, используя карту атласа стр. 9

11.  На основе изученного материала подготовить устное сообщение на тему «Разнообразие внутренних вод Ростовской области» (не более 5 предложений), пересказать коллегам по группе.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

 

12.  Составьте для одноклассников вопрос  к своему сообщению.

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

 

13.  Ответить на вопрос: Как внутренние воды связаны с климатом местности?

________________________________________________________________.

________________________________________________________________.

 

Выполнение этих заданий регламентировалось правилами работы в малых группах:

Правила учебной работы  в парах:

1.Работаем в парах по очереди.

2.После окончания выполнения каждого    задания – сигнал на доску, выносим

     сигналы по  очереди.

3.Можно советоваться друг с другом в парах.

4.Можно задавать учителю вопросы.

5.После выполнения задания сохраняем  изменения  в документе.

6.Представляем сообщения, чередуясь в паре.

 

        Включение в ход урока энергизатора (коллективное решение кроссворда на доске по мере выполнения заданий инструктивной карточки) позволило снять утомляемость и превратить работу в увлекательное соревнование.

       Данный сценарий использования  мультимедийного пособия «География Ростовской области»  позволил рассматривать разработанный электронный ресурс  не только, как источник информации, но и как  наглядный материал,  основу для выполнения практических работ,  как средство формирования умений и навыков пользователя ПК,  как средство контроля усвоения знаний, умений, навыков.

       Одновременно на уроке учитель при помощи этого пособия добивался успешного решения следующих дидактических задач:  лучшее усвоение учениками  базовых знаний по предмету; систематизация знаний учащимися в процессе работы над заданиями;  формирование навыков  самоконтроля,   мотивация к учению в целом и к географии и информатике в частности;  учащимся была обеспечена учебно-методическая помощь учителя в самостоятельной работе над учебным материалом; пособие позволило  использовать ранее полученные знания, умения, навыки в новых условиях.

        В пособии представлены оригинальные материалы автора.

        Содержание пособия соответствует  требованиям ГОС, потребностям региона. Его можно использовать в реальном образовательном процессе  для организации различных видов деятельности учащихся:  работа с текстом,  с иллюстрациями,  с картами,  с контурными картами, с каталогом. В процессе освоения материала дети учатся  сравнивать,  сопоставлять,  применять знания,  анализировать и  синтезировать материал, оценивать свою работу и работу одноклассников. Конструктивное общение на уроке сплачивает классный коллектив, превращает ученика и учителя в единомышленников.

           Использование данного пособия позволяет учителю разработать сценарии использования этого ресурса, обеспечивающие все требования, предъявляемые к проведению интерактивного занятия:

•  самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

•  необычные условия работы;

     •  активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Конечно,  каждому учителю придется продолжить работу над этим пособием, так как статистические материалы  устаревают, каждый из нас по своему подходит к реализации регионального компонента, пособие необходимо дополнять и совершенствовать,  надеюсь, что оно пригодится Вам, коллеги, на уроках и во внеклассной работе по географии Ростовской области.

 

Литература

                 1.    Областной закон от 22.10.2004 № 184-зс (ред. от 22.10.2005)

                         Об Образовании в Ростовской области (принят ЗС РО  07.10.2004)

    2.  Стандарт общего образования: концепция госу­дарственных

         стандартов общего образования.,Рос. акад. образования., М.:

         Просвещение, 2006.

3.     Екшибарова Н.А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии, География в школе, №4, 2006.

4.           Крылов А. И. Постановка целей обучения гео­графии в дистанционном курсе,География в школе, № 5, 2007.

5.     Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении., География в школе, №5, 2004.

6.     Раменская Т. И., Преподавание географии Ростовской области с помощью компьютерных технологий, http://ito.edu.ru/2006/Rostov/II/2/II-2-8.html

7.     Таможня Е.А.  Компьютерные технологии: возможности использования, География в школе, №4, 2004.

8.       Учаева В.А.,  Национально-региональный компонент: постановка и конкретизация целей обучения, География в школе №5, 2008

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн