К1П1
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам с.Родничок Балашовского района»
- Доля обучающихся, воспитанников с ОВЗ (в %), имеющих положительные результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем, заданные образовательной программой (индивидуальным «маршрутом» развития обучающихся; коррекционно-комплексным планом развития личности обучающихся)
Информационно-аналитический отчет
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности».
(В.П. Кащенко)
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу. Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Образовательная программа в ГБОУ СО «Школа – интернат АОП с. Родничок Балашовского района» строится на принципе личностно – ориентированного взаимодействия. Целью разработки программы с учетом специфики специального (коррекционного) образования для обучающихся по адаптированным образовательным программам:
1. Создание оптимальных условий для:
- коррекционно – развивающего разноуровневого обучения учащихся на основе дифференцированного подхода;
- развития механизмов у учащихся продуктивного общения;
- освоения учащимися моделей коммуникативного поведения, позволяющих решить проблему социальной интеграции каждого воспитанника в современное общество.
2. Улучшение организации коррекционной работы по формированию навыков социально - адаптированного поведения учащихся, имеющих отклонения в психофизическом развитии, а также затруднения в обучении.
3. Развитие трудовых умений и навыков с учетом конкретных возможностей каждого ученика, школы.
Для достижения результатов в реализации образовательной программы в своей работе воспитатель Марина Вячеславовна решает следующие практические задачи:
1. Создать условия для формирования универсальных учебных действий воспитанников в внеурочной деятельности дополнительного образования.
2. Эффективно использовать современные педагогические технологии обучения и воспитания, обеспечивающие учащимся сохранение и укрепление здоровья, развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, интересов, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
3. Отслеживать динамику развития обучающихся.
Одним из составляющих образовательной программы является воспитательный компонент на основании этого раздела разработана коррекционная подпрограмма «Социализации личности воспитанников в условиях школы - интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам». При планировании коррекционно - воспитательной работы в рамках образовательной программы Марина Вячеславовна отражает основные направления воспитательной работы. Проводимые воспитателем мероприятия соответствуют возрастным особенностям воспитанников. Она стремится дать детям знания, умения самостоятельного выполнения определённых заданий, т. е. работает в « зоне ближайшего развития», что и является одной из составляющихся этих программ.
Основными идеями, которые легли в основу образования и воспитания воспитанников группы «Радуга», где работает Марина Вячеславовна, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей. По данным направлениям Марина Вячеславовна проводит совместную воспитательную работу с классными руководителями на классных часах, семейных праздниках, психологических часах с педагогом – психологом, на родительских собраниях с родителями и лицами их замещающими, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.
Основным методом её работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребёнок общаются и действуют « на равных».
На занятиях по выполнению домашнего задания, внутришкольных мероприятиях, библиотечных часах, воспитательных часах Марина Вячеславовна старается достичь, поставленных задач. Воспитатель использует разнообразные формы и приемы, которые активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся и способствуют прочному усвоению знаний:
работа в парах,
индивидуальная,
коллективная работа,
игровые, исследовательские приемы,
моделирование.
Один из главных принципов – обеспечение комфортности учащихся на уроке, мероприятии, т.к. учебная, воспитательная результативность напрямую зависит от состояния ребенка. Для этого создаются условия, при которых ребенок не боялся, высказывать свои пусть еще не совсем зрелые мысли. Хоровые ответы дают возможность всем говорить, вовлекают слабых учащихся в работу. Для обеспечения обратной связи используется рефлексия в виде условных сигналов, смайликов; создается дружелюбная и одновременно деловая атмосфера.
Сравнительный анализ мониторинга ежегодно показывает положительную динамику уровня развития личности воспитанников, что подтверждает эффективность коррекционно- воспитательной работы. У детей развивается активность в различных видах деятельности, повышается умственная работоспособность, увлеченность, повышается мотивация к обучению.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению каждого ребёнка с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-образовательной программе. В ГБОУ СО «Школа – интернат АОП с. Родничок Балашовского района» специалистами школы- интерната (педагог- психолог, логопед, медицинские работники) учителя – предметники, воспитатели разрабатывают индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты, в которых, отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку. В основе построения индивидуального коррекционно - образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Марина Вячеславовна совместно с специалистами, учителями – предметниками работает по индивидуально образовательному маршруту для ребенка с РАС, применяет в своей работе эффективные методы и модели для осуществления развития личностного потенциала ребенка. Для достижения целей развития личности, обучение строится на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся опирается на знание их личностных особенностей, расширяет и осваивает разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Укрепляет веру в своей значимости как профессионала, как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть!
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании и воспитании.
Марина Вячеславовна поддерживает тесный контакт с родителями своих воспитанников: организует педагогические консультации, встречи родителей с педагогом-психологом, проводит анкетирование в целях диагностики, регулирования и коррекции своей учебно-воспитательной деятельности; проводит родительские собрания, консультации, знакомит с наглядно – текстовой информацией.
Проведённое среди родителей анкетирование на тему: « Оценка роли воспитателя в развитии ребёнка» показало, что 100% родителей дают высокую оценку работе воспитателя Гробовой Марине Вячеславовне.
Марина Вячеславовна старается быть в курсе современных достижений педагогической науки. Для этого изучает методическую и педагогическую литературу, использует Интернет ресурсы.
В итоге, исследуя в течение пяти лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведенных диагностик уровня развития воспитанников, можно сделать вывод: 90 % воспитанников имеют высокий уровень развития
Мониторинговые исследования
по реализации индивидуальных маршрутов
различного типа
воспитанников группы «Радуга»
Показатели
|
2012-2013
2-3 классы
|
2013-2014
3-4 классы
|
2014-2015
4-5 классы
|
2015-2016
5 -6 классы
|
2016-2017
6-7 классы
|
Учебные навыки
|
Чтение:
|
|
|
|
|
|
Знает печатные буквы
|
50%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Слоговое чтение
|
33%
|
78,9%
|
100%
|
100%
|
|
Слова+слоги
|
50%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Не читает
|
50%
|
17%
|
0%
|
0%
|
0%
|
Чтение словами
|
12%
|
32,5%
|
87%
|
100%
|
100%
|
Понимает прочитанное
|
50%
|
50%
|
78%
|
87%
|
87%
|
Выразительность
|
0%
|
17%
|
25%
|
75%
|
68%
|
Работа с текстом:
|
Отвечает на вопросы
|
50%
|
66%
|
87%
|
100%
|
100%
|
Пересказывает текст
|
33%
|
66%
|
87%
|
100%
|
100%
|
Заучивает стихи
|
50%
|
66%
|
75%
|
100%
|
100%
|
Словарный запас
|
25%
|
33%
|
62%
|
62%
|
79%
|
Устная речь
|
12%
2 ученика не говорящие
|
33%
|
50%
|
62%
|
100%
|
Письмо
|
Знает письменные буквы
|
50%
|
83%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Умеет переводить печатный текст в письменный
|
50%
|
83%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Записывает текст под диктовку
|
33%
|
50%
|
87%
|
100%
|
100%
|
Списывает письменный текст
|
50%
|
83%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Развитие мелкой моторики
|
50%
|
50%
|
75%
|
75%
|
83%
|
Математика:
|
|
|
|
|
|
Знает цифры
|
66%
|
83%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Сложение и вычитание в пределах 10
|
50%
|
50%
|
62%
|
75%
|
100%
|
Сложение и вычитание в пределах 20
|
33%
|
50%
|
50%
|
75%
|
100%
|
Понимает смысл задачи
|
33%
|
50%
|
62%
|
75%
|
100%
|
Развиты графические навыки
|
50%
|
50%
|
75%
|
75%
|
83%
|
Ориентируется в пространстве листа
|
50%
|
50%
|
75%
|
75%
|
83%
|
Личностное и социальное развитие:
|
Умеет следовать указаниям
|
33%
|
50%
|
87%
|
100%
|
100%
|
Умеет работать самостоятельно
|
33%
|
50%
|
75%
|
75%
|
83%
|
Прилежность в работе
|
33%
|
50%
|
75%
|
75%
|
83%
|
Умеет общаться со сверстниками
|
66%
|
66%
|
87%
|
87%
|
100%
|
Умеет общаться со взрослыми
|
66%
|
83%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Контролирует свои эмоции
|
33%
|
66%
|
83%
|
83%
|
83%
|
Умеет бережно относиться со школьным имуществом
|
83%
|
83%
|
100%
|
83%
|
83%
|
|
|
|
|
|
|
|
Результативность освоения обучающимися образовательных программ по индивидуальным «маршрутам» за 5 лет показывает позитивную динамику:
Чтение-на46%
Работа с текстом-на48%
Письмо-на52%
Математика-на 60%
Личностное и социальное развитие -на 70%
Динамика развития познавательной деятельности по индивидуальным «маршрутам» воспитанников группы «Радуга»
Планирование деятельности, внимание.
Учебный год
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий уровень
|
Не сформированная
|
2012-2013
2-3 классы
|
8,3%
|
50%
|
25%
|
16,6%
|
2013-2014
3-4 классы
|
25%
|
58,3%
|
8,3%
|
8,3%
|
2014-2015
4-5 классы
|
25%
|
66,6%
|
8,3%
|
0%
|
2015-2016
5-6 классы
|
25%
|
75%
|
0%
|
0%
|
2016-2017
6-7классы
|
33,3%
|
75%
|
0%
|
0%
|
К концу7 класса среднего и высокого уровня достигли 66% учащихся, низкий уровень планирования деятельности и внимания остался примерно на том же показателе, у всех школьников уровни сформировались
|