Внеклассное занятие по педагогике. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. 3 кл.
Тема: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Цель: усвоение учащимися правил вежливости в общении со взрослыми, с товарищами.
Задачи:1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Сформировать у них представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Учебные материалы: карточки с пословицами, со словами, мультфильм.
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Речевая разминка.
Улыбнитесь. Вдохните, на выдохе произнесите: «Ах, как замечательно!» После слова ах сделайте паузу, остановите выдох; словозамечательно протяните, особенно звук [a] в третьем слоге. Дети выполняют указанные действия.
Ученики смотрят эпизод, в котором мама отправляет Крошку Енота к речке, чтобы он улыбнулся.
-Почему Крошке Еноту удалось подружиться? ( Он улыбнулся, стал добрым);
-Что значит стать добрым? ( Помогать, быть вежливым);
-Что значит быть вежливым? ( Говорить добрые слова, улыбаться);
-Как вы думаете, почему мы должны быть добрыми и вежливыми? ( Чтобы приносить людям радость);
3) Сообщение темы урока
Прочитайте тему нашего урока.
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
4) Работа по теме урока
Детям раздаются карточки с пословицами.
-У вас на карточках даны начала пословиц о доброте. Найдите продолжения пословиц и объясните, как вы их понимаете.
Худо тому, ... …добром платят.
За добро… …украшает человека.
Добро… …кто добра не делает никому.
-Ребята, а вы знаете, откуда произошло слово вежливость?
Выслушиваются ответы учеников.
Слово вежливость произошло от древнерусского словавежа - «знаток», ведать – «знать». Буквальное значение слова вежливость – «знание о том, как себя вести».
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будите с товарищем
Трещать, как две сороки.
(С. Я. Маршак)
-О каком недостатке в поведении детей говорится в стихотворении?( о разговорах во время урока);
-По отношению к кому ребята поступают не вежливо? (По отношению к учителю и другим детям);
Вежливый человек знает много волшебных слов, которые приносят радость. Эти слова мы сегодня пригласим на урок.
Игра « Магазин вежливых слов»
На полках в магазине стояли вежливые слова. Но вдруг подул ветер-проказник, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам. Учтите, что на каждой полке слова определенного смысла.
На доске – карточки со словами:
Спасибо, здравствуйте, извините, до свидания, благодарю, привет, добрый день, прощайте, пожалуйста, простите, прошу прощенья, до встречи .
К доске выходят четыре ученика. Они делят слова на 4 группы.
-На какие группы вы разделили слова? ( Слова приветствия, слова благодарности, слова извинения, слова прощания).
-Какие еще слова приветствия вы знаете? ( Добрый вечер, доброе утро, здорово ).
Существуют несколько тысяч способов приветствовать друг друга при встрече. Познакомьтесь с некоторыми из них:
Древние греки произносят:
-Радуйся!- и поднимают руки.
Англичане и американцы спрашивают:
-« Как дела?» - и протягивают руку для пожатия.
Арабы говорят: « Мир с тобой?» - и складывают ладошки вместе.
Индейцы восклицают: « Все хорошо!» - и поднимают одну руку.
5) Физкультминутка
На реке живет енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнем запасы прячет.
Он среди воды живет
Добродушный наш енот.
6) Продолжение, работы по теме урока
Давайте рассмотрим несколько ситуаций и определим, кто должен поздороваться первым:
-Девочка или мальчик? (мальчик)
-Бабушка, сидящая на скамейке, или девочка, мимо проходящая? (девочка)
-Ученик или учитель? (ученик)
Покажите, каким должно быть выражение лица, когда вы приветствуете друг друга.
Дети здороваются с соседом по парте.
-На экране - стихотворение Григория Остера. Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту.
Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов пожалуйста, спасибо
Ни кому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
-Серьезный или шутливый совет дает нам поэт? (шутливый)
-Давайте дадим правильные ответы.
Дети читают текст по две строчки и составляют советы:
Всегда здороваться при встрече. Всегда говори слова спасибо и пожалуйста. Всегда отвечайте на вопросы.
7) Итог урока
-С какими словами мы работали на уроке? (С вежливыми - словами приветствия, прощания, просьбы, извинения)
Для чего нужны нам эти слова? ( чтобы мы были добрыми, вежливыми, дарили, людям радость);
-Посмотрите на наши полки в магазине. Со всеми ли вежливыми словами мы сегодня работали? (нет)
- Давайте пригласим эти слова к нам на следующий урок.
Ученик читает стихотворение:
Слова: До свиданья!
Спасибо, простите,
Пожалуйста, здравствуйте.
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке,
В школе и дома.
Слова эти очень важны.
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
Так давайте подарим друг другу добрые и вежливые слова, подарим радость.