Приложение к учебнику немецкого языка И. Л. Бим "Немецкий язык. первые шаги2
Submitted by Галина Юрьевна Полякова on пн, 16/04/2012 - 20:36
Как стимулировать игровую и учебную деятельность на уроках немецкого языка, учитывая психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста? Именно с такой проблемой я столкнулась, когда начала преподавать немецкий язык в начальной школе. Опыта работы с малышами у меня не было, поэтому пришлось преодолевать много трудностей как психологического, так и методического характера. Сложность условий заключалась ещё и в том, что обучаемость детей в моих классах была очень разной, имел место большой разброс в овладении учебными умениями. Возникающие при двух часах в неделю перерывы между уроками также неблагоприятно сказывались на детях младшего возраста. Это требовало систематического повторения и возвращения к пройденному. Недопустима была перегрузка детей и как результат - снижение мотивации. В комплект УМК для 2 и 3 классов, по которым я работала, входят учебники, рабочие тетради и аудиокассеты. В них содержится определённое количество стихов, песен, считалок. Практика показала, что дети младшего школьного возраста наиболее эффективно усваивают языковой материал, который подаётся в музыкальной, стихотворной форме. Поэтому я сделала песню неотъемлемой частью каждого урока. Материал, предусмотренный программой, я рифмую и подбираю к текстам фонограммы. Так появилось дидактическое пособие «Музыкальное приложение к УМК И. Л. Бим для 2 и 3 класса».
Таким образом, основная цель создания дидактического материала «Музыкальное приложение к учебникам И. Л. Бим для 2 и 3 класса» - оптимизация структуры урока немецкого языка в начальной школе. Оптимизация структуры урока предполагает правильное соотношение всех звеньев урока, их взаимосвязь. гибкие переходы от одного этапа урока к другому, использование заданий, направленных на усвоение нового материала и закрепление пройденного. Данный дидактический материал ориентирован на достижение исходной цели обучения немецкому языку в начальной школе, предусмотренной существующим образовательным стандартом, а именно - на речевое и интеллектуальное развитие и формирование коммуникативной компетенции на уровне начинающего.
Используя дидактическое пособие, «Музыкальное приложение к УМК И. Л. Бим для 2 и 3 класса». я, как учитель, ставила перед собой следующие задачи:
1.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего возраста.
2. Стимулировать активность учащихся.
3.Формировать познавательный интерес и мотив учения.
4. Повышать результативность обучения.
Музыкальное приложение к УМК И. Л. Бим для 2 и 3 классов» представляет собой комплект, содержащий:
- песенник для учащихся “BunteBlätter”
- компакт-диск (аудиокассету) с записями фонограмм к песням.
Песенник для учащихся “BunteBlätter” формировался постепенно, по мере изучения нового материала по УМК под редакцией И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой “Deutsch. Die ersten Schritte “ Klasse 2 идалее“Deutsch. Die ersten Schritte” Klasse 3. Создание и использование песенника во втором классе начальной школы стало возможным со второго полугодия, когда второклассники овладели алфавитом и освоили основные правила чтения. «Музыкальное приложение к УМК для 2 класса» полностью соответствует структуре учебника «Немецкий язык для 2 класса. Часть 2.» под редакцией И. Л. Бим. Приложение включает 5 основных тем, темы разбиты на уроки, к урокам прилагаются тексты более 20 песен авторского характера, к текстам песен подобраны фонограммы.
Аналогично составлено «Музыкальное приложение к УМК для 3 класса.» - в нём 28 песенок по 6 основным темам.
Тексты песен – это рифмовки, содержащие в себе основные характеристики предъявляемого учебного материала. Количество фонограмм ограничено до 20, так как некоторые тексты положены на одну и ту же мелодию. Опыт преподавания иностранного языка, как личный, так и отражённый на страницах методической печати, позволяет сделать некоторые рекомендации, касающиеся методики использования музыкальных произведений. Технология использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку даёт положительные результаты, если применяется определённая последовательность приёмов, которая может быть представлена рядом этапов на протяжении как одного, так и нескольких уроков. При использовании музыкальных приложений я выделяю следующие этапы работы:
1. Презентация.
2. Контроль общего понимания содержания песни.
3. Снятие языковых трудностей и уточнение понимания отдельных фрагментов песни.
4. Работа над произношением.
5. Выразительное чтение текста песни самими учащимися.
6. Исполнение песни учащимися под фонограмму с опорой на текст.
7. Закрепление и контроль новой лексики.
8. Исполнение песни без опоры на текст.
9. Использование песни на продуктивном уровне.
10 .Всевозможные грамматические и творческие задания по тексту песен. 11. Использование песен в сценариях внеклассных мероприятий на немецком языке.
Место дидактического материала в структуре урока и время, отводимое работе с ним, зависит от многих факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и задач и т. д. Обычно работа над песней занимает несколько уроков.
На первом уроке происходит презентация, контроль общего понимания содержания песни, снятие языковых трудностей. Введение новой лексики обязательно сопровождается жестами, мимикой, картинками, рисунками.
На следующем уроке отводится время для работы над произношением, выразительным чтением текста песни и, наконец, песня исполняется учащимися под фонограмму с опорой на текст. На последующих уроках песенка исполняется под фонограмму: либо в начале урока в качестве речевой разминки, либо в середине урока в качестве музыкальной паузы (2 – 4 минуты). На первом уроке представляется возможным отработать сразу 6 этапов, если песня небольшая по объёму и несложная по содержанию, например:
«Herr Weiβ.» (die 2. Klasse, das II. Thema, Stunde 4.)
-Guten Tag! Ich heiße Weiß!
-Wie bitte? Wie bitte?
-Guten Tag! Ich heiße Weiß!
-Freut mich!
-Ebenfalls!
Закрепление и контроль новой лексикипроводятся в игровой форме, по прошествии 2 – 3 уроков, когда дети хорошо запомнили песню. При первичном закреплении определённой игре можно отвести 10 – 15 минут урока. В дальнейшем та же игра может занимать 4 - 5 минут и служить повторением пройденного материала.
Исполнение песни без опоры на текст обычно происходит через 4 – 5 уроков. Время, необходимое для заучивания наизусть, индивидуально для каждого ученика, зависит от уровня его подготовки. Этот этап урока превращается в мини-концерт: песни можно исполнять индивидуально, хором, дуэтом, разными голосами, с игрушечными микрофонами. Исполнение песни наизусть можно интегрировать с различными действиями и использовать при этом различные приёмы: