Интегрированный урок по географии и биологии (8 кл.)«Человек и природа: конфликт или гармония»
1.Организационный момент.
Учитель географии.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем урок по теме «Человек и природа: конфликт или гармония». Каковы цели нашего урока? Сформулируйте их.
Учитель биологии
Зачитывает цели урока, используя интерактивное оборудование.
2.Вступительная беседа.
Учитель географии.
Используя прием «мозговой штурм», предлагаем ответить на вопрос:
- Что такое природа?
Для этого каждому ученику необходимо написать ответ на листочке, озвучить его и затем прикрепить на магнитную доску.
(листочки прикреплены на спинке стула, и ребенок непроизвольно выполняет повороты в стороны)
- Может ли человек существовать без природы?
- Может ли природа существовать без человека?
( ребята работают в группах по 4 человека и высказывают своё мнение)
3.Изучение новой темы.
Учитель биологии.
Слово природа употребляется в нашей речи в различных смыслах. В широком смысле природа означает весь мир, в многообразии его форм и проявлений. В узком смысле это слово означает биосферу, естественные условия жизни общества.
Природа – огромная кладовая ресурсов, которые необходимы человеку.
- Какие ресурсы использует человек?
- Да, человек использует реки и водопады, леса и полезные ископаемые, почву и воздух. Таким образом, природа служит основой жизнедеятельности человеческого общества. Если первобытные люди поклонялись силам природы, обожествляли её, постепенно человек становился хозяином природы и перешел к её хищническому потреблению.
Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. Вот печальная статистика. По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. гектаров лесов. Стремительно увеличивается число растений и животных, заносимых в Красную книгу. Уже люди сами становятся жертвами своих необдуманных действий. От отравления ежегодно погибает в мире около 14 тысяч человек. Меняются природные ландшафты, истощается почва, мелеют озера и реки.
4.Анализ неблагоприятного влияния человека на природу.
Учитель географии.
Сейчас мы предлагаем проанализировать воздействие человека на природу. Для этого используется прием Фишбоун.
- Каким образом можно предотвратить данные экологические проблемы?
- Почему в этом должен быть заинтересован сам человек?
Учитель географии.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, возмещении ущерба, причиненного здоровью, имуществу экологическими правонарушениями. В соответствии с принципом «загрязнитель платит», в РФ установлена плата за выброс, сбросы загрязняющих веществ.
- Что означает право на благоприятную окружающую среду?
5.Решение практических задач.
Учитель биологии.
А теперь, ребята, решаем задачи. Вам необходимо подумать и ответить на следующий вопрос:
- В каких случаях человек нарушает экологическое равнолвесие и каким последствиям это приводит?
Человек разводит костры в лесу.
Человек собирает грибы и ягоды в лесу.
Оказавшись на природе. Человек разбрасывает мусор.
Человек косит траву на лугу.
6.Блеф-конкурс.
Учитель биологии
А теперь мы проводим блеф-конкурс. Вам необходимо ответить ДА или НЕТ и аргументировать свой ответ.
Верите ли вы в то, что бумагу можно бросать на землю, потому что она разлагается на почве быстро? (нет, потому что бумага может лежать на почве более 2 лет до полного разложения).
Верите ли вы в то, что когда строят дома или дороги. Необходимо снять слой почвы? (Да, её можно использовать в другом месте.
Верите ли вы в то, что нефть приносит большую пользу окружающей среде? (Нет. Нефть является основной опасностью для окружающей среды)
Верите ли вы в то, что муравьи – самые трудолюбивые санитары леса? ( да, муравьи- самые трудолюбивые санитары леса. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник два десятка насекомых).
Верите ли вы в то, что стекло может лежать на почве 500 лет до полного разложения? (нет, стекло может лежать на почве более 1000 лет до полного разложения)
7.Проверка знаний.
Учитель географии
А сейчас ребята мы проверим ваши знания при помощи тестов.
Как называется металл, который попадает в окружающую среду при работе заводов цветной металлургии, вызывающий тяжелые отравления у людей и животных, использующий в медицине?
Ртуть; 2) медь; 3) свинец.
Как называется наука о взаимодействии живых организмов и окружающей среды?
Ботаника; 2) экология; 3) зоология.
Как называется самая маленькая птица в России?
воробей; 2) королек; 3) жаворонок.
В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС, в результате которой произошел выброс радиации в воздух?
В 1980 году; 2) в 1986 году; 3) в 1990 году.
Какое слово пропущено в стихотворении?
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский….
Парк; 2) сквер; 3) лес.
Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения пресной воды по инициативе ООН ежегодно с 1992 года отмечается Всемирный День воды. Когда отмечается этот день?
1 января; 2) 22 марта; 3) 30 декабря.
Как называется самый чистый водоем на территории России?
Озеро Байкал; 2) озеро Балхаш; 3) Ладожское озеро.
Как называется участок территории суши или акватории с находящимися в его пределах объектами, полностью исключенными от всех видов хозяйственного использования?
Национальный парк; 2) заказник; 3) заповедник.
Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям?
Огурец; 2) репа; 3) лук.
Почему в городах не растут лишайники?
Потому что, в городе мало деревьев;
Потому что, в городе воздух загрязнен;
Потому что, в городе очень шумно.
Что означает знак, где изображен лес, костер и изображение зачеркнуто красной полосой?
Можно осторожно разжигать костры;
Костры можно жечь лишь в специально отведенных местах в лесу;
Не жечь костры.
Учитель географии.
А теперь вам предлагается провести взаимопроверку и выставить оценку.
8.Подведение итогов.
Учитель биологии
И так, ребята, пришло время подводить итоги нашего урока. Ответьте на вопрос:
- Какова роль человека в природе?
- Можно ли предотвратить экологические проблемы?
- Какими способами может защитить человек природу?
9.Домашнее задание.
Учитель географии.
Подготовить сообщение об экологических проблем в нашей области, районе, используя материалы СМИ.