Submitted by Оксана Александровна Ефремова on пн, 16/04/2012 - 16:00
Шесть шляп мышления
Адресат: учащиеся 9-11 классов
Цель: развитие способности к саморегуляции в стрессовой ситуации
Задачи:
Познакомить учащихся с методом ситуационного анализа Э. де Боно «Шесть шляп мышления»
Тренировка навыка ситуационного анализа в игре
Применение алгоритма ситуационного анализа в саморегуляции стрессовой ситуации
Оборудование:
Модели цветных шляп белого, красного, черного, зеленого и желтого цвета
Карточки с алгоритмом ситуационного анализа
CD-проигрыватель и диск с записью «волшебной» музыки
Ход занятия
Этапы занятия
Содержание этапа
Примечание
Введение
Приветствие
Целевая установка
Как хотелось бы каждому из нас быть всегда здравомыслящим, беспристрастным, в меру эмоциональным и позитивно мыслящим! Но лишь некоторые могут похвастаться тем, что владеют таким замечательным качеством. Но можно ли научиться быть таким, каким мечтается?
Известный исследователь Эдвард де Боно разработал метод, который помогает в обучении детей и взрослых эффективному мышлению. «Шесть шляп мышления» - так называется его метод. Шесть разноцветных шляп — это шесть различных способов мышления. Для того чтобы научиться думать различными способами, давать разностороннюю оценку ситуациям, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал людей «менять шляпы». Давайте познакомимся с этим интереснейшим методом и ситуациями, где он эффективно работает.
Основная часть, работа по подгруппам
1. Сообщение ведущего.
Я бы хотела познакомить вас с необыкновенной притчей «О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ».
Эдвард де Боно разработал метод обучения «эффективно мыслить» и назвал его «Шесть шляп мышления». Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения. Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Я предлагаю вам выбрать для себя шляпу одного из цветов (белую, красную, черную, желтую, зеленую, синюю).
2. Работа по подгруппам.
С позиции каждой шляпы мы анализируем сказку «Журавль и цапля».
Каждая подгруппа, объединенная цветом шляпы, производит анализ сказки с точки зрения своей позиции:
“Белая шляпа”
– вам предлагается надеть белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий в проблемной ситуации, то есть сухую информацию, которую можно представить в виде следующей схемы:
сначала… – потом… – затем… – и тогда… – и наконец…
“Красная шляпа”
– в красной шляпе говорят и думают только о чувствах. Какие чувства вызывает эта ситуация? сначала… – потом… – затем… – и тогда… – и наконец…
“Черная шляпа”
– надев черную шляпу, вы видите все в черном цвете. Расскажите, самое плохое в этой ситуации, какие отрицательные последствия могут ожидать в будущем? Что самое страшное может произойти?
“Желтая шляпа”
- у любого события есть всегда положительные стороны. Надев желтую шляпу, вы видите ситуацию с положительной стороны. Что хорошего привнесла данная ситуация в вашу жизнь (жизнь других)? Что хорошего вас (или других) ожидает в будущем?
“Зеленая шляпа”
- очень важно примерить зеленую шляпу. Это шляпа творчества. Она позволяет по-иному взглянуть на ситуацию, придумать новый выход.
“Синяя шляпа”
- Примеряя предыдущие шляпы, мы заметили, что наше состояние изменилось. Мы увидели ситуацию с разных сторон, насладились положительными и отрицательными моментами, немного пофантазировали, а может быть, и помечтали. Пришла пора надеть шляпу мудрости – синюю шляпу. Каждая произошедшая с нами ситуация нас учит чему-то важному. Итак, обсуждаем
Участникам предлагаются карточки с алгоритмами «шляпы» для представления.
Индивидуальная работа по алгоритму
В скором времени вам предстоят сложнейшие испытания – сдача экзаменов. Эта ситуация очень волнует и беспокоит многих – и учеников, и их родителей. Давайте попробуем с помощью «Метода шести шляп» проанализировать данную ситуацию.
Заключительный этап
Рефлексия участников занятия
Таблицы с алгоритмами дарятся участника
Приложение 1
Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
Татьяна ГРАБЕНКО Институт сказкотерапии,
г. Санкт-Петербург
ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился великий секрет великого мастера.
Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю.
«Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, — решили сыновья Шляпника. — Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету».
Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.
«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»
«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».
«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»
«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»
«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.
Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?
Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.
Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.
Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса. «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», — говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он — богач или бедняк — решать не нам».
А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.
Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек — достиг того, чего хотел», — говорили одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» — спрашивали другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.
Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели.